Меню
Поиск



рефераты скачать Становление рынка труда

p> ( Образовательные сигналы.

Альтернативный теории человеческого капитала взгляд на образование содержится в теории образовательных сигналов на рынке труда, которая связана м проблемой отбора работников, выяснения их производительности до начала трудовой деятельности. В основе этой теории находятся следующие предположения:

- образование не увеличивает способности, производительность работника;

- люди изначально имеют различные способности;

- образование связано с издержками, в том числе моральными;

- издержки на образование и способности находятся в обратной зависимости;

- издержки на отбор работников и выяснение их истинной производительности для работодателей достаточно высоки.

Можно сделать вывод, что боле высокий уровень образования будет выявлять большую производительность работника , так как при прочих равных условиях из-за того, что у более способного работника меньше издержки на приобретение образовательного сигнала (образования), он получит большую отдачу от него.

( Влияние субсидий на инвестиции в образование.

Государственное субсидирование образования, как правило, осуществляется с целью обеспечения равенства возможностей доступа к образованию для людей с разным уровнем дохода.

Влияние государственных субсидий на объем получаемого образования и размер инвестиций в образование рассматривается в модели, которая получила название “Эффект Пелтцмана”. Этот эффект заключается в том, что после предоставления государством субсидии на образование некоторые семьи начинают тратить на образование меньше средств, чем раньше. Субсидирование в данном случае рассматривается не как денежные пособия семьям, а как поддержка учебных заведений.

( Отдача от образования для общества.

Норма отдачи от образования для общества отличается тот нормы отдачи от образования для индивидуума, так как и издержки и выгоды от образования обществом и индивидуумом рассчитываются по-разному.

Индивидуум рассчитывает частную норму отдачи от образования на основании информации о чистой заработной плате с учетом не денежных выгод и своих прямых издержек на образование.

Социальные издержки включают помимо затрат на образование самих студентов и их семей еще и затраты государства и некоммерческих организаций.

Такие общественные издержки составляют значительную часть общих издержек, особенно для более низких ступеней образования, когда, как правило, финансирование осуществляется государством, а альтернативные издержки от упущенных заработков малы. Кроме того, социальные издержки превышают индивидуальные на величину налогов, которые могли бы быть получены с упущенных заработков. Социальные выгоды также больше индивидуальных, общая социальная отдача от образования рассчитывается без вычета подоходного налога на заработную плату, так как общество в целом выигрывает от услуг, предоставляемых за счет налогов, при этом выгоды растут, так как прогрессивное налоговое обложение приводит к тому, что дополнительная отдача для общества от высоких налогов растет быстрее, чем доход, по мере того как приобретается все больше образования. Социальные выгоды также включают внешние и побочные эффекты от образования, которые оценить сложнее. Считается, что более образованные члены общества являются более осведомленными избирателями, более законопослушны и приносят значительную выгоду научными открытиями и изобретениями.

Помимо разного учета выгод и издержек государство также использует более низкую норму дисконтирования, чем индивидуумы. Оно действует на макроуровне и таким образом избегает проблем индивидуального риска и несовершенства информации о возможности успешной реанимации полученного образования и размерах будущих доходов, т.е. тех факторов, которые повышают индивидуальную норму дисконтирования.

ГЛАВА III. Становление рынка труда в Республике Бурятия.

Формально началом образования рынка труда следует считать 1991 год, когда был принят Закон “О занятости населения в РСФСР”. В апреле того же года была образована федеральная служба занятости России и начало действовать ее региональное подразделение в Республике Бурятия, то есть государство приняло на себя предусмотренные Законом функции по регулированию рынка труда.

До этого периода рынка труда в Республике не существовало, хотя некоторые его элементы успешно функционировали. Действовала государственная служба трудоустройства, проводился тщательный учет трудовых ресурсов, просчитывалось количество действующих и вновь вводимых рабочих мест, учитывались все люди, вступающие в период экономической активности, и выбывающие из него и на основе этих показателей составлялись балансы трудовых ресурсов. Однако главный признак рыночных отношений - признание рабочей силы собственностью работника и товаром подлежащим купле-продаже по рыночным ценам, отсутствовал.

Важнейшим шагом в повышении заинтересованности работника в результатах собственного труда стало начало формирования условиях для создания рынка рабочей силы в начале 80-х годов в рамках проводимых экономических реформ. Государство признало право собственности за работником на его рабочую силу. Появились кооперативы, стал привлекаться иностранный капитал, у работника возникла возможность выбора и трудовой мобильности.

По мере нарастания конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг и вытеснения из него неконкурентоспособной продукции отечественных предприятий началось массовое высвобождение занятых на них рабочих и инженерно-технических работников. Появился избыток рабочей силы, ее предложение впервые превысило спрос. Одновременно с этим возникла проблема социальной помощи высвобождаемым работникам, ставшим фактически безработными.

По сути дела действия государства в начале 90-х годов представляли собой шаги по созданию инфраструктуры рынка труда, его законодательному и нормативному обеспечению, формированию государственной политики в области использования рабочей силы и занятости населения. Особенно это стало актуальным потому, как на первых порах полагали люди, оказавшиеся на рынке труда, а устойчивого реального существующего социального положения.

Невостребованные на рынке труда работники, используя права, представленные им Законом о занятости, начали обращаться в созданные районные и городские центры по труду и занятости населения с целью стать на учет в качестве безработных и получить необходимую социальную помощь.

Уровень регистрируемой безработицы, неуклонно возрастал, хотя и оставался все эти годы ниже среднероссийского.

Поскольку ситуация в экономике республики продолжала ухудшаться, все больше и больше предприятий сокращало объемы производства или останавливалась совсем, увеличивалась продолжительность периодов безработицы.

На фоне ежегодного сокращения объемов производства и общего ухудшения состояния экономики происходило усиление напряженности на рынке труда.

Однако вопреки общепринятым в рыночной экономике стандартам поведения, работодатели в Республике Бурятия действовали своеобразно.
Распространенное утверждение, что в условиях рыночных отношений падение объемов производства на 1% неуклонно ведет к высвобождению персонала предприятий на 0,5% от их списочной численности, имело реальное подтверждение только в 1991, 1992 годах. В следующие года падение объемов производства на предприятиях не сопровождалось адекватным сокращением количества. Под давлением различных причин, часто не имеющие экономического характера, на предприятиях сохранялась излишняя численность за счет снижения производительности труда. И, следовательно, доходов. Появились новые, не предусмотренные трудовым законодательством ни одной из цивилизованных стран, в том числе и России, формы социально- трудовых отношений.

Естественным фактором, снижающим напряженность на рынке труда, стала неблагоприятная демографическая ситуация сложившаяся в республике в начале
90-х годов. Сокращение количества занятых в экономике происходило на фоне одновременного снижения численности экономически активного населения.

Для сохранения социальной стабильности в обществе исключительно важное значение имели и имеют меры государства по реализации методов активного регулирования рынка труда. Прежде всего это меры, направленные на повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан из социально незащищенных слоев населения за счет повышения их квалификации, переобучение профессиональной подготовке или профориентации. Эта мера предусмотрена Законом о занятости и другими правовыми актами. Средства на профобучение профориентацию граждан должна предусматриваться в бюджете фонда занятости в числе приоритетных направлений после покрытия расходов на пособия по безработице и материальную помощь семьям безработных.
Профессиональное обучение безработных граждан стало одной из наиболее действенных мер активной политики государства на рынке труда.

В связи с качественными изменениями, происходящими на рынке труда по мере его развития и становления, более востребованными стали квалифицированные работники, и вероятность трудоустройства получивших профессиональную подготовку или повысивших свою квалификацию стала возрастать. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

Характерной особенностью рынка труда в Республике Бурятия стала длительная безработица среди лиц предпенсионного возраста.

Важными мерами по реализации активной политики занятости являются организация общественных работ и создание новых рабочих мест на предприятиях малого бизнеса при финансовой поддержке службы занятости.

Занятость молодежи и её положение на рынке труда регламентируются и республиканским законодательством, в частности Законом Республики Бурятия
“О государственной молодежной политике в Республике Бурятия”.

Основными направлениями работы государственной службы занятости республики являлись поддержка незанятого населения и безработных, оказание материальной помощи гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, содействие их трудоустройству. Центрами по труду и занятости использовались главным образом активные формы воздействия на рынке труда – повышение конкурентоспособности незанятого населения за счет его переобучения, организации общественных работ для безработных граждан, консультирование населения, создание новых рабочих мест.

В сложившихся экономических условиях одной из форм активной помощи тем, кто оказался без работы, является организация общественных оплачиваемых работ. Основные из них:

- благоустройство и озеленение населенных пунктов и прилегающих к ним территорий;

- вспомогательные работы в строительстве жилья, дорог, учреждений здравоохранения, народного образования;

- заготовка природного сырья, сбор и переработка лекарственных растений, ягод, грибов;

- сезонные сельхозработы по договору с крестьянскими и фермерскими хозяйствами, АО;

- отдельные виды работ на овощных базах;

- уход за престарелыми, инвалидами, больными.

Безработным гражданам, которым нет возможности предоставить подходящую работу и которые желают организовать собственно дело, то есть заняться индивидуальной трудовой деятельностью, предоставляется субсидия в виде разовой выплаты денежных средств взамен причитающегося пособия по безработице. Субсидия предоставляется, в первую очередь, тем гражданам, которые намерены заняться материальным производством и бытовыми услугами населению. Однако роль государства в регулировании процессов на рынке труда служба не может трудоустроить всех, да это и не является ее задачей.

Превышение уровня безработицы в РФ и РБ над значениями предельно- критического уровня в мировой практике (8-10%) происходит на фоне запредельного обнищания и недопустимого расслоения населения по уровню доходов. Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных в мировой практике считается критическим, в Республике Бурятия в 1996 году сложилось соотношение 13:1. Соотношение минимальной и средней заработной платы 1:3 и наличие 10% населения, живущего на пороге бедности, в мировой практике уже считается социально опасным, в республике минимальная заработная плата составляет только 1/11 часть средней, а число живущих на пороге бедности
– 47%.

Корме возрастания социальной напряженности в результате увеличения количества социально обездоленных членов общества, в сложившихся условиях происходят интенсивное снижение качества рабочей силы и перемещение значительной части наемных работников в люмпенизированные слои, что ведет к снижению продолжительности жизни, понижению рождаемости и старению населения и в конченом итоге – к вырождению населения.

Предотвращение развития негативных процессов в обществе возможно при наиболее полном использовании инновационного потенциала его молодежной части. Особенно важно знать истинные интересы, настроения, ожидания, намерения незанятой молодежи как субъекта рынка труда, во многом определяющего его состояние. Такие знания могут быть получены путем социологического анализа результатов исследований, выполненных на основе научно обоснованной методики.


Заключение

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. А отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.

Рынок труда как и любой другой рынок, описывается кривыми спроса и предложения, то есть в целом подчиняется законам спроса и предложения. Он представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально- психологического характера. Поэтому следует, что рынок труда – элемент экономических и социальных отношений, характер и содержание процессов, происходящих на нем, в конкретный промежуток времени обусловлены характером и содержанием процессов, происходящих в политике, экономике, социальной сфере общества. Задачу устранения или смягчения действия факторов, порождающих безработицу, а также смягчения негативных последствий безработицы можно решить только если политика занятости станет частью социально-экономической политики.

Список использованной литературы

1. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы - М.:Наука, 1998 - 254с.
2. Рынок труда: демографические, социально-экономические, психологические аспекты: Сб. науч. тр. – Улан-Удэ.:ВСГТУ, 1996 - 148с.
3. Рынок труда и доходы населения/Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие

–М.:Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1999-280с.
4. Чукреев П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона.-Улан-

Удэ.:изд-во БНЦ СО РАН, 1998.-223с.
5. Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи.-

Улан-Удэ.:изд-во БНЦ СО РАН, 2000.-319с.
6. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие .-М.:ИНФРА-

М,2000.-400с.-(Серия “Сышее образование”)
7. Экономика:Учебник /под ред. Доц. А.С. Булатова 2-е изд., перераб. И доп.-М.:Издательство БЕК, 1999-816с.
8. ЭренбергР.Дон, Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика, -М.:Изд-во МГУ, 1996-800с.
9. Вишневская Н. Экономический цикл и ситуация на рынке труда // мировая экономика и международные отношения.-1998.-№8-с.26-31.
10. ЧимпельсонВ., Горбачева Т., Липпольдис Д. Движение рабочей силы

(оценки, междунар. составления и влияния на рынок труда)//Вопр.

Экономикию-1997.-№2.-.125-133.
11. Заславский И.К. Характеристика труда в современной России//Вопр. экономики.-1997.-№2.с.76-91.
12. Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово – экономического кризиса //Человек и труд.-1999-№3.-с.56-59.
13. Харламов А. Активная политика на рынке труда: итоги и перспективы//Человек и труд.-1996.-№1.-с.33-36.
14. Цыдыпова Б.Д. Женщина Бурятии на рынке труда //ЭКО.-1999.-№7.-с.144-

151.
15. Вишневская Н. Экономический цикл и ситуация на рынке труда//мировая экономика и международные отношения.-1998.-№8-с.26-31.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.