p> Два основных подхода антиинфляционной политики Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода: 1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы. В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами. 2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт ( ВНП ) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов. Выводы 1. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. 1. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета). 2. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. 3. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). 4. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь. Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватываеьт практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения (идеальный случай) требует больших сил и материальных затрат. ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ В 1992-1995 ГОДАХ В этой части доклада я хочу рассмотреть российскую инфляцию, начиная с причин ее скачка в 1992 г. и вплоть до 1995 г., а также ситуация на валютном рынке страны в эти годы, включая знаменитые «чёрный вторник» и «чёрный четверг». Для примера можно рассмотреть борьбу с инфляцией в Аргентине, когда с 5000% в год инфляция снизилась до 7 %. Данные примеры показывают, что при правильном подходеи разумной кономической политике любую инфляцию можно подавить за пару лет, а уже на третий — четвертый год добиться экономического роста. Сравнивая борьбу с инфляцией в Польше и Аргентине с преодолением этой проблемы в России, можно увидеть некоторые интересные моменты. Так например, борьба с инфляцией в Аргентине проходила при единодушии всех ветвей власти по этому вопросу, тогда как в России постоянно происходили и происходят серьёзные конфликты между различными политическими силами, что естественно резко снижает эффективность борьбы с инфляцией. На протяжении всего времени с 1992 по 1995 год ясно прослеживается одна тенденция: сначала темпы инфляции снижаются вследствие созидательных усилий правительства, однако затем под давлением неких сил на то же правительство (но уже в другом составе) достигнутые результаты быстро разламываются и всё начинается сначала. Здесь уместно привести пример Польши. Все мы наверное помним, как перед началом реформ нас пугали польской «шоковой терапией». Для можно привести лишь несколько цифр: максимальный спад производства в Польше составил менее 20% от дореформенного уровня; инфляция была подавлена почти за год, а экономический рост начался уже на 3-й год реформ. Технологическая отсталость большинства отраслей промышленности, главным образом потребительского сектора, и низкая эффективность использования ресурсов — все это закономерный итог существования в течение 70-ти лет командно-административной системы хозяйствования. Кроме этого добавились еще и тенденции 90-х годов: спад производства (в 1990—1991 гг.) и деловой активности (скорость обращения денег в конце 1991 г. была менее 2-х оборотов в год), разрушение хозяйственных связей между предприятиями, нарастающая «бартеризация» экономики, пустые прилавки магазинов, повсеместное проникновение карточной и талонной системы, потеря доверия к рублю внутри страны, развал административно- распределительной системы в экономике, потеря контроля над денежно- кредитной сферой, внешнеэкономическое и валютное банкротство страны — вот с чем вошла Россия в 1992 год. 1992 — первый год реформ После скачка цен в январе, когда потребительские цены выросли в 3,5 раза, а оптовые — в 5 раз, в последующие месяцы инфляция составляла 10—15% в месяц. В результате быстрого роста цен, которые, как уже говорилось, привели к резкому обесцениванию оборотных средств предприятий, и неадекватного поведения производителей в новых условиях, неправильно расценивавших свои возможности в условиях инфляции и закупавших впрок материальные ресурсы, придерживавших готовую продукцию и завышавших цены, а также в результате отсутствия механизма банкротства резко возросла взаимная задолженность предприятий, что вызвало кризис неплатежей. Процесс либерализации цен в условиях монополизма не дал полностью выявить неэффективные производства и начать структурную перестройку экономики. Стремление избежать массовых остановок предприятий и безработицы из- за кризиса неплатежей и необходимость сезонных работ (завоз на Крайний Север, посевная) потребовали увеличения в середине 1992 г. объема кредитования хозяйства Центральным Банком. Возрос с 918 млрд руб. на первое апреля и с 1393 млрд на первое июня до 2878 млрд руб. на первое октября и до 3731 млрд на первое ноября объем кредитных вложений в экономику страны. Темпы прироста денежной массы с июня по сентябрь превышали 25% в месяц, тогда как с января по май они были в пределах 9—14% в месяц. Это ослабило кризис неплатежей, но укрепило положение убыточных предприятий и усилило инфляционные процессы. В четвертом квартале инфляция составляла примерно 25% в месяц. В целом цены в 1992 г. выросли примерно в 30 раз, на сельскохозяйственную продукцию — в 10 раз. С середины 1992 г. по мере смягчения финансово-кредитной политики начался значительный рост бюджетного дефицита, составившего по итогам последних восьми месяцев примерно 10% от ВВП. В целом по итогам года дефицит госбюджета составил 5% от ВВП.
1993 — второй год реформ Массовая денежная эмиссия в конце 1992 г. отразилась на темпах инфляции в начале 1993 г. Темпы прироста денежной массы в конце 1992 г. составляли более 25% в месяц. Соответственно, инфляция в январе и феврале составила 25% и 26%. Поскольку денежная эмиссия не сразу влияет на инфляцию, то такие ее темпы можно было отнести к последствиям финансовой политики предыдущего года. Новый финансовый год хотелось начать с хорошего. Задачей на 1993 г. было максимально затормозить инфляцию, избежав при этом социального взрыва. Поэтому первые месяцы были отмечены довольно жесткой финансовой политикой. Как следствие инфляция с марта по июнь была в пределах 18 — 20% в месяц. Повлиял также сезонный фактор: летом происходит спад деловой активности, а значит, уменьшается скорость обращения денег. Отпуск цен на уголь, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, завоз продовольствия и топлива на Север увеличили инфляцию в третьем квартале: в июле инфляция составила 22%, а в августе и сентябре 26 и 23% соответственно. Однако жесткая финансовая политика в четвертом квартале, а также повышение учетной ставки ЦБ и начало работы рынка ГКО (что позволило профинансировать дефицит бюджета) снизили темпы инфляции. Так в сентябре инфляция составила 20%, а в декабре уже 13%. Таким образом, ежемесячную инфляцию к концу 1993 г. удалось снизить почти вдвое. 1994 — год, потерянный для реформ
При проведении антиинфляционной политики правительства всех стран сталуиваются с одной и той же проблемой: как осуществить реформы с наименьшими социальными издержками? Необходимо обеспечить продвижение к рыночной экономике и в то же время сохранить и укрепить недавно обретенную демократию, не допустить прихода к власти реакционных сил на почве сложной социальной обстановки в стране. Выборы руководства государства во время реформ могут привести к власти силы, которые попытаются вернуть реформы назад, не понимая, что это невозможно. Поэтому во многих странах осуществление реформ связано с длительным правлением одного человека или партии, как например в Чили, Южной Корее и других. Особенно это важно в странах, где уровень общего экономического образования очень низок. Однако к власти могут прийти силы, которые наряду со своей тоталитарной природой настроены против реформ, и тогда страна на долго погружается в диктатуру, как в бывшем СССР. Диктатура же во время реформ постепенно отмирает сама, так как рыночная экономика с ней несовместима. Если в январе — феврале 1994 г. темпы роста денежной массы были на уровне 5—6% в месяц, то с марта по август темпы прироста денежной массы составляли 10—15% ежемесячно. В феврале 1994 г. дефицит госбюджета возрос в 2,5 раза по сравнению со средним уровнем последнего квартала 1993 г. и достиг 14,4% ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды, в мае, июле и августе составлял двузначную цифру. В целом за период с февраля по август дефицит бюджета возрос с 6,7% ВВП до 11%. Несмотря на то что на финансирование дефицита использовались иностранные кредиты (вторую часть кредита по системе преобразования (КСП) в размере 1,5 млрд долл., предоставленная МВФ в апреле 1994 г. и давший 0,9% ВВП), а также возросшие поступления от ГКО (1% ВВП по сравнению с 0,2% в последнем квартале 1993), кредиты ЦБ Министерству финансов также выросли с 6,5% ВВП до 9,1% и остались важнейшим источником покрытия дефицита бюджета. Ставка рефинансирования ЦБ в течение первого квартала держалась на уровне 210% годовых, этот фактор сыграл в сторону понижения инфляции, ограничивая предложение денег. Однако весной ставка начала резко снижаться, сначала до 185%, а в мае — июне и до 130%, увеличивая предложение денег, которые внесли свой вклад в осенний всплеск инфляции. Только после «черного вторника» ставка ЦБ повысилась до 180% и осталась таковой до конца года. Темпы инфляции в декабре 1994 г. остались на уровне конца 1993 г., хотя за год рост цен был почти в 2 раза ниже, чем в 1993 г. Начиная с января 1994 г. инфляция начала неуклонно снижаться и в августе составила менее 5%. Это можно объяснить следующими причинами. Во- первых, это было действием политики, проводимой Е. Гайдаром и Б. Федоровым в конце 1993 г. и начале 1994 г. Временной лаг действия бюджетной и финансовой политики составляет от трех до шести месяцев. Во- вторых, летом в связи со снижением деловой активности скорость обращения денег упала примерно на 10%, что весьма существенно сказалось на уровне инфляции. Осенью же скорость обращения денег начала расти, подстегивая инфляцию. Осенняя инфляционная волна, причиной которой явилась мягкая финансово-бюджетная политика правительства России, застала власти врасплох. За один месяц темпы инфляции увеличились в 2,5 раза (в сентябре 6%, а в октябре — 15%) и продолжали расти до 17.5% в январе 1995 г. 11 октября 1994 г. произошел инцидент на ММВБ — так называемый «черный вторник», когда курс американского доллара подскочил за один день на 27%. Естественно, это увеличило недоверие к рублю среди населения. Осенью же руководству правительства пришлось пересмотреть приоритеты экономической политики, и председатель правительства В. Черномырдин объявил скорейшую финансовую стабилизацию главной целью на ближайшие годы. Вместе с тем правительство поняло, что без жесткой финансовой и бюджетной политики достижение этой цели невозможно. В ноябре на должность вице-премьера по экономической политике был назначен Анатолий Чубайс, известный своими либеральными взглядами. Обещания правительства были подтверждены конкретными делами, с сентября и до конца года темпы прироста денежной массы составляли 5—7% в месяц. 1995 — Россия на «дне». Год стабилизации? 1995 г. стал первым годом реформ, в течение которого планомерно и последовательно осуществлялся курс, направленный на реформирование и оздоровление экономики России. В течение предыдущих 3-х лет реформы «метались» из стороны в сторону. То проводилась жесткая финансово-бюджетная политика, то под давлением различных лоббистских структур выдавались массовые кредиты, что перечеркивало прежние достижения. 1995 г. стал годом борьбы с инфляцией. Правительство, наученное своим горьким опытом осени 1994 г., поняло, что главной задачей на ближайшее будущее является снижение до минимума темпов инфляции. Вся денежно-кредитная и бюджетная политика была направлена на выполнение этой задачи. Курс на скорейшую финансовую стабилизацию был объявлен еще осенью, когда стало ясно, что 1994 г. по сути потерян в плане борьбы с инфляцией. «Черный вторник» поставил под вопрос способность правительства вывести страну из кризиса, конец которого не приближался. В октябре 1994 г. было сделано несколько перестановок в правительстве с целью скорейшего проведения реформ. Сам председатель правительства Виктор Черномырдин со времени своего назначения существенно изменил свои взгляды на проблему инфляции. Главными новшествами в проведении стабилизационной экономической политики в 1995 г. стали отказ государства от кредитов ЦБ на покрытие дефицита госбюджета и введение валютного коридора. С сентября 1994 г. темпы прироста денежной массы держались на уровне 5% в месяц, что предопределило снижение темпов инфляции в 1995 г., и, хотя темпы прироста денежной массы превышали 10% в месяц, существенно на темпах инфляции это не отразилось.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|