Финансы малого бизнеса
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................................. 3
1.ПОНЯТИЕ
И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.................................................................................. 4
1.2.
СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ................................................................... 5
2.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.......................................................... 9
ПРЕДПРИЯТИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА................................................................................................................ 9
2.1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УЧЕТ ДОХОДОВ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ............................................................... 10
2.2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ И ЗАТРАТ................................................................................................. 12
3.
НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ................................................................................ 16
3.1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ................................................................ 16
3.2.
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ................................................................................ 20
3.3.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................................... 26
Список
использованной литературы................................................................................................................. 27
ВВЕДЕНИЕ
Значение
малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без
малого
бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни разви-
ваться не в
состоянии. Становление и развитие его является од-
ной из
основных проблем экономической политики в условиях пере-
хода от
административно-командной экономики к нормальной рыноч-
ной
экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сек-
тор,
определяющий темпы экономического роста, структуру и ка-
чество
валового национального продукта; во всех развитых стра-
нах на долю
малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому
абссолютное большинство развитых государств всемерно
поощеряет
деятельность малого бизнеса.
Экономический интерес, энергия и изобретательность предп-
риимчивых
людей активно содействовали прогрессу во всех об-
ластях
человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное
большинство
развитых государств всемерно поощряет их деятель-
ность и
особенно, в создании новых, разнообразных по специали-
зации и
направлениям малых предприятий.
В мире
существуют разные варианты государственной под-
держки
малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в
страховые
фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки - госу-
дарственные
и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита
коммерческого
банка - обязательство компенсировать банку воз-
можные
потери; налоговые льготы .
В
нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание
только в
последнее время, в связи с переходом к рыночной эконо-
мике,
поскольку предпринимательская деятельность возможна в
условиях
рыночной и не возможна в административной системе.
"Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка
предпринимательства
требуют ускоренного создания сети малых
предприятий
, способных активизировать структурную перестройку
экономики,
предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие
места ,
обеспечить быструю окупаемость затрат , оперативно ре-
агировать
на изменения потребительского спроса" /постановление
Совмина от
8 августа 1990 г/.
1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие /МП/ -
это не
просто небольшое по численности или объему продукции
производство,
но и совершенно новая структура, особый вид
предприятия,
основанного на специальной форме собственности.
На
самом деле термин МП определяет лишь количественные
параметры,
а формы собственности и организации хозяйственной
деятельности
при этом могут быть любые. Государственные, инди-
видуальные
предприятия, общества с ограниченной ответствен-
ностью,
акционерные общества, арендные предприятия, кооперати-
вы - все
это предприятия, и они могут быть малыми, если попа-
дают под
критерии МП.
Закон
"О предприятиях в СССР" говорил о двух признаках
малого
предприятия: численность работающих и обьем хозяйствен-
ного
оборота , но не определял ни первого, ни второго, отсылая
к
законодательству СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в
"Законе
о предприятиях и предпринимательской деятельности"
РСФСР.
Постановление N 790 определило только первый признак,
оставляя
определение второго республиканскому законодательству.
Пока
такого законодательства нет , следует руководствоваться
только
первым : в промышленности и строительстве до 200 рабо-
тающих, в
науке и научном обслуживании до 100, работающие в
непроизводственной
сфере до 25, в розничной торговле до 15 ра-
ботающих
человек, причем в отдельные периоды численность рабо-
тающих
может колебаться в ту или иную сторону.
Чтобы
правильно руководствоваться признаком малого предп-
риятия -
численность работающих, как признаком обьема хо-
зяйственного
оборота (когда он будет установлен), необходимо
верно определить
отраслевую принадлежность предприятия.
1.1. РОЛЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Переход к рыночной экономике потребует изменения всей
экономической
инфраструктуры страны и в первую очередь осу-
ществление
ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предп-
риятий , а
для создания необходимой инфраструктуры потребуется
не менее
500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприя-
тий можно
преобразовать социально-экономическую структуру об-
щества,
осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть
монополизм,
создать среду для конкуренции, и развития рыночных
отношений.
В мировой экономике огромное количество предприятий
и фирм ,
из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится
на мелкие
предприятия (по числу работающих)
Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту
конкуренции
между фирмами, а также между малыми и крупными
предприятиями
подобная форма предпринимательства обладает оп-
ределенными
достоинствами : это гибкость и моментальная
приспособляемость
к коньюнктуре рынка, способность быстро изме-
нять
структуру производства , быстро создавать и оперативно
применять
новые технологии и научные разработки : это дух ини-
циативы ,
предприимчивость и динамизм .
Для
отдельных граждан преимущества при создании малых
предприятий
состоят в получении всех тех прав в сфере хо-
зяйственной
деятельности, которыми обладает любое предприятие
-юридическое
лицо. Создав предприятие - юридическое лицо,
гражданин
или (группа граждан) отделяет от своего личного иму-
щества то
имущество, которым предприятие будет отвечать по
своим
обязательствам ; имущества учредителя и имущество предп-
риятия
разделены. При этом созданное предприятие будет пользо-
ваться той
поддержкой государства, которая предусмотрена для
малых
предприятий.
К
преимуществу малых предприятий следует отнести и разре-
шение
производить ускоренную амортизацию активной части произ-
водственных
фондов.
Также
к преимуществам следует отнести и обеспечение их ма-
териально-техническим
ресурсами предприятиями и организациями,
на базе
структурных единиц которых они образованы, а также
создание
специальных организаций, специализирующихся на сдаче
в аренду
машин и оборудования малым предприятиям.
1.2. СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является
Закон
РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятель-
ности",
его глава IY.
Порядок учреждения МП.
Предприятие может быть учреждено либо по решению
собственника
имущества или уполномоченного им органа, либо по
решению
трудового коллектива государственного или муниципаль-
ного
предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.
Предприятие может быть учреждено в результате выделения
из состава
действующего предприятия, объединения, организации
одного или
нескольких структурных подразделений с сохранением
за ними
существующих обязательств перед предприятием.
Предприятие может быть учреждено в результате принуди-
тельного
разделения в соответствии с антимонопольным законода-
тельством
РФ.
Учредительными документами предприятия являются устав
предприятия,
а также решение о его создании или договор учре-
дителей. В
уставе предприятия определяются организационно пра-
вовая форма
предприятия, его название, адрес, органы управле-
ния и
контроля, порядок распределения прибыли и образования
фондов
предприятия, условия реорганизации и ликвидации предп-
риятия.
Устав
предприятия утверждается его учредителем. На госу-
дарственном
и муниципальном предприятии, а также на предприя-
тии
смешанной формы собственности, в имуществе которого доля
государства
или местного Совета составляет более 50%, устав
утверждается
учредителем совместно с трудовым коллективом.
Предприятие считается утвержденным и приобретает права
юридического
лица со дня его государственной регистрации.
Государственная регистрация предприятия.
Государственная регистрация предприятия, независимо от
его
организационно-правовой формы, осуществляется местным Со-
ветом по
месту учреждения предприятия.
Данные
государственной регистрации предприятия в месячный
срок
сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Ми-
нистерство
финансов РФ для включения в Государственный реестр.
Деятельность незарегистрированного предприятия запреща-
ется.
Доходы, полученные от деятельности такого предприятия,
взыскиваются
через суд и направляются в местный бюджет.
Для
регистрации предприятия учредитель представляет сле-
дующие
документы:
-
заявление учредителя,
-
устав предприятия,
-
решение о создании предприятия или договор учредителей,
-
свидетельство об уплате государственной пошлины.
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприя-
тия должно
быть принято не позднее чем в месячный срок с мо-
мента
выдачи заявления учредителя, устава, договора учредите-
лей и
свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предп-
риятия
держатель реестра объявляет в местной печати не позднее
чем в
недельный срок со дня регистрации.
Отказ
в государственной регистрации предприятия возможен
в случае
нарушения установленного Законом порядка создания
предприятия,
а также несоответствия учредительных документов
требованиям
законодательства РФ.
Отказ
в регистрации предприятия по другим мотивам явля-
ется
незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия
соответствующий
орган обязан сообщить в 3-х дневный срок в
письменной
форме учредителю предприятия.
Отказ
в регистрации предприятия может быть обжалован в
судебном
порядке. Предприниматель может взыскать через суд
убытки,
нанесенные в результате незаконного отказа в регистра-
ции
предприятия.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться
в виде его
ликвидации или реорганизации /слияние, присоедине-
ние,
разделение, выделение, преобразование в иную организаци-
онно-правовую
форму/.
Ликвидация и реорганизация предприятия производится по
решению
собственника или органа, уполномоченного создавать та-
кие
предприятия, с согласия трудового коллектива либо по реше-
нию суда.
Предприятия ликвидируются в случаях:
-
признания банкротом,
-
принятия решения о запрете деятельности предприятия
из-за
невыполнения условий, установленных законодательством
РФ, если в
предусмротренный решением срок не обеспечено соблю-
дение этих
условий или не изменен вид деятельности,
-
признания судом недействительными учредительных доку-
ментов и
решения о создании предприятия,
- по
другим основаниям, предусмотренным законодательными
актами РФ и
входящих в его состав республик.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной ко-
миссией,
образуемой собственником имущества предприятия или
уполномоченным
им органом, совместно с трудовым коллективом.
По их
решению ликвидация может проводиться самим предприятием
в лице его
органа управления.
Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в
соответствии
с законодательством РФ.
2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность
определяет
перспективы развития.
Учредитель или с его согласия директор предприятия са-
мостоятельно
в соответствии с законодательством о труде опре-
деляет
порядок найма и увольнения работников, формы, системы и
размеры
оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность рабо-
ты, порядок
предоставления выходных дней и отпусков, их про-
должительность.
Предприятие в соответствии с действующим зако-
нодательством
осуществляет социальное и обязательное меди-
цинское и
иное обязательное страхование. Предприятие обеспечи-
вает
работникам безопасные условия труда в соответствии с
установленными
правилами и нормами.
Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы ре-
ализовывать
свою продукцию и услуги любым непротиворечущим за-
конодательству
способом по непротиворечущим законодательству
ценам.
Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в
любом
банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных
кассовых и
иных операций.
Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэко-
номическую
деятельность в соответствии с законодательством РФ,
входящих в
нее республик и иметь валютный счет в соответствую-
щем банке.
Высший
орган (вариант: директор) предприятия определяет
перечень
сведений, состовляющих коммерческую тайну.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и
других
платежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное
его
распоряжение. Направления использования чистой прибыли оп-
ределяется
учредителем.
Часть
чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в
размере,
ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с
трудовым
коллективом) передается в собственность членам трудо-
вого
коллектива. Порядок распределения этой части чистой при-
были между
работниками определяется положением, утвержденным
советом
предприятия (вариант: совместным решением учредителя и
трудового
коллектива).
Переданная члену трудового коллектива часть прибыли под-
лежит
выплате ему или может с согласия высшего органа предпри-
Страницы: 1, 2, 3
|