Бюджетный дефицит и государственный долг, проблемы финансирования бюджетного дефицита
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО "БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Бюджетный дефицит и государственный долг, проблемы
финансирования бюджетного дефицита
Студент
УЭФ, 2 курс, 03
СЭГ-1 Т.В.
Цыринская
Руководитель
Е.К. Егорина
МИНСК 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………....4
1.
Бюджетный
дефицит………………………………………………………………...6
1.1.
Понятия
бюджетного дефицита и причины его возникновения…………....6
1.2.
Виды
бюджетного дефицита…………………………………………………10
1.3. Концепции регулирования
бюджетного дефицита…………………………..12
1.4. Финансирование бюджетного
дефицита……………………………………...14
2.
Государственный
долг…………………………………………………………......17
2.1.
Сущность
государственного долга…………………………………………..17
2.2.
Виды
государственного долга, причины возникновения и последствия.......19
2.3.
Способы
сокращения государственной задолженности…………………....21
3.
Бюджетный
дефицит и государственный долг Республики Беларусь………......23
3.1.
Развитие
бюджетного дефицита в Республике
Беларусь……………………23
3.2. Пути сокращения бюджетного
дефицита и сбалансирования бюджета РБ...29
3.3. Государственный долг Республики
Беларусь………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………………...41
Список использованных
источников………………………………………………….43
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью
экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих
государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является
финансовый механизм –финансовая система общества, главным звеном которой
является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы
государство образует централизованные и воздействует на формирование
децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения
возложенных на государственные органы функций.
Однако, данная системы зачастую сталкивается
с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного
дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых
можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы
на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост
теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного
производства, массовый выпуск “пустых”
денег.
Целью данной работы является раскрытие
понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные
способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение
РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность
бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования,
показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности
страны. Во второй главе дается характеристика государственного долга и его
видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на
определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения
задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья
глава рассматривает, что явилось истоком возникновения государственного долга
в Республике Беларусь, какая нынешняя ситуация на рынке государственного
долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ за последние годы
и определяются основные источники его покрытия.
Материалом для данной работы служили
конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики
Беларусь на 2004 год, различные статистические материалы, предоставленные
Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.
1.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
1.1. Понятие бюджетного дефицита и
причины его возникновения
Состояние
общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических
показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои
доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный
дефицит—превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда—характерен
сегодня для большинства развитых стран.
В
условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное
равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного
дефицита и приняли принципиально новую политику—политику бюджетного
дефицита.
Признание
объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует
рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения
законов ее развития.
Являясь
финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от
государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы
не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных
издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С
этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит
представляет собой систему экономических отношений, связанных с
привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и
их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных
собственными доходами. [2, с. 269]
Такие
дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии
денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и
внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по
сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.
Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать
исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть
обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения
правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие
отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре
общественного производства.
Однако
чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение
показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования,
нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.
в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства
по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы,
корректировке бюджетной политики.
В
исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться
результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее),
когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться
изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким
образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
·
Чрезмерных
государственных расходов;
·
Ограниченности финансовых
возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное
сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов
хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);
·
Циклических спадов в
экономике.[ 2, с. 261]
Вряд ли
можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для
разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть
основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий
рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов,
нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо,
с одной стороны, но с другой—причиной бюджетного дефицита могут
явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что
основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать
тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием
субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В
ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные
поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное
сокращение расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.
Конечно, к
важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его
размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода.
Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет,
как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема
наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений
являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной
частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются
поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.)
в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают
отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в
противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства
принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения,
что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и
оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и
других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично
развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых
размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые
государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых
ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков,
сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга,
сокращением социальных программ.
С
начала XX в. общие государственные расходы по отношению к
ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в
этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение
отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении
налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных
платежей и т.д.
Отношение
экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует
столько позиций, сколько вариантов составления бюджета: с отрицательным
сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо
сбалансированным. Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д.
Кейнс, снабдив его научной базой, что бюджетный дефицит—это совершенно
нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое
способствует ее росту, снижению безработицы.
Часто
дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования
средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят
через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически
это даже очень логично, однако практика не подтверждает правильность такой
концепции, особенно в странах с переходной экономикой, включая и
Беларусь.
Существуют
много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной
и расходной частей бюджетного фонда:
·
Увеличение государственных
расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в
странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с
неблагоприятной экологической обстановкой);
·
Увеличение
государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест
(в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с
проведением мероприятий по сокращению безработицы);
·
Увеличение
государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;
·
Увеличение расходов,
связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях
трансформационной экономики;
·
Увеличение расходов на
приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
·
Сокращение налогов в целях
стимулирования экономического развития;
·
Уменьшение доходов в
связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности
экономических агентов;
·
Сокращение доходов
из-за низкой собираемости и др. [2, с. 265]
Заметим,
что большинство из перечисленных факторов, вызывающих увеличение
государственных расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде
возможных источников погашения задолженности, возникшей в связи с
привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита.
Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности
в отраслях экономики и получение источников для погашения
государственного долга. По этому поводу следует заметить, что в
практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как
обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов
над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно
определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные
в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли
оно вообще направлены в сферу материального производства не
представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают
финансирование защищенных статей расходов.
Поэтому
невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный
дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в
ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут
ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов),
придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита—
наращивание государственного долга и инфляция.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|