p> В условиях Российской Федерации в период высоких темпов инфляции,
усугублявшихся резкими и разновременными скачками цен, отсутствовала
возможность выявления тенденций и закономерностей сезонных колебаний цен и
разработки индексов или коэффициентов сезонности. В предлагаемом методе сезонной корректировки индексы цен,
нивелирующие влияние сезонного фактора, рассчитаны по отдельным товарам как
отношение индекса цен за отчетный месяц к коэффициенту сезонности для
данного месяца по каждому конкретному товару. Коэффициент сезонности для каждого отчетного месяца текущего года
определен как отношение среднемесячного индекса цен базисного года каждого
товара к помесячным индексам цен того же года. При этом среднемесячный
индекс цен для каждого товара рассчитан, как среднегеометрическая величина
корня двенадцатой степени из среднегодового индекса цен на этот же товар. С целью отработки алгоритма сезонной корректировки цен и,
соответственно, индексов по плодоовощной группе продукции, а также
определения ИПЦ, скорректированного за счет сезонного фактора, проведены
экспериментальные расчеты индексов потребительских цен по сезонным видам
плодоовощной продукции. Динамика индексов цен, а также индексов (коэффициентов) сезонности
по отдельным видам плодоовощной продукции показывает, что имеют место ярко
выраженные сезонные колебания индексов цен в отдельные месяцы
рассматриваемых лет. Применение индексов сезонности при расчете индексов
потребительских цен позволяет получить ИПЦ, в котором исключена сезонная
волна, то есть снивелированы сезонные колебания цен, что особенно важно в
условиях умеренных темпов инфляции. Экспериментальные расчеты ИПЦ, произведенные с применением индексов
сезонности, разработанных по группе плодоовощной продукции, показывают,
что, например, в случае применения индекса сезонности в январе 1996 г.
значение ИПЦ было снижено со 104,11% до 103,12%, или на 0,99 пункта, в то
время в августе того же года ИПЦ был бы увеличен с 99,79% до 101,56% или на
1,77 пункта. При этом необходимо отметить, что внутригодовая корректировка
индексов цен на сезонную составляющую сохраняет значение роста цен в целом
за год.
3).Учёт влияния инфляции на результаты финансовой деятельности предприятий. В методологической схеме измерения и анализа влияния инфляции на
результаты финансовой деятельности нефинансовых предприятий – прибыль и
рентабельность – являются результативными показателями, а показатели,
определяющие их поведение (изменение "продажных цен", "покупных цен",
изменение заработной платы и другие) – факторными показателями. Применение факторного метода предполагает выделение следующих основных
этапов проведения данного анализа: выбор базовых показателей; расчёт
относительных показателей прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на
их величину в фактически действующих ценах; расчёт индексов инфляции;
измерение влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыли и
рентабельности предприятия в отдельности и на общее финансовое положение в
целом. Базовыми показателями являются: выручка от реализации продукции,
работ, услуг; себестоимость реализованной продукции; прибыль от реализации
продукции, работ, услуг; балансовая прибыль; материальные затраты; зарплата
с начислением; амортизационные отчисления; средняя стоимость
производственных фондов; средняя стоимость основных производственных
средств и нематериальных активов; денежные средства; собственный капитал;
рентабельность капитала; рентабельность собственного капитала. Основные факторы, воздействующие на прибыль и рентабельность, могут
быть сгруппированы таким образом: рост (снижение) выручки от реализации
продукции в сопоставимых ценах; изменение себестоимости продукции;
изменение цен на товары и услуги предприятия; изменение цен на покупные
товарно-материальные ценности; изменение оценки основных средств и
капиталовложений; изменение оплаты труда в связи с инфляцией; изменение
прибыли от прочей реализации и внереализационных операций; изменение
стоимости активов предприятия; рост(снижение) собственного капитала. Эти
факторы при необходимости могут быть дополнены, детализированы или
сгруппированы. Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции необходимо
выделить хотя бы четыре группы условных индексов цен [20], которые
применяются в расчётах: индекс изменения "продажных цен" для продукции
товаров и услуг, производимых предприятием; индекс изменения "покупных цен"
для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием;
индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по
балансовой оценке; индекс изменения средней заработной платы в связи с
инфляцией. Располагая подготовленной информацией о значимости каждого фактора,
воздействующего на величину прибыли и рентабельности, а также данными об
индексах инфляции на соответствующие факторы, можно переходить к измерению
влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыльности и рентабельности. 1)Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг.
Пересчитывается в постоянные цены объём выручки от реализации путём деления
данного в фактически действующих ценах на индекс оптовых цен предприятий. 2)Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого
используется стоимостная структура себестоимости продукции: материальные
затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти
элементы переоценивают в постоянные цены, используя соответствующие индексы
цен. Таким же образом определяется влияние инфляции и на другие показатели.
В результате можно оценить влияние на прибыль и рентабельность. Обычно при проведении статистических работ предприятия группируются по
отраслям экономики, что расширяет возможности их исследования. Основным
источником статистической информации являются формы №1-ф "Отчёт об основных
показателях финансовой деятельности предприятия", №2-ф "Отчёт о составе
средств предприятия и источниках их образования", №1-ПД "Показатели
производственной деятельности предприятий".
4).Проблема учёта инфляции в макроэкономических показателях (показателях
СНС). Изменение во времени характера инфляции и факторов, ведущих к её
появлению и развитию, усложнило методы определения размеров её влияния на
разные показатели СНС. Международный опыт и наша статистическая практика показывают, что
самым надёжным, доступным и распространённым методом измерения инфляции
является индексный метод. Экономические счета СНС в основном обеспечивают
основы разработки системы индексов цен и физического объёма наряду с
обеспечением согласованности статистических данных во всей системе. Применяется следующая последовательность проведения расчётов:
а)определяются стоимостные показатели СНС в фактически действующих ценах,
на которые влияет инфляция; б)рассчитываются индексы цен и дефляторы по
широкой схеме и в разных разрезах; в)проводится пересчёт выделяемых
показателей из фактических в постоянные цены, для этого используется
соответствующий индекс цен; г)путём вычитания из общей суммы показателей,
рассчитанных в текущих ценах, суммы тех же показателей, пересчитанных в
постоянные цены, определяется рост стоимостных показателей под воздействием
инфляции; д)проводится анализ результатов. Для проведения расчётов по измерению влияния инфляции на экономику
страны необходима дополнительная информация: . валовой внутренний продукт, внутренний конечный расход, национальный доход; . потребление основного капитала; . себестоимость реализованной продукции; . затраты из госбюджета на здравоохранение, образование, армию и т.д.; . стоимость основных производственных фондов на начало и конец года; . стоимость активов на начало и конец года; . стоимость запасов оборотных средств;
объём капитальных вложений, авансы и другие показатели. Необходимы также данные о занятости населения по категориям в разных
разрезах управления, общая численность населения и другие сведения. Задача статистиков состоит в пересчёте всех стоимостных показателей
из текущих в постоянные цены с целью измерения и устранения влияния на них
инфляции. Для определения изменения цен по экономике в целом, по отраслям и
секторам используется вся система индексов цен, индексов физического объёма
и дефляторов (см. Приложение, табл.1). Следует отметить, что в
статистической практике до сих пор не определяется только один общий индекс
цен, который мог использоваться во всех случаях для измерения влияния
инфляции на все стороны общественного воспроизводства [21]. Переоценка в постоянные цены отдельных сводных консолидированных
показателей СНС проводится с помощью дефляторов [22]. Индекс-дефлятор – это
относительный показатель, в основе построения которого лежит расчёт индекса
цен применительно к сводным стоимостным показателям и их составляющим.
Поэтому дефлятор является как бы агрегированным индексом цен. По
определению индекс-дефлятор предназначен для устранения влияния инфляции и
определения динамики физического объёма таких сводных стоимостных
показателей, как валовой выпуск, промежуточное потребление и добавленная
стоимость, валовой внутренний продукт, национальный доход в целом по
стране, по отраслям и секторам экономики и направлениям конечного
использования, объём общего конечного потребления домашними хозяйствами
материальных благ и услуг, объём капитальных вложений, сбережений и
накопления основного капитала в целом по экономике, по секторам и в
региональном разрезе и т.д. Дефляторы исчисляются так же, как и индексы цен, путём отнесения
величины показателя в фактических ценах к величине показателя в
сопоставимых ценах. Специфика дефляторов состоит в том, что они
рассчитываются по весам взвешенного индекса текущего периода. При переоценке стоимостных показателей СНС в постоянные цены, наряду
с индексным методом применяется и ряд вспомогательных методов. Так,
например, используется метод непосредственной оценки продукции(услуг), при
котором отдельные продукты отчётного периода непосредственно оцениваются в
ценах базисного периода (этот метод применяется в основном при оценке
продукции сельского хозяйства). Используется также и метод экстраполяции,
связанный с применением индексов физического объёма, при котором переоценка
производится, исходя из стоимостных объёмов в базисном периоде и индексов,
характеризующих изменение физического объёма (применяется при переоценке
выпуска торговли, заготовок, налогов и других).
5). Прогнозирование уровня инфляции (ИПЦ). Одним из наиболее распространенных методов прогнозирования является метод экстраполяции [26], т.е. продолжение в будущее тенденции, наблюдающейся в прошлом, путем выявления математических закономерностей. Метод экстраполяции требует следующих допущений: 1).Развитие явления может быть с достаточным основанием охарактеризовано плавной траекторией – трендом. 2).Общие условия, определяющие развитие явления в прошлом не претерпят существенных изменений в будущем. Экстраполяция дает возможность получить точечное значение прогноза, но т.к. вероятность попадания в точку равна нулю (при непрерывном исследуемом процессе), то прогноз дается с помощью «вилки» – верхнего и нижнего предела. Одним из путей получения такой «вилки» является определение доверительного интервала прогноза. Для нахождения доверительного интервала используется следующая формула: [pic],где S=[pic],где [pic][pic] - значение i-го порядка в исследуемом явлении; l - длина прогноза; n - число имеющихся значений; [pic] - среднее арифметическое; [pic] - табличное значение статистики Стьюдента с п-1 степенями свободы; S - среднеквадратическое отклонение. Тренд описывает фактическую усредненную для периода наблюдения тенденцию изучаемого процесса во времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов. Механизм их влияния в явном виде не учитывается. Тренд значим, когда коэффициент детерминации более 0,65. Это означает, что тенденция в прошлом выявлена и ее можно перенести на будущее. D=1-[pic], где D - коэффициент детерминации; [pic] - разница между фактическим и полученным теоретическим значением. III.Анализ инфляции. При анализе инфляции, на мой взгляд, наибольший практический интерес
представляет изучение изменения финансовых результатов деятельности
нефинансовых предприятий под влиянием инфляционных процессов (это важно как
для правильной оценки деятельности, так и при планировании на будущие
периоды). Наибольший же общественный интерес – влияние инфляции на уро-вень
жизни населения. В первом случае применяется, как следует из главы II,
факторный анализ, во втором – динамика доходов населения, скорректиро-
ванных с учётом инфляции. Проблема изучения доходов населения на данном
этапе времени стала наиболее актуальной, так как происходит не только
социальное расслоение общества, но и переоценка необходимости изучения
доходов в условиях высокой инфляции.
1).Применение факторного анализа на условном примере. Таблица 1 Исходные данные для расчета прибыли и рентабельности нефинансовых предприятий* (в текущих ценах)
|Базовые показатели |Величина показателя |
|Выручка от реализации продукции, работ, |130000 |
|услуг (тыс. руб.) | |
|Себестоимость реализованной продукции (тыс. |102500 |
|руб.) | |
|Прибыль от реализации продукции, работ, |27500 |
|услуг (тыс. руб.) | |
|Прочая прибыль (тыс. руб.) |2000 |
|Балансовая (валовая) прибыль, включая |29500 |
|амортизацию (тыс. руб.) | |
|Структура себестоимости реализованной |100 |
|продукции (%): | |
| промежуточное потребление (материальные |80 |
|затраты) | |
| зарплата с начислением |15 |
| амортизационные отчисления |5 |
| прочие затраты |- |
|Средняя стоимость производственных фондов |62500 |
|(тыс. руб.) | |
|Средняя стоимость основных производственных |39000 |
|средств и нематериальных активов (тыс. руб.)| |
|Средняя стоимость материальных оборотных |16000 |
|средств (тыс. руб.) | |
|Базовые показатели |Величина показателя |
|Денежные и прочие средства (тыс. руб.) |7500 |
|Отношение стоимости всех активов предприятия|1,5 |
|к собствен-ному капиталу, раз | |
|Рентабельность всего капитала (%) |29500/62500 |
|Рентабельность собственного капитала (%) |29500/62500х1,5=70,8|
*Источник информации: форма № 1-ф
Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль
и рентабельность предприятия в данном условном примере необходимо выделить
четыре группы условных индексов цен (инфляции), которые применяются в
расчетах: 1) индекс изменения "продажных цен" для продукции, товаров и услуг, производимых предприятием: I1=2,31; 2) индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием: I2=2,21; 3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке: I3=1,82; 4) индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией: I4=1,96. Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на
предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и
затрат. Важно лишь постоянство наблюдения и выделение для этого достаточно
представительной группы товаров и затрат на обследуемом предприятии. В таблице 2 показано изменение различных показателей финансовой
деятельности предприятия под влиянием инфляции: Таблица 2 Показатели, отражающие финансовое состояние предприятия с учетом и без учета инфляции (тыс. рублей и %)
| | |Отчетная |Метод |Пересчитанна|
|Показатели |Код |вели-чина |пересчета |я величина |
| | |(с учетом | |(без учета |
| | |инфляции) | |инфляции) |
|Выручка от реализации|01 |130000 |130000/2,31 |56277 |
|продукции, работ, | | | | |
|услуг | | | | |
|Материальные затраты,|02 |82000 |82000/2,21 |37104 |
|включаемые в | | | | |
|себестоимость | | | | |
|продукции | | | | |
| | |Отчетная |Метод |Пересчитанна|
|Показатели |Код |вели-чина |пересчета |я величина |
| | |(с учетом | |(без учета |
| | |инфляции) | |инфляции) |
|Амортизационные |03 |5125 |5125/1,82 |2815 |
|отчисления | | | | |
|Зарплата с |04 |15375 |15375/1,96 |7844 |
|начислениями, | | | | |
|включа-емая в | | | | |
|себестоимость | | | | |
|Прочие затраты, |05 | | | |
|включаемые в | | | | |
|себестоимость | | | | |
|Себестоимость |06 |102500 | |47763 |
|реализованной | | |37104+2815+7| |
|про-дукции – всего | | |844 | |
|(02+03+04+05) | | | | |
|Прибыль от реализации|07 |27500 | |8514 |
|продукции, работ, | | | | |
|услуг (01-06) | | | | |
|Прибыль от прочей |08 |2000 |не |2000 |
|реализации и | | |пересчитывае| |
|внереализационных | | |тся | |
|операций | | | | |
|Балансовая (валовая) |09 |29500 |8514+2000 |10514 |
|прибыль(07+08) | | | | |
|Немобильные активы |10 |39000 |39000/1,82 |21429 |
|предприятия | | | | |
|Материальные активы |11 |16000 |16000/2,21 |7240 |
|(запасы и затраты) | | | | |
|Денежные средства и |12 |7500 |7500/2,31 |3247 |
|дебиторская | | | | |
|задолженность | | | | |
|Общая стоимость |13 |62500 |21429+7240+3|31916 |
|активов предприятия | | |247 | |
|(10+11+12) | | | | |
|Рентабельность к |14 |47,2 |10514/31916х|32,9 |
|общей стоимости | | |100 | |
|активов, в% | | | | |
|Рентабельность к |15 |70,8 |32,9х1,5 |49,4 |
|стоимости | | | | |
|собственного капитала| | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|