ятия
образовать вклад работника в средства предприятия. На
сумму
вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате процен-
ты, размер
которых определяется решением трудового коллекти-
ва(вариант:
совета предприятия), утвержденным органом предпри-
ятия
(вариант: Положением, утвержденным совместным решением
трудового
коллектива (или совета предприятия) и высшего органа
предприятии).
В
случае прекращения трудовых отношений вклад и причитаю-
щиеся на
него проценты подлежат выплате по окончании операци-
онного
года.
2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УЧЕТ ДОХОДОВ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
В
соответствии с налоговым законодательством, в частности в соответствии со ст.
20 Закона РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. N
1998-1 (в редакции последующих изменений и дополнений), все физические лица,
доходы которых подлежат налогообложению, обязаны вести учет полученных в
течение года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением дохода.
Государственная налоговая служба РФ письмом от 28 февраля 1996 г. N НВ-6-08/112
направила для практического применения методическое пособие по учету доходов и
расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; в нем
сформулированы основные положения и рекомендации, которыми должны
руководствоваться индивидуальные предприниматели и налоговые органы.
Для
расчета величины подоходного налога необходимо определить:
валовой
доход;
расходы,
связанные с получением дохода;
совокупный
годовой (чистый) доход;
суммы
вычетов и скидок;
совокупный
годовой облагаемый доход.
Валовый
доход - сумма всех доходов физического лица полученного им в календарном году
от выполнения услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению
физических и юридических лиц, независимо от формы и характера означенных услуг
или действий.
У
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, размер валового
дохода соответствует сумме полученной в отчетном календарном году выручки.
Из
валового дохода (физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных
предпринимателей, для определения налогооблагаемой базы исключаются суммы
документально подтвержденных расходов, связанных с получением этого дохода. В
валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые в соответствии с
законодательством не подлежат налогообложению.
Сумма,
определяемая путем уменьшения совокупного годового дохода на сумму расходов,
связанных с извлечением дохода, и являющаяся базовой величиной для исчисления
подоходного налога по ставкам, установленным действующим законодательством,
рассматривается как совокупный облагаемый (чистый) доход. Совокупный годовой
(чистый) доход определяется в полной годовой сумме, независимо от времени
существования источника дохода в календарном году. При этом если источник
дохода существовал весь год, но в течение года имелись перерывы в работе,
годовым доходом считается фактически полученная сумма дохода.
Не
исключаются из совокупного валового дохода предпринимателя следующие расходы:
на
личные нужды плательщика и его семьи (на ремонт и другие расходы не связанные с
получением доходов);
по
уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых предприятиями и
организациями в себестоимость продукции (работ, услуг). В частности,
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, являются плательщиками налогов в дорожные фонды;
понесенные
убытки;
по
оплате процентов по просроченным и отсроченным ссудам;
судебные
издержки и арбитражные расходы по делам, связанным с деятельностью плательщика;
по
претензиям юридических и физических лиц, связанным с деятельностью;
не
связанные с деятельностью, а также документально не подтвержденные или
подтвержденные фиктивными документами.
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ И ЗАТРАТ
Состав
расходов, связанных с извлечением дохода, необходимо определять в соответствии
с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 522 и
постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и
дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции,
включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 1 июля 1995 г. N 661 и
с учетом Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от
26 декабря 1994 г. N 170.
Вместе
с тем в отношении физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, не установлен порядок ведения бухгалтерского учета и
представления отчетности, в связи с чем формирование затрат у данной категории
налогоплательщиков отличается от состава затрат, учитываемых при
налогообложении прибыли юридических лиц.
Затраты
группируются по элементам:
материальные
затраты;
амортизационные
отчисления;
износ
нематериальных активов;
затраты
на оплату труда;
прочие
затраты.
В
соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке
(формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибили,
у предпринимателей принимаются в расходы налоги, сборы, платежи и другие
обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным
законодательством порядком.
К
налогам и сборам, принимаемым у предпринимателей в расходы, в частности,
относятся:
налог
с владельцев транспортных средств;
налог
на приобретение автотранспортных средств;
таможенные
тарифы (пошлины) в соответствии с таможенным законодательством;
арендная
плата, уплаченная в виде земельного налога, если земельный участок необходим
для осуществления деятельности и не предоставлен в пользование другим
юридическим и физическим лицам;
сбор
за право торговли, установленный администрацией субъектов Российской Федерации
по месту нахождения торговой точки;
налог
на рекламу по ставке, не превышающей 5% стоимости услуги.
Так,
в соответствии с Законом РСФСР «О дорожных фондах Российской Федерации» от 18
октября 1991 г. N 1759-1 с последующими изменениями и дополнениями и
Инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О порядке исчисления и уплаты
налогов, поступающих в дорожные фонды от 15 мая 1995 г. N 30 в редакции
изменений и дополнений от 17 июля 1995 г., от 7 декабря 1995 г. и от 12 января
1996 г.) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, уплачивают налог на реализацию ГСМ, налог c
владельцев транспортных средств.
Налог
с владельцев транспортных средств уплачивается по установленным ставкам (в
годовом исчислении), определенным по отношению с каждой лошадиной силы.
Физические лица - предприниматели уплачивают налог ежегодно в учреждения банков
в установленные сроки. Если транспортное средство приобретено индивидуальным
предпринимателем во второй половине года, то налог уплачивается в половинном
размере независимо от того, уплатил ли налог за это транспортное средство
прежний владелец. Сумма платежей по налогу с владельцев автотранспортных
средств индивидуальными предпринимателями включается в состав расходов декларации
о доходах.
Физические
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица, уплачивают налог на приобретение автотранспортных средств
путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал. Налог
исчисляется от продажной цены автомобиля (без налога на добавленную стоимость,
спецналога, акциза) по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и
легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - по
ставке 20%; прицепы и полуприцепы - по ставке 10%.
Автотранспортные
средства, приобретенные для дальнейшей реализации (при наличии лицензии на
торговлю автомобилями), налогом не облагаются. Сумма налога на приобретение
автотранспортных средство предпринимателями включается в состав расходов декларации
о доходах.
В
составе расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
отражаются суммы налога на рекламу, исключаемые при исчислении подоходного
налога. Налог на рекламу устанавливается решениями районных и городских представительных
органов власти (местными органами самоуправления) на основании подпункта з) п.
1 ст. 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» от 27 декабря 1991 г. N 2118-1. Рекламой считаются все виды
объявлении, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью
при помощи средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового и
кабельного телевидения, радиовещания), а также посредством каталогов,
прейскурантов, справочников, листовок, афиш, календарей, световых табло
(бегущая строка, световая фиксированная строка и др.), имущества юридических и
физических лиц, одежды. Реклама должна осуществляться в соответствии с
Федеральным законом РФ «О рекламе» от 18 июня 1995 г. N 108-ФЗ. Данным Законом
не допускается недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама.
Общая величина расходов на рекламу не должна превышать предельных размеров,
исчисленных по нормативам, установленным Министерством финансов Российской
Федерации от 29 апреля 1994 г. N 56.
К
затратам, включаемым в расходы, относятся:
сбор
за парковку автотранспорта, другие налоги и сборы (документами, подтверждающими
расходы предпринимателя по вышеперечисленным платежам, являются квитанции об
уплате, банковские документы и т. п.);
обязательные
отчисления в государственные внебюджетные фонды, предусмотренные
законодательством Российской Федерации;
расходы
по уплате страховых взносов, которые принимаются в затраты отчетного периода в
пределах установленных тарифов;
В
состав затрат индивидуального предпринимателя входят и другие расходы,
непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью, в том числе:
по
изготовлению печатей, штампов;
по
приобретению канцелярских товаров, необходимых для деятельности и
использованных в отчетном периоде;
но
открытию текущего счета в банке, по проведению операций по текущему счету, по
плате за чековую книжку;
по
оплате процентов за пользование кредитами банков (за исключением ссуд,
связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных
активов) в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на 3 пункта;
на
проведение всех видов ремонта основных средств, необходимых для осуществления
предпринимательской деятельности;
по
оплате услуг связи, относящихся к предпринимательской деятельности;
по
приобретению нормативных документов, юридической литературы, газет, журналов,
необходимых для осуществления деятельности;
по
возмещению арендной платы за использование помещений под офисы (склады),
транспортных средств, основных фондов и т. д. В случае если предприниматель
использует для своей деятельности обособленное помещение, принадлежащее ему на
праве личной собственности, то в состав расходов принимаются расходы по
тепловой, электрической энергии, водоснабжению и т. д.;
по
рекламированию деятельности на основании договоров, счетов, платежных
документов
и
т.п.
3. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Общая характеристика налоговой системы
Принципы построения
налоговой системы, ее структура опре-
деляются таким нормативным
документом, как " Свод законов
Российской Федерации о
внутренних доходах и налогах ". "Свод"
содержит закон "Об
основах налоговой системы в Российской Фе-
дерации" и специальные
законы по конкретным налогам.
Закон "Об основах
налоговой системы..." является базовым.
В нем зафиксированы общие
принципы налогообложения на терри-
тории России, налоговая
компетенция органов власти различного
уровня, определен состав
налогоплательщиков и обьектов обложе-
ния, адресность налогов и
порядок их зачисления в различные
бюджеты, права и
ответственность плательщиков и налоговых ор-
ганов.
В соответствии с этим
законом на территории Российской
Федерации взимаются
следующие налоги, сборы и платежи:
1. Налог на прибыль
предприятий и организаций. В дальней-
шем возможно взимание налога
с валового дохода предприятий.
2. Налог на имущество
предприятий, определяемое как итог
бухгалтерского баланса
плательщика.
3. Налог с доходов
банков, включая коммерческие, специ-
ализированные, совместные
банки с участием отечественного и
иностранного капитала,
иностранные банки.
4. Налог на доходы от
страховой деятельности, уплачивае-
мый страховыми организациями
любых организационно правовых форм
5. Налог на добавленную
стоимость. Взимается со стоимости
реализации товаров, работ,
услуг за минусом материальных и
приравненных к ним затрат,
связанных с производством этого то-
вара, работ, оказания услуг.
6. Акцизы на
определенные товарные группы и отдельные то-
вары. Акцизы включаются в
цену товара и, следовательно увели-
чивают ее.
Налог на добавленную
стоимость и акцизы введены взамен
ранее существовавших налога
с оборота и налога с продажи.
7. Земельный налог.
Вносится собственниками, землевла-
дельцами и
землепользователями.
8. Налог на операции с
ценными бумагами. Взимается при их
выпуске (эмиссии) и
купле-продаже.
9. Налоговые платежи за
пользование природными ресурсами
и отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы.
10. Лесной доход,
плата за воду. Обязательные платежи за
использование лесных и
водных ресурсов.
11. Подоходный налог с
физических лиц. Уплачивают гражда-
не, получающие доходы на
территории Российской федерации.
12. Налог на имущество
физических лиц (с недвижимого иму-
щества и с транспортных
средств за исключением автотранспорта).
13. Сбор с граждан за
право торговли, уплачиваемый путем
приобретения разового талона
или временного патента.
14. Регистрационный
сбор с лиц, занимающихся предпринима-
тельской деятельностью.
15. Налог с имущества.
переходящего в порядке наследова-
ния и дарения.
16. Государственная
пошлина. Взимается с граждан, предп-
риятий и организаций за
действия и услуги органов суда, арбит-
ража, нотариальных контор ,
ЗАГСов, исполнительных комитетов,
Совета народных депутатов.
17. Таможенная
пошлина, уплачиваемая при экспорте и им-
порте товаров и продукции.
Данным перечнем не
охватывается весь список налогов и
сборов, которые могут
взиматься на той или иной территории.
Ряд налогов может вводиться
республиками, входящими в состав
Российской федерации. Кроме
того, в соответствии с Меморанду-
мом об экономической
политике Российской федерации они получили
право устанавливать
дополнительные налоги.
В соответствии с
законом "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации
" все предусмотренные налоги делятся на
общегосударственные
(федеральные), республиканские налоги
республик, входящих в состав
России, краев, областей, автоном-
ных округов и местные
налоги. Обьекты налогообложения, размер
ставок, состав плательщиков,
порядок зачисления в бюджете раз-
личных уровней определяются:
по федеральным налогам
- законодательством Российской Фе-
дерации;
по республиканским
налогам - законодательными актами
Российской Федерации в части
обязательных налогов, взимается
на всей территории. По
другим налогом - законами республик,
входящих в состав Российской
Федерации, нормативными докумен-
тами органов власти краев,
областей, автономных округов.
По местным налогам
обязательного характера конкретные
ставки определяются
республиками, входящими в состав
Российской Федерации, или
решениями соответствующими органами
Страницы: 1, 2, 3
|