Ф. Хайек и основные положения его критики социализма
смотреть на рефераты похожие на "Ф. Хайек и основные положения его критики социализма" Кафедра экономических наук Курсовая работа по теме Ф.Хайек и основные положения его критики социализма Выполнила студентка III курса Броновицкая Ольга Юрьевна Научный руководитель: Лаврухина Ирина Александровна СОДЕРЖАНИЕ |Введение |3 |
|1 Краткая характеристика неоавстрийской школы |4 |
|2 Особенности методологии Хайека |8 |
|3 Критика социализма |14 |
|3.1 Критика идеи концентрации экономической власти в руках | |
|государства |14 |
|3.2 Свобода и частная собственность |18 |
|3.3 Пагубная самонадеянность |26 |
|3.4 Идея планомерности |29 |
|3.5 Идея социальной справедливости |34 |
|Заключение |37 |
|Список литературы |40 | Введение В 1991 году распался СССР. На крах тоталитарной системы,
господствовавшей около семидесяти лет на огромной территории, люди смотрели
по-разному: кто со страхом, кто с грустью, кто с радостью, кто с надеждой.
Проблемы, с которыми лицом к лицу пришлось столкнуться в течение последнего
десятилетия, заставили многих не на шутку испугаться. Этот страх вызвал у
них желание вернуться в прошлое. Но что было в прошлом? Вся жизнь общества
строилась на идеологии социализма. Люди жили за так называемым железным
занавесом, не знали, что происходит на самом деле в других странах. Когда
не с чем сравнивать, то можно довольствоваться и малым. Но сейчас ситуация
изменилась, а вот люди остались такими же. Они все еще верят в силу и
непогрешимость социалистической идеи. Но правы ли они? Нет. История ярко
показала, к чему ведет социалистическая утопия. Однако то, что, даже "набив
шишки", люди все еще верят в идеалы прошлого, заставило меня искать
аргументы в пользу пути реформ в нашем государстве. В данной работе я рассматриваю критику социализма Фридрихом фон Хайеком
- лауреатом Нобелевской премии по экономике. Хайек является представителем
лондонской школы в направлении неолиберализма. Хайек критикует основные
идеи социализма: идеи планомерности, допустимости государственного
вмешательства во все сферы жизни общества, социальной справедливости и идею
повсеместного господства государственной собственности. В первой главе моей курсовой работы дана краткая характеристика школа
неолиберализма в целом; во второй представлены основные положения
методологии Хайека (его еще называют отцом неолиберализма). В третьей же
главе подробно раскрываются основные положения критики социализма Хайеком. Цель данной курсовой работы - показать, используя труды гениального
мыслителя, всю несостоятельность и пагубность идеи социализма. 1 Краткая характеристика неоавстрийской школы Мировой экономический кризис 30-х годов, до основания потрясший
хозяйственную систему западных стран, нанес тяжелый удар по неоклассической
концепции стихийного рыночного регулирования капиталистической экономики,
отвергающей вмешательство государства в процесс воспроизводства капитала.
Этот кризис показал, что в новых условиях, для которых характерно резкое
обострение конкурентной борьбы монополистических гигантов, свободное
предпринимательство не в состоянии обеспечить нормальный ход экономического
развития и неизбежно приведет рыночную экономику к краху. Тем не менее, уже в первые десятилетия после второй мировой войны,
неоклассическая школа проявляет явные признаки возрождения. Ее
представители, указывая на противоречия государственного регулирования
капиталистической экономики по кейнсианским рецептам и борясь против теории
социалистического хозяйства, отстаивали идею о том, что стихийное рыночное
регулирование экономики, хотя и не является идеалом, все же более
эффективно и более предпочтительно политически, нежели любые формы
государственного воздействия на экономику. "Это направление в экономической
науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип
саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации"[1,
с.240], получило название неолиберализм. По сути, под названием неолибералистов выступает не одна, а несколько
школ. К данному течению принято относить чикагскую (М.Фридмен), лондонскую
(Ф.Хайек), фрайбургскую (В.Ойкен, Л.Эрхард) школы. Всех их объединяет
скорее общность методологии, а не концептуальные положения. Одни их них
придерживаются правых (противники государства, проповедники абсолютной
свободы), другие - левых (более гибкий и трезвый подход к участию
государства в экономической деятельности) взглядов. Сторонники
неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов
регулирования экономики. Некоторые из них, например Н.Бэрри, А.Лернер,
отвергают не только кейнсианские, но и монетаристские рецепты, обвиняя эти
школы в увлечении макроэкономическими проблемами в ущерб микроэкономике.
Экономисты-неолибералы уделяют первостепенное внимание поведению отдельного
человека, экономике фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне. В США и некоторых других западных странах современная неолиберальная
политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее
признание. Это - монетаризм, который, как отмечалось, предполагает, что
капиталистическая экономика имеет внутренние регуляторы и регулирование
должно опираться на преимущественно на денежно-кредитные инструменты;
экономическая теория предложения, придающая важное значение экономическим
стимулам; теория рациональных ожиданий: наличие информации позволяет
предвидеть последствия экономических решений. Основные фигуры неолиберализма - Л.Мизес и его ученик Ф.Хайек. Людвиг
фон Мизес (1881 - 1973) - профессор Венского университета, в 1940г.
эмигрировал в США. Он стал лидером второй волны австрийской школы,
представители которой отвергали теорию общего равновесия, математическую
экономику и эконометрику. Их интересовали главным образом приспособительные
процессы в экономике и конкуренция в изменяющихся экономических условиях. На 40-60-е годы ХХ века приходится публикация значительной части новых
произведений теоретиков неоклассической школы, а также переиздание
опубликованных ранее работ. Из числа переизданных в первые послевоенные
десятилетия работ Мизеса заслуживает внимания капитальный труд "Социализм:
Экономический и социологический анализ", впервые опубликованный в 1922г. "О
значении этой работы можно судить по тому, что в предисловии к ней в 1978г.
Ф.Хайек писал, что эта книга "поставила под вопрос мировоззрение поколения
и мало-помалу изменила мышление многих", прежде стремившихся - под влиянием
разрушений и ужасов первой мировой войны - к более рациональному и более
справедливому, нежели капитализм, обществу и видевших воплощение этой идеи
в социалистическом строе".[7, c.60] Критика социализма переплеталась в
работах Мизеса с пропагандой и обоснованием свободного предпринимательства.
Не случайно американский историк экономической мысли Бен Б.Селигмен
характеризует Л. фон Мизеса как защитника экономического либерализма в
крайних формах. Критика Мизесом социализма и государственного вмешательства в экономику
была поддержана и продолжена его учеником и коллегой, самым влиятельным в
ХХ веке теоретиком либерализма Фридрихом фон Хайеком (1899 - 1992) -
лауреатом Нобелевской премии по экономике, присужденной ему (вместе с
Г.Мюрдалем) в 1974г. Хайек вышел из Венского университета в середине 20-х годов экономистом
и правоведом. Вскоре он стал директором Австрийского центра экономических
исследований. В 1931г. он уезжает в Англию, откуда в 1949г. перебирается в
США. В 70-е годы он возвращается в Австрию. За свою долгую жизнь Хайек
написал много работ. Первой была "Цены и производство" (1929). Приехавшего
в Лондон Хайека сильно озадачили Сраффа и Кейнс, которые разнесли его книгу
в пух и прах. Однако в 1976г. маститый Дж.Шэкл назвал эту работу
"пророческим предупреждением, на сорок лет опередившим свое время". В
1933г. выходит книга Хайека "Денежная теория и экономический цикл". За нею
последовали: "Прибыль, процент и инвестиции"(1939), "Чистая теория
капитала" (1941) и другие теоретические работы. Постепенно, однако, Хайек
расширяет область охвата. Его книги "Дорога к рабству"(1944),
"Индивидуализм и общественный строй"(1948) и "Конституция свободы"(1960)
далеко выходят за рамки чистой теории. Здесь Хайек превращается в философа
и историка. В 1973 - 1979 гг. публикует трилогию "Закон, законодательство и
свобода" (т.I "Правила и порядок", т.II "Мираж социальной справедливости",
т.III "Политический строй свободных людей"). В числе работ последнего периода - экономическая "Разгосударствление
денег" (1976) и философско-политическая "Роковое заблуждение" (80-е годы).
Так что двойную линию творчества Хайек сохранил на всю жизнь. "Воспитанник Визера и Бём-Баверка, Хайек до конца остался верен идее
высокой ценности принципов экономического либерализма. С годами эта
убежденность в нем лишь укреплялась. Но либерализм Хайека не был "наивным"
либерализмом XVIII века. Не был он и "обыденным" либерализмом века XIX. Его
время пришлось на эпоху двух мировых войн и тоталитарных революций. Он
пережил взлет европейского социализма после первой мировой войны, появление
фашизма, Великую депрессию, установление и крах нацистского режима в
Германии, "холодную войну" и ее завершение. Он наблюдал и осмысливал
революции в экономической науке - от Викселля (оказавшего не него большое
влияние) до Кейнса, Фридмана, Гэлбрейта и Сраффы".[3, с.514] Итак, основные научные идеи Фридриха фон Хайека, которого называют
отцом неолиберализма, сосредотачивали вокруг философских, правовых,
политических и экономических проблем, а также теории и методологии процесса
познания. Последняя значительная работа Хайека - "пагубная самонадеянность:
Ошибки социализма" (1988), фактически подводящая своего рода итог его более
чем полувековой научно-публицистической деятельности, нацелена
преимущественно на обоснование рыночной экономики и критику социализма. На
протяжении всего своего исследования Хайек с позиции экономиста и
эволюциониста рассматривает происхождение, природу, отбор и развитие не
согласующихся друг с другом этик: этики социализма и этики рыночного
порядка; он подробно рассказывает об источниках той мощи, которую дарит
человечеству "расширенный рыночный порядок" (как он его называет),
закладывающий основы нашей цивилизации и способствующий ее развитию.
Подобно Фрейду с его "Неудовлетворенность цивилизацией" Хайек взвешивает -
хотя его выводы совершенно отличны - как выгоды, так и издержки, связанные
с развитием цивилизации, а кроме того, оценивает последствия, которыми
чревато крушение рыночного порядка. В заключение данного раздела стоит привести слова Людвига фон Мизеса о
значимости и одновременной опасности идеи социализма, с которыми полностью
согласился Хайек: "Идея социализма в одно и тоже время грандиозна и проста…
В самом деле, можно сказать, что это одно из самых честолюбивых порождений
человеческого духа… Она столь великолепна, столь дерзка, что правомерно
вызвала величайшее восхищение. Мы не в праве небрежно отбросить социализм в
сторону, мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства". 2 Особенности методологии Хайека Методология Хайека обладает рядом своеобразных черт. Прежде всего, для
него характерен своего рода социологический подход к общественным, в том
числе экономическим, явлениям. В круг рассматриваемых им проблем включаются
не только собственно экономические вопросы, но и в тесной связи с ними
социальные, политические и этические аспекты жизни общества. Экономические
явления рассматриваются в качестве неотъемлемой части социально-
экономической системы, причем прежде всего подчеркиваются те их социальные
черты и свойства, которые присущи рыночной системе в целом в условиях
свободной конкуренции, в частности - индивидуализм хозяйствующих субъектов,
их субъективные оценки, их представления об экономической свободе, их
конкурентная природа и т.п. При этом собственно экономическое содержание
указанных явлений, как правило, остается в тени. Основой такого подхода
явилась большая, чем у ранней австрийской школы, субъективизация
экономической теории. По мнению Хайека, "экономические явления в принципе
не могут быть выражены в "объективных" терминах, поскольку они отражают
лишь субъективные представления людей и ничего более". Отсюда Хайек делает
заключение о коренном отличии методов общественных и естественных наук, в
которых "объективные" категории вполне отвечают природе изучаемого предмета
[7, с.62]. Рассмотренная черта методологии Хайека органически связана с присущим
ему методологическим индивидуализмом и субъективизмом, лежащим в основе
отмеченного выше социологического подхода к экономическим явлениям. Эта
вторая особенность методологии Хайека навеяна философией неокантианства с
ее проповедью ограниченности человеческого разума и основана на
представлении об отсутствии объективных критериев истины при анализе
экономических процессов, поскольку всякий исследователь по необходимости
вносит в процесс анализа свое собственное "я" - свой опыт, свои ошибки,
свое миропонимание и т.п. Объект исследования, таким образом, оказывается в
определенном смысле неотделимым от его субъекта. В естественных науках,
пояснял Хайек, исследователь находится вне изучаемого объекта, тогда как
предмет общественных наук - поведение людей и их мотивы - по необходимости
предполагает, что собственные мотивы и установки исследователя включены в
этот последний, что не может не сказаться на результатах исследования.
Поэтому задача общественной науки представлялась Хайеку не в том, чтобы
обнаружить объективные законы общественного развития, а в том, чтобы найти
границы познаваемости социально-экономических процессов. По Хайеку,
следовало бы признать ограниченность познавательных возможностей человека и
не требовать от науки ничего сверх субъективно-психологических оценок
экономических явлений. Отсюда Хайек, в частности, делал заключение о
принципиальной невозможности математизации экономической науки,
предполагающей, что экономические знания имеют объективную основу, что, по
Хайеку, не соответствует действительности. Методологический индивидуализм и субъективизм Хайека фактически
означают признание непознаваемости экономических явлений, поскольку
теоретическая модель экономики, по его мнению, строится исследователем на
субъективном, а потому произвольном, выборе отдельных элементов
действительности. Следовательно, такая модель не может дать подлинно
научного знания об экономике, не зависимого от субъективного опыта
исследователя. Дело усугубляется еще и тем, что как экономическая
действительность, так и человеческий разум не остаются неизменными, а
постоянно эволюционируют. Вместе с тем, методологический индивидуализм и субъективизм Хайека
обусловливают микроэкономическую направленность его концепций и отрицание
им макроэкономического анализа как такового. По его мнению,
макроэкономические зависимости, которыми оперируют представители многих
школ экономической мысли - кейнсианства, марксизма, монетаризма и ряда
других - имеют мало общего с реальной действительностью, поскольку в основе
хозяйственной жизни лежат индивидуальные субъективно-психологические оценки
и мотивы хозяйствующих субъектов, ни в коей мере не сводимые в какие бы то
ни было общие закономерности. С этих позиций неоавстрийская школа выступает
и против неоклассической теории равновесия. Признавая возможность
экономического равновесия по отношению к отдельным фирмам на микроуровне,
ее представители отрицают применимость этого понятия к экономике в целом на
макроуровне, поскольку в ином случае пришлось бы признать познаваемость
экономических явлений. Важнейшее место в теории либерализма Хайека занимает его учение о
спонтанном характере рыночного порядка. Оно играет двоякую роль. Во-первых,
в качестве одного из главных методологических принципов и, во-вторых -
центрального звена концепции либерализма Хайека. Хайек пишет: "Возникновение нашей цивилизации и сохранение ее в
дальнейшем зависят от феномена, который можно точнее всего определить как
"расширенный порядок человеческого сотрудничества" - порядок, чаще
именуемы, хотя и не вполне удачно, капитализмом. Для понимания нашей
цивилизации необходимо уяснить, что этот расширенный порядок сложился не в
результате воплощения сознательного замысла или намерения человека, а
спонтанно: он возник из непреднамеренного следования определенным
традиционным и, главным образом, моральным практикам. Ко многим из них люди
испытывают неприязнь, осознать их важность они обычно не в состоянии,
доказать их ценность неспособны. Тем не менее, эти обычаи довольно быстро
распространились благодаря действию эволюционного отбора, обеспечивающего,
как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп,
что следовали им. Неохотное, вынужденное, даже болезненное привитие таких
практик удерживало подобные группы вместе, облегчало им доступ ко всякого
рода ценной информации…Данный процесс остается, по-видимому, наименее
понятой и оцененной гранью человеческой эволюции"[5, с.15]. По мысли
Хайека, эти традиционные и моральные практики, т.е. то практическое знание,
воплощенное в обычаях и привычках - по большей части это, так сказать,
неявное знание, которое не осознается его носителями и потому не может быть
отделено от них, формализовано, обобщено в каких-либо теориях и положено в
основу экономической политики. Используемые хозяйствующими субъектами
практические знания представляют собой своего рода "рассеянную" и
"скоропортящуюся" информацию о быстро и постоянно изменяющихся конкретных
условиях и параметрах текущей деятельности в сфере экономики, причем
информацию гигантского объема. Характер знания, лежащего в основе эволюции
рыночного порядка, полностью исключает, по мнению Хайека, саму возможность
какого бы то ни было вмешательства в этот процесс без угрозы частичного или
полного разрушения. Рыночный порядок, утверждает Хайек, принципиально
отличается от природных и технологических объектов и систем, знания о
которых в виде конкретных данных, формул, графиков и т.п. легко поддаются
формализации и могут быть использованы для управления такими объектами или
системами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|