Меню
Поиск



рефераты скачать Управление финансовыми результатами

p> Соотношение этих задач путём построения «дерева целей» и выделения приоритетов должно определяться по результатам финансовой политики.

Таким образом, можно укрупненно определить основные объекты при управлении финансовыми результатами:
. Регулирование финансовых результатов производственной деятельности, т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения и т.д.
. Управление активами – деятельность связанная с формированием имущества предприятия.

Имущественные процессы, прежде всего, связаны с инвестициями, направленными предприятием на техническое развитие (реконструкция, обновление технологического оборудования, освоение новых видов продукции, строительство и ремонт недвижимого производственного имущества и т. д.), финансовыми инвестициями (приобретение ценных бумаг, создание дочерних предприятий и т.д.), финансирование текущей производственной деятельности, маневрированием временно свободными денежными средствами, а также с обратными процессами – использованием, ликвидацией объектов имущественного комплекса, их реализацией и т. д. [9, c. 138 – 145]

В связи с этим перед финансовым менеджером стоят взаимосвязанные и разнонаправленные задачи – с одной стороны, выбор наиболее выгодного варианта инвестиций, а с другой – постоянный контроль за эффективным использование существующего имущественного комплекса.

Действительно, управление финансовыми результатами нельзя назвать эффективным, если даже при осуществлении успешной текущей инвестиционной деятельности не уделяется внимание балласту в существующих активах предприятия: финансовые вложения, не приносящие доход, неиспользуемые основные средства, излишки материальных запасов, замороженное капитальное строительство и т. д. От излишних материальных ценностей необходимо избавляться всеми возможными средствами, так как, во-первых, их реализация обеспечивает дополнительный приток денежных средств, которых, как правило, не хватает, во-вторых, это ведет к снижению затрат на их содержание и, в- третьих, снижает налоговое бремя в части налога на имущество. [16, c. 31]
. Управление источниками финансовых ресурсов – управление собственным и заемным капиталом.

В качестве источников финансовых ресурсов на любом предприятии используются как собственные, так и заемные средства. Финансовый менеджер должен выбирать источники, предварительно оценив стоимость этих ресурсов, степень финансового риска, возможные последствия на финансовое состояние предприятия. И здесь перед финансовым менеджером постоянно встает ряд важных вопросов: за счет, каких источников покрыть недостаток денежных средств, каково должно быть соотношение заемных и собственных средств, какая степень риска привлечения заемных средств допустима, какие будут последствия от привлечения тех или иных источников средств и др.?

Привлечение платных финансовых ресурсов сопряжено с анализом эффективности производства. Если рентабельность производства выше банковского процента, то привлечение кредитов выгодно, так как расширение производства в связи с привлечение заёмного капитала увеличивает общую массу прибыли. И наоборот, если банковский процент выше уровня рентабельности производства, то не только вся полученная прибыль, но и часть собственных средств идет на погашение платы за использование заёмных средств. Поэтому для низко рентабельных предприятий целесообразно привлекать заёмные средства не для решения текущих проблем, а в качестве долгосрочных инвестиций под реально эффективные проекты. [9, c.138 – 145]

То же самое относится и к задолжности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами – после наступления срока платежей задолжность можно рассматривать как платное кредитование предприятия государством.

Кредиторскую задолжность перед персоналом и поставщиками (в силу сложившейся договорной практики в договорах, как правило, не оговариваются штрафные санкции за просрочку платежей) можно рассматривать как относительно дешевые источники финансовых ресурсов. Относительность определяется косвенными последствиями.

В первом случае при накапливании задолжности поставщики могут прекратить поставки, и предприятию придется искать альтернативных, зачастую более дорогих поставщиков. При увеличении срока задержки выплаты заработной платы нарастает социальная напряженность, увеличивается вероятность забастовочного движения, срыва производственной программы, оттока квалифицированного персонала и т. д. [23, c. 29]

Наиболее безопасным с финансовой точки зрения источником дополнительных финансовых ресурсов можно считать дополнительную эмиссию акций. Но данный процесс значительно растянут во времени, к тому же оплата эмитированных ценных бумаг носит вероятностный характер при значительных расходах на сам процесс эмиссии.

Как можно заметить, для полноценного и комплексного управления финансовыми результатами необходима постановка эффективной службы финансового менеджмента, поскольку при управлении финансовыми результатами затрагиваются практически все области и это правильно, так как финансовый результат является конечным результатом деятельности всех подразделений компании. Именно разработка финансового менеджмента на микроуровне должна стать ключевым для стабилизации состояния каждого предприятия и российской экономики в целом, поскольку именно рационально организационные финансовые потоки, как кровь живого организма, позволяют функционировать экономической структуре во всех сферах хозяйственной деятельности – снабжении, производстве, сбыте, трудовых взаимоотношениях.[23, c. 26]

1.3 Организация процесса управления финансами на предприятии

ПОСТАНОВКА ЭФФЕКТИВНОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ
ПРЕДПРИяТИяХ, КАК ПРАВИЛО, ТРЕБУЕТ КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ МЕХАНИЗМА
УПРАВЛЕНИя ВСЕГО ПРЕДПРИяТИя В ЦЕЛОМ.

Прежде всего, это объясняется тем, что крупные предприятия несут в себе стиль управления, оставшийся со времен плановой экономики. Основным критерием успешности деятельности социалистической системы было выполнение любой ценой плана производства. Соответственно, для руководителя предприятия главной задачей являлось осуществление государственного заказа по производству продукции, а не получение прибыли. Поэтому определяющим фактором была налаженность системы управления производством, финансовое управление играло второстепенную роль.

В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента с чисто производственного планирования на планирование финансовое, соответственно этому должна меняться структура и направленность информационных потоков.
Однако существующий управленческий учет не дает возможности:
. Оперативно сводить разрозненную финансовую информацию воедино;
. Определять влияние центров формирования доходов и затрат на общий финансовый результат.

Управление предприятием в этом случае характеризуется признаками системной дезорганизации: переизбыток несущественной и недостаток необходимой и оперативной управленческой информации, отрывочный контроль по всем направлениям деятельности предприятия, большая инерция в реализации управленческих решений.

Финансовый менеджмент — это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации. Финансовый менеджмент — неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, в свою очередь состоящая из двух подсистем: объекта управления (управляемая подсистема) и субъекта управления
(управляющая подсистема).

В качестве основного объекта управления в финансовом менеджменте выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через, расчетный и другие счета предприятия.
Управлять денежным оборотом — значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и в отдаленной перспективе, уметь определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.

Чтобы определить ожидаемый объем и интенсивность денежного оборота предприятия, необходимо проанализировать все существенные стороны и условия осуществления денежного оборота предприятия, процесса кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояние финансовых отношений предприятия со всеми участниками коммерческого дела.

Таким образом, на первый план при формировании цивилизованного финансового менеджмента на предприятии выходит вопрос самой технологии постановки внутрифирменного управления. Эта большая и кропотливая работа, включающая следующий минимальный набор мероприятий:
1. Перестройка механизма управления всего предприятия с учетом требований финансовой прозрачности. Например, для крупных предприятий и холдингов наиболее эффективной системой является бюджетное управление.
2. Разработка соответствующей п. 1 организационной структуры управления с разделением производства на бизнес – единицы.
3. Организация работы финансовой службы таким образом, чтобы была возможность получать информацию по всем направлениям работ:
. По объектам финансового управления;
. По управленческим процессам (планирование, анализ прогноз);
. По финансовым потокам.

По мере необходимости надо провести методическое оснащение финансовой службы способами, методами, принципами современного финансового управления, т.е. фактически обучить персонал в работе в новых условиях.
4. Разработка стандартов управленческого учета всего предприятия в целом и для каждого звена в отдельности: формы отчетности, сроки, систему информационных потоков, документооборота и т. д. Особенно важно достичь сопряжения управленческого финансового учета и бухгалтерского, поскольку основным источником фактической финансовой информации является бухгалтерия предприятия. Цель этого этапа – обеспечить оперативное поступление и обобщение необходимой финансовой информации согласно требованиям, определенным в ходе работ по 3-му этапу.
5. Автоматизация с помощью современных компьютерных технологий и программного обеспечения отмеченных выше мероприятий.[23, c. 27]

Субъектом управления, т.е. управляющей подсистемой финансового менеджмента, являются финансовая дирекция и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры. Управляющая подсистема вырабатывает и реализует цели финансового менеджмента. Основной конечной целью финансового менеджмента является повышение конкурентных позиций предприятия в соответствующей сфере деятельности через механизм формирования и эффективного использования прибыли.

По содержанию финансовый менеджмент сводится к процессу выработки управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности их использования и приращения.

Цели финансового менеджмента реализуются через функции объекта и субъекта управления.

Основными функциями объекта управления в финансовом менеджменте являются:

1) Воспроизводственная, т.е. деятельность по обеспечению эффективного воспроизводства капитала, авансированного для текущей деятельности и инвестированного для капитальных и финансовых вложений в долгосрочные и краткосрочные активы предприятия. Простое воспроизводство капитала обеспечивает самоокупаемость производственно-коммерческой деятельности предприятия. Расширенное воспроизводство капитала обеспечивает самоокупаемость и самофинансирование производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Оценку эффективности реализации воспроизводственной функции финансового менеджмента можно провести по следующим показателям:
. рост собственного капитала;
. превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста валюты баланса;
. степень капитализации прибыли, т.е. доли прибыли, направленной на создание фондов накопления и доли нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
. повышение доходности (рентабельности) капитала;
. повышение скорости оборота капитала, сопровождаемое ростом его доходности.

2) Производственная, т.е. регулирование текущей производственно- коммерческой деятельности предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию необходимых денежных фондов и источников финансирования текущей деятельности.

Оценку эффективности реализации производственной функции финансового менеджмента можно провести по следующим показателям:
. структура капитала;
. структура распределения балансовой прибыли;
. уровень и динамика себестоимости продукции и затрат на единицу продукции;
. уровень и динамика затрат на единицу продукции;
. уровень и динамика фонда оплаты труда.

3) Контрольная, т.е. контроль рублем за использованием финансовых ресурсов. Каждая хозяйственная операция должна отвечать интересам предприятия, исходя из его конечных целей. Поэтому контроль за финансовой целесообразностью операций должен осуществляться непрерывно, начиная от платежей за поставку сырья, материалов, комплектующих, услуг посреднических организаций и т.д. и кончая поступлением денежных средств от выручки за реализованную продукцию.

Функции объекта финансового менеджмента реализуются через функции субъекта управления, которые заключаются в следующем:
. прогнозирование финансовых состояний (ситуаций);
. планирование финансовой деятельности;
. регулирование денежного оборота;
. учет затрат и результатов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
. анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала;
. контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческого цикла.

Основное правило, или принцип, которым должны руководствоваться финансовые менеджеры — это исключительность интересов фирмы (предприятия).
Конечные финансовые цели предприятия определяют всю цепочку целей и действий всех участников процесса. Правовая законность операций обеспечивает их защиту и законность доходов. Поэтому функциональными обязанностями финансового менеджера в коммерческой организации являются:
. обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами предприятия;
. налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческой операции;
. разработка планов и прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности;
. выбор и обоснование кредитной и валютной политики предприятия;
. разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности предприятия и его дочерних организаций;
. страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь;
. выявление рейтинга предприятия и конкурентов;
. непрерывное обеспечение хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и контроль за эффективностью их использования;
. анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и клиентов.

Очевидно, что такое управление трудоемко и, конечно же, должно разбиваться на определенные направления: производственное, сбытовое, финансовое и т.д. В каждом из них определяются мероприятия и принимаются к исполнению управленческие решения для их реализации. В работе мы попытались рассмотреть комплекс мер направленных на управление финансовыми результатами деятельности предприятия с учетом уже вышеописанных проблем и стоящих задач перед финансовой службой фирмы.
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1.ТЕХНОЛОГИя ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ

РЕЗУЛЬТАТАМИ

НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ПОЛУчЕНИя ПРИБЫЛИ яВЛяЕТСя ОПРЕДЕЛЕННАя СТЕПЕНЬ
РАЗВИТИя ПРОИЗВОДСТВА, ОБЕСПЕчИВАЮЩАя ПРЕВЫШЕНИЕ ВЫРУчКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ НАД ЗАТРАТАМИ (ИЗДЕРЖКАМИ) ПО ЕЕ ПРОИЗВОДСТВУ И СБЫТУ. ГЛАВНАя
ФАКТОРНАя ЦЕПОчКА, ФОРМИРУЮЩАя ПРИБЫЛЬ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА СХЕМОЙ:

Затраты > Объем производства > Прибыль

Составляющие этой схемы должны находится под постоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе директ-костинг, которая позволяет проводить операционный анализ.

Операционный анализ является одним из самых простых и эффективных методов оперативного и стратегического планирования. Он основан на отслеживании зависимости финансовых результатов деятельности фирмы от издержек и объемов производства (сбыта) продукции. Изменения в структуре себестоимости могут существенно повлиять на величину прибыли, поэтому операционный анализ называют также анализом "Издержки - Объем - Прибыль".

Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.