В мировой же практике существуют
следующие определения:
Внешний
государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и
отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она
должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить
проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно
определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг –
это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь
форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов,
осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других
долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1
года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются
долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Внутренние
долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме
эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения
федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся
задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и
включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то
вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих
законодательных актов.
Нарастание
внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом
ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не
происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни,
последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что
погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению
доходов внутри страны.
Бюджетный дефицит
и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ
— важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить,
насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа
величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины
государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Обычно в
государственном долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства
нации, и, во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие
поколения.
По поводу первой «опасности» можно отметить следующее: никто не может
запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию
государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования
(при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые
облигаций и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций);
взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для
выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых
денег.
Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга такова,
что страна как бы должна сама себе; В большинстве случаев — внутренний долг это
только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и
государственным кредитом.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные
экономические последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает
неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных
обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.
Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из
карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е.
те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного
внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических
стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые
рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части
созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм
основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для
рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это
неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной
ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение
частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать
экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда
отрицательными последствиями.
Долгие годы
Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако, после кризиса
1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему
эта проблема постепенно исчезает.
Рассмотрим
основные причины этих явлений.
Основные причины
значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной
экономике в России — это низкая эффективность . производства, значительные
социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры
бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы, а также разрыв
хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства.
Ростом своих
экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на
мировом рынке нефти, а такие показатели, как "бегство капитала"
(перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его
экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.
Кризис
способствовал переходу правительства к более ответственной финансово-бюджетной
политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным
профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил
1.9/% ВВП, а дефицит сократился до 2.5% ВВП. Резко улучшился также торговый
баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2.5 млрд. долл. в
месяц.
Реструктуризация
государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию,
что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета. В текущем году
отмечался более высокий уровень доходов бюджета по сравнению с прошлым годом,
систематически сокращалась задолженность по выплатам населению за счет
бюджетных средств, применялись методы целевого финансирования расходов бюджета.
Исполнение
федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в
производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного
производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих
производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем
году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий
для развития реального сектора экономики
Превышение
фактической величины доходов федерального бюджета над плановой обусловлено
поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных
проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость. Неналоговые
доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической
деятельности. Их увеличение в текущем году объясняется в основном повышением
экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен.
Федеральный
бюджет в I полугодии 2001 года на основе данных о финансировании исполнен с профицитом
в сумме 62,8 млрд. рублей, или 1,6% к объему ВВП за I полугодие 2001 года. Эти
средства были направлены в основном на погашение государственного долга.
Таблица 1 Основные
характеристики федерального бюджета[2]
|
2000
|
2001
|
Январь
-июнь
|
1 квартал
|
2 квартал
|
Январь
-июнь
|
1 квартал
|
2 квартал
|
млрд.
руб.
|
Доходы
|
507б7
|
221б8
|
285б9
|
712б8
|
318
|
394б8
|
Расходы
|
405б5
|
191б6
|
213б9
|
587б8
|
286б8
|
319
|
Обслуживание государственного долга
|
93б7
|
40б1
|
53б6
|
126б4
|
88б4
|
38
|
внутреннего
|
32б5
|
15б6
|
16б9
|
22б1
|
13б4
|
8б7
|
внешнего
|
61б2
|
24б5
|
34б7
|
104б3
|
75
|
29б3
|
Дефицит (-) / профицит (+)
|
102б2
|
30б2
|
72
|
125
|
49б2
|
75б8
|
График 1. Исполнение
федерального бюджета за 1997- первое полугодие 2001
года.[3]
Впервые
в современной российской истории бюджет имеет значительный профицит, -
126,5 млрд. рублей, или 1,19% ВВП. Результат (в процентах к ВВП, конечно,
а не в абсолютных цифрах) - как в США. Еще 4 года назад эксперты МВФ
боролись за то, чтобы хронический бюджетный дефицит в России был поменьше
(крупнейшим достижением тогда выглядело финансирование этого дефицита с помощью
ГКО, а не кредитов ЦБ). В бюджете-2000 был обеспечен первичный профицит (то
есть превышение текущих доходов над текущими расходами) более чем в 3% ВВП. Бюджет
2001 года был впервые сверстан полностью бездефицитным. И вот новое
достижение - профицит.
В
послании, посвященном составлению проекта бюджета-2002, Владимир Путин пошел
еще дальше. Нужно составить бюджет из двух частей: первая часть должна
обеспечить полное обслуживание всех текущих обязательств (в том числе,
естественно, всего внешнего долга, приходящегося на этот год), а вторая -
обеспечить накопление денег для платежей в предстоящие годы. Естественно, к
накоплению денег следует приступить только при "благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуре"[4].
Бюджет
составлен, исходя из необходимости иметь финансовый резерв приблизительно около
60 млрд. рублей. И рассчитан он, исходя из минимальных цен на
энергоресурсы. Страна не должна попасть в сложное положение из-за перепада цен.
В этом бюджете учтены интересы всех российских граждан и одновременно западных
кредиторов.
По
словам Александра Жукова, председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, предложенный
правительством вариант бюджета на 2002 год в принципе неплох: большое
внимание, например, уделено социальным вопросам, чего в предыдущих бюджетах не
было. Бюджет сделан с большим запасом прочности, и многие его параметры явно
занижены, что в преддверии 2003 года, на который приходятся основные
выплаты по российским долгам, вполне объяснимо: это своего рода страховка
правительства.[5]
. Число видов государственного внутреннего долга с 1997г.
увеличилась в 1,5 раза, в основном за счет не рыночных инструментов. В 1996г.
внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в
основном путем выпуска ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию данного вида долга
с начала 1996г. фактически не учитывается в составе расходов федерального
бюджета, казначейство сальдирует все обороты рынка ГКО, включая выручку от
новых выпусков и суммы, направляемые на погашение старых.
Расчеты по объемам и методам
заимствований Министерства финансов Российской Федерации на внутреннем рынке в
2001 году базируются на выпуске четырех основных базовых инструментов
государственного долга:
·
Государственные
краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) со сроками обращения от 3-х месяцев,
до 1-го года и дисконтным доходом;
·
Облигации
федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) со сроками обращения
от 1-го года до 5-ти лет и с выплатой купонного дохода раз в полгода или раз в
год;
·
Облигации
федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроками обращения
от 1-го года до 10-ти лет и выплатой купонного дохода
один раз в год;
·
Облигации
государственных сберегательных займов (ОГСЗ) со сроками обращения от 1-го года
до 3-х лет и купонным доходом. Купонный доход по ОГСЗ будет определяться и в
виде переменной, и в виде постоянной величины, а купонный период варьироваться
от 6-ти месяцев до 1-го года.
Из-за
безденежной операции по переоформлению векселей Минфина России для Банка
России в этом году произошло превышение привлечения по ОФЗ-ПД на 1,7 млрд.
рублей. Вместе с тем, в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса
Российской Федерации источники финансирования в части привлечения по ОФЗ-ПД
были уменьшены на разницу между ценой размещения и ценой выкупа ОФЗ-ПД в
размере 134,4 млн. рублей.
Кроме
того, в I полугодии была проведена безденежная операция по переоформлению
векселей Минфина России со сроками погашения 25-26 декабря 2001 г.,
принадлежащих Банку России, в ОФЗ-ПД на сумму 4,9 млрд. рублей.
Таблица 2. Динамика
государственного внутреннего долга Российской Федерации[6]
|