В Западно-Сибирском регионе по
состоянию на первое полугодие 2000г. официально зарегистрированы ФПГ «
Сибагромаш», месторасположение центральной компании- г. Рубцовск, и ФПГ «
Сибирь» -г.Новосибирск.
1.3 Отраслевое распределение
ФПГ
Отраслевое распределение ФПГ в
составе сопоставимой выборки (показатели за 1999г. к уровню 1998г. и 1
полугодии 2000г. к соответствующему периоду 1999г.) по основным видам
деятельности промышленных участников представлено на табл.1(приложение) ;
удельный вес продукции ФПГ, произведенной в 1 полугодии 2000г. и 1999г. в
общем объеме производства по отраслям, представлен на табл. 2 (приложение)
По сравнению с промышленностью в
целом отмечается низкая доля предприятий топливной промышленности в
официально-зарегистрированных ФПГ и более слабая инвестиционная активность.
Общая сумма инвестиций 43 ФПГ, указавших в отчетности соответствующую
сумму, составила в 2000 году 13,5 млн. руб., снизившись по сравнению с 1999
годом, когда сумма инвестиций тех же 43 ФПГ составляла 15,5 млн. рублей.
Сумма инвестиций в основной капитал 43 указанных ФПГ составляет лишь 3,2
% общей величины инвестиций промышленных предприятий в России ( 419,4 млн.
руб.) Тем не менее, более 50% инвестиций в промышленности (211, 1 млн. руб.)
было осуществлено предприятиями топливной промышленности.
К факторам, формирующим
современные тенденции развития процессов интеграции банковского и
промышленного капитала за рубежом, следует отнести процесс отраслевой
концентрации инвестиций международных финансово-промышленных групп. Примерно
80% объема реализации крупнейших ФПГ мира сосредоточены в четырех отраслях
промышленности: автомобилестроительной, нефтяной, химической и электронике.
Анализ международной практики организации
и функционирования ФПГ выявляет как общие, так и специфические черты. В
США на сегодняшний день получили распространение два основных типа ФПГ. В
первом случае консолидирующим ядром группы выступает банковский холдинг
(«Морган», « Меллон»), во втором- промышленные концерны («Дженерал моторз», «
Дюпон», « Дженерал электрик», « Форд моторз».)
Американским ФПГ присущи
изменчивость состава группы и подвижность при жестко закрепленном центре
финансового контроля. В Западной Европе также, как и в США, интеграция
банковского и промышленного капитала происходила в результате централизации
и концентрации капитала в форме слияний и поглощений в условиях свободного
рынка. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Китае, Японии, Южной Корее
и др.) многоотраслевые объединения создавались с помощью государства,
которое и сейчас оказывает большое влияние на их деятельность.
1.4 Задачи региональных
ФПГ. Основные этапы стратегии их создания и причины, тормозящие их развитие
Региональные ФПГ, являясь
элементом народнохозяйственного комплекса региона, должны решать двуединую
задачу экономического развития производственных и финансовых структур региона,
и, как следствие, комплексного развития конкретной территории.
Финансовый капитал российских ФПГ
и банков должен способствовать развитию территории в случае, если их
участник расположен на территории определенного региона. Однако процесс
согласования интересов приобретает наиболее острый характер, когда управляющая
компания зарегистрирована за пределами данного региона. Появляется возможность
оттока прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Помимо этого,
отток финансовых ресурсов из региона может осуществляться по банковским
каналам через размещение временно свободных средств на финансовых рынках
Москвы, через вывоз средств в качестве процентов за межбанковский кредит,
балансовой прибыли банковских филиалов. Все это увеличивает потенциальные
потери реального сектора данного региона.
В России при переходе на новую
модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность перехода
сопряжена с административно-территориальными реалиями федеративного
устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и
экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического
развития, политических сил в регионе. Экономическая политика российских
регионов формируется, исходя из утверждения о том, что изолированные
экономики исчерпали потенциал развития и необходима их структурная
перестройка. Такими структурами становятся в отдельных регионах ФПГ,
ориентированные на развитие определенных территорий и области в целом,
либо межрегиональные ФПГ, структурные звенья которых должны строиться с
учетом как корпоративных, так и территориальных интересов. Организация
работы по выбору и построению модели региональной финансово-промышленной
группы - это не оформление документов, а длительное изучение различных
вариантов возможного объединения капиталов, проработка альтернативных
сценариев, которые в итоге смогут повысить управляемость региональной
экономикой в целом на основе согласования интересов всех субъектов
хозяйствования в регионе.
Д.Ф. Скрипнюк предлагает следующие
основные этапы стратегии создания ФПГ в регионе:
-оценка экономического потенциала
региона;
- определение целей и оценка
полезности создания РФПГ на макро- и микро-уровне;
- анализ и оценка проектируемой
модели РФПГ;
- разработка стратегии и
методических положений по созданию и контролю за деятельностью РФПГ.
При оценках эффективности ФПГ с
позиций регионов Д.Ф. Скрипнюк также выделил ряд показателей:
-размер и динамика поступлений в
региональный бюджет от ФПГ в сравнении с размером и динамикой общих
доходов от производства и реализации продукции ФПГ или (в случае с
межрегиональными ФПГ), которые расположены в данном регионе: размеры
капиталов, вывозимых из региона через ФПГ, и связанные с этим потери регионального
бюджета;
-уровень рентабельности инвестиций,
полученных предприятиями ФПГ от местной администрации;
- показатели, определяющие
социальную устойчивость региона.
Следующим уровнем оценки
эффективности ФПГ является оценка с позиций конкретных участников (в том
числе и показатели интеграции).
Для Западно-Сибирского региона
идея ФПГ связана, прежде всего, с необходимостью стабилизации и дальнейшего
развития отраслей добывающей промышленности. Интересным исследованием по
этому вопросу является идея создания ФПГ « Тюменские углеводороды»[5], поскольку такая ФПГ могла бы
стать организационно-экономическим центром региональной промышленной политики
на ближайшие десятилетия, способствовать созданию в южной зоне области
комплекса нефте- и газохимических предприятий и тем самым внести коренное
изменение в структуру промышленности региона.
Важной причиной, тормозящей
развитие ФПГ, по утверждению С.А. Гориной[6],
является отсутствие адекватной законодательной базы (о государственных
гарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей привлечение частных инвестиций
в проекты ФПГ.
Сложности, возникающие на стадии
официальной регистрации, также не способствуют созданию ФПГ. Так, для
регистрации группы необходимо иметь неординарный экономический проект
(организационный план). В нем нужно обосновать целесообразность создания и
функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что
деятельность группы принесет большую пользу народному хозяйству. Требуется
согласование с Министерством по антимонопольной политике РФ и
Мингосимуществом России, а иногда даже с Министерством обороны и
Минэкономразвития России. Кроме того, могут потребоваться экспертные
заключения компетентных организаций и специалистов.
Глава 2. Развитие
финансово-промышленных групп в мире и в России.
2.1 Развитие
финансово-промышленных компаний Тюменской области
Одной из крупнейших нефтяных
компаний России является компания «Сибнефть», которой в этом году исполняется
десять лет.
Официальной датой создания
Сибирской нефтяной компании принято считать 24 августа 1995 года. Именно
тогда Президент РФ Борис Ельцин издал указ о создании крупного холдинга,
куда вошли нефтедобывающее предприятие « Ноябрьскнефтегаз», омский
нефтеперерабатывающий завод, разведочное предприятие
«Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытовое предприятие «Омск-нефтепродукт». «
Сибнефть» оказалась фактически единственной компанией, куда вошли организации,
долгое время работавшие в тесном сотрудничестве, и это стало ее
стратегическим преимуществом.
Новая модель развития, больше
традиционная для международных нефтяных компаний, позволила активно развивать
все направления деятельности: от разведки и добычи нефти до производства и
реализации нефтепродуктов.
В 2000 году была развернута
масштабная программа по увеличению нефтедобычи. Связана она главным образом
с использованием современных методов управления разработкой месторождений,
повышением эффективности эксплуатации и качества строительства новых
скважин. Благодаря стратегическому альянсу с международной сервисной
компанией Schlumberger был сделан настоящий
технологический прорыв.
Первым совместным проектом стало
проведение гидроразрывов нефтяных пластов. В дальнейшем спектр оказываемых
Schlumberger услуг расширился. Сегодня
он включает бурение горизонтальных скважин и зарезку боковых стволов. До
сих пор « Сибнефть» остается одним из лидеров в этих направлениях.
Всего через год в основной
ресурсной базе, коей являлся Ямало-Ненецкий округ Тюменской области,
добавилась новая - в мае 2001 года была получена первая промышленная нефть
на Крапивинском месторождении в Омской области.
С ростом нефтедобычи появляется
потребность в модернизации Омского нефтеперерабатывающего завода -
крупнейшего в России и одного из самых мощных в мире. В 2001 году была
построена установка алкилирования. Она сменила устаревшую и позволила
начать производство высокооктанового бензина АИ-98 в промышленных объемах.
Была реконструирована установка каталитического крекинга и смонтирована
автоматическая линия налива автомобильных масел, что превратило ОНПЗ во
второго по величине производителя масел в России.
Сегодня Омский
нефтеперерабатывающий завод выпускает более 130 наименований продукции.
Среди них капролактам и параксилол, широко применяемые при производстве
тканей, ковровых покрытий и одежды. В пищевой промышленности используют
инертный газ, углекислоту, в том числе и твердую- сухой лед. Очень ценится
полиэтилентерефлатан - полимер, необходимый в производстве полиэфирного
волокна.
В свой юбилейный год « Сибнефть»
запускает реконструированную установку миллионного риформинга, что
позволит увеличить выпуск экологически чистых бензинов. Проект, в рамках
которого происходит модернизация Омского нефтеперерабатывающего завода,
рассчитан до 2015 года.
Развитие же сбытовой сети «
Сибнефти» уже давно вышло за пределы Омской области. Бензины, дизельное
топливо, масла реализуются через розничные и оптовые сети в Барнауле,
Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других областях, в том числе - в Тюменском
регионе.
Сегодня сеть АЗС « Сибнести» по
югу Тюменской области насчитывает более 80 автозаправочных станций. Всего
за четыре года было реконструировано 40 АЗС, 9 было построено « с нуля».
В 2004 году ОАО « Сибнефтепродукт»
начало программу переоборудования автозаправочных станций в многотопливные
комплексы. Шесть МАЗС «Сибнефти» в Тюменском регионе реализуют не только
традиционные автобензины и дизельное топливо, но и автомобильный газ.
Аккредитированная испытательная лаборатория предприятия позволяет полностью
контролировать качества топлива, которое поступает с Омского
нефтеперабатывающего завода. Кроме того, предприятие проводит и
природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, системе рекуперации паров,
рекультивации земель и других. Только в 2004 году на экологию было
потрачено около 12 миллионов рублей.
Являясь частью крупной компании,
ОАО « Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» поддерживает высокие стандарты «
Сибнефти».[7]
2.2 Развитие
финансово-промышленного автомобилестроения
Крупнейшему российскому
производителю автомобилей- АВтоВАЗу- летом 2005 года удалось отыграть свои
позиции на рынке.
В июне 2005 года компания
увеличила объем продаж в России относительно соответствующего периода
предыдущего года на 10%- до 55 360 автомобилей.
Рост доходов населения и большая
масса свободных денежных средств в обращении подстегивают спрос и на
иномарки, и на Lada.
Объем продаж на российском
автомобильном рынке по итогам первого полугодия 2005 года вырос на 2,5 % по
сравнению с аналогичным периодом 2004-го. За первое полугодие выручка
АвтоВАЗа составила 61,9 млрд. руб., что на 2 млрд. рублей больше, чем за
соответствующий период прошлого года.
Во втором полугодии борьба
между новыми иномарками и АвтоВАЗом станет еще более ожесточенной: ведь
в продаже появились новые модели – Renault Logan и Ford Forus II.
Со стороны российской
автопромоадекватный ответ на притязания иностранных производителей- это Lada Kalina. До
конца года в торговые сети поступит около 20 000 автомобилей данной
модели.[8]
2.3 Развитие
финансово-промышленного судостроения
Крупнейшая российская судоходная
компания « Совкомфлот» планирует увеличить портфель заказов на перевозку
сжиженного природного газа (СПГ). Пытаясь закрепиться на зарубежных рынках,
перевозчик одновременно заявляет, что главная ставка будет сделана на
российскую добычу газа.
Выиграв тендер в рамках
индонезийского проекта « Тамгу», «Совкомфлот» сейчас готовится к
конкурсам в Йемене и катаре. Руководитель группы маркетинга и новых
проектов компании Дмитрий Русанов говорит, что главная ставка в перевозке
СПГ будет сделана на российский рынок, однако зарубежные контракты сейчас
необходимы, чтобы получить достаточный опыт в транспортировке газа.[9]
Отсутствие опыта стало причиной
создания совместного предприятия с японским партнером в проекте «
Сахалин-2». В октябре 2004г. перевозчик в альянсе Yuson Kaisha ( NYK) выиграла конкурс на строительство
двух газовозов и транспортировку СПГ на Сахалине. Но поскольку «Совкомфлот»
не работал с СПГ, его доля в проекте составила -40%, а у NYK- 60%.
Между игроками существуют
договоренности о возможном увеличении доли российской компании до 50%. При
этом за право участвовать в транспортировке СПГ перевозчику пришлось
активно конкурировать с мировыми игроками, несмотря на то, что проект
разрабатывается на условиях СРП (соглашения о разделе продукции).
Участие « Совкомфлота» в
проекте в Финском заливе позволит компании увеличить собственный портфель
заказов. Кроме того, «Совкомфлот» рассматривает и возможные варианты
выхода на публичные рынки капитала.
2.4 Холдинговые компании
России
Что касается организационных
объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока и
составляет всего 6% от общего количества зарегистрированных групп. Наиболее
показательными примерами ФПГ холдингового типа являются ФПГ «РОССТРО»,
«Сибагромаш» и др.
Так, ОА « РОССТРО» -головная
компания холдинга и одновременно центральная компания одноименной ФПГ,
владеет пакетами акций предприятий и организаций, в совокупности образующих
имущественно-правовой инвестиционно-строительный комплекс предприятия,
входящие в ФПГ, обеспечивают управление проектами, выполнение всего
комплекса работ и услуг по подготовке строительства, производству
строительных материалов, проектированию объектов, их строительству и
коммунальному обслуживанию.
Создание холдинговой компании
возможно также путем передачи в трастовое управление центральной компании
ФПГ акций предприятий-участников, временно закрепленных за государством.[10]
По данным Мингосимущества России,
это группы: « Русхим», «Тяжэнергомаш», « Восточно-Сибирская группа».
Страницы: 1, 2, 3
|