p> В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных
свободных экономических зон. Так, имеется проект создания специальной
экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта свободная экономическая зона
должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан
на 20 лет, его стоимость на первом этапе оценивается в 90-110 млрд. долл. СЗЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и
России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт,
многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и
корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия
сырье для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в
свободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот.
Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участию в
совместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы. Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном
уровне привела к появлению т. н. еврорегионов, как формы организации
внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой
добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде
всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг с другом.
Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей свою деятельность в
рамках еврорегиона, делегируют данной области полномочия, способствующие
интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в
создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также
Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты»,
«Буг», «Померания». В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой
приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное
образование или использование приграничных свободных экономических зон с
сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с
Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может
способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных
совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и
производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российских. Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон
является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя
таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с
общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам
разных стран; по существу они, как правило, сходны. В сегодняшней России приоритеты промышленной и региональной политики еще
не сформировались, линия правительства на быстрое проведение реформ и
жесткий контроль над бюджетными расходами находится под постоянным огнем
критики со стороны влиятельных лоббистских группировок. В такой ситуации
организация национальной системы свободных экономических зон не включена в
список приоритетных задач. Между тем назревшая потребность во всесторонней
либерализации экономики, а также ряд особенностей российского
постсоциалистического развития, включая этносоциальные, дают основания
полагать, что данный вопрос заслуживает несравненно большего к себе
внимания - при любом подходе к осуществлению реформ и независимо от
персонального состава кабинета министров. Попытаемся в этой связи обобщить
опыт организации свободных зон за рубежом и проанализировать их функции и
перспективы в России. Требования к системе управления Выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от ее
типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны,
развитости частного сектора и т.п. Однако общим к принципиальным моментом
является то. что зона. будучи локальной социально-экономической системой,
должна располагать и локальной, относительно обособленной системой
хозяйственного управления, то .есть находиться вне юрисдикции отраслевых
министерств и центральных ведомств. курирующих различные сферы экономики.
Определенная хозяйственная обособленность зоны отражается и на характере ее
бюджетных взаимоотношений с вышестоящими органами административно-
территориального управления. Подобная специфика создает основу для
конфликтов.
Конфликты могут возникать как на межведомственном уровне (по поводу системы
управления и юрисдикции в зонах), так и между зоной и различными
государственными инстанциями (последние склонны использовать в своих
интересах ее экономическую свободу). Для предотвращения конфликтов
необходимо:
- создание функциональной структуры управления зоной во главе с
администрацией, которая наделяется (в случае относительно крупных зон)
значительными властными полномочиями, включая делегированные различными
ведомствами;
- наличие в стране государственного органа по координации и контролю за
развитием зон, обладающего достаточной властью для зашиты интересов
последних. Желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус
(например, входил бы в административные структуры при президенте страны) и
не подпадал пол опеку какого-либо специализированного министерства;
- непосредственное подчинение администрации зоны (особенно крупных зон)
уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные
административно-территориальные властные инстанции.
Упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт
показывает, что в относительно крупных производственных зонах лучше
использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции
получают не вес находящиеся на данной территории предприятия, а только те
из них, которые отвечают целям и задачам развития зоны. В крупных зонах
комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании
территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по
характеру применения набор преференций дополняется льготами,
локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а
также специальными льготами, ''пронизывающими" экономику зоны по
горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез). В целом вся система предоставляемых льгот должна служить инструментом
реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не
механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно также
принять во внимание, что при нынешних масштабах распространения свободных
зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для
притока в зону иностранного капитала. Более существенными в этом отношении
могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность,
инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей
силы. упрощение административных процедур, а также возможность получения на
внутреннем рынке относительно дешевых кредитов. Вместе с тем все названные
преимущества "срабатывают" лишь в сочетании с базовыми преференциями,
предопределяющими типовую специфику данной зоны. Глава 2. Специальные экономические зоны Первые свободные экономические зоны в Казахстане появились в 1991 году:
Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская в
Талдыкорганской области, субзона на базе предприятия "Талдыкорганвнештранс"
в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая
зона "Атакент" в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-
Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободными
экономическими зонами. Однако первый опыт образования СЭЗ не достиг
задуманных целей из-за несовершенного правового и организационного
механизма функционирования, не было достаточной самостоятельности в решении
финансовых, налоговых и других вопросов. Вновь создаваемые специальные экономические зоны представляют собой
ограниченные территории РК, на которых действует особый правовой режим. Согласно статье 3 вышеназванного указа, СЭЗ «создаются в целях
ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики
республики в систему мировых хозяйственных связей, создания
высокоэффективных экспортоориентированных производств. освоения выпуска
новых видов продукции, привлечения инвестиций. отработки правовых норм
рыночных отношений, внедрения современных методов управления и
хозяйствования, а также решения социальных проблем». Реформирование экономической системы привело в движение рыночные
механизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономику за счет
разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. СЭЗ, являясь
инструментом ускорения регионального развития. оказывают положительное
воздействие на экономику, что и показывает опыт других стран. На
международной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвященной
проблемам развития свободных экономических зон, СЭЗ рассматривались как
точки экономического роста и интеграции стран и регионов. Показатели экономического роста Лисаковской специальной экономической
зоны свидетельствуют о стабилизации экономического положения в регионе. Со
дня образования Лисаковской СЭЗ в 1993 г. объем промышленного производства
увеличился в 22,9 раза, рост производства в 1997 г. составил 74%. Объем
розничного товарооборота в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%.
Сохранились действующие предприятия, созданы десятки новых в легкой и
пищевой промышленности, что позволило расширить ассортимент выпускаемой
продукции. Динамичное развитие получили хозяйствующие субъекты малого и
среднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов
бюджета значительно увеличился (59.8%). Административный совет получил
возможность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять
текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий. Первый год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется оживлением и
оздоровлением промышленных предприятий, наблюдается ежемесячный рост
объемов выпускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического и
социального развития были направлены на реализацию программы СЭЗ,
обустройство и расширение новой столицы. Придание статуса специальной экономической зоны городу Кызылорде
позволило осуществить мероприятия по возобновлению работы длительно
простаивающих предприятий, освоению новых производств, оказанию поддержки
малому и среднему предпринимательству, привлечению инвестиций. Таблица 1 Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.
|СЭЗ |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Акмолинская |40 |40 |40 |40 |40 |
|Лисаковская |20 |25 |30 |35 |40 |
|Жайрем-Атасуйская |10 |10 |20 |30 |40 |
|Кызылординская |- |20 |40 |40 |40 | В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленности увеличился на
3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышленности – на 57,8%.
Производство сельскохозяйственных жаток возросло в 23 раза. запасных частей
к сельхозмашинам - в 4 раза. бумаги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейных
изделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерских
изделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи
(ТОО "Ансар", ТОО "Темирхан"), муки пшеничной (ДТОО "Айдан Агро"),
фруктовых соков (АО "Сыр-Шарабы"). Возобновлено производство нетканых
материалов в ДТОО "Айдан ФНМ". обуви - в ДТОО "Айдан-обувь', яиц. мяса
птицы - в ДТОО "Айдан-Аккус". Малые предприятия увеличили объем
производства в 3.1 раза. В настоящее время в регионе действуют 7 совместных предприятий, из них 4
- по разработке нефтегазовых месторождений. В течение 1997 г. в развитие
Кызылординской СЭЗ было вложено и освоено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл.
США) иностранных инвестиций, на стадии рассмотрения находятся проекты на
сумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США). Таким образом, создание и становление СЭЗ в Казахстане позволяет
осуществлять экономические реформы в регионах: развивать производство
промышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительные
рабочие места и обеспечивать занятость населения, расширять поставки на
внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и
непроизводственного назначения. Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования
для финансовой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного
регулирования. государственной регистрации юридических лиц, лицензирования.
пребывания иностранных граждан. Административные советы могут формировать финансовые фонды или. в случае
совпадения границы СЭЗ с границей административно-территориальной единицы,
единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской
СЭЗ одновременно являются и бюджетами соответственно гг. Акмолы, Кызылорды,
Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как
она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и
земли запаса Жезказганской области. В доход финансового фонда или бюджета
СЭЗ зачисляются общегосударственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые
юридическими и физическими лицами, зарегистрированными на территории СЭЗ в
качестве налогоплательщиков. Платежи в специальные фонды, предусмотренные
действующим законодательством, не могут быть источниками формирования
финансового фонда (бюджета). По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета
увеличило последний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с
соответствующим периодом прошлого года. Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с
54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично динамика доходов бюджета
Лисаковской СЭЗ свидетельствует о постоянном росте объема бюджета.
Поступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. по
Кызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметь
СЭЗ значительные денежные средства для выполнения социально-экономических
программ развития региона. Взаимоотношения финансового фонда (бюджета) СЭЗ с вышестоящим бюджетом
определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей
суммы доходов, поступающих в финансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что
способствует развитию не только зоны, но и региона в целом. Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административный
совет специальной экономической зоны может учреждать целевые финансовые
фонды, а том числе фонд экономического и социального развития. Такой фонд
образован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотрено
образование фонда инвестиций, связанного с обустройством новой столицы, по
Жайрем-Атасуйской - фонда социальной защиты. Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свободных бюджетных
средств, отчислений и сборов неналогового характера. доходов от проведения
торгов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожертвований
юридических и физических лиц, а также иных источников. не запрещенных
действующим законодательством. Средства фонда экономического и социального развития направляются на
финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на
создание и расширение мощностей по производству товаров народного
потребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели.
В частности, из фонда экономического и социального развития Кызылординской
СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на общую
сумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального предпринимательства на
сумму 2.48 млн. тенге. Налогообложение на территории СЭЗ осуществляется в соответствии с
Налоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов
льготный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в размере 20%
(против 30%). Кроме льготы по подоходному налогу с юридических лиц, в соответствии с
Законом РК "О государственной поддержке прямых инвестиций" хозяйствующим
субъектам для реализации приоритетных проектов могут предоставляться льготы
и преференции: - в виде государственных натурных грантов; - на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде понижения
ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100%
основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не
более 50% основной ставки. Льготы предоставляются Государственным комитетом РК по инвестициям. Для
специальных экономических зон целесообразно было бы ввести его
уполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогу
с юридических лиц неконкурентна со льготным режимом, предусмотренным в
вышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в других
регионах, чем в СЭЗ. Учитывая происходящие реформы в финансово-кредитной и налоговой системе
республики, а также опыт других стран, добившихся успехов в области
действенности налоговой политики СЭЗ (например, США. Китай), становится
очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в
частности установление дополнительных льгот.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|