p> Для многих компаний крайне важна также отсрочка уплаты импортных пошлин
на период нахождения иностранных товаров в пределах ЗВТ (до момента их
выпуска на таможенную территорию США), а также невзимание пошлин в случае
реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинам
многие дистрибьютеры товаров иностранного производства располагаются на
территории ЗВТ. Несмотря на, как правило, существующий запрет розничной
торговли на территории зон, компании розничной торговли, располагающие на
этих территориях свои склады, также выигрывают от отсрочки уплаты импортных
пошлин. О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней торговли
США свидетельствуют следующие данные. В 1992 г. общая стоимость товаров,
которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд. долл. (по
сравнению с 102 млн. в 1970 г.), в том числе в зонах общего назначения 10,7
млрд. и в специализированных зонах — 83,1 млрд. долл. В конце 90-х годов
общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130-150
млрд. долл. Расширение хозяйственной деятельности ЗВТ происходит главным образом
благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на
базе использования как местных, так и зарубежных материалов (среди
последних — компоненты и узлы автомобилей, сырая нефть, оборудование для
производства аудиотехники, конторское и оптическое оборудование, компоненты
и узлы для телевизоров и электронной техники). Основные пользователи субзон
— заводы по сборке автомобилей (в 1996 г. их было около 40), на них
приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары
отечественного производства составляют 75% от общего объема завозимых в ЗВТ
товаров (в субзонах их доля еще выше — более 80%). В настоящее время в
зонах внешней торговли обоих типов действует более 2,8 тыс. фирм. главным
образом американских, а число занятых составляет около 320 тыс. человек. Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные в
экономику страны. вносят заметный вклад в ее социально-экономическое
развитие, прежде всего стимулируя американские компании с помощью льготного
налогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции,
более конкурентоспособной по сравнению с иностранной продукцией,
продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли также
благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействуя
тенденции сокращения рабочих мест и способствуя росту внешней торговли
(через ЗВТ проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны). Возрастает
роль этих зон и в обеспечении потребностей внутреннего рынка — в начале 90-
х годов здесь было реализовано 88% продукции, производимой и
перерабатываемой в ЗВТ. В последние годы США прилагают большие усилия в направлении повышения
эффективности зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и
транзитной торговли США. С этой целью в начале 90-х годов на федеральном
уровне была разработана специальная программа, нацеленная на повышение
эффективности зон и постепенную переориентацию их деятельности с импортных
на экспортные операции. В соответствии с этой программой были приняты меры
по оказанию поддержки американских фирм, действующим в ЗВТ в тех отраслях,
где существует жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний. В числе
таких мер — изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий. Предпринимательские зоны Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение
неоконсервативного варианта региональной политики, направленной на
оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным
образом в городских, путем предоставления предпринимателям большей свободы
деятельности и значительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными
центрами регионального развития, основанного на трех «д»: дерегламентация,
дефискализация и дебюрократизация. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяются на
три типа — федеральный, штатный и местный. Относящиеся к тому или иному
типу зоны создаются, соответственно, решениями правительственных органов на
федеральном, штатном и местном уровнях. Власти, обращающиеся за разрешением
на создание ПЗ к вышестоящим государственным органам, должны четко
обозначить свои обязательства по отношению к этим образованиям. Так, власти
штата, получающие подобные разрешения в Министерстве жилищного
строительства и государственного управления, должны указать, какие льготы
(налоговые, административные и др.) на уровне штата предоставляются
создаваемой зоне. ПЗ обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных
городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как
правило, районы площадью от 2,5 до 5 кв. км (в некоторых случаях — до 13
кв. км), не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом
расположенных там компаний. ПЗ всех типов образуются и действуют на основе правительственных
программ, принимаемых исполнительной властью США на различном уровне. Так,
в соответствии с программой развития предпринимательских зон на уровне
штатов, принятой в 1980 г., подобные зоны были созданы в 36 штатах. Однако
каждый штат в силу своих социально-экономических особенностей имеет
собственное законодательство, регулирующее создание и функционирование зон.
Первая ПЗ, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде
в 1980 г. Государственная программа федеральных предпринимательских зон была
принята в 1987 г. на основе Закона о жилищном строительстве. В соответствии
с этой программой было создано 100 федеральных предпринимательских зон.
Жизнь вскоре потребовала внесения существенных корректив в действующую
программу, что привело к принятию Конгрессом США в начале 90-х годов ряда
законов, направленных на повышение эффективности создаваемых ПЗ. Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для
этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых
таковы: более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный
доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны;
уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше
существующего во всем городе или во всей стране. Основные ограничения, касающиеся организации ПЗ всех типов управления,
распространяются на срок, на который они создаются. В большинстве штатов он
составляет 10—20 лет (в штате Коннектикут — б, в штате Кентукки — 7 лет).
Федеральные предпринимательские зоны создаются на 20 лет, и в дальнейшем
решением исполнительной власти срок может быть продлен. На федеральном уровне ПЗ организуются и курируются Министерством
жилищного строительства и городского развития после получения и утверждения
соответствующей заявки от правительства штата или местных властей. На
местном уровне предпринимательские зоны управляются муниципальными
органами. В 700 городах и пригородных районах США действуют свыше 1400
предпринимательских зон всех уровней. Быстрое распространение этих зон
объясняется уже упоминавшимися экономическими и другими льготами,
предоставляемыми действующим на их территории американским компаниям для
развития производства и увеличения занятости. На федеральном уровне — это
пятипроцентная скидка на налоги. выплачиваемые при строительных и ремонтных
работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого
на работу (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмена налога на увеличение
стоимости капитала. На уровне различных штатов — это пятидесятипроцентная
скидка на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с
налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов
(штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех
налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в ПЗ новые
рабочие места. Помимо экономических стимулов на предпринимателей, действующих в зонах,
распространяется и ряд других льгот (в частности, упрощенная процедура
ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей
среды и нормам безопасности). Правительства некоторых штатов предоставляют
зонам прямую поддержку. Так, в штате Коннектикут создан специальный фонд в
размере 1 млн. долл. для финансирования деятельности предприятий,
расположенных в зонах штата. Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения
организации ПЗ и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой
политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем
на бюджета всех уровней, способствует повышению деловой активности в
депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Благодаря
распространению ПЗ в США было создано или сохранено в 1987 г. 80 тыс.
рабочих мест, в 1991 г. — около 95 тыс. Функционирование
предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных
ассигнований на различные социальные программы для проживающих в них и
постепенному увеличению налоговых поступлений в бюд-жеты различных уровней
от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности
и увеличения числа занятых. Следует особо отметить, что предпринимательские зоны ориентированы в
основном на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный
капитал и рабочую силу. Технологические парки В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для
создания технологического парка обычно не требуется разрешения того или
иного правительственного органа. Условием их создания является наличие
определенной среды, характеризующейся сочетанием соответствующих
географических, экономических, научных и социальных факторов. В последние
годы некоторые штаты стремятся искусственно создавать у себя такую среду,
используя различные стимулы. Нельзя не отметить, что в современных условиях
технопарки играют важную роль в повышении конкурентоспособности США на
мировом рынке и в развитии национальной базы для высокотехнологичных
производств. Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегии от
государственных организаций. Режим их работы такой же, как и у фирм.
действующих в высокотехнологичных производствах, хотя в 50—60-е годы эти
фирмы (как и технопарки) имели определенные льготы по сравнению с
компаниями, функционировавшими в традиционных отраслях экономики (например,
снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, скидка с налога на
инвестиции, предназначенные на исследования и развитие высокотехнологичной
продукции), отмененные в 70-е годы. Определенные преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных
отраслях национальной экономики на основе федеральных контрактов (в
основном в области оборонной промышленности). При заключении подобных
контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для
осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой
и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку
фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентрированы в технологических парках,
последние, соответственно, оказываются в более выгодном положении по
сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным
побудительным мотивом у фирм. занимающихся высокотехнологичными
производствами, для размещения своих предприятий в технопарках служит тот
синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из
таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие
высокотехнологичных и наукоемких производств. В США существуют два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по
инициативе отдельных личностей или частных организаций, и такие, которые
создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа
продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно
действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк
Силиконовая долина в г. Сан-та-Клара (Калифорния) неподалеку от Станфор-
дского университета; «Бостонский маршрут 128», расположенный рядом с
Массачусетсом технологическим институтом и Гарвардским университетом; Парк-
треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются
три университета — университет Дюка, университет Северной Каролины и
университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для
создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей. Согласно различным оценкам, в настоящее время в США насчитывается от 80
до 150 технопарков. Хотя конкретные формы их организации и управления не
единообразны, технопарки, как правило, являются совместной собственностью
на деловых началах университета, местного муниципалитета, акционерных
обществ и ассоциаций. Финансирование технопарков осуществляется из разных
источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными
организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и
министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств.
Некоторые яз технопарков функционируют на прибыльной основе, другие
являются бесприбыльными организациями. Несмотря на разнообразие форм управления и источников финансирования,
всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением
целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным
компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды
продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду
производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования,
оказание консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы
индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний,
содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и
т.д. Значительную экономию средств венчурным фирмам, входящим в состав
технопарка, дает пользование его централизованными службами: секретарскими
услугами, компьютерной техникой и программным обеспечением, копировальной
техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой. Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в его
состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследовании и
разработок в области высокотехнологичных производств и соответствие
специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в
базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды
деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно
связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм. Еще одна характерная черта деятельности технопарков — их сотрудничество
с промышленными компаниями, которые в свою очередь получают доступ к
университетским ресурсам и имеют возможность привлекать к работе
преподавательский состав и наиболее способных студентов и аспирантов,
пользоваться библиотекой и т.д.;. Для технопарка. и в частности для
университета как основного его подразделения, подобное сотрудничество дает
возможность непосредственно участвовать в практической реализации идеи и
результатов исследований, использовать более современное исследовательское
оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов
и адъюнкт-профессоров, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников
университета. Нередко на территории технопарка создается и промышленное
производство, правда, в большинстве случаев при условии, что оно
предназначено для выпуска опытных партий продукции, сборки
высокотехнологичных изделий, явившихся непосредственным результатом
исследований и разработок, выполненных в парке венчурными фирмами. Несмотря на рост числа технологических парков, не все они оказываются
эффективными. Причины неэффективной работы ряда технопарков разные, но
главная, как показывает практика, заключается в неумении привлечь к
сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести
и продолжительный период становления. Например, для достижения успеха
потребовалось технологическому парку Силиконовая долина около 35 лет,
технологическому парку-треугольнику Северной Каролины — 30, технопарку
университета Юта — около 20 лет. В последние годы процесс создания технологических парков в США несколько
замедлился. Отмечаются не столько образование новых технопарков, сколько
активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления,
происходит более четкая специализация, углубляется сотрудничество с
промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные
частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования
на помощь молодым венчурным фирмам, создаваемым на территории технопарков.
Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности
многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между
наукой и производством, возрастанию наукоемкости последнего. О роли,
которую играют технологические парки в экономике США, свидетельствует тот
факт, что в 1995 г. Силиконовая долина, которая считается центром
высокотехнологичной индустрии, привлекла 1,29 млрд. долл. (более 20%) из
общей суммы в 6,1 млрд. долл. общих инвестиций, вложенных во все
промышленные предприятия США. Литература Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. М., 1996 г. Н.Смородинская, А.Капустин. // Вопросы экономики, 1994, №12. Р.Зименков. Свободные экономические зоны: американский опыт. //
Российский экономический журнал, 1998, №2.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|