Меню
Поиск



рефераты скачать Свободные экономические зоны Казахстана

p> В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, имеется проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта свободная экономическая зона должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе оценивается в 90-110 млрд. долл.

СЗЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и
России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в свободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот.
Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы.

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению т. н. еврорегионов, как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг с другом.
Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей свою деятельность в рамках еврорегиона, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также
Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты»,
«Буг», «Померания».

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с
Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российских.

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран; по существу они, как правило, сходны.

В сегодняшней России приоритеты промышленной и региональной политики еще не сформировались, линия правительства на быстрое проведение реформ и жесткий контроль над бюджетными расходами находится под постоянным огнем критики со стороны влиятельных лоббистских группировок. В такой ситуации организация национальной системы свободных экономических зон не включена в список приоритетных задач. Между тем назревшая потребность во всесторонней либерализации экономики, а также ряд особенностей российского постсоциалистического развития, включая этносоциальные, дают основания полагать, что данный вопрос заслуживает несравненно большего к себе внимания - при любом подходе к осуществлению реформ и независимо от персонального состава кабинета министров. Попытаемся в этой связи обобщить опыт организации свободных зон за рубежом и проанализировать их функции и перспективы в России.

Требования к системе управления

Выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от ее типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п. Однако общим к принципиальным моментом является то. что зона. будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать и локальной, относительно обособленной системой хозяйственного управления, то .есть находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств. курирующих различные сферы экономики.
Определенная хозяйственная обособленность зоны отражается и на характере ее бюджетных взаимоотношений с вышестоящими органами административно- территориального управления. Подобная специфика создает основу для конфликтов.
Конфликты могут возникать как на межведомственном уровне (по поводу системы управления и юрисдикции в зонах), так и между зоной и различными государственными инстанциями (последние склонны использовать в своих интересах ее экономическую свободу). Для предотвращения конфликтов необходимо:
- создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется (в случае относительно крупных зон) значительными властными полномочиями, включая делегированные различными ведомствами;
- наличие в стране государственного органа по координации и контролю за развитием зон, обладающего достаточной властью для зашиты интересов последних. Желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус
(например, входил бы в административные структуры при президенте страны) и не подпадал пол опеку какого-либо специализированного министерства;
- непосредственное подчинение администрации зоны (особенно крупных зон) уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные административно-территориальные властные инстанции.
Упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах лучше использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не вес находящиеся на данной территории предприятия, а только те из них, которые отвечают целям и задачам развития зоны. В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, ''пронизывающими" экономику зоны по горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).

В целом вся система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно также принять во внимание, что при нынешних масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы. упрощение административных процедур, а также возможность получения на внутреннем рынке относительно дешевых кредитов. Вместе с тем все названные преимущества "срабатывают" лишь в сочетании с базовыми преференциями, предопределяющими типовую специфику данной зоны.

Глава 2. Специальные экономические зоны

Первые свободные экономические зоны в Казахстане появились в 1991 году:
Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская в
Талдыкорганской области, субзона на базе предприятия "Талдыкорганвнештранс" в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая зона "Атакент" в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-
Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободными экономическими зонами. Однако первый опыт образования СЭЗ не достиг задуманных целей из-за несовершенного правового и организационного механизма функционирования, не было достаточной самостоятельности в решении финансовых, налоговых и других вопросов.

Вновь создаваемые специальные экономические зоны представляют собой ограниченные территории РК, на которых действует особый правовой режим.

Согласно статье 3 вышеназванного указа, СЭЗ «создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных экспортоориентированных производств. освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций. отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем».

Реформирование экономической системы привело в движение рыночные механизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономику за счет разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. СЭЗ, являясь инструментом ускорения регионального развития. оказывают положительное воздействие на экономику, что и показывает опыт других стран. На международной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвященной проблемам развития свободных экономических зон, СЭЗ рассматривались как точки экономического роста и интеграции стран и регионов.

Показатели экономического роста Лисаковской специальной экономической зоны свидетельствуют о стабилизации экономического положения в регионе. Со дня образования Лисаковской СЭЗ в 1993 г. объем промышленного производства увеличился в 22,9 раза, рост производства в 1997 г. составил 74%. Объем розничного товарооборота в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%.
Сохранились действующие предприятия, созданы десятки новых в легкой и пищевой промышленности, что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Динамичное развитие получили хозяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов бюджета значительно увеличился (59.8%). Административный совет получил возможность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий.

Первый год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется оживлением и оздоровлением промышленных предприятий, наблюдается ежемесячный рост объемов выпускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического и социального развития были направлены на реализацию программы СЭЗ, обустройство и расширение новой столицы.

Придание статуса специальной экономической зоны городу Кызылорде позволило осуществить мероприятия по возобновлению работы длительно простаивающих предприятий, освоению новых производств, оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству, привлечению инвестиций.

Таблица 1 Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.
|СЭЗ |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Акмолинская |40 |40 |40 |40 |40 |
|Лисаковская |20 |25 |30 |35 |40 |
|Жайрем-Атасуйская |10 |10 |20 |30 |40 |
|Кызылординская |- |20 |40 |40 |40 |

В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленности увеличился на
3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышленности – на 57,8%.
Производство сельскохозяйственных жаток возросло в 23 раза. запасных частей к сельхозмашинам - в 4 раза. бумаги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейных изделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерских изделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи
(ТОО "Ансар", ТОО "Темирхан"), муки пшеничной (ДТОО "Айдан Агро"), фруктовых соков (АО "Сыр-Шарабы"). Возобновлено производство нетканых материалов в ДТОО "Айдан ФНМ". обуви - в ДТОО "Айдан-обувь', яиц. мяса птицы - в ДТОО "Айдан-Аккус". Малые предприятия увеличили объем производства в 3.1 раза.

В настоящее время в регионе действуют 7 совместных предприятий, из них 4
- по разработке нефтегазовых месторождений. В течение 1997 г. в развитие
Кызылординской СЭЗ было вложено и освоено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл.
США) иностранных инвестиций, на стадии рассмотрения находятся проекты на сумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США).

Таким образом, создание и становление СЭЗ в Казахстане позволяет осуществлять экономические реформы в регионах: развивать производство промышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительные рабочие места и обеспечивать занятость населения, расширять поставки на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения.

Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон

Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования для финансовой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного регулирования. государственной регистрации юридических лиц, лицензирования. пребывания иностранных граждан.

Административные советы могут формировать финансовые фонды или. в случае совпадения границы СЭЗ с границей административно-территориальной единицы, единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской
СЭЗ одновременно являются и бюджетами соответственно гг. Акмолы, Кызылорды,
Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и земли запаса Жезказганской области. В доход финансового фонда или бюджета
СЭЗ зачисляются общегосударственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, зарегистрированными на территории СЭЗ в качестве налогоплательщиков. Платежи в специальные фонды, предусмотренные действующим законодательством, не могут быть источниками формирования финансового фонда (бюджета).

По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета увеличило последний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с
54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично динамика доходов бюджета
Лисаковской СЭЗ свидетельствует о постоянном росте объема бюджета.
Поступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. по
Кызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметь
СЭЗ значительные денежные средства для выполнения социально-экономических программ развития региона.

Взаимоотношения финансового фонда (бюджета) СЭЗ с вышестоящим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в финансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что способствует развитию не только зоны, но и региона в целом.

Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административный совет специальной экономической зоны может учреждать целевые финансовые фонды, а том числе фонд экономического и социального развития. Такой фонд образован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотрено образование фонда инвестиций, связанного с обустройством новой столицы, по
Жайрем-Атасуйской - фонда социальной защиты.

Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свободных бюджетных средств, отчислений и сборов неналогового характера. доходов от проведения торгов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных источников. не запрещенных действующим законодательством.

Средства фонда экономического и социального развития направляются на финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели.
В частности, из фонда экономического и социального развития Кызылординской
СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на общую сумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального предпринимательства на сумму 2.48 млн. тенге.

Налогообложение на территории СЭЗ осуществляется в соответствии с
Налоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов льготный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в размере 20%
(против 30%).

Кроме льготы по подоходному налогу с юридических лиц, в соответствии с
Законом РК "О государственной поддержке прямых инвестиций" хозяйствующим субъектам для реализации приоритетных проектов могут предоставляться льготы и преференции:

- в виде государственных натурных грантов;

- на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде понижения ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не более 50% основной ставки.

Льготы предоставляются Государственным комитетом РК по инвестициям. Для специальных экономических зон целесообразно было бы ввести его уполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогу с юридических лиц неконкурентна со льготным режимом, предусмотренным в вышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в других регионах, чем в СЭЗ.

Учитывая происходящие реформы в финансово-кредитной и налоговой системе республики, а также опыт других стран, добившихся успехов в области действенности налоговой политики СЭЗ (например, США. Китай), становится очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в частности установление дополнительных льгот.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.