Учет операций с ценными бумагами
смотреть на рефераты похожие на "Учет операций с ценными бумагами" Содержание
1 Введение 3
2 Исследование предметной области 4 2.1 Технология ведения внутреннего учёта операций с ценными бумагами в инвестиционной компании 4 2.1.1 Бэк-офис 4 2.1.2 Отдел заказов 5 2.1.3 Отдел покупок и продаж 6 2.1.4.Касса 8 2.1.5 Кредитный отдел 11 2.1.6 Отдел учёта движения ценных бумаг 14 2.1.7 Отдел дивидендов 17 2.1.8 Бухгалтерия 19 2.2 Общие положения принципов организации бэк-офиса в соответствии с требованиями и стандартами НАУФОР 20 2.3. Основные правила и требования к ведению внутреннего учета 22 2.3.1. Основные принципы внутреннего учета 22 2.3.2 Внутренняя учетная политика. 23 2.3.3 Планы счетов внутреннего учета. 26 2.4 Организация внутреннего учета 27 2.4.1 Общие требования 27 2.4.2 Документирование операций 28 2.4.3. Регистры внутреннего учета операций с ценными бумагами. 29 2.4.4. Внутренний баланс по денежным средствам. 31 2.4.5. Внутренний баланс по ценным бумагам. 32 2.5. Отчетность. 32 2.5.1. Основные правила и требования. 32 2.5.2. Внутренняя отчетность. 32 2.5.3. Отчетность перед клиентами. 32 2.5.4. Отчетность перед регулирующими органами. 33 2.6. Периодические сверки. 33 2.6.1 Сверка наличия ценных бумаг. 33 2.6.2. Сверка наличия денежных средств. 33 2.6.3. Ответственность за организацию и проведение сверок. 33 2.7. Доступность журналов и книг учета регулирующим органам. 34 2.8. Ответственность за нарушение требований, устанавливаемых настоящими стандартами. 34
3 Описание существующих программно-технологи-ческих комплексов 35 3.1 Signator/2000 (СервоКомп) 35 3.2 DiasoftDEALING/SECURITIES ( Диасофт, Москва) 40 3.3 Stock Office v.1.0 (ЦентрИнвестСофт, Москва) 43 3.4. Система Внутреннего Учета (электронный бэк-офис операций на фондовом рынке) (Центр Финансовых технологий, Новосибирск) 45 3.5 Система автоматизации внутреннего учета операций с ценными бумагами - СФЕРА (ЛоРент, Москва) 53 3.6 Система учета "ЦБ-Офис" 54
4 Описание информационной системы внутреннего учёта ценных бумаг в
инвестиционной компании 58 4.1 Состояние исследуемого объекта 58 4.1.1 Документооборот в инвестиционной компании 58 4.1.2 Основные задачи системы: 58 4.1.3 Модель системы 59 4.2 Функции системы 60 4.3 Обоснование выбора средства реализации 62 4.4 Обеспечение системы 63 4.4.1 Требования к аппаратному и программному обеспечению 63
5 Экономическое обоснование проекта 63 5.1 Обоснование целесообразности проекта 64 5.2 Комплекс работ для разработки проекта 64 5.3 Расчёт и обоснование затрат на разработку проекта 65 5.4 Расчёт и обоснование эксплуатационных затрат 70 5.5 Оценка экономической эффективности проекта 74
6 Заключение 77
7 Список использованных источников 78 1 Введение
1996 год стал годом значительных изменений в инфраструктуре
российского рынка ценных бумаг (ЦБ). Заметно возросло количество
совершаемых сделок. В связи с этим перед инвестиционными фирмами остро
встает вопрос правильной организации работы бэк-офиса (back-office -
операционная часть фирмы). Ведь без точного и своевременного учета движения
ЦБ и денег нельзя правильно организовывать торговлю и корректно вести дела
клиентов. Чем больше сделок заключается, тем сложнее контролировать их
улаживание и финансовые последствия. Все это привело к тому, что в октябре 1996 года были разработаны, а с
января 1997 года вступили в силу новые стандарты внутреннего учета операций
для брокеров и дилеров - членов НАУФОР. Этот документ определяет принципы и
правила организации внутреннего учета. В нем перечислены основные регистры
внутреннего учета, описаны принципы их ведения. Однако в этом документе не
отражена методика организации учета. Поэтому, решая проблему приведения
своего внутреннего учета в соответствие со стандартами, организация должна
уточнить или переработать собственную методику ведения учета, или
использовать уже существующую систему автоматизации вместе с предлагаемой
методикой. Однако известно, что смена коренным образом принципов работы,
сложившихся в течении многих лет, целесообразно лишь при корденальной смене
стандартов и несостоятельности используемой методики. В настоящей же
ситуации наблюдается в основном ужесточение учётной политики. Таким
образом, наиболее рационально в такой ситуации было бы, ознакомившись с
функциональными особенностями других методик, доработать существующую
технологию используя в ней наиболее перспективные моменты. Целью настоящей работы является повышение эффективности ведения
внутреннего учёта операций с ЦБ в инвестиционной компании. Это
предполагается достигнуть за счёт выбора оптимальной информационной системы
для хранения информации о заключаемых сделках, тем самым изменяя
функциональные возможности, существующей методики учёта, и автоматизируя те
операции, выполнение которых ранее осуществлялось вручную. Всё это приведёт
к сокращению времени на выполнение трудоёмких операций и большей надёжности
результатов, практически исключая человеческую ошибку. 2 Исследование предметной области 2.1 Технология ведения внутреннего учёта операций с ценными бумагами в инвестиционной компании Как известно, брокерско-дилерская компания (инвестиционный институт)
организационно подразделяется на три направления:
торговые подразделения («фронт-офис»),
бэк-офис,
бухгалтерия. Далее опишем особенности учёта в каждом из направлений 2.1.1 Бэк-офис Место бэк-офиса в компании определяется его основным функциональным
назначением, которое включает в себя: оформление договоров и исполнение обязательств по сделке, внутренний учет операций с ценными бумагами, ценных бумаг и денежных
средств (собственных и клиентских), формирование достоверной отчетности о состоянии собственного портфеля
компании и денежных средств, выделенных на его формирование, а также
отчетности о состоянии денежных средств и портфелей клиентов, т.е.
формирование отчетности, необходимой для принятия правильного
управленческого решения, предоставление клиентам компании периодической отчетности о проведенных за
его счет операциях и об остатках принадлежащих клиенту денежных средств и
ценных бумаг. Как видно из перечисленных выше функций , бэк-офис относится к
основному, а не к вспомогательному «производству», т.е. он является не
обслуживающим подразделением, а подразделением, осуществляющим основную
деятельность компании. Поэтому кажется спорным положение о том, что бэк-офис не дает
прибыли, поскольку размер прибыли зависит не только от стоимости проданного
товара, но и от скорости его обращения, что обеспечивает бэк-офис. Если
дело поставлено грамотно и четко, то всегда есть своевременная и точная
информация о долгах фирмы клиентам и другим фирмам и наоборот их долги
фирме. Это способствует стабилизации финансового положения фирмы и ее
отношений с клиентами и профессиональными участниками фондового рынка.
Методологически трудность заключается в необходимости учитывать три потока
- денег, количества ценных бумаг и их сертификатов. Эти потоки должны
находиться во взаимном бухгалтерском равновесии. С организационной точки
зрения трудность заключается в необходимости распределить функции между
сотрудниками и отделами операционной части так, чтобы высокая скорость
обработки сочеталась с минимумом ошибок и злоупотреблений. Бэк-офис помогает сохранить то, что добывают для фирмы брокеры,
трейдеры и другие добытчики, - прибыль и хорошую репутацию. Но есть и
мощная обратная связь: генерируемая бэк-офисом информация помогает брокерам
и трейдерам принимать правильные решения. Кроме того бэк-офис
непосредственно участвует в подготовке заказов к исполнению. В большой инвестиционной фирме бэк-офис состоит из нескольких
подразделений, выполняющих строго определенные функции. В небольшой
компании подразделений может и не быть и учетную работу может вести один
человек. Круг выполняемых функций от этого не меняется . Рассмотрим
работу подразделений бэк-офиса крупной инвестиционной фирмы для лучшего
понимания технологии его работы. 2.1.2 Отдел заказов Заказы поступают от клиентов через брокеров. Диспетчер заказов: проверяет правильность заполнения бланка заказа - «тикета» - с учетом вида
заказа («рыночный» или «лимитный заказ», суточный или с открытой датой,
клиентский или профессиональный и т.д.); вводит заказ в очередь на исполнение, руководствуясь приоритетом цены и
вторичным приоритетом времени (например, первым в очереди на продажу должен
стоять заказ с наименьшей ценой, а при равенстве цен - тот, который
поступил раньше); отправляет заказ на нужный рынок для исполнения; сверяет отчет об исполнении с «тикетом», чтобы удостовериться в соблюдении
«спецификаций» заказчика ; если все в порядке, сообщает заказчику о сделке; Вводит сделку в книгу сделок ( предварительный «блоттер»). Отдел заказов должен разработать:
4. «тикет»;
5. книгу заказов (это может быть просто папка, отсортированная по выпускам ценных бумаг, или несколько папок - каждая для одного выпуска);
6. базу данных о рынках (что, где торгуется, как вводятся заказы и т.п.);
7. способы связи с заказчиками и представителями фирмы на рынках;
8. «блоттер». 2.1.3 Отдел покупок и продаж Этот отдел ничего не покупает и не продает, а обрабатывает покупки и
продажи. Из отдела заказов сюда поступает предварительный «блоттер», здесь
сделка готовиться к улаживанию, т.е. к оплате и поставке ценных бумаг. В «блоттере» выпуски ценных бумаг и сделки должны фигурировать под
своими уникальными кодами. Кодирование - важная часть работы отдела. Можно
использовать коды государственной регистрации, разработанные Банком России
для выпусков ценных бумаг коммерческих банков и Министерством финансов для
небанковских эмиссий. Но это не очень дальновидно, т.к. фирма может
вкладывать другой смысл в код, чем регистрирующий орган. Сделки можно
обрабатывать под порядковыми номерами «тикетов» и хронологическими кодами
(дата плюс время исполнения или дата плюс порядковый номер сделки). С точки
зрения автоматизации лучше кодировать все, что поддается кодированию,
однако коды должны нести полезную смысловую нагрузку. «Блоттер» используется, во-первых, для сверки клиентской и
профессиональной сторон сделки. Между сторонами сделки не должно быть расхождений. Сверку чаще всего
осуществляют клиринговые центры. Поэтому в вопросе о сверке отдел покупок и
продаж должен взаимодействовать и с такими центрами. Стандарты НАУФОР предусматривают межброкерскую сверку путем
направления контрброкеру «подтверждения сделки». В случае не возврата этого
подтверждения к утру дня, следующего за днем сделки, будет считаться, что
контрброкер согласен уладить сделку. После сверки «блоттер» принимает окончательный вид и служит основанием
для оплаты или поставки ценных бумаг. «Блоттер» используется, во-вторых, для калькуляции различных денежных
величин («первых» и чистых сумм, биржевых и регистрационных сборов,
комиссионных, накопленных процентов) и подготовки для клиентов извещений о
сделках. В России еще не сложилась практика извещения клиента об исполнении его
заказа на покупку или продажу ценных бумаг. Исключение составляют сделки с
ГКО, о которых дилер письменно отчитывается перед инвестором. Этот отчет
содержит не только детали сделки, но и информацию о стоимости и составе
портфеля ГКО и об остатке на счете инвестора. Это серьезный документ, но он
не является счетом, выставленным дилером клиенту, так как деньги посылаются
«на биржу» до сделки. Подготовка извещения - довольно хлопотное занятие. К разным сделкам
«применяются» разные ставки комиссионных, биржевых и иных сборов. Целую
процедуру составляет расчет процентов, причитающихся продавцу купонных
облигаций. Нужна экспедиция, отдел клиентской документации. Переход к
системе «поставка против платежа» вынудит выставлять клиентам счета, а
значит обзаводиться канцелярией. Уже принятие «Стандартов внутреннего
учета...для членов НАУФОР», предусматривающих письменное уведомление
клиентов о сделках, заметно увеличит «канцелярские» расходы фирм. Зато
возрастает уверенность клиента, получающего отчеты о своих сделках (и
регулярные справки об активности своего счета), что приводит к укреплению
партнерских отношений. Обработка сделок легко поддается автоматизации, так как изо дня в день
приходится выполнять одни и те же процедуры, меняя лишь некоторые
параметры, например ставку комиссионных. После калькуляции сделки ее «оприходуют», т.е. заносят денежные суммы
в книги фирмы, фиксируя тем самым доходы и расходы будущих периодов:
сколько перечислить продавцу ценных бумаг, сколько комиссионных причитается
фирме, сколько налогов - государству и.т.д. На этом работа отдела
заканчивается. 2.1.4.Касса Можно насчитать до десятка взаимосвязанных функций, выполняемых этим
отделом. Здесь происходит улаживание сделки - приём денег и выдача ценных
бумаг или, наоборот, выдача денег и приём ценных бумаг. Эти две функции
касса выполняет по инструкциям других отделов и внешних организаций. Из
отдела покупок и продаж она получает окончательный “блоттер”, из
клиринговых центров - балансовые ордера (“приходные” и “расходные”),
служащие основанием для улаживания сделки. Например, на основании
“расходного” ордера касса отпускает нужное количество ценных бумаг
контрброкеру. Сверяясь с “блоттером”, касса может напечатать платёжное
поручение или выдать клиенту наличные за проданные ценные бумаги (если у
него нет долгов фирме). Этот сектор кассового отдела делится на две части:
одна работает с контрброкерами, другая - с клиентами. Иногда поставка ценных бумаг является “плохой” - у сертификата оторван
угол или выписка из реестра напечатана неразборчиво. В этом случае фирма
может вернуть их поставщику, и касса должна вести учёт “плохих” поставок. Следующая функция - хранение чужих и фирменных ценностей. Что
принимать на хранение, касса сама не знает. Нужные указания поступают из
других отделов. Различают “ящик” и фирменный сейф. “Ящик” (стальной
контейнер) - это центральное депо для транзитных ценных бумаг (которые
нужно поскорее получить и поскорее поставить). Они группируются здесь по
счётам или, когда их много, по выпускам в алфавитном порядке. Получив
инструкцию, клерк (он может отвечать за весь “ящик” или за часть алфавита)
извлекает сертификат из контейнера и отправляет его куда надо или,
наоборот, получает сертификат от кассира и помещает в контейнер. В сейфе фирмы хранятся ценные бумаги: полностью оплаченные клиентами и зарегистрированные на имя фирмы; полностью оплаченные клиентами и зарегистрированные на имя клиентов. Открывая счёт в фирме, клиент должен проинструктировать фирму, как
быть с сертификатами (или выписками). Возможны четыре варианта: поставить сертификат в банк клиента против определённой суммы денег; зарегистрировать на имя клиента и поставить клиенту; зарегистрировать ни имя клиента и хранить в сейфе фирмы; зарегистрировать на имя фирмы и хранить в сейфе фирмы. В соответствии с первой инструкцией сертификат направляется кассиру
“на выдачу”. В соответствии со второй и третьей инструкциями сертификат
направляется фирменному трансфер-агенту (который тоже работает в кассовом
отделе). В соответствии с четвёртой инструкцией сертификат остаётся на
“уличной” стороне до тех пор, пока не определится окончательный владелец
ценных бумаг, и затем также направляется фирменному трансфер-агенту. Выполнение третьей и четвёртой инструкций создаёт кастодиальную
ответственность для фирмы. Заключается она в том, что ценные бумаги,
полностью оплаченные клиентами и зарегистрированные на имя клиента или
фирмы, подлежат сегрегации от операционной рутины и не могут быть
использованы для брокерских целей. Контроль за сегрегацией - ещё одна
функция кассового отдела. Существует два метода такого контроля - индивидуализированное и
обезличенное хранение. В первом случае сегрегированные бумаги либо хранятся
в конвертах, либо имеют ярлыки, на которых поименован их реальный владелец.
Во втором, более распространённом случае бумаги хранятся в алфавитном
порядке по выпускам без каких-либо “опознавательных знаков”, а контроль
осуществляется путём сопоставления их количества в сейфе с суммарным
количеством на счётах. Если в сейфе бумаг меньше, чем на счёта, то брокер
обязан одолжить недостающее количество у коллег, “отозвать” бумаги из
залога банку или из ссуды другим брокерам или купить их за счёт брокера,
сорвавшего поставку. Если в сейфе бумаг больше, чем должно быть на счёта
(такое случается при кредитовании клиентских сделок), то брокер может
использовать этот излишек для поставок по “коротким” продажам или одолжить
его коллегам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|