p> Таким образом, акционерное общество становится основной
организационной формой предприятий в России. Следует заметить, что их
успешному акционированию способствуют развивающиеся финансовые рынки, в
первую очередь фондовые биржи. С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано
функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов
приватизации (чековых инвестиционных фондов – ЧИФ), не типичных для мировой
практики. Зарубежные инвестиционные фонды – это, как правило, открытые
акционерные общества, которые мобилизуют средства населения путем эмиссии
собственных акций, инвестируют свои средства в ценные бумаги других
организаций и ведут торговли ценными бумагами. Чековый же инвестиционный
фонд может быть только закрытого типа, т. е. он не имеет права выкупать
свои акции у акционеров. Это связано с характером ваучеров как ценных
бумаг. Дело в том, что задача накопления чеков для использования в процессе
приватизации осложняется их распыленностью (владельцами чеков являются все
жители страны) и сроком действия (один год). Поэтому закрытый тип
отечественных чековых инвестиционных фондов позволяет успешнее
централизовать чеки, а самому фонду придает более устойчивый характер. Важно раскрыть функции чековых инвестиционных фондов, состоящие: а) в
мобилизации ваучеров за счет эмиссии собственных акций; б) в инвестировании
их в ценные бумаги приватизированных предприятий; в) в торговых операциях
(спекуляции) с ваучерами. Следовательно, в задачу чековых инвестиционных
фондов входят аккумулирование чеков населения и обмен их на акции
предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных
фондов составляет 500 тыс. руб. На начало 1994г. в России действовало около 700 чековых инвестиционных
фондов, причем всего больше их в Москве и Московской области (106), Санкт-
Петербурге (44), Свердловской области (25). На эти три центра приходилось
46% всех чековых инвестиционных фондов. Переходя к характеристике второй особенности отечественной
приватизации, следует отметить, что последняя существенно отличается от
других стран, где она реализуется в адекватной экономической среде. В
отечественной же экономике рыночные отношения находятся, как известно, в
стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию
приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом
сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на макроуровне за счет
либерализации цен, конкуренции. В то же время она не обеспечивает рыночных
условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования
рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро-, так
и на макроуровне. Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России
рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико
– правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый их
этих компонентов выполняет свою функцию, все они обуславливают друг друга.
Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление,
так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий. В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль
играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить
издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно
осуществлять инвестиционные процессы. На изучение и регулирование
нарождающегося рынка, управление сбытом продукции нацелена назревающая
маркетинговая деятельность предприятия. Привлечение материала по
менеджменту и маркетингу позволит глубже раскрыть приспособление
приватизируемого предприятия к рыночным условиям на микроуровне. Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет
адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-
первых, без учета внешних факторов предприятию не возможно решить весь
комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных)
проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит
от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем,
какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования
экономических, финансовых, административных рычагов. Говоря о направлениях макроэкономической адаптации, нужно отметить:
важной и сложной проблемой является финансовая адаптация приватизируемого
предприятия, поскольку без решения финансовых вопросов неразрешемыми
становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие
производственных предприятий со специализированными финансовыми институтами
(банками, фондовыми биржами) позволяет приватизированному предприятию
получить надежный источник формирования денежных ресурсов и тем самым –
условия для всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде.
Существенную помощь в раскрытии этого вопроса окажет материал по финансовым
рынкам. В условиях высокой дебиторской задолженности большенства российских
предприятий затруднено их финансирование за счет прибыли предприятия. А из-
за жесткости условий кредитования не решают в должной мере проблему
финансирования и банковские кредиты. В результате более предпочтительным
источником формирования денежных ресурсов предприятия в современных
условиях становится продажа акций. Следовательно, эффективное использование
рынка ценных бумаг является важнейшим условием общей адаптации
приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным отношениям. Таким образом, всесторонний анализ проблемы приватизации охватывает
ряд важных учебных проблем: государственная собственность и
разгосударствление, менеджмент и маркетинг предприятия, финансовые рынки,
государственное регулирование. Две важнейшие особенности приватизационного процесса в России
определяют два этапа в его осуществлении. Первый этап закончился в июне
1994 г. Результаты этого периода желательно показать в заключение, отметив,
что важнейшими моментами ваучерной приватизации в России оправданно считать
следующие:
1. Разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России, охватившем все основные субъекты общества: органы государственной власти, управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры; общественные организации; граждан.
2. Впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущества десятков тысяч предприятий. В 1993 г. было приватизировано более 60 тыс. предприятий сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что составляет около 70% всех приватизированных за этот период предприятий.
3. Центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования: открытость, позволяющей привлечь дополнительных инвесторов; возможностью выбирать тактику инвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск (использованием двух типов заявок – содержащих и не содержащих ограничения на курс аукциона); гарантиями на владение акциями выставленного на продажу пакета предприятий, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в соответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в права собственности. С 1 июля 1994 г. в соответствии с Указом, подписанным Президентом
РФ, начинается новый период в приватизационном процессе – так называемый
постваучерный. Это – этап функционирования предприятий в рыночных условиях,
их полная адаптация к рыночной среде. Главные проблемы российских
предприятий в этот период связаны с инвестиционной политикой.
Инвестирование средств в капитал, получение прибыли от его прироста
предполагают инвестиционную привлекательность как собственных, так и
приобретаемых ценных бумаг приватизированных предприятий. Следовательно,
такая привлекательность должна обеспечиваться. Кроме того, предприятиям
надлежит заботиться о поддержании ликвидности уже обращающихся акций и
активном размещении своих ценных бумаг через фондовые биржи. А увеличение
уставного фонда акционерных предприятий (как минимум до 10 млн. руб. вместо
500 тыс. руб.) возможно за счет новых выпусков акций и эмиссии облигаций
(для привлечения заемного капитала). Приватизированным предприятиям в этот
период необходимо также осваивать новые финансовые инструменты – банковские
депозитные сертификаты, векселя, фьючерсы, опционы. В свою очередь
государство, используя экономические и административные рычаги, должно
совершенствовать инвестиционную политику, в первую очередь с позиции
налогообложения. Таким образом, на втором этапе приватизации, когда капиталы пойдут в
экономику, должна реализовываться производственная, экономическая и
финансовая адаптация приватизированных предприятий к рыночной среде. 3. Международная практика приватизации. Приватизация в 70 – 80 – е годы стала общемировым явлением. К концу
80-х годов более 80 стран разных континентов – от государств Латинской и
Северной Америки до Южной Кореи, Филиппин, Малайзии приняли программы
сокращения государственного сектора. Анализ этого процесса, происходящего как в развивающихся странах,
так и в развитых странах, позволит активнее использовать в российских
условиях накопленный в мире опыт приватизации и не повторять сделанных
ошибок. В то же время достаточно очевидна невозможность автоматического,
шаблонного перенесения этого опыта в нашу страну без учета ее конкретно-
исторической специфики. В отличие от национализации процесс приватизации не может быть
одномоментным актом. Продажа предприятия это лишь первая стадия правового
оформления смены собственника, которая должна быть дополнена по меньшей
мере еще двумя: создание реальных условий для фактического осуществления
юридического права собственности (механизма реализации политических,
экономических, социальных и правовых норм) и, наконец, четким разделением
ответственности между собственником и управляющими с передачей всей полноты
коммерческого риска разным собственникам. Естественно, этот процесс носит
долговременный характер. Он может быть инициирован государством, однако в
дальнейшем его динамика зависит от интересов разных действующих лиц и
исполнителей, а также от множества объективных факторов. Результаты дискуссии по проблемам приватизации и практике ее
проведения на Западе показали, что этот процесс никоем образом не
рассматривается как поражение государства, как его демонтаж или как
возможность перекладывания ответственности за решение задач
общенационального характера на частный капитал. Речь идет об оценке
допустимых с точки зрения эффективности масштабов прямого вмешательства
государства в экономику, пересмотре функций и сфер, ранее находившихся в
компетенции государства. О более четком разделении прав, обязанностей и
ответственности между государственным и частным секторами экономики и,
наконец, об усилении рыночных форм госрегулирования регионов, отраслей и
экономики в целом. Складывающиеся в жизни соотношения между государственным и частным
капиталом не являются окончательно установленными, они могут изменяться в
поисках более эффективного сочетания, оптимума, проникая друг в друга.
Поэтому в зарубежной практике приватизация в чистом виде встречается очень
редко, в основном создаются смешанные предприятия, призванные снять
недостатки каждой из форм собственности и реализовать их преимущества. В
настоящее время на Западе предпринимаются попытки математического расчета
оптимального сочетания двух форм собственности, оптимальной структуры, в
которой любые отклонения – будь то отставание или забегание вперед –
чреваты снижением экономической эффективности[1]. Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер,
является и необходимость призвания того, что приватизация не может быть
конечной целью обновления общества и экономики, она является лишь одним из
средств (к тому же, совсем не универсальным) достижения множества
разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с
какой конкретной целью это делается. Цели приватизации многообразны, они
могут быть и долгосрочными, и краткосрочными, даже неотложными; обычно, к
тому же, эти цели разноуровневые. При этом цели макроуровня могут вступать
в противоречие с теми, что существуют на микроуровне. В этом многообразии
чрезвычайно важно определить приоритеты, ранжировать их по степени
неотложности задачи и при этом не допустить возникновения противоречий
между ними, которыми грешат наши законодательные акты и положения. Всем мировым опытом доказано, что приватизация может стать
популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения.
Считается, что наибольшего успеха в этом плане добились Англия и Франция,
убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении
приватизации «сверху» должны стать ее обязательными принципами. Существуют
определенные способы достижения согласия между отдельными группами
населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в
целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных
региональных ставок; неудовлетворенность рабочих – льготными ставками на
покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, --
приватизацией его как единого целого; политиков, опасающихся распродажи
родины, -- сохранением контрольного пакета акций в стране[2]. Политико-символическое значение крупных акций по приватизации
обязывает в любом случае показать ее результативность. Обычно в данной
связи ссылаются на опыт Великобритании, где приватизация стимулируется не
только усиленной пропагандой, но и рядом экономических выгод: снижением цен
при продаже государственных домов, благоприятным курсом акций
госпредприятий и др. Именно здесь приватизация стала повседневной
практикой, и она проникает в те сферы, которые ранее считались
исключительно госмонополией (газоснабжение, электроэнергетика, почта,
телефонная связь, авиатранспорт); наконец, осуществляется она в очень
подвижных и многообразных формах. Отмечая наиболее высокие темпы приватизации в Англии и Франции,
западные исследователи вынуждены, однако, констатировать, что в настоящее
время они замедлились. Разгосударствление дюжины госпредприятий в Англии
длилось 10 лет. К началу 80-х годов правительство Франции осуществило лишь
треть своей программы приватизации, выручив 71 млрд. фр. за полтора года.
Правительству ФРГ понадобилось восемь лет (1983 – 1990 гг.), чтобы в
благоприятных условиях приватизировать 676 государственных или
полугосударственных предприятий на сумму 9,4 млрд. марок. В Италии и
Испании были проданы дочерние компании, которые государство не признавало
жизненно необходимыми. Приватизация затягивается даже там, где
правительства были решимости полностью реализовать намеченные программы –
теперь они либо урезают, либо растягивают во времени, либо в
приватизируемых предприятиях сохраняется половинная доля государства.
Иногда этот процесс смещается с федерального уровня в земли и коммуны
(ФРГ). Замечено, что там, где потенциал приватизации велик (Австрия, ФРГ,
Италия), правительства охотнее идут на либерализацию условий производства,
чем на приватизацию. Стремление к последней всего сильнее там, где меньше
предпринимательской свободы в сфере принятия решений. Очевидно, в ряде стран Западной Европы достигнут к настоящему
времени уровень приватизации, который соответствует новому витку НТП. В
перспективе наступает период синтезирования различных форм собственности,
нахождения их оптимального сочетания в экономике. Подводя некоторые итоги приватизации в развитых странах Запада,
можно отметить, что, во-первых, в подавляющем их большенстве под влиянием
разгосударствления, составной частью которого стала приватизация,
экономическое положение в 80-е годы улучшилось. В Великобритании, к
примеру, отмечаются укрепление госбюджета (в результате как увеличившегося
поступления налогов, так и сокращения субсидий госпредприятиям), рост
производительности труда. За 1979 – 1990гг. доля населения в собственности
увеличилась с 7 до 24 %, доля семей собственников жилья – с 55 до 66 %. В
этих результатах, правда, проявляются и конъюнктурные факторы, роль которых
невозможно отделить от приватизационных. Во-вторых, наиболее приспособленными к новым формам хозяйствования
оказались те страны, в которых идея приватизации стала популярной и был
обеспечен определенный социальный и политический консенсус (Англия,
Франция). В-третьих, условия и механизм проиватизации, ее последствия в разных
странах в большой мере определяются социально-культурной средой и конкретно-
исторической обстановкой. В-четвертых, опыт прошедших лет вновь подтвердил,
что принципы частной собственности, заложенные, например, в акционерных
обществах, не обеспечивают социальной справедливости. Не следует
переоценивать последствия «народного капитализма» и в формировании чувства
хозяина у владельца акций.далеко не каждый может и хочет стать хозяином или
равноправным собственником, особенно если это навязывается ему сверху. В
условиях бесплатного распределения акций создается лишь атмосфера
пассивного ожидания увеличения семейного дохода за тот же труд. 60 млн.
американцев-владельцев ценных бумаг сознают, что получают не право участия
в управлении, а квитанцию на рожденственскую премию.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|