Экспорт капитала способствует появлению таких новых
форм международных экономических связей как долгосрочная аренда оборудования
(лизинг), субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ
(инжиниринг), технологических, финансовых и других услуг. Новые формы в
известной мере отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов
на территории тех или иных государств от владения полного или частичного к
контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, бытовых,
информационных услуг. Отражают они и разницу в стратегических намерениях
партнеров: для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление
отставания.
3.3. Оценка последствий использования иностранного
капитала.
Однако следует отметить, что в подходе к оценке
последствий прямых зарубежных инвестиций и в странах базирования (из которых
идет отток капитала), и в странах принимающих (куда направляется капитал)
существует большой разброс мнений.
В публичных дискуссиях в странах, принимающих
капитал, преобладает тема национальной экономической безопасности. Причем ее
обыгрывают и сторонники и противники прямых зарубежных инвестиций. Так, если
первые расценят открытие зарубежной фирмы как появление новых рабочих мест, то
вторые заявят о выкачивании средств из страны и эксплуатации местного
населения иностранным капиталом.
На более конкретный уровень
оценка выгод и потерь в отношении страны в целом к иностранному капиталу
переходит тогда, когда речь идет о налогообложении. Направление потоков
капитала, кроме всего прочего, связано с поиском мест, обеспечивающих
наименьшие издержки производства и низкий уровень налогообложения.
Правительства стран, желающих привлечь иностранный капитал, предоставляют для
него специальные налоговые льготы. Страны базирования могут вводить дополнительные
налоги для регулирования оттока инвестиций или для получения выигрыша от дохода
на инвестиции своих граждан.
Как уже отмечалось, прямые
зарубежные инвестиции могут давать так называемые положительные побочные
технологические и кадровые преимущества принимающим странам. Вывоз
предпринимательского капитала — это организация компанией экспортером
производства на территории данной страны, использование современного
оборудования и технологий. Это подготовка и обучение рабочей силы, усиление
конкурентного давления на местных производителей. И неудивительно, что государства,
особенно экономически отсталые, проводя «политику открытых дверей» для
иностранного капитала, рассматривают ее как шанс на собственный экономический
прорыв.
.
4. Основные принципы торговой политики РФ.
На объемы, структуру и региональное
распределение российского
экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры госу-
дарства по регулированию внешней торговли. В целом его основные
направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли,
проведению начатых реформ. Примером может служить изданный в 1995 году закон «О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Однако есть и
негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы,
непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.
Отношения РФ с иностранными государствами в
области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения
общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств,вытекающих
из международных договоров России.
В целях интеграции экономики России в мировую
экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных
союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
В настоящее время торговая политика
России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (
экспортные и импортные таможенные тарифы ) и нетарифного регулирования ( в
частности, путем квотирования и лицензирования ) внешнеторговой деятельности.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами
государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений.
Количественные ограничения вводятся в исключительных целях :
1)
обеспечения национальной
безопасности РФ;
2)
выполнения международных
обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ.
В целях защиты национальных интересов
действует система экспортного контроля. Существуют технические,
фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические
стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством.
Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое
проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.
В настоящее время Правительство России
уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта
России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема
российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с
повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм
реализации программы предусматривает образование фонда развития
высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд,
формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых
на кредитование экспортоориентированных проектов.
Программа предполагает свести воедино и
систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта.
Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее
эффективных проектов развития экспортных производств.
Среди других важных решений, касающихся
стимулирования российских производителей экспортных товаров, необходимо также
отметить проект постановления Правительства РФ “ О создании системы
кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”.
Переход России к рыночной экономике
сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований,
изменением торгово-экономических отношений.
По информации Минторга внешнеторговый оборот
РФ в 1998 году сократился на 17% по сравнению с 1997 годом и составил , без
учета неорганизованной торговли, 116 млрд. долларов. В 1998 году экспорт
сократился до 72 млрд. долларов, импорт также на 17%, до 44 млрд. долларов.
Министр тогровли РФ Георгий Габуния на коллегии Мининстерства торговли заявил
что на страны дальнего зарубежья в 1998 году пришлось 81% экспорта и 72%
импорта РФ. Обьем торговли со странами ближнего зарубежья сократился на 15% и
не превышает 26 млрд. долларов. Экспорт в эти страны составил 14 млрд.
долларов, импорт 12 млрд. В 1998 году более 40% общего обьема экспорта из РФ
приходится на ТЭК по данным Минестерства физический обьем экспорта нефти в 1998
году вырос на 7%, природного газа на 2%.
На объемы , структуру, и динамику экспорта в
значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства,
ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной
государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При
сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет
доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем
доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще
приближается к нулю ) , в импорте резко возросла доля сырья и потребительских
товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно
последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо
во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционнго
процесса в стране.
Объем иностранных инвестиций в Россию за 9
месяцев 1998 года составил 18 млрд. 600 млн. долларов По данным ЦБР,это почти
вдвое меньше аналогичного показателя 1997 года. Прямые инвестиции в российскую
экономику составили всего 8% от этой суммы. Иностранные инвестиции в российские
компании за 9 месяцев 1998 года составили 11 млрд. 600 млн.долларов против 25 млрд.
в 1997 году.
Положительное сальдо внешнеторгового баланса
России, т.е. преьвышение экспортса над импортом увеличелось за последние три
месяца 1998 года более чем вдвое по сравнению с уровнем третьего квартала.
После кризиса в августе 1998 года российский рубль к концу года потерял 70%
стоимости, что сделало российский экспорт более дешевым, а импортные товары на
внутреннем рынке более дорогими. Только за последние три месяца 1998 года объем
российского импорта сократился на 4 млрд. долларов, с 13,5 до 9,5 млрд., при
этом объем российского экспорта увеличился на 1 млрд. долларов.
Низкие показатели импорта связаны
преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные
закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также
ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий
иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.
Применяемые ведущими промышленно
развитыми странами меры по защите внутренней экономики и интересов своих
бизнесменов (в том числе административные) по жесткости значительно превосходят
российские. Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как
государство с нерыночной экономикой, что не соответствует результатам
общеэкономических преобразований в стране.
Это дает возможность западным странам
под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта,
причем даже в отношении сырьевых товаров, это затрагивает интересы
производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта
высокотехнологичной продукции и услуг, то на Россию оказывается давление даже в
случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.
Можно привести следующие примеры
ущемления интересов российских экспортеров:
а) применение антидемпинговых мер на
основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих
игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров
действует свыше 20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция,
карбамида; в странах ЕС – хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и
др.);
б) затрудненный доступ на рынки для
товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные
преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями,
ядерные технологии);
в) ограничения доступа России к передовым
технологиям на основе национальных списков товаров «двойного назначения»;
г) использование стандартов и технических
барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде
случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская
авиатехника, пушнина – в странах ЕС).
Со своей стороны, Правительство России со
значительным опозданием стало предпринимать целенаправленные действия для
создания адекватного мировым нормам механизма защиты интересов российских
производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из
страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции, хотя попытки
предотвратить либерализацию с непредсказуемыми последствиями предпринимались с
самого начала реформ.
Главной целью развития ВЭС является равноправная
интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы
использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда.
Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее
потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России
Лишь с началом экономических преобразований в нашей
стране стал вопрос о необходимости ее постепенного сближения с ГАТТ.
В мае 1990 года бывший Советский Союз получил статус
наблюдателя в ГАТТ, и в 1992 году этут статус перешел к Российской Федерации. В
июле 1993 года в ходе встречи Президента РФ Б.Н. Ельцина с тогдашним
Генеральным директором ГАТТ А. Дупнелем ему было передано официальное
заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве
полноправного члена. В соответствии с существующей процедурой в марте 1994 года
в ГАТТ был направлен Меморандум о внешнетогровом режиме РФ и в мае 1995 года
ответы на вопросы стран-членов ВТО, заданные по Меморандуму. В связи с
образованием Всемирной торговой организации (ВТО) Россия приняла решение о
присоединеннии к ВТО , о чем в декабре 1994 мы официально уведомили секретариат
ГАТТ.
Присоединяясь к ВТО, мы исходим из того , что это
выгодно как для России, так и для стран, членов этой организации. Для
полноправного участия в деятельности ВТО России потребуется внести необходимые
изменения в национальное законодательство, регулирующее сферы, которые входят в
компетенцию ВТО. В ходе реформ уже разработано, в том числе с привлечение
международной экспертизы, и принята целая серия законодательных и
подзаконодательных актов, базирующихся на фундаментальных принципах ГАТТ/ВТО. К
моменту присоединения российское законодательство должно быть гармонизировано
соответующими положениями ВТО.
Переговорный процесс продолжается уже несколько лет.
Причем если на первоначальном этапе основное внимание уделялось рассмотрению
экономической политики и внешнеторгового режима России с точки зрения их
соответствия нормам и правилам ВТО, то сейчас начинаются переговоры по конкретным
условиям доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Россия, возможно, станет полноправным членом
Всемирной торговой организации, в которую сейчас входят 130 стран-членов и еще
30 ведут переговоры о вступлении. Уже две страны: Латвия и Киргизия на
территории постсоветского пространства вступили в эту оргранизацию.
Однако наша страна присоединится к ВТО не любой
ценой, а только на выгодных для нее условиях.
Присоединение России к ВТО позволит создать
предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных
экономических операторов, в частности в области урегулирования торговых
споров. Россия также рассчитывает, что будут созданы более благоприятные,
равноправные для всех условия для доступа российских товаров и услуг на
мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием
своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важно выработать комплекс
мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом должны быть
сохранены нормальные условия для развития конкуренции.
Следует отметить, что в настоящее время практически
нет ни одной сферы деятельности ВТО, по которой ведущие члены этой организации
- США и ЕС не выдвигали бы требований к российской стороне. Речь, в
частности, идет о снижении тарифных ставок ввозных таможенных пошлин,
расширении доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок,
сокращении субсидирования отдельных отраслей, в первую очередь сельского
хозяйства. Кроме того, основные торговые партнеры требуют от России упрощения
норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле, санитарными
нормами. Об этом, в частности, заявил директор генеральной дирекции по
внешним экономическим связям Комиссии ЕС Э.Жуан Жан. Он обратил внимание на то,
что для вступления в ВТО Россия должна будет сформировать либерализованный
рынок за счет принятия на себя рыночных обязательств. Однако Россия не может
одномоментно либерализовать свой рынок и открыть его сразу для всех зарубежных
товаров и услуг в силу незащищенности ряда секторов национальной промышленности
перед лицом качественной импортной продукции: По словам министра МВЭС РФ Г.
Габуния, Россия будет отстаивать право на постепенное открытие своего рынка в
течение определенного периода, который может продлиться 6-7 лет
Было заявлено о неправомерности связывать
вопрос присоединения России к ВТО с признанием ее статуса как страны с
рыночной экономикой. Россию следует считать страной с рыночной экономикой на
основании того набора показателей, которые приняты в мире. Поэтому при
вступлении нашей страны в ВТО этот вопрос не должен быть доминирующим.
Присоединение России к ВТО приведет к
переменам в российской экономике, в жизни каждой компании, в
функционировании практически каждого рынка товаров или услуг. Изменится не
только правовая среда, но и инструменты регулирования рынка и конкуренции -
ставки пошлин, база налогообложения, возможности государственной поддержки,
сохранения или приобретения монопольных или эксклюзивных прав, принципы
лицензирования предпринимательской деятельности, правила перевода капиталов и
платежей.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|