Сущность, методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской ...
Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Курская
государственная сельскохозяйственная академия
имени
профессора И.И. Иванова.
Кафедра
Экономической теории
и
мировой экономики.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Сущность, методы и формы государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации»
Выполнил:
студент 3-го курса Инженерного
факультета
по специальности 2301 «Сервис.
Техническое
обслуживание» специализации
«Экономика
и управление техническим
сервисом»
Киреев А.А.
Руководитель:
доцент кандидат экономичес-
ких
наук Иноземцева Л.Н.
КУРСК 1999 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
1.
Внешняя торговая политика
………………………………………...…… 4
1.1 Протекционизм и фритредерство
…………………………………… 4
1.2 Экспорт и импорт …………………………………………………… 4
2. Инструменты торговой политики ………………………………………..
6
2.1 Государственная политика и ГАТТ/ВТО
……………………………. 6
2.2 Тарифные методы регулирования …………………………………….7
2.2.1 Таможенный тариф на импорт
………………………….7
2.2.2 Таможенный тариф на
экспорт ………………………… 8
2.2.3 Таможенный союз
………………………………………. 8
2.3 Нетарифные методы регулирования
…………………………………. 8
2.3.1 Квотирование
……………………………...……………. 9
2.3.2 Добровольные
экспортные ограничения………………. 9
2.3.3
Экспортные субсидии
…………………………………. 10
2.3.4
Демпинг
………………………………………………… 10
2.3.5
Международные картели
……………………………… 10
2.3.6
Экономические санкции ……………………………….
11
3. Международное движение капиталов. …………………………………….
12
3.1 Формы вывоза капиталов
………………………………………...…. 12
3.2 Прямые зарубежные
инвестиции ……………………………...……. 12
3.3 Оценка последствий
использования иностранного капитала …….. 13
4. Основные принципы торговой
политики РФ …………………………….. 15
5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и
интересы России ……………………...… 18
6. Курская область.
Перспективы развития экономики и внешнеэконо-
мических отношений
…………………………………………………………... 20
Заключение
…………………...………………………………………………… 25
Список использованных
источников …………………………………………. 26
Введение.
Международные экономические отношения являются
одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни.
Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На
протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая
проблемы обеспечения населения товарами, которые нацициональная экономика
производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции
внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную
совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство.
Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
К числу важнейших форм мировых экономических
отношений относятся:
— международная торговля товарами и услугами;
— движение капиталов и
зарубежных инвестиций;
— миграция рабочей силы;
— межстрановая кооперация производства; ,
— обмен в области науки и техники;
— валютно-кредитные отношения.
Хотя различные формы международных экономических связей
развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика,
что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового
хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг,
капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная
кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и
информации, международный туризм и др.
Непрерывно возрастающее передвижение товаров,
рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие
и совершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной
транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт)
все большее значение для развития мировой экономики приобретает мировая сеть
информационных коммуникаций.
Международный обмен все больше смещается от
материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным,
т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и
управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке
ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в
международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный»
информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное
знание и т.п. Развитие информационной инфраструктуры зависит от уровня развития
промышленности. Но и конкурентоспособность самой промышленности во все большей
мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в
стране, подключенность к каналам мировых сетей информационных коммуникаций
стала во многом определять роль и место страны в международном разделении труда
и во всемирном хозяйстве.
1.Внешняя торговая политика
1.1. Протекционизм и фритредерство.
Существует
две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два
направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и
фритредерство ( концепция свободной торговли ). Сторонники протекционизма
отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от
иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не
государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание
этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику
государств в разные периоды их развития.
Для
национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для
периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала.
И напротив в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов,
как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.
1.2. Экспорт и импорт
Синонимом процветания экономики является высокий
экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции. Но
вполне разумное стремление государства увеличивать экспорт, а не импорт
товаров можно рассматривать и как парадокс — нация сознательно стремится
отдавать товары, а не получать их. Не приводит ли такое стремление к сокращению
внутреннего потребления? Влияют ли и каким образом внешнеэкономические связи
на макроэкономическое равновесие национальных экономик?
В условиях открытой экономики внешние факторы
— экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень
доходов и занятость внутри страны, и следовательно, с помощью внешних факторов
можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортируемые товары
действительно потребляют иностранные граждане, но экспорт дает импульс росту
национального производства, дохода и занятости. Анализируя закрытую
экономику, мы исходим из того, что весь произведенный национальный доход (Y)
расходуется внутри страны на потребление (С), инвестиции (I) и государственные
расходы (G):
Y=С+I+G.
(1)
Экспорт действует как составляющая совокупных
расходов, наряду с потреблением (С), инвестициями (I), государственными
расходами (G), т.е. он увеличивает совокупный спрос. Большему объему совокупных
расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема производства.
Следовательно, рост экспорта может увеличивать национальный доход. К тому же
эффекту приводят и иностранные инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается
как функция национального дохода. Иначе говоря, на товары, которые
импортируются, приходится тратить часть произведенного в стране национального
дохода, стимулируя тем самым производственную активность в другой стране.
Таким образом, импорт, увеличивая количество товаров, приводит к сокращению
расходов на производство внутри страны. Введем экспорт (X) и импорт (М) в
формулу (1):
Y=C+I+G+X-M
(2)
На первый взгляд выводы из этих уравнений для
государственной политики однозначны. В условиях спада производства необходимо
сдерживать импорт и поощрять экспорт. Вывод в целом верный. Однако при этом не
стоит забывать, что экспорт одной страны — это импорт другой. Следовательно,
ориентация всех стран на экспортную экспансию, т.е. в известной степени на
стимулирование собственного производства за счет других стран, вряд ли
осуществимо.
Если импорт страны, согласно теории Кейнса,
можно рассматривать как функцию ее собственного национального дохода, то
экспорт предстает как функция национального дохода других стран.
Следовательно, сокращение или увеличение экспорта обусловлено не только нашим
желанием увеличивать его или уменьшать, но и сокращением или увеличением
национального дохода других стран. Кроме того, желание продавать должно быть
подкреплено наличием конкурентоспособной продукции, необходимо учитывать
покупательную способность партнеров, их желание приобретать вашу продукцию.
С другой стороны, потребность наращивания
экспорта населением ощущается косвенно через нужду в импорте. Государственный
контроль над импортом может лишить внутренний рынок многих потребительских
товаров, снизить уровень потребления в стране. В условиях экспортной
экспансии, когда позиции на внешних рынках только завоевываются и
конкурентоспособную продукцию стараются экспортировать, приходится подчас
мириться с преобладанием на внутреннем рынке товаров неконкурентоспособных
национальных производств.
И наконец, как уже отмечалось, путь всемерного
поощрения экспорта может способствовать подъему экономики и повышению
благосостояния населения при условии, что средства, получаемые от экспорта,
идут не на поддержание отсталых производств, а на структурную перестройку
экономики с учетом долгосрочных структурных сдвигов в мировом хозяйстве с тем,
чтобы страна могла занять более достойное место в системе международного
разделения труда и использовать его преимущества с большей выгодой для себя.
При оценке экономического состояния общества
возникает необходимость в выявлении соотношения между импортом и экспортом
страны. Это соотношение определяется при составлении платежного баланса страны,
составной частью которого является торговый баланс. Здесь отметим,
что обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо — разница
между импортными и экспортными его статьями. Превышение импорта из других стран
над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и
может привести к неприятным экономическим последствиям, например,
внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена делать долги.
Для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутренне потребление.
2. Инструменты торговой политики
Внешнеэкономическая политика — это
деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами.
Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования
внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных
экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической
политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики
рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности
государств с планируемой из центра экономикой.
Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических
связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне.
Международная координация в этой сфере предполагает установление международных
режимов, т.е. выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и
процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при
решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие общепринятые
стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное
регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании
национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в
которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе
прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.
2.1. Государственная торговая
политика и ГАТТ/ВТО
В сфере торгового обмена международные режимы
вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и
торговле (ГАТТ) — международной организации, дейст вующей на базе
многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли.
ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа,
проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся
протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать
либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию
действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана
Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является
соблюдение всех договоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947—1993 гг.
Все множество инструментов, которое есть в
распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности,
можно условно разделить на три большие группы:
— таможенные тарифы;
— нетарифные ограничения;
— формы стимулирования экспорта.
Уже из названия явствует, что все они имеют
изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или
уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних
обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о
национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и
такой важнейшей составной части государственного регулирования
внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.
2.2. Тарифные методы регулирования.
2.2.1. Таможенный тариф на импорт.
Наиболее распространенным видом ограничения
торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой
государственный денежный сбор с ввозимых товаров , пропускаемых черех границу
страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная
цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Существуют два основных вида таможенных
пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде
фиксированной суммы с еденицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.)
Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной строимости
товара.
Таможенный тариф в уэком смысле представляет
собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной
страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной
наменклатурой внешнеэкономической деятельности.
На величину импортной пошлины возрастают издержки
производителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать
свой товар.
Очевидно, что увеличение импортных пошлин
негативно отражается в первую очередь на потребителях
Местные производители при введении импортных
пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем
продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного
товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного.
Данная ситуация приводит к менее эффективному
использованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более
высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е.
происходит перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли.
Однако интерес производителей в защитных
пошлинах организационно значительно легче отстоять, чем интерес потребителей.
Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство.
Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|