p> . повышенная нагрузка на основное производство со стороны нерентабельных производственных структур предприятия. 2. Вспомогательное и непрофильное производства. В силу специфики этих
подразделений оценка эффективности их функционирования более
затруднительна, особенно в случае, если они не имеют товарного результата.
Наличие такого результата свидетельствует о минимально достаточной
эффективности (покрытии затрат на производство за счет доходов реализации)
текущей производственной деятельности. Отсутствие товарного результата может и не говорить о неэффективности
вспомогательных подразделений в случае, если: - основное производство является единственным потребителем их продукции; - приоритетным для них при планировании загрузки является внутренний
оборот. В других случаях это те же причины неэффективности, что характерны для
основного производства. Непрофильные подразделения, не имеющие товарного выпуска: - либо неэффективны (поскольку их продукция может всегда найти сбыт и за
пределами предприятия) – по тем же причинам, что и основное производство; - либо так же, как и вспомогательные, работают на внешний рынок по
остаточному принципу, т.е. удовлетворяют, прежде всего, потребности
работников предприятия. 2. Типы организационных структур Структуры управления на многих современных предприятиях построены в
соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ
века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог
Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии): . принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; . вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; . принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; . вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; . принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Организационная структура, построенная в соответствии с этими
принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры.
Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно -
функциональная (линейная структура). Линейная организационная структура Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип
формирования и специализация управленческого процесса по функциональным
подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и
разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется
иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см.
Рис. 3). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями,
характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно
строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный
результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится
как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной
мере работают на его получение. [pic] Рис.3. Линейная организационная структура Преимущества линейной структуры: 1. четкая система взаимных связей функций и подразделений;
2. четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
3. ясно выраженная ответственность;
4. быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки линейной структуры: 1. отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
2. тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
3. малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
4. критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
5. тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
6. большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
7. перегрузка управленцев верхнего уровня;
8. повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. Линейно - штабная организационная структура Такой вид организационной структуры является развитием линейной и
призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием
звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает
в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают
правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими
подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении
отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и
анализа. В остальном эта структура соответствует линейной (Рис.4 ). [pic] Рис.4. Линейно - штабная организационная структура Достоинства линейно - штабной структуры: 1. более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
2. некоторая разгрузка высших руководителей;
3. возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
4. при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления. Недостатки линейно - штабной структуры: 1. недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
2. тенденции к чрезмерной централизации управления;
3. аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде. Дивизионная структура управления Уже к концу 20-х годов стала ясна необходимость новых подходов к
организации управления, связанная с резким увеличением размеров
предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью ),
усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося
окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления,
прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять
определенную самостоятельность своим производственным подразделениям,
оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно -
исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п.
В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию
и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения
дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы (Рис.5 ).
[pic] Рис.5. Дивизионная структура управления Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой
являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры,
возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по
дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по
выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация;
по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская
специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В
нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с
60-х годов в форме создания производственных объединений. Преимущества дивизионной структуры: 1. она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
2. обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
3. при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;
4. более тесная связь производства с потребителями. Недостатки дивизионной структуры: 1. большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;
2. разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;
3. основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.;
4. дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;
5. в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками. Органический тип организационных структур Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться
примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание
международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди
предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и
качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны,
стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям
соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического
типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к
изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются
проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При
внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения
между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования,
контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации
персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты
внедрения таких структур могут быть отрицательными. Бригадная (кросс - функциональная) структура управления Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим
группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя
организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-
х годов началось ее активное применение как структуры управления
организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур.
Основными принципами такой организации управления являются: . автономная работа рабочих групп (бригад); . самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; . замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; . привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое
распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим,
экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные
системы со своими целевыми установками и интересами. В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться
функциональные подразделения ( Рис.6 ), так отсутствовать (Рис.7 ). В
первом случае работники находятся под двойным подчинением -
административным (руководителю функционального подразделения, в котором они
работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в
которую они входят). Такая форма организации называется кросс-
функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае
функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее мы будем назвать
собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в
организации управления по проектам.
[pic]
Рис.6. Кросс - функциональная организационная структура
[pic] Рис.7. Структура организационной структуры, состоящей из рабочих групп
(бригадная) Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры: 1. сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;
2. гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
3. работа в группах создает условия для самосовершенствования;
4. возможность применения эффективных методов планирования и управления;
5. сокращается потребность в специалистах широкого профиля. Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры: 1. усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);
2. сложность в координации работ отдельных бригад;
3. высокая квалификация и ответственность персонала;
4. высокие требования к коммуникациям. Проектная структура управления Основным принципом построения проектной структуры является концепция
проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе,
например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых
технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия
рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых
имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются
трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается
руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление
проектом включает определение его целей, формирование структуры,
планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После
выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая
сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на
контрактной основе). По форме структура управления по проектам может
соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и
дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение)
существует не постоянно, а на срок выполнения проекта. Преимущества структуры управления по проектам: 1. высокая гибкость;
2. сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами. Недостатки структуры управления по проектам: 1. очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;
2. дробление ресурсов между проектами;
3. сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;
4. усложнение процесса развития организации как единого целого. Матричная (программно - целевая) структура управления Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на
принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны -
непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет
персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю
проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями
для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель
проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами
проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые
подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом
сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений,
отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и
окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые
программы. В организации и проекты, и целевые программы могут
сосуществовать. Преимущества матричной структуры: 1. лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;
2. более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;
3. более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;
4. относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;
5. улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;
6. любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;
7. сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений. Недостатки матричных структур: 1. трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);
2. необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;
3. высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;
4. частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;
5. возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.
Страницы: 1, 2, 3
|