p> Идеи продажи государственной собственности разделяли как радикальные
рыночники, так и прагматично, а иногда и достаточно консервативно
настроенные экономисты, близкие к правительственным кругам. Если первые
исходили из того, что продажа государственной собственности в частные руки
является наиболее прямым путем к полноценному рынку, то вторые гораздо
больший акцент делали на возможности получить дополнительные средства в
бюджет, которые потом можно использовать не столько на социальные программы
и оздоровление финансов, сколько на поддержание убыточных предприятий и
ВПК. Существенна разница и в подходе к акционированию государственных
предприятий. Так, В.Селюнин, Б.Алехин, С.Глазьев выступали за обязательную
продажу всех или значительной доли акций частным лицам и независимым от
государства институциональным инвесторам. За полноценное, хотя и
постепенное, базирующееся на индивидуальных проектах акционирование
выступали Г.Явлинский и Л.Григорьев, выдвинувшие эти предложения в
программе "500 дней". В рекомендациях же правительственных специалистов
(Т.Попова, Г.Меликьян, С.Ассекритов) акционирование носило во многом
формальный характер, поскольку предполагало массовое создание закрытых
акционерных обществ с продажей незначительной доли акций (порядка 10%)
трудовым коллективам соответствующих предприятий. Последний способ со всей
очевидностью означал не что иное, как мимикрию господствующих
бюрократических структур. 1.3. Бесплатная раздача собственности всему населению Сторонники бесплатной раздачи государственной собственности всему
населению (Л.Пияшева, П.Бунич, Г.Попов, О.Богомолов, В.Рутгайзер,
П.Филиппов, М.Малей) считали, что оба рассмотренных выше метода
приватизации непригодны прежде всего потому, что не отвечают критериям
социальной справедливости. Раз в Советском Союзе декларирована общенародная
собственность, то и распределяться она должна между всеми гражданами. При
этом нередко ссылаются на авторитет Милтона Фридмана, еще в начале 80-х
годов предложившего осуществить приватизацию государственных корпораций
путем раздачи их акций всему населению страны. Большое влияние на советских
экономистов оказало также активное обсуждение, а затем и законодательное
закрепление принципа бесплатной раздачи государственной собственности в
Чехословакии, Польше и Румынии. На практике безвозмездное распределение собственности предлагалось
осуществить посредством выдачи всем членам общества специальных платежных
средств, которые затем должны быть использованы на покупку акций
приватизируемых предприятий и другого государственного имущества. Функции
специальных платежных средств должны были выполнять инвестиционные или
приватизационные чеки (Л.Пияшева, П.Филиппов), боны (А.Нуйкин), облигации
(В.Рутгайзер) либо сертификаты (О.Богомолов). Высказывалось и предложение
открыть специальные инвестиционные (приватизационные) счета. Однако разница
здесь, по сути дела, лишь в названии. Сам механизм распределения
собственности, предлагаемый в различных схемах, в принципе одинаков. Размер
средств, приходящихся на одного человека, определялся путем простого
деления стоимости подлежащего разделу государственного имущества на общую
численность населения (или только его взрослую часть). Для предотвращения инфляции и быстрого имущественного расслоения
общества большинство экономистов — сторонников бесплатной раздачи
склонялись к тому, чтобы полностью запретить перепродажу инвестиционных
чеков (сделать их именными) и на некоторое время ввести ограничения на
распоряжение акциями приватизированных предприятий. Для того чтобы
уменьшить риск и создать людям равные стартовые возможности, некоторые
экономисты предлагали в обмен на чеки выдавать гражданам акции не отдельных
предприятий, а специально созданных холдинговых компаний, которые будут
держать акции нескольких акционерных обществ. Пожалуй, ни один из рассматриваемых теоретических подходов к
приватизации не вызвал такой ожесточенной полемики, как идея всеобщей
бесплатной раздачи собственности. Наиболее резко против нее выступили
Е.Ясин, Л.Григорьев, С.Алексеев, Т.Попова. Они утверждали, что авторы
предлагаемого способа раздела государственной собственности прежде всего
стремятся осуществить приватизацию ради приватизации, любой ценой провести
"коллективизацию" наоборот. По мнению критиков, сторонники безвозмездной
раздачи сосредоточились на популистски понимаемых принципах социальной
справедливости и технических деталях и меньше всего внимания обратили на
условия достижения основной цели приватизации — повышения эффективности
производства. Острой критике подвергались также аргументы авторов этого
подхода о равных стартовых возможностях, решении проблемы нехватки
финансовых средств населения. При этом в качестве контраргументов
выдвигались недооценка колоссальных технических трудностей, неравномерное
распределение собственности по регионам. Следует также отметить, что наиболее "устойчивыми" и жизнеспособными оказались идеи сторонников собственности трудовых коллективов. Так, в феврале—апреле 1992 г. на страницах периодической печати некоторые российские экономисты и публицисты декларировали необходимость безвозмездной передачи основной части собственности трудовым коллективам как хозяйственным единицам, преимущественно путем создания закрытых акционерных обществ. Парадоксально, но среди ярых сторонников собственности трудовых коллективов оказывались и теоретики коммунистического толка, и многие отечественные ультранеолибералы, тогда как среди противников — российские демократы и бывшая и современная номенклатурная бюрократия. 2. Приватизация и разгосударствление. В результате навязывания государственным предприятиям некоммерческих
операций, искусственного ограждения от конкуренции, наличия гарантированной
финансовой поддержки государства эти предприятия зачастую становятся менее
эффективными в технико-экономическом и финансовом отношении, что выражается
в относительно низкой производительности труда, высокой капиталлоемкости,
малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, содержании
раздутого управленческого аппарата и в бюрократизме. Поэтому периодически к
государству предъявляются претензии, а высокая доля принадлежащего ему
сектора в экономике приводит к постановке вопроса о разгосударствлении.
Гласная постоянная обязанность государства в смешанной рыночной экономике
– защита свободы личности, собственности и предпринимательства – требует и
ограничения его деятельности, чтобы эту свободу не подавлять. Развернувшийся в 80-х годах процесс разгосударствления не означает,
однако, что государство покидает рыночную экономику. Уменьшая собственную
предпринимательскую деятельность, оно остается структурным элементом
смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным
отношениям, меняя формы своей деятельности. Современное разгосударствление не равнозначно денационализации, а
последняя не сводится к одной приватизации (переходу предприятий в частные
руки). Разгосударствление – сложный процесс совершенствования экономики
смешанного типа – означает предоставление предприятиям, независимо от формы
собственности, полной экономической свободы и отказ государства от прямого
управления их хозяйственной деятельностью. В связи с этим небезынтересно
отметить, что в западной экономической литературе все негосударственные
формы собственности принято относить к частной собственности. Первостепенное значение в рыночной экономике имеет то, как предприятие
работает (какова его экономическая эффективность), а не форма
собственности, на основе которой оно функционирует. Поэтому приватизация
как экономический процесс направлена на создание такой модели экономики,
где все формы собственности действуют по единым правилам, привилегии же и
льготы предприятиям определяются коммерческими, а не административными
принципами. В результате разгосударствление становится адекватным
«приватизации», ибо речь идет о единой цели этих двух процессов – о
повышении эффективности функционирования смешанной рыночной экономики, о
лучшем синтезе механизмов рынка и государственного воздействия на
экономику. Более обстоятельно и наглядно содержание приватизации раскрывается
через формы ее осуществления. Наиболее популярны из них а развитых странах
такие: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций
предприятия менеджерами; продажа его акций работникам; распространение этих
акций среди населения. Кроме того, практикуются сдача государственного
предприятия в аренду и заключение контракта на управление им. Переход государственных предприятий в частные руки осуществляется
путем организации аукционов и конкурсов. Аукцион позволяет стать владельцем
предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую
цену. Он дает возможность приватизировать государственные предприятия в
относительно короткие сроки и с существенной прибылью. В то же время
аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, поскольку
может привлечь только действительно богатых людей. Владелец предприятия,
купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны
государства поэтому волен поступать со своей собственностью так, как ему
захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами
общества. Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью
конкурсов. Конкурсные торги означают продажу государственной собственности
тем или иным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми
государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы
(содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена
приватизации) и требует более длительного времени. Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная
продажа акций населению, ведущая к предотвращению предприятия в акционерное
общество открытого типа. Продажа, о которой идет речь, ведется по
фиксированной или конкурсной цене. При фиксированной цене возможны
завышение и занижение стоимости имущества; при конкурсной – последнее
получает более точную оценку. Покупка акций мелкими инвесторами
стимулируется широко используемыми льготами: премии «самым быстрым»
покупателям; отсрочка платежей или разрешение оплаты по частям с полной
выплатой дивидендов; установление более низкой цены. Публичная продажа
акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество
состоит в открытости и доступности этой формы для всех желающих. Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного
имущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частными
капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда,
когда физические или юридические лица приобретали часть государственного
имущества в пользование на определенный срок и за определенную плату.
Арендатор получает возможность самостоятельно организовывать
производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за
производством, несет финансовую ответственность за хозяйственную
деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для
малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих случаях могла применяться и такая форма, как заключение
контракта на управление предприятием. Подписание такого контракта
предоставляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия
и все необходимые полномочия для эффективного управления им. Контрактная
система, в отличие от аренды, освобождает управляющих от ответственности за
финансовое состояния предприятия. Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являются
временными мерами, применяемые для улучшения экономических показателей
государственных предприятий, или переходной ступенью к полной приватизации.
Процесс приватизации, как правило, занимает много лет. Раскрытие экономического содержания и способов осуществления
современной приватизации позволяет определить ее роль и место в смешанной
рыночной экономике. Рассматриваемый процесс не сводится к передаче
государственной собственности в частные руки; экономическое содержание
современной приватизации шире и глубже. Это совокупность мер,
ограничивающих предпринимательскую деятельность государства, повышающих
эффективность функционирования остающихся государственных предприятий путем
перевода их в рыночные условия, реформирующих систему государственного
регулирования рыночной экономики. В целом приватизация, как уже отмечалось,
направлена на достижение эффективного синтеза механизмов рыночной
экономики, затрагивающий такие ключевые проблемы экономического развития,
как соотношение развития экономики и деятельности государства, плана и
рынка, частной и государственной собственности, конкуренции и монополии. В отечественной экономике опыт разгосударствления полностью
отсутствовал. Задачи приватизации в России шире, чем в западных странах.
Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности
делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и
стабилизации экономического положения, развития демократического характера
отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной
деятельности государственного сектора, повышения эффективности
функционирования предприятий, для стимулирования различных форм
предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и
снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает
ключевым направлением формирования рыночных отношений. Говоря об особенностях приватизационного процесса в нашей стране,
следует отметить две его важнейшие черты: во-первых, «ваучерный» характер
осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных
отношений, что вызывает необходимость адаптации приватизируемого
предприятия к только еще формирующейся рыночной среде. «Ваучерный» характер приватизации в России означает, что
государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе
1992 года издан Указ Президента России о внедрении приватизационных чеков –
ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в
акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности.
Приватизационные чеки покупались и продавались без ограничений. Приватизационный чек – государственная, ценная бумага целевого
назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Это документ на
предъявителя. По истечении срока действия приватизационные чеки считаются
погашенными и изымаются из обращения. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а
также акции специальных инвестиционных фондов. Приватизационные чеки
действуют в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно. Оценочная рыночная стоимость продаваемых в обмен на ваучеры фондов
составила в России примерно 1,5 трлн. руб. (35% от всех приватизируемых по
федеральной программе фондов). И на такую же сумму были выпущены ваучеры.
Каждый ваучер получил номинальную стоимость 10000 руб. Поскольку приватизация в России связана с введением в оборот
специфичных ценных бумаг – ваучеров, проведение ее предполагает широкое
акционирование предприятий. В июле 1991 года в России был принят закон о приватизации
государственных и муниципальных предприятий на 1992 – 1994 гг. Все
предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1)
мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов
менее 1 млн. руб.); они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2)
крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости
основных фондов свыше 50 млн. руб.); они приватизируются путем
преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия,
они могут быть приватизированы любым из установленных способов в
соответствии с требованиями принятой программы. Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот: 1)
всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные
привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25% уставного
капитала; продаются простые (голосующие) акции, составляющие 10% уставного
капитала со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставляется
рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%); 2) всем членам
трудового коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые
акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на
приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом
имущества; 3) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя
ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия
коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока
договора право на приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости;
на период договора ей предоставляется право голосования по 20% голосующих
акций.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|