Попытаемся
выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, то
есть максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками.
Современная
экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация
издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен
предельным издержкам (MR=MC). Рассмотрим это условие подробнее.
Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат – совокупные
доходы и издержки (рис.2).Совокупный доход представляет собой прямую, выходящую
из начала координат, а совокупные издержки получаются суммированием кривых
постоянных и переменных издержек.
Соединив оба
графика, легко понять, в каких пределах варьируется деятельность предприятия,
приносящая доход. Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и TC наиболее велик (отрезок АВ). Точки C и D являются точками критического объема производства. До точки
С и после точки D совокупные издержки превышают
совокупный доход (ТС > TR), такое
производство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале
производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном
ОМ. Его задача – закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке
угловые коэффициенты предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) равны: MR=MC. То есть условием
максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным
издержкам.
Применение
правила равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC), а также его разновидности для случая закрытия показывают, что
(непрерывный) участок кривой предельных издержек фирмы (МС), который расположен
выше кривой средних переменных издержек (AVC), - это и есть кривая краткосрочного предложения фирмы (рис.3).
Говоря точнее,
при цене Р1 цена равна предельным издержкам в точке а (Р=МС), но
здесь фирма ничего не производит поскольку Р1 меньше минимальной
величины средних переменных издержек (AVC). При цене Р2 фирма находится в состоянии равновесия в точке b, где она производит Q2 единиц продукта и несет убытки в
размере ее постоянных издержек. При цене Р3 равновесие приходится на
точку с, где объем продукции фирмы равен Q3, а ее убытки меньше постоянных издержек. Равновесие
устанавливается в точке d при цене Р4; в
этом случае фирма зарабатывает нормальную прибыль, поскольку при объеме продукции
Q4 цена равна средним общим издержкам
(АТС). При цене Р5 фирма достигает состояния равновесия в точке е и
максимизирует свою экономическую прибыль, производя Q5 единиц продукции.
Таким образом,
кривая предложения совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде
представляет собой возрастающую ветвь кривой предельных затрат, которая лежит
выше минимума средних переменных затрат. При более низком, уровне рыночной цены
кривая предложения сливается с осью цен.
Следовательно,
предприятие максимизирует прибыли или минимизирует убытки, когда ее
производство соответствует точке, где предельный доход равен предельным
издержкам.
1.3 Рынок
совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
До сих пор мы
рассматривали такие изменения в отраслевом объеме выпуска, которые были
результатами решений отдельных фирм об увеличении или сокращении производства
при изменении рыночной цены. Поступая таким образом, мы, однако,
абстрагировались от весьма важной части реакции конкурентной отрасли на
изменения спроса — от процессов входа в отрасль и выхода из нее.
Рассмотрение
процессов входа и выхода предполагает переход к анализу долгосрочных временных
интервалов, поскольку одни лишь краткосрочные интервалы не обеспечивают всей
полноты картины. Возможность долгосрочных временных интервалов изменять объемы
всех видов затрат (в том числе и таких, как затраты на землю, здания,
производственное оборудование и т. п.) позволяет фирме самостоятельно выходить
на рынок, основав свое собственное предприятие и наняв рабочих. Та же возможность
позволяет фирме свободно покинуть рынок, рассчитавшись с работниками и продав
предприятие со всем оборудованием. (Иногда фирмы по доброй воле покидают рынок;
в этом случае владельцы распродают активы фирмы и делят между собой полученные
средства. В других же случаях фирмы уходят с рынка только под воздействием
внешних сил. Так случается, когда кредиторы фирмы прибегают к использованию
решения арбитражного суда, который предписывает принудительную распродажу
активов фирмы, неспособной заплатить долги.)
Свободный вход в
отрасль и столь же свободный выход из нее — одна из основных черт рынка
свободной конкуренции. Свобода входа, разумеется, не означает, что фирма может
войти в отрасль, не неся никаких издержек. пути Аналогичным образом свобода
выхода означает, что фирма, вознамерившаяся оставить отрасль, не встретит на
своем пути никаких юридических барьеров, препятствующих закрытию предприятия
или переносу его деятельности в другой регион. Строго говоря, свобода выхода
означает, что фирма не несет безвозвратных издержек. Когда фирма покидает
отрасль, она либо находит своим постоянным активам новое применение, либо без
ущерба для себя продает их.
Свободный вход и
выход до настоящего времени не играли активной роли в нашем обсуждении того,
как фирма принимает решения, относящиеся к краткосрочному спросу. Тем не менее,
как мы сможем убедиться ниже, это условие, без которого понять конкурентный
рынок в долгосрочной перспективе невозможно.
Фирма имеет
предприятие, размеры которого как раз таковы, что краткосрочные средние полные
издержки в точности равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам
при избранном уровне выпуска. Краткосрочная кривая средних полных издержек
предприятия любого другого размера показала бы более высокие средние полные издержки
при избранной величине выпуска продукции. Уменьшение размеров предприятия
сдвинет краткосрочную кривую средних полных издержек вверх и влево вдоль
долгосрочной кривой средних издержек; увеличение размеров предприятия сдвинет
ее вверх и вправо. Как долгосрочные средние издержки, так и краткосрочные
средние полные (совокупные) издержки равны цене при равновесном уровне выпуска
продукции. Это обстоятельство гарантирует отсутствие мотивов, побуждающих фирмы
как вновь появляться на рынке, так и уходить с него. Как обычно, средние и
полные издержки состоят из явных денежных и имплицитных издержек, включающих в
себя альтернативную стоимость капитала или «нормальную прибыль». Когда цена
равна средним полным издержкам, фирма получает нулевую экономическую прибыль.
Если экономическая прибыль будет положительна, то это привлечет в отрасль новые
фирмы; если же она будет отрицательна, это вызовет уход из отрасли старых фирм.
При сложении
кривых предложения мы исходим из допущения, что цены на все виды затрат (ресурсы
и т. д.) не изменяются при расширении выпуска продукции. Для мелкой фирмы,
действующей в условиях совершенной конкуренции, это допущение вполне
реалистично. Однако если все фирмы в отрасли пытаются одновременно увеличивать
выпуск продукции, наше допущение может оказаться ложным. На практике цены на
ресурсы вырастут, если только не окажутся совершенно эластичными краткосрочные
кривые предложения ресурсов (затрат всех видов), используемых в отрасли. Если
цены на все виды затрат вырастут по мере увеличения совокупного объема выпуска
всей отрасли, кривые издержек каждой отдельной фирмы сдвинутся вверх с ростом
выпуска продукции всех фирм. В таком случае краткосрочная кривая предложения
для отрасли будет иметь несколько более крутой наклон, чем кривая, полученная
на основе суммирования отдельных кривых предложения.
Мы не раз
использовали термин «равновесие» для обозначения такого положения дел в
экономике, при котором лица, принимающие экономические решения, не имеют
никаких побудительных мотивов к изменению своих планов. Для того, чтобы фирма
на рынке совершенной конкуренции находилась' в состоянии долгосрочного
равновесия, требуется выполнение следующих трех условий:
1. Фирма не
должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объемов выпуска при
наличии заданных размеров производственного предприятия (то есть при заданной
величине постоянных затрат, используемых в производстве). Это означает, что
краткосрочные предельные издержки должны быть равны краткосрочному предельному
доходу. Иными словами, условия краткосрочного равновесия является также и
условием долгосрочного равновесия.
2. Каждая фирма
должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия (т. е.
объемами используемых постоянных затрат всех видов).
3. Не должно
существовать мотивов, побуждающих фирмы к вхождению в отрасль или к выходу из
нее.
Как показывает
рис.4, цена (и предельный доход) устанавливается на уровне, где она равна
минимальной величине средних общих издержек: Р(и MR) = minATC. Поскольку кривая предельных
издержек пересекает кривую средних общих издержек в точке минимума последней,
то в этой точке предельные и средние общие издержки равны между собой: МС=minATC. Таким образом, в положении
равновесия действительно устанавливается всестороннее равенство: Р(и MR)=MC=minATC.
Это тройное
равенство говорит о том, что, хотя в краткосрочном периоде конкурентная фирма
может извлекать экономическую прибыль или нести убытки, в долгосрочном периоде,
осуществляя производство в соответствии с правилом равенства предельного дохода
(цены) и предельных издержек (MR(=P)=MC), она зарабатывает только нормальную прибыль.
Значит, равенство
цены и минимальных средних общих издержек показывает, что фирма испытывает
наиболее эффективную из известных технологий, назначает на свой продукт самую
низкую цену Р и производит наибольший объем продукции Q для тех издержек, которые она несет.
Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы распределены в
соответствии с предпочтениями потребителей.
Если не
выполняется хотя бы одно из этих условий, то у фирм появляются веские причины
менять свои планы. Если цена не равна краткосрочным предельным издержкам, то
фирмы пожелают изменить уровень выпуска продукции, оставив неизменными размеры
предприятий. Если краткосрочные средние полные издержки не равны долгосрочным
полным издержкам, фирмы вознамерятся изменить размеры предприятий. Если цена
ниже долгосрочных средних издержек, фирмы захотят просто уйти из этой отрасли;
наконец, если цена превосходит долгосрочные издержки, то у фирм, не относящихся
к отрасли, появится желание войти в нее.
Долгосрочная
кривая предложения отображает путь, по которому перемещаются равновесная цена
и объем выпуска при долговременных изменениях спроса. Для того, чтобы
перемещение вдоль этой кривой могло состояться, фирмы должны располагать
достаточным временем как для корректировки размеров своих производственных
предприятий, так и для входа на рынок и выхода с него.
Таким образом,
условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде
можно сформулировать следующим образом: MC=MR. Любая фирма, добывающая
прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается
это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход
всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирма приобретает вид МС = Р.
В современной
экономике практически невозможно найти свободный, или совершенно конкурентный,
рынок. Поэтому чаще всего такой рынок рассматривается как модель, позволяющая
определить, насколько тот или иной реальный рынок соответствует условиям совершенной
конкуренции.
Рынки, не
соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков
несовершенной конкуренции. Следующая глава посвящена общей характеристике и
особенностям функционирования одной из рыночных структур несовершенной конкуренции
– чистой монополии
2. Характеристика
и анализ рынка монополии
2.1 Сущность и
принципы модели монополии
Монополией в
экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует
один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком,
предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с
совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного
(национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли.
Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия,
функционирующего в условиях совершенной конкуренции.
Кривая спроса на
продукцию совершенно конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид
прямой, параллельной оси выпуска. Напротив, кривая спроса на продукцию
монополиста, как и кривая рыночного спроса на продукцию совершенно
конкурентной отрасли, имеет отрицательный наклон. Поэтому всякое увеличение
(уменьшение) объема продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со
снижением (повышением) ее цены, тогда как совершенно конкурентное предприятие
может продать любой объем продукции по существующей (и не зависящей от его
поведения) рыночной цене. Следовательно, совершенно конкурентное предприятие,
будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем
производства, тогда как монополист может достигнуть этой цели, варьируя либо
объем производства, либо уровень цены. Разумеется, он не может изменять объем
выпуска и цену независимо, поскольку их соотношение однозначно определено его
функцией спроса и инвариантно выбору независимой переменной.
Модель монополии,
как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений. [14.307]
1. Отсутствие
совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или
дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет
совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно,
все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они
конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары,
выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные
субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты
товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря,
перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим
товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала.
Хотя монополист и
является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же
должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных,
заменителей своего товара, производимых другими предприятиями. Это давление
всеобщей конкуренции за деньги покупателей воплощено в самой функции (кривой)
спроса, которой для монополиста является рыночная (отраслевая) функция (кривая)
спроса на его товар.
2. Отсутствие
свободы входа на рынок (в отрасль). Монополия может существовать лишь
постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным
или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по
определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным
условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны
и разнообразны. Среди них:
— наличие у
предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее
изготовлении технологию;
— существование
правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;
— контроль
монополистом источников поступления необходимого сырья или других
специализированных ресурсов;
— наличие
существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь
одного поставщика, получающего положительную прибыль;
— высокие
транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных
рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять
множество локальных монополистов.
Кроме того, и
само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает
вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.
3. Одному
продавцу противостоит большое число покупателей. Если на данном рынке
единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок
называют двухсторонней монополией.
4. Совершенная информированность.
И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах,
физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной
информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для
совершенно конкурентного предприятия. Последний, как мы знаем, является
ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или
рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром,
а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска.
Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно
лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая
спроса на продукцию которого является и кривой спроса отрасли. Следовательно,
манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены,
монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т. е. все возможные
соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в некоторых ситуациях,
например при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему нужно знать
и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Очевидно, что
допущение о совершенной информированности субъектов рынка в случае монополии
не более реалистично, чем при совершенной конкуренции, и мы увидим, что
предприятия, обладающие в той или иной степени монопольной властью, при
недостаточной информированности о кривых спроса обычно пользуются при
установлении цен некоторыми эмпирическими правилами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|