Меню
Поиск



рефераты скачать Финансово-промышленные группы (ФНП)

  В Западно-Сибирском регионе по состоянию на первое полугодие  2000г. официально зарегистрированы  ФПГ « Сибагромаш», месторасположение  центральной  компании- г. Рубцовск, и ФПГ « Сибирь» -г.Новосибирск.

1.3  Отраслевое распределение ФПГ

  Отраслевое распределение ФПГ в составе   сопоставимой выборки (показатели за 1999г. к уровню 1998г. и 1 полугодии 2000г. к соответствующему периоду 1999г.) по основным видам деятельности промышленных участников  представлено на табл.1(приложение) ; удельный вес продукции ФПГ, произведенной  в 1 полугодии 2000г. и 1999г. в общем объеме  производства по отраслям, представлен на табл. 2 (приложение)

  По сравнению  с промышленностью  в целом отмечается  низкая доля предприятий  топливной промышленности в официально-зарегистрированных  ФПГ и более  слабая  инвестиционная активность. Общая сумма инвестиций  43 ФПГ, указавших в  отчетности   соответствующую сумму, составила  в 2000 году  13,5 млн. руб., снизившись по сравнению  с 1999 годом, когда  сумма инвестиций  тех же 43  ФПГ  составляла  15,5  млн. рублей. Сумма инвестиций  в основной капитал  43 указанных ФПГ составляет   лишь  3,2 %  общей величины  инвестиций  промышленных предприятий  в России ( 419,4 млн. руб.) Тем не менее, более 50% инвестиций в промышленности (211, 1 млн. руб.) было осуществлено  предприятиями топливной промышленности.

  К факторам, формирующим  современные тенденции  развития процессов интеграции  банковского и промышленного капитала за рубежом,  следует отнести процесс отраслевой  концентрации  инвестиций  международных  финансово-промышленных групп. Примерно 80% объема реализации крупнейших ФПГ мира  сосредоточены  в четырех отраслях   промышленности: автомобилестроительной, нефтяной, химической и электронике.

    Анализ международной практики   организации и функционирования   ФПГ  выявляет как общие,  так и специфические черты. В США  на сегодняшний день  получили  распространение два  основных типа ФПГ. В первом случае  консолидирующим ядром  группы  выступает  банковский холдинг  («Морган», « Меллон»), во втором- промышленные концерны («Дженерал моторз», « Дюпон», « Дженерал электрик», « Форд моторз».)

  Американским  ФПГ присущи   изменчивость состава группы  и подвижность при жестко  закрепленном  центре финансового контроля. В Западной Европе также, как и в США, интеграция банковского и промышленного  капитала происходила   в результате централизации и концентрации капитала  в форме  слияний  и поглощений  в условиях свободного рынка. В странах  Азиатско-Тихоокеанского  региона (Китае, Японии, Южной  Корее и др.) многоотраслевые  объединения  создавались  с помощью государства, которое  и сейчас  оказывает  большое  влияние  на их деятельность.

 1.4 Задачи   региональных ФПГ. Основные этапы  стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие

  Региональные ФПГ, являясь  элементом народнохозяйственного  комплекса региона, должны решать  двуединую задачу экономического развития производственных и финансовых структур региона, и, как следствие, комплексного развития  конкретной территории.

  Финансовый капитал  российских ФПГ  и банков должен  способствовать развитию  территории в случае, если их участник  расположен   на территории определенного региона. Однако процесс согласования  интересов приобретает  наиболее острый характер, когда управляющая  компания зарегистрирована  за пределами данного региона. Появляется возможность оттока  прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Помимо этого, отток финансовых ресурсов   из региона может  осуществляться  по банковским каналам  через размещение временно  свободных средств  на финансовых рынках  Москвы, через вывоз средств   в качестве процентов  за межбанковский кредит, балансовой  прибыли  банковских филиалов. Все это увеличивает  потенциальные потери  реального сектора данного региона.

  В России при переходе  на новую модель развития  каждый регион имеет  свои особенности. Успешность перехода   сопряжена  с административно-территориальными  реалиями  федеративного устройства  государства, разнообразием  природно-ресурсного  потенциала  и экологических условий, уровней  и возможностей социального  и экономического  развития, политических сил в регионе. Экономическая политика российских регионов  формируется, исходя  из утверждения о том, что изолированные  экономики исчерпали  потенциал развития и необходима  их структурная перестройка. Такими структурами становятся   в отдельных регионах ФПГ, ориентированные  на развитие  определенных  территорий   и области в целом, либо межрегиональные ФПГ, структурные  звенья которых  должны  строиться   с учетом  как корпоративных, так и  территориальных интересов. Организация работы  по выбору  и построению  модели региональной  финансово-промышленной  группы - это  не оформление документов, а длительное изучение  различных вариантов  возможного объединения   капиталов, проработка альтернативных сценариев,  которые в итоге  смогут повысить  управляемость   региональной экономикой  в целом на основе   согласования интересов   всех субъектов  хозяйствования в регионе.

  Д.Ф. Скрипнюк предлагает  следующие  основные  этапы  стратегии  создания ФПГ в регионе:

-оценка  экономического  потенциала  региона;

- определение  целей  и оценка полезности  создания  РФПГ на макро- и микро-уровне;

- анализ  и оценка  проектируемой  модели РФПГ;

- разработка  стратегии и методических  положений    по созданию  и контролю  за деятельностью РФПГ.

  При оценках  эффективности ФПГ с позиций регионов  Д.Ф. Скрипнюк также выделил ряд показателей:

-размер и динамика  поступлений   в региональный  бюджет от ФПГ  в сравнении с размером  и динамикой  общих  доходов  от производства  и реализации продукции ФПГ или  (в случае с  межрегиональными ФПГ), которые  расположены  в данном  регионе: размеры  капиталов, вывозимых из региона через ФПГ, и связанные с этим  потери регионального бюджета;

-уровень  рентабельности  инвестиций, полученных  предприятиями  ФПГ  от местной  администрации;

- показатели, определяющие  социальную устойчивость  региона.

  Следующим уровнем  оценки эффективности ФПГ  является оценка  с позиций  конкретных участников (в том числе и показатели интеграции).

  Для  Западно-Сибирского  региона идея  ФПГ связана, прежде всего, с необходимостью  стабилизации  и дальнейшего развития  отраслей  добывающей промышленности. Интересным исследованием по этому вопросу является  идея создания   ФПГ «  Тюменские  углеводороды»[5], поскольку такая ФПГ могла бы стать  организационно-экономическим центром региональной  промышленной политики на ближайшие десятилетия, способствовать  созданию  в южной зоне области  комплекса  нефте- и газохимических предприятий и тем самым  внести коренное  изменение  в структуру  промышленности региона.

  Важной причиной, тормозящей развитие ФПГ, по утверждению С.А. Гориной[6], является отсутствие  адекватной  законодательной базы (о государственных гарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей  привлечение  частных  инвестиций  в проекты ФПГ.

  Сложности, возникающие  на стадии официальной регистрации, также не способствуют  созданию  ФПГ. Так, для  регистрации  группы  необходимо  иметь  неординарный  экономический  проект (организационный план). В нем  нужно обосновать  целесообразность  создания  и функционирования  ФПГ, показать  зримую  финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую  пользу народному хозяйству. Требуется  согласование  с Министерством  по антимонопольной  политике РФ  и Мингосимуществом России, а иногда  даже с Министерством обороны  и Минэкономразвития  России. Кроме того, могут потребоваться экспертные  заключения  компетентных  организаций  и специалистов.

Глава 2. Развитие  финансово-промышленных  групп  в мире и в России.

2.1 Развитие  финансово-промышленных компаний Тюменской области

  Одной из крупнейших  нефтяных компаний  России является компания «Сибнефть», которой в этом году  исполняется десять лет.

  Официальной датой создания  Сибирской нефтяной компании  принято считать  24 августа  1995 года. Именно тогда  Президент  РФ  Борис Ельцин издал  указ о создании  крупного холдинга, куда вошли  нефтедобывающее  предприятие  « Ноябрьскнефтегаз», омский  нефтеперерабатывающий   завод, разведочное  предприятие   «Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытовое предприятие  «Омск-нефтепродукт». « Сибнефть» оказалась  фактически единственной компанией, куда вошли организации, долгое время работавшие  в тесном сотрудничестве, и это стало  ее стратегическим  преимуществом.

  Новая модель развития,  больше традиционная  для международных нефтяных компаний, позволила активно  развивать все направления деятельности: от разведки и добычи  нефти до производства  и реализации нефтепродуктов.

  В 2000 году была  развернута масштабная  программа по увеличению  нефтедобычи. Связана она главным образом  с использованием современных  методов управления   разработкой месторождений, повышением  эффективности  эксплуатации  и качества  строительства новых  скважин. Благодаря стратегическому  альянсу с международной сервисной  компанией  Schlumberger был сделан настоящий  технологический  прорыв.

   Первым  совместным проектом  стало проведение  гидроразрывов  нефтяных  пластов. В дальнейшем спектр  оказываемых  Schlumberger  услуг  расширился. Сегодня он включает  бурение  горизонтальных скважин  и зарезку боковых   стволов. До сих пор  « Сибнефть»  остается одним  из лидеров  в этих направлениях.

  Всего через год  в основной  ресурсной базе, коей являлся  Ямало-Ненецкий округ   Тюменской области, добавилась новая - в мае 2001 года   была получена первая  промышленная нефть на Крапивинском  месторождении в Омской области.

  С ростом нефтедобычи  появляется  потребность  в модернизации Омского  нефтеперерабатывающего  завода - крупнейшего  в России и одного из самых мощных в мире. В 2001 году  была построена установка  алкилирования. Она сменила  устаревшую   и позволила начать   производство   высокооктанового бензина АИ-98 в промышленных объемах. Была реконструирована  установка   каталитического  крекинга  и смонтирована  автоматическая  линия налива   автомобильных  масел, что превратило  ОНПЗ  во второго по величине  производителя масел  в России.

     Сегодня Омский  нефтеперерабатывающий  завод выпускает  более 130  наименований  продукции. Среди них  капролактам  и параксилол, широко  применяемые   при производстве   тканей, ковровых  покрытий и одежды. В пищевой промышленности используют инертный газ, углекислоту, в том числе и твердую- сухой лед. Очень ценится   полиэтилентерефлатан - полимер, необходимый  в производстве  полиэфирного  волокна.

  В свой  юбилейный год « Сибнефть» запускает  реконструированную  установку  миллионного  риформинга, что позволит   увеличить выпуск  экологически  чистых бензинов. Проект, в рамках  которого происходит  модернизация  Омского  нефтеперерабатывающего  завода, рассчитан  до 2015 года.

  Развитие же  сбытовой сети  « Сибнефти»  уже давно вышло  за пределы  Омской области. Бензины, дизельное  топливо, масла  реализуются  через  розничные  и оптовые сети  в Барнауле, Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других областях, в том числе - в Тюменском регионе.

  Сегодня  сеть АЗС « Сибнести» по югу Тюменской  области  насчитывает  более 80 автозаправочных  станций. Всего за четыре  года  было реконструировано 40 АЗС,  9 было  построено  « с нуля». 

В 2004 году ОАО « Сибнефтепродукт» начало программу  переоборудования  автозаправочных  станций  в многотопливные комплексы. Шесть МАЗС «Сибнефти»  в Тюменском регионе  реализуют  не только традиционные  автобензины и дизельное топливо, но и автомобильный  газ. Аккредитированная испытательная  лаборатория  предприятия позволяет  полностью контролировать  качества топлива, которое поступает  с Омского  нефтеперабатывающего завода. Кроме того, предприятие   проводит и природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, системе  рекуперации паров, рекультивации  земель и других. Только в 2004 году  на экологию  было потрачено  около 12  миллионов  рублей.

  Являясь  частью  крупной  компании, ОАО  « Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» поддерживает  высокие стандарты « Сибнефти».[7]

 2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения

  Крупнейшему  российскому производителю  автомобилей- АВтоВАЗу- летом  2005 года удалось  отыграть  свои позиции  на рынке.

  В июне 2005 года  компания  увеличила объем  продаж  в России относительно  соответствующего  периода предыдущего  года на 10%- до 55 360 автомобилей.

  Рост доходов населения  и большая масса  свободных денежных   средств  в обращении подстегивают  спрос и на иномарки, и на  Lada.

  Объем продаж  на  российском автомобильном рынке  по итогам первого  полугодия 2005 года вырос  на 2,5 % по  сравнению  с аналогичным периодом  2004-го. За первое  полугодие   выручка АвтоВАЗа составила  61,9 млрд. руб., что на 2 млрд. рублей больше, чем   за соответствующий период  прошлого года.

  Во  втором полугодии  борьба  между  новыми  иномарками  и АвтоВАЗом  станет  еще  более  ожесточенной:  ведь в продаже появились  новые модели – Renault  Logan и  Ford Forus II.

 Со стороны  российской   автопромоадекватный ответ на притязания иностранных производителей- это  Lada Kalina. До конца года   в торговые сети  поступит  около 20 000 автомобилей  данной модели.[8]

2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения

  Крупнейшая  российская судоходная  компания  « Совкомфлот»  планирует  увеличить портфель  заказов  на перевозку  сжиженного  природного газа (СПГ). Пытаясь  закрепиться  на зарубежных рынках, перевозчик   одновременно заявляет, что главная ставка будет  сделана  на российскую добычу  газа.

  Выиграв  тендер  в рамках   индонезийского  проекта  « Тамгу», «Совкомфлот»  сейчас  готовится  к конкурсам  в Йемене и катаре. Руководитель  группы  маркетинга  и новых проектов   компании Дмитрий  Русанов  говорит, что  главная ставка в перевозке  СПГ  будет сделана  на российский рынок, однако зарубежные  контракты  сейчас необходимы, чтобы получить  достаточный опыт  в транспортировке газа.[9]

  Отсутствие опыта стало  причиной создания   совместного  предприятия   с японским партнером  в проекте « Сахалин-2». В октябре 2004г. перевозчик в альянсе  Yuson Kaisha ( NYK) выиграла  конкурс на строительство двух  газовозов и  транспортировку  СПГ на Сахалине. Но поскольку «Совкомфлот» не работал  с СПГ, его доля  в проекте  составила -40%, а у  NYK- 60%.

  Между  игроками  существуют договоренности  о  возможном  увеличении доли  российской  компании до 50%. При этом  за право участвовать  в транспортировке  СПГ  перевозчику пришлось  активно конкурировать  с мировыми игроками, несмотря на  то, что  проект  разрабатывается   на условиях  СРП (соглашения о разделе продукции).

  Участие  « Совкомфлота»  в проекте   в Финском заливе  позволит  компании увеличить   собственный портфель заказов. Кроме того, «Совкомфлот»  рассматривает  и возможные варианты  выхода   на публичные рынки капитала.

2.4 Холдинговые компании России

  Что касается   организационных объединений типа  холдинга, то их  привлекательность пока невысока и составляет  всего 6% от  общего количества  зарегистрированных групп. Наиболее показательными  примерами  ФПГ  холдингового типа  являются ФПГ «РОССТРО», «Сибагромаш» и др.

 Так, ОА « РОССТРО»  -головная  компания  холдинга и одновременно  центральная компания   одноименной  ФПГ, владеет  пакетами  акций предприятий и организаций, в совокупности образующих  имущественно-правовой  инвестиционно-строительный комплекс предприятия, входящие  в ФПГ, обеспечивают  управление  проектами, выполнение  всего комплекса  работ и услуг по  подготовке  строительства,  производству   строительных материалов, проектированию  объектов, их строительству и коммунальному обслуживанию.

  Создание  холдинговой компании  возможно также путем   передачи в  трастовое  управление центральной  компании ФПГ акций предприятий-участников, временно закрепленных  за  государством.[10]

  По данным Мингосимущества России, это группы: « Русхим», «Тяжэнергомаш», « Восточно-Сибирская группа».

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.