p> В США федеральное правительство, накопившее в течении десятилетий
огромный государственный долг в 2600 млрд. долларов, также получило большую
выгоду от инфляции. На протяжении всей истории федеральное правительство
регулярно оплачивало долги из вновь взятых ссуд. Инфляция дала возможность
министерству финансов оплатить долги долларами, имеющими меньшую
покупательную способность, чем те, которые оно получило. Номинальный
национальный доход, а следовательно и налоговые сборы растут при инфляции;
размеры же государственного долга не увеличиваются. Это значит, что
инфляция облегчает федеральному правительству реальное бремя
государственного долга. При том, что инфляция приносит такую выгоду
федеральному правительству, некоторые экономисты открыто задают вопрос:
может ли общество рассчитывать на то, что правительство проявит рвение в
своих попытках остановить инфляцию? Действительно, некоторые страны, такие, как Бразилия, когда-то
настолько широко использовали инфляцию, чтобы уменьшить реальную стоимость
своих долгов, что теперь кредиторы вынуждают брать в займы не в своей
валюте, а в американских долларах или в какой-нибудь другой относительно
устойчивой валюте. Это не позволяет использовать инфляцию внутри страны,
чтобы избежать “невыполнение обязательств” по долгам. Любая инфляция внутри
страны приводит к уменьшению реальной стоимости ее валюты, но не стоимости
долга, который необходимо выплатить. Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими
тяжелыми или устранимыми, если бы люди могли: 1) предвидеть инфляцию и 2) иметь возможность скорректировать свои
номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в уровне цен. Например,
продолжительная инфляция в США , начавшаяся в конце 60-х годов, в 70-е годы
заставила многие профсоюзы настаивать на том, чтобы в трудовые договоры
вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически корректирующие
доходы рабочих с учетом инфляции, Если предвидеть наступление инфляции, то
можно также внести изменения в распределение доходов между дебиторами и
кредиторами, о которых было сказано несколько ранее. Во избежание потерь
прибыли кредиторы вынуждены вводить высокие номинальные процентные ставки,
которые являются скорее следствием инфляции, а не ее причиной. В чем
различие номинальной процентной ставки от реальной? Реальная процентная
ставка -это выраженное в процентах увеличение покупательной способности,
которое кредитор получает от заемщика. Социально-экономические последствия инфляции Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции: . перераспределение доходов и богатства; . отставание цен государственных предприятий от рыночных; . скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги; . ускоренная материализация денежных средств; . нестабильность экономической информации; . падение реального процента; . обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы. Рассмотрим каждое из последствий более подробно. Первое --перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5
месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это
означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю
сумму кредита, а реально - только 50%. Обиднее всего то, что полностью
избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости
и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно
давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже
по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент
нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине--
непредсказуемость инфляции. Например, в США бум индивидуального жилищного
строительства 70-х гг. (период сильной непредсказуемой инфляции)
финансировался за счет кредиторов. Понятно, что чем неожиданнее, быстрее а несбалансированнее по
отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других.
К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет вперед и,
причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое
случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и
несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою
очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами
других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при
условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д. Второе последствие инфляции -- отставание цен государственных
предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены
издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в
частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены
обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это
долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и
скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно-
осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов,
государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.
Данный эффект особенно опасен. Практический совет предприятиям--вычленять из структуры мелкие и
средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения
ценовой стратегии. Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой
инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста
инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и
виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос
ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству
собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых
законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству,
естественно, ухудшается. Об опасности подобной скрытой государственной
конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в ЗО-х годах XX века. Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят
индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с
1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу
несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства,
усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у
различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с
различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов,
она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к
примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на
авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь
плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%.
Налоговая система этого не может гибко учесть. Еще одно последствие несбалансированной инфляции -- население и
корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные
запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных
ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется
слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных
запасов впрок. Пример тому--паническая материализация денежных средств на
всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием»
складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир
населения. Очередное последствие инфляции -- нестабильность и недостаточность
экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--
главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и
покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает
уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы,
снижается активность бизнеса. Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш
телефонный номер каждый год растет (назовем это «инфляция телефонного
номера»). Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост
номеров важнейших для вас телефонных абонентов, -усиленный скачкообразным и
непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы. Итак,
непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же еще
меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же
образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается
дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность
размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают
издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям,
заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня. Следующее последствие инфляции -- реальная денежная процентная ставка
уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в
1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году
получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже. Помимо экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она
ведет к перераспределению национального дохода, является как бы «сверхналогом» на население, что
является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной
платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб
всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам
и др. Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это
влияние наглядно описывается моделью “ инфляция спроса ”, предложенной в
1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. он построил
кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной
платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса
подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты
П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки
заработной платы на темпы роста товарных цен. Р U Кривая Филлипса где P - темп роста товарных цен; U - уровень безработицы Отметим заранее, что зависимость снижения (стабилизации) инфляции ценою
роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных
программ (США, Великобритания, Польша, Венгрия и, похоже, СНГ). Антиинфляционная политика государства Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран
проводить определенную антиинфляционную политику, среди кторой можно
выделить следующие меры: . Адаптационная политика . Политика доходов . Контроль соотношения цен и окладов . Государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. . Минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с
инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае
отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными
мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача
макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или
ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к
ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания
активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс
адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и
проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов
населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой
активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет
множество вариантов. Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов
осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией
предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится
в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов
конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от
темпа инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще
больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо
сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-
это 90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет
целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В
случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты
индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой
(активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание
индексации от фактического роста цен неизбежно. Политика доходов -- одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. Начиная с 60-х гг. правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп--вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным. Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое- что получается (Финляндия 1967--1971 гг., США-- 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается. Следующий вариант -- государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант -- минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита. К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют. В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных. В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы. Естественный уровень безработицы--тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России. Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|