Меню
Поиск



рефераты скачать Бюджетный дефицит и государственный долг, проблемы финансирования бюджетного дефицита

2)     дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

3)     расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с улучшением налогового законода­тельства. В условиях развития рыночных отношений нало­говые ставки должны гарантировать стабильные перспекти­вы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повы­шении производительности труда, рациональном использо­вании материальных и финансовых ресурсов;

4)      развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пере­смотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: рес­публиканского и местных органов власти.

5)     оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложе­ния в отрасли экономики должны решать задачи структур­ной ее перестройки, концентрироваться в перспективных от­раслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджет­ных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного фи­нансирования отраслей экономики в целом должны осуще­ствляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с разви­тием и укреплением хозяйственного расчета и самофинанси­рования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня на­селения;

6)      в целях изыскания дополнительных источников фи­нансирования социально-культурных расходов следует рас­смотреть целесообразность и возможность сокращения неко­торых расходов государства, в частности, на военные расхо­ды, управление и т.п. Это позволит профинансировать в на­чальный период развития рыночной экономики статьи за­трат, обеспечивающие систему защищенности населения;

7)     обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

8)     совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевремен­ным является переход к планированию расходов учрежде­ний непроизводственной сферы по научно обоснованным фи­нансовым нормативам, скорректированным с учетом воз­можностей бюджета — нормативам бюджетной обеспечен­ности. При этом определенная часть расходов в непроизвод­ственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных ус­луг населению;

9)     корректировка трансфертной политики, предполага­ющая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

10)реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете раз­вития и финансируются в пределах дополнительно получен­ных доходов, а также привлеченных  безинфляционных ис­точников;

11)составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

12)развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

13) принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные рас­ходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и ус­луг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увели­чиваются платежи в бюджет.[2, с. 262]

              Таким образом, разработка и последовательная реализа­ция мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправ­ленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способство­вать стабилизации финансового положения республики.

              Принимая во внимание этот факт считаю целесообразным на определенном этапе станов­ления рыночных отношений внести некоторые уточнения в практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема государственных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.

             Имеется в виду, что расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной его части и финансируются в пределах дополнительно получен­ных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег),  а

оставшиеся расходы балансируются с доходами.

         Возможно и другое решение — составление бюджета в двух вариантах в виде:

·                    текущего бюджета;

·                    бюджета развития.

           Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо.

В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить воз­можность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

Переход к частично бездефицитному составлению бюд­жета потребует привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не означает, что правительство не может предусмотреть до­полнительные расходы, они лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).

Опыт составления двухвариантных бюджетов уже имеет­ся. По такому варианту был составлен бюджет СССР на 1989 г.

          В данном случае важно, чтобы включенные в бюджет раз­вития дополнительные расходы предусматривали возмож­ность в перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.

           Не должно быть никаких принципиальных различий между государством и всеми другими категориями заемщи­ков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объек­тов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы.

              Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на ка­питальные вложения, но и за доходом (прибылью), получен­ным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в по­гашении государственного долга.

           Представляется целесообразным изучить возможность и целесообразность и в будущем постепенно перейти от составления сбалансированных бюджетов к бюджетам с незначи­тельным положительным сальдо профицитом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию, формиро­вать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необ­ходимости использоваться на финансирование дополнитель­ных расходов (при наличии непогашенного долга — на его уплату).

             В  качестве   вывода, хочу  заметить, что в странах с переходной экономикой це­лесообразно отказаться от дефицитного составления бюдже­та. В условиях действия стихийных рыночных сил государ­ство должно усилить свои функции по регулированию эконо­мических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих разви­тию бюджетного дефицита.

Некоторые страны доказали, что в экстремальных усло­виях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регули­рования.

Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно  считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случай­ным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недоста­точности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государ­ству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.


             3.3. Государственный долг Республики Беларусь

             К началу XXI века мировая финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

           Однако существуют и отрицательные моменты. Благодаря внешним займам создается так называемый долговой навес — будущие затраты государства, связанные с погашением и обслуживанием внешнего долга. Накопление иностранной задолженности может привести к трудностям с ее обслуживанием, перерастающим в долговые кризисы и дефолты. В ряде случаев внешний долг является инструментом политического влияния на страну-должника и создает угрозу национальной безопасности.  По международным стандартам Республика Беларусь имеет скромный внешний долг. Например, по данным Всемирного банка в 1993 году отношение внешнего долга к ВВП составляло для нашей республики 4%, а среди стран с переходной экономикой и развивающихся стран сопоставимая величина данного показателя была тогда только у некоторых бывших республик Советского Союза (Азербайджан – 1%, Латвия –4%, Эстония – 4%, Литва – 5%, Туркменистан – 5%, Узбекистан – 5%, Молдова - 6%, Украина – 6%, Киргизия – 7%, Армения – 7%, Казахстан – 7%).   К 1998 году только Беларусь имела отношение внешнего долга к ВВП на уровне 5%. Данный показатель у большинства транзитных стран вырос весьма значительно (для уже названных стран он составил: Азербайджан – 18%, Латвия – 12%, Эстония – 15%, Литва – 19%, Туркменистан – 88%, Узбекистан – 16%, Молдова - 63%, Украина – 30%, Киргизия – 69%, Армения – 42%, Казахстан – 26%). Рост внешнего долга отдельных государств был настолько быстрым и значительным, что Всемирный банк и Международный валютный фонд в настоящее время рассматривают возможность допуска Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы и Таджикистана к участию в глобальной инициативе по облегчению долгового бремени беднейших государств планеты.[15] Казалось бы, долговых проблем у республики не существует. Однако формально незначительный внешний долг республики (около 80 долларов США на человека, для сравнения в России — около 1000 долларов) уже не один год требует значительных усилий государства по его обслуживанию и погашению. С обретением независимости Республика Беларусь не осталась в стороне от международных финансовых потоков. С 1992 года мы начали активно использовать иностранные финансовые ресурсы. Особо отметим, что в отличие от России, которая приняла на себя всю тяжесть долгов бывшего Советского Союза, Республика Беларусь создавала свой долг самостоятельно. Динамика государственного внешнего долга приведена в табл.1. [15]

Таблица 1. Внешний государственный долг  Республики Беларусь (1992-2000 гг.)


1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

1. Внешний долг на конец года, млн.USD

431,9

1013,6

1251,1

1513,1

950,0

976,4

1010,7

886,3

812,5

Рост, %


234,7

123,4

120,9

62,8

102,8

103,5

87,7

91,7

2. Получено иностранных кредитов, млн.USD

431,9

583,7

327,5

361,8

453,8

137,4

89,7

59,4

152,9

Рост, %


135,1

56,1

110,5

125,4

30,3

65,3

66,2

231,0

3.Платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга, млн.USD

0,6

11,6

121,6

170,8

96,2

127,5

139,1

193,3

226,7

По погашению основного долга

0,0

2,0

90,0

103,7

48,1

65,7

85,6

140,4

156,9

По уплате процентов

0,6

9,6

31,6

67,1

48,1

61,8

53,5

52,9

69,8

Рост, %


1933,3

1048,3

140,5

56,3

132,5

109,1

139,0

117,3







         Примечание: источник [15]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.