Меню
Поиск



рефераты скачать Финансово-промышленные группы

Финансово-промышленные группы

Введение.


В практика развития ведущих индустриальных стран пока­зывает, что одна из форм интеграции финансового и про­мышленного капитала финансово-промышленные группы (ФПГ) — образуют важнейший элемент экономики этих стран и мирового хозяйства в целом. Проведение активной промышленной политики в России также немыслимо без их создания. Опыт подтверждает — ФПГ эффективно осуществ­ляют воспроизводство и обращение финансового, производ­ственного и товарного капитала, его накопление; концент­рацию и инвестирование в приоритетные направления промышленности и экономики. 

Концентрация производства в ряде стран в 1998 г.



Страны




Германия


США


Япония


Россия


Количество эмитентов,










акции     которых     обра-










щаются    на    фондовом








200 -


рынке, единиц


630


6000


3000


300


Капитализация   фондо-








около


вого рынка, трлн. $


1,2


10,0


2,2


0,2


Число        компаний        в








1  (РАО


списке     200     крупней-








Газ-


ших в мире


12


96


28


пром)



В отечественной практике ФПГ рассматриваются как ин­тегрированные комплексы, в рамках которых происходит объединение финансово-кредитных институтов и промыш­ленных предприятий для осуществления координируемой производственно-хозяйственной деятельности. Основным принципом создания ФПГ является объединение финансо­вого, научно-производственного и коммерческого потенци­алов. Движущая сила их формирования состоит, как в стрем­лении обеспечить гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, так и в наиболее надежном и прибыльном размещении ка­питалов.

В индустриально развитых странах ФПГ, охватывающие довольно большой спектр интегрированных структур, име­ют разные названия (промышленно-финансовые, финансо­вые группы) и существуют в форме национальных и транс­национальных корпораций.

  Основным критерием регламентирования группы выступает единство стратегичес­кого управления всеми входящими в нее хозяйствующими структурами. В отечественной литературе имеются различные точки зре­ния в отношении доли ФПГ в общем, количестве корпора­тивных объединений. По расчетам отдельных ученых уровень концентрации экономики России должен быть следующим: 100 промышленных компаний с объемом до 70% общего производства, 10 — 20 коммерческих банков с объемом ак­тивов до 80% от общего их размера и 50 торговых компаний с розничной торговлей до 5% от общего объема.

Другие придерживаются иного мнения: 10—20 особо мощ­ных ФПГ, 100—110 крупных групп примерно одинаковых по размерам с зарубежными корпоративными объединения­ми и дающими примерно 50% объема промышленного про­изводства. В Южной Корее, ФПГ которой входят в число двадцати крупнейших в мире, ограничений на их количество нет. Од­нако при условии ухудшения эффективности деятельности таких групп государство может принять решение об их пере­профилировании или реформировании. Для большинства индустриально развитых стран харак­терно отсутствие формально закрепленной структуры ФПГ. Соотношение участников довольно часто меняется, а осно­вой их совместной деятельности являются, как правило, чисто доверительные соглашения. В Бельгии, Италии и Франции финансовые группы создаются в соответствии с четко рег­ламентируемыми положениями, как по составу, так и по организационной структуре. В условиях современного этапа научно-технической рево­люции непрерывно идут изменения в организационно-фи­нансовых связях банков с крупными промышленными субъек­тами. Наиболее характерные в настоящее время формы сращивания финансового и промышленного капитала разви­ваются в следующих направлениях:

• развитие кредитных связей;

• расширение возможностей владения акциями;

• увеличение личных акций;

• совершенствование взаимных расчетных операций и веде­ния текущих счетов. В последние годы значительно расширилась потребность промышленных компаний и корпораций в заемных сред­ствах. При этом важное значение приобрели кредитные свя­зи, выступающие своеобразным рычагом влияния банков на экономическую политику входящих в группу промышлен­ных субъектов. Особое значение ФПГ приобретают для стран, находя­щихся в экономическом кризисе. ФПГ способствовали рез­кому подъему промышленного производства в ФРГ и Япо­нии в первые десять лет после окончания второй мировой войны, а также в Южной Корее. Анализ истоков и сущности кризиса в России позволяет сформулировать следующие объективно существующие предпосылки.

·        Необходимость формирования интегрированных и производственно-хозяйственных структур, способных к саморазвитию и выживанию в рыночных условиях;

·        Рост активов финансовых институтов, заинтересованных в инвестировании промышленности;

·        Наличие структурного кризиса в промышленности, сфере научно-исследовательских работ и высоких технологий;

·        Необходимость восстановления доли внутреннего товарного рынка России, потерянного в результате дезинтеграции экономики бывшего СССР;

·        Создание условий для выхода отечественных предприятий на внешний рынок.

 





1.  Нормативное регулирование деятельности ФПГ.


В создании и эффективной деятельности ФПГ заинтересованы ее участники: сама группа, региональная администрация и государство. Ориентация экономической политики страны на развитие корпоративных форм производства, повышение результативности функционирования ФПГ один из путей стабилизации подъема экономики. Поэтому государство заинтересовано в увеличении спроса на продукцию ФПГ, в структурной  перестройке экономики, повышении конкурентности и расширения рынков сбыта и услуг, создании новых рабочих мест. Реализация этих интересов возможна на основе совершенствования организационно-правовых основ создания и функционирования ФПГ, их законодательной поддержки, внесения соответствующих корректив в процесс создания ФПГ.

Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей  стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ - это « совокупность

юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и

нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании  ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации  инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.»*

Участниками финансово-промышленной группы признаются  юридические лица, подписавшие договор о  создании  финансово-промышленной  группы,  и учрежденная  ими  центральная  компания  финансово-промышленной  группы, либо  основное  и  дочерние общества, образующие  финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и

иностранные,  за  исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Среди  участников  финансово-промышленной  группы  обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг,  а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и  предприятия  могут  входить  в

состав финансово-промышленной группы  только  вместе  со  своим

 основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы  могут  входить инвестиционные институты,  негосударственные  пенсионные  и  иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.**

*Петухов В.Н. Комментарий к закону о финансово-промышленных группах. Юридический Дом «Юстицинформ» 2002 ст2. стр14.

** Петухов В.Н. Комментарий к закону о финансово-промышленных группах. Юридический Дом «Юстицинформ»2002 ст3. стр15.


Финансово-промышленные группы, среди участников  которых  имеются юридические лица, находящиеся под  юрисдикцией  государств  - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения  на территории указанных государств  либо  осуществляющие  на  их  территории капитальные  вложения,  регистрируются  как  транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на  основе  межправительственного  соглашения  ей  присваивается  статус межгосударственной  (международной)  финансово-промышленной  группы.*

Для участников межгосударственной  финансово-промышленной  группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих  финансово-промышленной  группы,  включающий представителей всех ее участников.

Направление  участником  финансово-промышленной  группы представителя в состав совета управляющих  финансово-промышленной  группы осуществляется  решением  компетентного  органа  управления  участника финансово-промышленной группы.

Компетенция  совета  управляющих  финансово-промышленной



*Петухов В.Н. Комментарий к закону о финансово-промышленных группах. Юридический Дом «Юстицинформ» 2002 ст4. стр22.


 группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная  компания  финансово-промышленной  группы  является юридическим лицом, учрежденным  всеми  участниками  договора  о  создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним  основным обществом и уполномоченным в силу закона  или  договора

 на  ведение  дел финансово-промышленной группы.*

Центральная компания финансово-промышленной группы,  как  правило, является  инвестиционным  институтом.  Допускается  создание  центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания  финансово-промышленной  группы  в  случаях, установленных законом или учредительным договором группы: выступает  от  имени  участников  финансово-промышленной  группы  в отношениях, связанных с созданием и деятельностью  финансово-промышленной группы;

ведет  сводные  (консолидированные)  учет,  отчетность  и  баланс

финансово-промышленной группы;**

готовит  ежегодный  отчет  о  деятельности  финансово-промышленной группы; выполняет  в  интересах  участников  финансово-промышленной  группы отдельные  банковские

 *Петухов В.Н. Комментарий к закону о финансово-промышленных группах. Юридический Дом «Юстицинформ» 2002 ст11. стр44.

**Петухов В.Н. Комментарий к закону о финансово-промышленных группах. Юридический Дом «Юстицинформ» 2002 ст13. стр55



.

операции  в  соответствии  с  Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной  компании  финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной  группы  устанавливаются  ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской

Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной  группы, участники финансово-промышленной группы,  занятые  в  сфере  производства товаров,  услуг,  могут  быть  признаны  консолидированной  группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По  обязательствам  центральной  компании  финансово-промышленной группы,  возникшим  в  результате  участия  в  деятельности финансово-промышленной группы,  участники  финансово-промышленной  группы несут солидарную ответственность. Особенности  исполнения  солидарной  обязанности  устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы. Мерами  государственной  поддержки  деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по  решению  Правительства Российской Федерации, являются:

зачет задолженности участника финансово-промышленной  группы,  акции которого  реализуются  на  инвестиционных  конкурсах  (торгах),  в  объем предусмотренных условиями инвестиционных  конкурсов  (торгов)  инвестиций для покупателя  -  центральной  компании  той  же  финансово-промышленной группы;

предоставление  участникам  финансово-промышленной  группы  права самостоятельно определять сроки  амортизации  оборудования  и  накопления амортизационных  отчислений  с  направлением  полученных  средств  на деятельность финансово-промышленной группы; передача  в  доверительное  управление  центральной  компании финансово-промышленной  группы  временно  закрепленных  за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы; предоставление государственных гарантий для  привлечения  различного рода инвестиций;

предоставление инвестиционных кредитов и иной  финансовой  поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы. Центральным банком Российской Федерации могут быть  предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы,  осуществляющим  в  ней инвестиционную  деятельность,  льготы,  предусматривающие  снижение  норм обязательного  резервирования,  изменение  других  нормативов  в  целях повышения их инвестиционной активности.* Не позднее 90 дней после окончания финансового  года  центральная

компания  финансово-промышленной  группы  представляет  всем

 участникам финансово-промышленной группы, полномочному

государственному органу отчет о деятельности финансово-


*Петухов В.Н. Комментарий к закону о финансово-промышленных группах. Юридический Дом «Юстицинформ» 2002 ст15. стр57.


промышленной группы  по  форме,  устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет  составляется  по  результатам  проверки  деятельности финансово-промышленной группы

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.