Известное влияние на обеспечение финансовой устойчивости
страховщика оказывает его организационно-правовая форма. Законодательством
зарубежных стран в последнее время разрешается создание страховых организаций,
как правило, в одной из трех организационно-правовых форм: государственное
предприятие, акционерное общество открытого типа, общество взаимного
страхования. Приоритет этих форм организации страховщика объясняется тем, что интересы
клиентов таких компаний наилучшим образом защищены как в правовом, так и в
финансовом смысле. На российском рынке ситуация сложилась несколько иная, т.к.
преобладающей организационно-правовой формой являются акционерные общества
закрытого типа.
Считается, что государственная страховая организация (под
которой нами понимается организация, где более половины уставного капитала
принадлежит государству), имеет наибольшие гарантии выполнения обязательств по
договору страхования, так как и юридические, и финансовые обязательства такой
организации подкреплены авторитетом государства. Сегодня даже самые мощные
государственные организации Росгосстрах и Ингосстрах являются акционерными
обществами. Ингосстрах представлен участием госкапитала, различных организаций
и частных лиц. А в Росгосстрахе в соответствии с действующим положением 51 %
его акций находится в распоряжении государства: ими владеет Госкомитет по
управлению государственным имуществом.
А в вопросе, кого считать более устойчивым: крупного страховщика-монополиста
или более мелкого, но гибкого предприятия все зависит от вида проводимого
страхования, от условий страхования и пр. У Росгосстраха как монополиста в
отдельных видах обязательного страхования, наиболее устойчивые и при этом
низкие тарифы. Многие страховые организации пытаются сегодня работать с
населением, но пока это дается им тяжело потому, что работа с большим
количеством отдельных страхователей требует множества агентов и представительств.
У “Росгосстраха” самая разветвленная сеть филиалов (свыше 80) по всем областям
и субъектам РФ и самая многочисленная клиентура. В этом его и преимущества, и
определенные проблемы.
Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела”
предусматривает создание обществ взаимного страхования как одной из
организационно-правовых форм страховщиков. Еще в 2000 году в Госдуму был внесен
проект Федерального закона “О взаимном страховании”. Законопроект был
подготовлен МАП России совместно с рядом других министерств и ведомств,
предпринимательскими структурами, кафедрой страхования и управления рисками
МГУ. В подготовке приняли активное участие ведущие российские страховые
компании. Общества взаимного страхования (ОВС) уже созданы и функционируют во
многих регионах России. Только в Москве их число превысило полсотни.
Обществам взаимного страхования присущ ряд преимуществ:
1.
Общества не являются прямыми конкурентами
акционерных и иных коммерческих страховых компаний, так как в силу объективной
жизненной потребности людей во взаимности имеют свой, отличный от коммерческого
принципа страхования, сектор страховой защиты имущественных интересов граждан и
организаций.
2.
По Российскому законодательству могут создаваться
два типа обществ взаимного страхования: (1) некоммерческие ОВС, которые
осуществляют страхование имущественных интересов только членов общества, (2)
коммерческие ОВС, которые наряду со страхованием имущественных интересов членов
общества осуществляют также и страхование интересов лиц, не являющихся членами
общества (ст. 968 ГК).
3.
По действующему законодательству некоммерческим
обществом взаимного страхования лицензия (разрешение) на осуществление
страховой деятельности не требуется и страховой надзор за их деятельностью не
осуществляется (ст. (968 ГК).
4.
Общества взаимного страхования могут осуществлять
виды страхования, которые предусмотрены их учредительными документами или
правилами страхования, утвержденными обществом. При этом ОВС могут осуществлять
страхование как предусмотренное, так и не предусмотренное главой 48 ГК РФ, как
в соответствии с правилами (положениями) главы 48 ГК РФ, так и без учета этих
правил (если иное не будет предусмотрено законом о взаимном страховании, ст.
968 ГК).
5.
Некоммерческий характер страховых операций,
осуществляемых обществами взаимного страхования, означает, что в результате
взаимных страховых операций в обществе не формируется прибыль. То есть от
операций по страхованию своих членов ОВС не образует прибыли.
6.
Превышение страховых платежей (взносов) над
страховыми выплатами и затратами на управленческие и хозяйственные расходы,
образующееся в ОВС по окончании операционного года, остается в распоряжении
общества и расходуется по решению органов управления общества на цели, ради
которых общество было создано.
7.
Доходы ОВС в виде страховых платежей (взносов) и
иных платежей (взносов), вносимых членами общества на уставные цели, превышение
страховых платежей (взносов), а также расходы, производимые ОВС на страховые
выплаты, управленческие и хозяйственные расходы, расходы по использованию
превышения и иные уставные расходы, - являются доходами и расходами от
некоммерческих операций. Поэтому в составе доходов и расходов ОВС, подлежащих
налогообложению, указанные доходы и расходы не учитываются (п. 2.12 Инструкция
Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль предприятия и организаций").
8.
Выплаты, производимые обществами взаимного
страхования своим членам по взятым перед ними страховыми обязательством,
являются страховыми выплатами со всеми вытекающими отсюда последствиями,
установленными соответствующими нормативными актами (в частности, пп.
"ф" п. 8 Инструкции по применению Закона Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц" от 29 июня 1995 г. № 35).
9.
Некоммерческое ОВС может осуществлять
предпринимательскую (коммерческую) деятельность, соответствующую целям, для
достижения которых общество создано. Выручка, получаемая некоммерческими ОВС от
предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению на общих основаниях,
установленных для предприятий и организаций, уплачивающих налог на прибыль. То
есть уплачивают налог на прибыль только с получаемой от такой (коммерческой)
деятельности суммы превышения доходов над расходами (ст. 10 Закона РФ "О
налоге на прибыль предприятий и организаций").
10.
Страховые операции между ОВС и его членами не
являются объектом НДС.
11.
Организация (юридическое лицо), являющееся членом
некоммерческого общества взаимного страхования, вправе относить на
себестоимость продукции (работ, услуг) платежи (страховые взносы), вносимые ею
в ОВС на цели страхования (пп. "р" п. 2 Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг) и о порядке формировании финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552).[11]
Но пока отсутствие единообразной практики применения и
толкования нормативных актов создает серьезное препятствие для нормативного
функционирования ОВС. На рынке зарубежных стран их деятельность весьма
заметна. Спецификой их является то, что, во-первых, их владельцами
(участниками) являются сами страхователи и, во-вторых, в отличие от акционерных
обществ (либо других коммерческих предприятий), они не имеют в качестве цели
своей деятельности извлечение прибыли. Если по итогам работы за год такое
общество получило превышение доходов над расходами, то указанное превышение
направляется на формирование свободных резервов либо учитывается при расчете
страховых взносов в следующем году. Если же обществу взаимного страхования не
хватает средств для покрытия страховых выплат, то, как правило,
законодательство разрешает ему либо увеличить размер страховых взносов, либо
сделать на определенных условиях заем у членов общества. Эту форму необходимо
признать приоритетной, поскольку деятельность страховщика, как общества
взаимного страхования, контролируется непосредственно самими страхователями. К
тому же в зарубежной практике нормы государственного регулирования
деятельности (в том числе и в плане контроля за финансовой устойчивостью)
таких обществ обычно бывают более либеральными по сравнению с нормами,
относящимися к каким-либо другим страховым организациям.
У акционерных обществ открытого типа преимущества
заключается в следующем: имеют наилучшие возможности для привлечения капитала в
страховой бизнес через продажу своих акций, осуществляемую как на этапе создания,
так и в период проведения страховой деятельности. Это положительным образом
влияет на обеспечение финансовой устойчивости, поскольку позволяет при
необходимости увеличивать размер уставного капитала, т.е. свободных резервов.
Поэтому создание страховых организаций в форме закрытых акционерных обществ,
уставной капитал которых распределен между узким кругом владельцев,
нежелательно, к тому же они менее доступны для контроля со стороны
общественности. Еще одно преимущество открытого акционерного общества состоит в
том, что если акционер пожелает освободиться от своей доли в уставном капитале
такого общества, то он может это сделать только путем продажи акций на
вторичном финансовом рынке, поскольку акционерное общество открытого типа не
обязано выкупать свои акции. Что же касается, допустим, товариществ, то член
товарищества имеет право в любой момент выйти из него без согласия остальных
участников, получив свою долю в общем капитале, что, безусловно, может
подорвать финансовую устойчивость такого страховщика.
Как уже отмечалось ранее, атрибутом финансовой устойчивости
страховой организации является ее способность адекватно реагировать на внешние
и внутренние дестабилизирующие факторы. Страховая организация функционирует в
определенном экономическом пространстве, которое является для нее объективным и
диктует те или иные характеристики и параметры ее страховому и финансовому
механизму, в том числе - страховым резервам. Закон Российской Федерации “Об
организации страхового дела” (ст. 26) ввел в отечественную практику единое
понятие – страховые резервы.
Использование значительного количества наименований
(“запасной фонд”, “страховой фонд”, “запасной резерв”, “резервный фонд” и т.д.)
для определения одного явления зачастую приводит к недоразумениям, поскольку
эти понятия фигурируют в других законодательных актах, являясь разными терминами.
Для практикующих страховщиков самым принципиальным моментом
является разделение понятий “страховой фонд” и “страховой резерв”. Они представляют
собой различные экономические категории.
Страховой фонд в отечественной страховой литературе[12], представляет собой часть
совокупного общественного продукта, используемую для возмещения потерь,
причиненных народному хозяйству стихийными бедствиями, катастрофами,
несчастными случаями, авариями, преступлениями и другими неблагоприятными
событиями в жизни общества. Поскольку совокупный общественный продукт является
понятием скорее абстрактным, то и совокупный страховой фонд, как часть его -
тоже абстракция. Страховые резервы как понятие совершенно конкретное и отражают
величину обязательств страховщика по заключенным им со страхователями договорам
страхования, но не исполненных на данный момент времени. Страховые резервы
показываются в балансе любого страховщика на каждую отчетную дату. Отсутствие
их на означает, что страховщик не участвует в формировании совокупного
страхового фонда, а значит лишь то, что на данную дату он рассчитался по всем
имевшимся у него договорам страхования и формировать страховые резервы для
неисполненных обязательство ним у него нет необходимости.
Страховой фонд, формируемый методом страхования,
характеризует сумму страховых взносов, уплаченных страхователями в течение
определенного периода. В то время как страховые резервы отражают сумму
“отложенных” страховых выплат, причем на конкретную дату. Это также является
принципиальным различием[13].
Определение содержания и границ понятия “страховые резервы”
являются важными. Если принять за основу существенные признаки страхования,
страховые резервы можно определить как совокупность имеющих целевой характер
фондов денежных средств, с помощью которых обеспечивается раскладка ущерба
среди участников страхования.
Классификация резервов по степени включенности в финансовый
механизм является основой для определения источников их формирования. Резервы,
формируемые для выполнения обязательств перед страхователями, по степени
включенности в финансовый механизм можно разделить на две группы. В первую
группу войдут страховые резервы, которые лишь временно используются как
финансовые ресурсы; во вторую - резервы, которые являются гарантией выполнения
страховщиком услуги страхового и финансового характера, вследствие чего имеют
источником формирования наряду со страховыми финансовые ресурсы. Резервы
второй группы уже не являются чисто страховыми, поскольку несут в себе
признаки финансовых отношений, хотя и формируются для выполнения обязательств,
предусмотренных договором страхования. В странах с развитым рынком используется
термин “технические резервы”. Как элемент страхового механизма, страховые
резервы являются инструментом раскладки ущерба. В связи с тем, что методы
раскладки ущерба объективно определяются характером динамики риска, в составе
страховых резервов должны быть резервы, адекватные типам динамики риска,
имеющимся в портфеле страховщика. Следовательно, при формировании системы
страховых резервов конкретной страховой организации в качестве
конституционального можно было бы принять фактор сочетания в страховом портфеле
видов страхования с различными типами распределения риска во времени. В этом
случае страховые резервы будут представлять собой систему фондов. Включение
страховых резервов в финансовый механизм позволит уточнить источники их
формирования, фондообразующие показатели и направление использования[14]. Состав страховых резервов
представлен на рис.1.
Как уже было отмечено выше, страховые резервы предназначены
для того, чтобы страховщик был в состоянии отвечать по своим обязательствам,
которые он несет в соответствии с заключенными им со страхователями договорам
страхования. Согласно принятой за рубежом схеме формирования страховых
резервов, каждый вид обязательств, которые имеет страховщик, покрывается
соответствующим видом страхового резерва. В частности, в страховании жизни в
зависимости от условий действующих договоров, формируются математические
резервы, резервы ежегодной ренты, фондовые резервы и резервы участия; по другим
видам страхования - резервы премий (резерв неистекших рисков, резерв
возрастающих рисков) и резервы убытков (установленных, но не оплаченных
убытков, предъявленных, но не установленных убытков; непредъявленных убытков).
Учитывая предназначение страховых резервов, отчисления на
их пополнение исключаются из налогооблагаемой базы. Назначение и,
соответственно, порядок формирования страховых резервов различны, но общим для
них признано то, что они в экономическом смысле являются средствами
страхователей, а не страховщиков и предназначены для страховых выплат согласно
обязательствам по неоконченным на отчетную дату договорам страхования.
В связи с этим немаловажное значение играют факторы,
влияющие на формирование страховых резервов[15].
В качестве основных факторов, под влиянием которых формируется система
страховых резервов, можно отметить следующие: инверсия цикла страховой
организации; устойчивость страхового портфеля; рисковая структура страхового
портфеля; организационная структура страховой организации; вовлеченность
страховой организации в инвестиционную деятельность; уровень развития
перестрахования на рынке; инфляция.
Характер влияния этих факторов на систему страховых
резервов страховой организации различен.
Наличие инверсии цикла страховщика делит все страховые
организации на две группы: представители первой группы формируют страховой фонд
путем предварительной раскладки ущерба, представители второй - путем последующей
раскладки. Поскольку именно предварительная раскладка ущерба предполагает
уплату взноса в момент заключения договора, организации первой группы
формируют страховые резервы. Представители второй группы общества взаимного
страхования, которые определяют страховой платеж путем последующей раскладки,
имеют нормальный эксплуатационный цикл, в котором страховая услуга
предшествует ее оплате, поэтому специальных страховых резервов не создают, т.к.
отсутствует потребность в них. Спецификой кругооборота средств обществ
взаимного страхования является раскладочная система определения страхового
платежа, при которой платеж вносится каждым участником страхования после
наступления страхового случая в определенной доле ущерба. В этой ситуации
профессиональный риск страховщика следует минимуму, поскольку ошибиться в
формировании страхового фонда невозможно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|