Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование рынка ценных бумаг в Украине

На начало 2000 г. деятельность на фондовом рынке Украины осуществляли:

·     129 инвестиционный фонд;

·     100 инвестиционных компаний с 182 взаимными фондами;

·     827 торговцев ценными бумагами (в том числе коммерческие банки);

·     352 регистратора;

·     82 хранителя;

·     один депозитарий;

·     6 бирж;

·     2 торгово-информационные системы;

·     10 саморегулирующих организаций   [7].

В Украине зарегистрировано более 35800 эмитентов ценных бумаг и в том, числе 11840 открытых акционерных обществ. Преобладающая доля акций выпущена приватизируемыми предприятиями (около 80% от всей суммы эмитированных ценных бумаг).

Всего профессиональных участников рынка ценных бумаг более 1500.

Но, дальнейшее становление фондового рынка Украины, его развитие и функционирование во многом зависит от законодательного регулирования.



1.3. Закономерности регулирования рынка ценных бумаг

1.3.1. Основы регулирования государством рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг в отличие от других организованных рынков обычно является одним из наиболее жестко регулируемых и регламентируемых государственными органами рынком. Причина этого заключается в особом значении для государства и для всего общества надежности и стабильности системы движения капиталов, которое обеспечивается обращением различных видов ценных бумаг и их производных, в тесной связи этого рынка с законодательной базой и системой правоотношений собственности, которая сложилась в государстве   [7]

Роль и функции государства в регулировании рынка ценных бумаг обычно сводится к следующему:

·     идеологическая и законодательная функции;

·     концентрация ресурсов;

·     установление правил игры;

·     контроль над финансовой устойчивостью и безопасностью рынка;

·     создание эффективного рынка;

·     создание системы информации;

·     формирование системы защиты инвесторов от потерь;

·     предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования  [2].

Регулирование рынка ценных бумаг имеет ряд аспектов:

1)       общий аспект – государством устанавливается правила и стандарты, обязательные для всех участников рынка и в том числе для государственных органов;

2)       конкретный аспект – устанавливаются правила, обязательные для определенных участников рынка, например, для фондовых бирж или для торговцев.

Существует две основные модели развития рынка ценных бумаг:

·     регулирование рынка осуществляется преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, обучению участников передается так называемым саморегулирующимся организациям (Франция).

·     максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, но государство сохраняет за собой основные контрольные позиции и в необходимых случаях имеет широкие возможности вмешиваться в систему регулирования и саморегулирования (Великобритания)   [7].

Украина выбрала французскую модель развития национального фондового рынка. Так как, тем более, что особенно активную роль должно играть государство на начальных этапах становления рынка ценных бумаг.

Считается, что основным принципом государственного регулирования фондового рынка Украины является, прежде всего, реализация общегосударственных интересов, обеспечения гарантий и определенной безопасности инвестиционной деятельности в нашей стране и в том числе защиты принятых в мире прав инвесторов   [2].

В основе системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Украине находится Конституция Украины.

Важное место в становлении системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Украине занимает принятый в октябре 1996 г. Закон “О  государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.

Важно место в этом законе занимает определение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – это предпринимательская деятельность по перераспределению финансовых ресурсов при помощи ценных бумаг и организационному, информационному, техническому, консультативному и другому обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг, которая является, как правило, исключительным или преимущественным видом деятельности  [2].

Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляться: государственными органами (государственно-правовое регулирование) в лице Государственной Комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже и отдельными институтами (институционально-правовое регулирование) в лице саморегулирующихся организаций.


1.3.2. виды правового регулирования

1.3.2.1. государственно-правовое регулирование

Государственно-правовое регулирование осуществляется в лице Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже.

Функции и обязанности Комиссии определены Законом Украины "О государ­ственном регулировании рынка ценных бумаг" и Положением о комиссии, утверж­денным Указом Президента от  14 февраля 1997 года.

Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку подчинена Президенту Украи­ны и подотчетна Верховной Раде Украины. Этим обеспечивается ее независимое по­ложение. Комиссия создается в составе Председателя Комиссии и шести членов Ко­миссии. Все они назначаются и увольняются Президентом Украины. Срок полномо­чий Председателя и членов Комиссии - семь лет. Одно и тоже лицо не может быть членом Комиссии больше двух сроков подряд.

В соответствии данным положением Комиссия выполняет следующие основ­ные функции:

1. Устанавливает требования относительно выпуска и обращения ценных бумаг и их производ­ных, устанавливает порядок регистрации выпуска и информации о выпуске.

2. Устанавливает по согласованию с НБУ дополнительные требования относитель­но выпуска ценных бумаг коммерческими банками.

3. Комиссия и ее территориальные органы осуществляют регистрацию выпусков и ведет реестр выпусков ценных бумаг.

4. Регистрирует правила функционирования организационно оформленных рын­ков ценных бумаг.

5. Устанавливает порядок и выдает разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг (лицензирование).

6. Устанавливает порядок отчетности участников рынка ценных бумаг и в том числе эмитентов.

7. Производит регистрацию бирж и внебиржевых торгово-информационных сис­тем (ТИС), контролирует их деятельность.

8. Производит регистрацию саморегулирующихся организаций, создаваемых лица­ми, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

9. Устанавливает требования и стандарты относительно обязательного раскрытия информации эмитентами.

10. Координирует работу по подготовке специалистов по вопросам фондового рынка, устанавливает квалификационные требования и проводит сертификацию специалистов и т.д.

Государственная комиссия имеет основные права, которые закреплены законодательно  [].

В целях обеспечения прозрачности украинского рынка ценных бумаг Комиссией создан Центр общественной информации (ЦОИ). Основная задача ЦОИ состоит в обнародовании информации, подаваемой эмитентами в Комиссию, - годовые и по­лугодовые отчеты любых эмитентов, по перечню, устанавливаемому Комиссией.

Закон "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от­крывает большие возможности для дальнейшего совершенствования нормативной базы по различным сторонам деятельности на рынке ценных бумаг и ведется активная ра­бота по совершенствованию действующих и разработке новых законов. В этой части следует отметить проекты новых редакций Закона "О ценных бумагах и фондовом рынке". Закон "Об институтах совместного инвестирования" (принят в 2001 году), которые резко отличаются от действующего ранее законодательства.

Комиссией создан Консультационно-экспертный совет Государственной комиссии по ценным бумагам, который активно работает над совершенствованием действующего законодательства, дает свои рекомендации по многим важным вопросам работы рынка.

Территориальные органы Комиссии действуют на основании положения о тер­риториальных органах Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (решение №9 от 14 мая 1998 года). Также Комиссия приняла решение о пере­даче ряда полномочий территориальным управлениям и в первую очередь по вопро­сам регистрации выпуска акций.

1.3.2.2. институционально -правовое регулирование

Эту форма регулирования рынка ценных бумаг является вспомогательной по отноше­нию к государственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм, установленных государством, в лице саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация - это доб­ровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересов своих членов, интересов собственников ценных бумаг и других участников рынка ценных бумаг и зарегистрировано Государственной комиссией по ценным бумагам и фондо­вому рынку  [2].

 Однако, не смотря на добровольность этой организации, было установлено, что каждый профессиональный участник рынка обязательно должен быть уча­стником одной из саморегулируемых организаций.

На начальном этапе саморегулируемые организации занимаются в основном проблемами образования, ор­ганизацией обмена опытом, предоставлением консультаций государственным и част­ным структурам и лоббированием в них интересов своих участников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер, однако, их значение часто выхо­дит за внутренние рамки этих организаций.

Контроль за саморегулируемыми организациями осуществляют соответству­ющий государственный орган.

На следующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятся обязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы все участники рынка ценных бумаг, т.к. такая система способствует внедрению мирового опыта дея­тельности на рынке, цивилизованным отношениям между всеми субъектами рынка.

В октябре 1997 г. организации ПАРД, ПФТС и УАИБ получили первые временные свидетельства на осуществление деятельности в качестве СРО. Всего по состоянию на начало 2000 года на фондовом рынке Украины статус СРО имеют десять таких организаций: ПАРД, ПФТС, УАИБ, Николаевская ТИС, КМФБ, УФБ, УМВБ и дру­гие. Стоит задача на добровольной основе сократить их количество   [7].

Обязанность выполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом орга­низации, подкрепленным требованиями законодательства. Санкции, применяемые СРО, часто не менее строгие и действенные, чем санкции государственных органов. Например, бойкот со стороны участников рынка в отношении фирмы, исключенной из СРО, ведет, как правило, к лишению лицензии и к ликвидации фирмы. В Украине ведется активная работа по становлению соответствующих саморегулируемых орга­низаций (УАИБ ПФТС, ПАРД), однако их функции очень ограничены. Существует мнение руководителей Комиссии, что СРО не очень удачная структура в процессе регулирования рынка ценных бумаг и для новых рынков она может выполнять только ограниченные функции.

2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ

Законом Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке” закреплен перечень инструментария фондового рынка Украины, т.е. какие могут выпускаться виды ценных бумаг:

1) Акции – это ценные бумаги без установленного срока обращения, которая свидетельствуют о долевом участии в уставном фонде акционерного общества, подтверждающие членство в акционерном обществе и право на участие в управлении этим акционерным обществом. Дает право владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов, а также на участие в распространении имущества при ликвидации акционерного общества   [3].

Согласно законодательству акции могут быть простыми и привилегированными, именными и на предъявителя   [3].

2) Облигации предприятий – это долговые ценные бумаги предприятий, удостоверяющая внесение ее владельцами денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации могут выпускаться на предъявителя или именными, в документарной форме с выпуском сертификата облигации и в форме электронной записи.

3) Облигации внутреннего государственного займа.

В Украине это ОВГЗ и ОВГСЗ. Эмитентом ОВГЗ является Минфин Украины от имени правительства, агентом выступает НБУ. В 1997г. каждую неделю производилось несколько выпусков ОВГЗ со сроками от 3 до 18 месяцев. Облигации почти всегда были дисконтными, без купонных выплат. В первичных аукционах принимают участие только банки – резиденты, но впоследствии были допущены и торговцы ценными бумагами. Активно принимали участие своими деньгами и нерезиденты (прежде всего через украинские банки). Номинал облигации 100 гривен   [7].

В 1998г. были выпущены ОВГСЗ. Облигации выпущены в бумажной форме на предъявителя, номинал – 50 гривен, срок обращения облигации 2 года, доходность по купону – 34%.

Купонный доход выплачивается трижды – через год (17грн.), через полтора года (8,5грн.) и при погашении (8,5грн.). Доходы физических лиц по ОВГСЗ были освобождены о налогообложения  [7].

4)      Облигации внешних государственных займов.

Облигации внешних государственных займов – это ценные бумаги, размещаемые на международных и иностранных фондовых биржах и подтверждающие обязательство Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска  [2].

В соответствии с Указом Президента Украины решение о выпуске государственных облигаций на внешнее фондовые рынки принимает в каждом случае правительство своими постановлениями, если средства от выпуска этих облигаций предусмотрены законом о государственном бюджете. Если в бюджете этого не предусмотрено, то решение о выпуске таких облигаций должна принимать Верховная Рада по представлению правительства.

С 1997г. украинские облигации обращаются на европейском рынке. Их доходность – одна из самых высоких.

5)      Облигации местных займов.

На украинском рынке ценных бумаг, по состоянию на 1 марта 1998г., в обращении находилось облигации местных займов на общую стоимость около 300 млн. грн. Всего было осуществлено 15 местных выпусков. По законодательству Украины введено ограничение на объем выпуска, который не может превышать 30% от доходной части бюджета   [7].

6)      Казначейские обязательства.

Казначейские обязательства – это вид ценных бумаг на предъявителя, которые размещаются среди населения, и свидетельствуют о внесении их владельцами денежных средств в бюджет и дают право на получения дохода. Бывают краткосрочными (выпускает Минфин) и средне- и долгосрочными выпускает Кабмин.

7)          Векселя.

Вексель – это ценная бумага, которая определяет обязательство векселедержателя оплатить после наступления определенного срока определенную сумму денег владельцу векселя  [3].

Векселя могут выпускать Минфин, НБУ и Государственное Казначейство.

8)          Приватизационные бумаги.

Приватизационные бумаги – это вид государственных ценных бумаг, которые дают право владельцам на без оплатное получение в процессе приватизации части имущества государственного предприятия, государственного жилищного фонда, земельного фонда   [3].

9)          Сберегательные сертификаты.

Сберегательный (депозитный) сертификат – это письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которые свидетельствует право вкладчика на получение после окончание установленного срока депозита (вклада) и процентов по нему. Сертификаты могут быть номинированы как в национальной, так и в иностранной валюте. Сберегательные сертификаты выдаются срочные  (под определенный оговоренный процент на определенный срок) или до востребования, именные и на предъявителя. Именные сертификаты обычно обращению не подлежат, а их продажа другим лицам является недействительной  [10]

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.