Меню
Поиск



рефераты скачать Сравнительный анализ оплаты труда служащих в государственном и частном секторах

Сравнительный анализ оплаты труда служащих в государственном и частном секторах

смотреть на рефераты похожие на "Сравнительный анализ оплаты труда служащих в государственном и частном секторах"

ИНСТИТУТ «ВЫСШИЕ СТОЛЫПИНСКИЕ КУРСЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ЭКОНОМИКА ТРУДА»

ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЛАТЫ ТРУДА СЛУЖАЩИХ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ И чАСТНОМ СЕКТОРАХ.

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА V КУРСА

ЧУчУК АЛЛА ИВАНОВНА

НИЖНЕВАРТОВСК 1999

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1.ТАРИФНАя ОПЛАТА ТРУДА.
2.ЕДИНАя ТАРИФНАя СЕТКА И Её ПРИМЕНЕНИЕ.
3.БЕСТАРИФНАя СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА.
4.СИСТЕМА ПЛАВАЮЩИХ ОКЛАДОВ.
5.СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА НА КОМИССИОННОЙ ОСНОВЕ.
6.СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В МАЛЫХ ПРЕДПРИяТИяХ СЕРВИСНОГО ТИПА.
ЗАКЛЮчЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ

ТРУД, КАК СчИТАЕТ СОВРЕМЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя ТЕОРИИ, яВЛяЕТСя ВАЖНЕЙШЕЙ чАСТЬЮ ЭКОНОМИКИ — ОН ОДНОВРЕМЕННО ТОВАР (РАБОТНИК ПРОДАЕТ СВОЙ ТРУД,
СОЗДАВАя НОВОЕ КАчЕСТВО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ КОЛИчЕСТВО МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ)
И ПРИчИНА ПОяВЛЕНИя ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ, ТАК КАК ПРЕДМЕТЫ И МАТЕРИАЛЫ ПРИ
ПРИЛОЖЕНИИ К НИМ ТРУДА СТАНОВяТСя ДОРОЖЕ.

Отсюда и возникает необходимость оценить и оплатить труд в различных его проявлениях, включив затем расходы на оплату труда в рамках установленных государством законов в стоимость продукции.

Под системой оплаты труда понимают способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам предприятия в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда.

Предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают формы и системы оплаты труда — тарифные ставки и оклады. При этом государственные тарифные ставки и оклады могут быть использованы руководством в качестве ориентиров для учета оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности условий выполняемых работ.

При разработке системы оплаты труда закладываются три базовых элемента, определяющих в своем сочетании все виды оплаты труда: тарифная система; нормы затрат труда; формы оплаты труда.

1. ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА

Для определения справедливого размера оплаты труда с учетом его сложности, значимости и условий труда различных категорий работников вводится так называемая тарифная система. Она содержит информацию о размере оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ и включает в себя:
4. тарифно-квалификационные справочники;
5. нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания, нормированное задание);
6. тарифные сетки для рабочих и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные);
7. схемы должностных окладов для прочего персонала (т.н. штатное расписание).

Тарифно-квалификационные справочники содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом (чем сложнее работа, тем выше разряд). В экономической теории все особенности, влияющие на определение квалификации исполнителя и сложности работы носят название тарифообразующих факторов.

В настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является минимальная заработная плата, устанавливаемая Правительством Российской
Федерации.

В частности, исходя из минимальной заработной платы и среднемесячной продолжительности рабочего времени (среднемесячного фонда рабочего времени), устанавливаемых в законодательном порядке, определяются минимальные размеры часовых тарифных ставок I разряда.

Это связано с тем, что по КЗоТ РФ работник не может получать в месяц
(при полной занятости) менее минимальной заработной платы, поэтому, разделив сумму минимальной заработной платы на количество часов работы в месяце при полной занятости, получим минимальную часовую тарифную ставку.

Так называемый «заводской» уровень минимальной ставки (он не может быть ниже государственного, но вполне может быть выше его) фиксируется в коллективном договоре и является основой для разработки тарифных ставок и окладов с учетом квалификации работников, видов работ, сложности труда и т.д.

Тарифная сетка представляет собой таблицы с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого (низшего) разряда. В каждой сетке предусмотрены тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременных работников.

Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени (час, день, месяц — это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить ее конечный результат).

Они возрастают по мере увеличения разряда работника: понятие «разряд» вводится для определения квалификации, то есть качества труда, работника, ее сложности.

Каждый разряд (они нумеруются в порядке возрастания) имеет свои квалификационные характеристики, то есть работник должен в рамках каждого разряда обладать определенными знаниями и умениями. Определенный разряд присваивается рабочему решением специальной квалификационной комиссии и является основанием при расчете заработной платы этого работника.

Соотношение тарифных ставок различных разрядов как раз и определяется с помощью тарифной сетки: коэффициент, стоящий в тарифной сетке напротив каждого разряда, начиная со второго (первый разряд имеет коэффициент единицу), показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда. Диапазон тарифной сетки — это соотношение тарифных ставок крайних разрядов.

Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первые восемь — для рабочих.

Базовой принимается тарифная ставка первого разряда ЕТС, которая устанавливается решением Правительства Российской Федерации. Подробнее о работе с ЕТС будет рассказано в соответствующем разделе книги.

Следует отметить, что выбор построения тарифной сетки, числа ее разрядов, размера прогрессивного абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов внутри сетки, в предприятиях внебюджетной сферы определяется предприятием самостоятельно и в основном зависит от финансового положения и возможностей предприятия.

Штатное расписание (или схема должностных окладов), как правило, применяется при оплате труда руководителей, специалистов и служащих. В соответствии со статьей 81 КЗоТ РФ должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия, учреждения или организации исходя из обязанностей и квалификации работников.

Здесь важно заметить, что в этой же статье КЗоТ указано на возможность установления для этого класса работников и иных видов оплаты труда, например, в процентах от выручки предприятия или в долях от прибыли.
Решение об этом принимается администрацией предприятия самостоятельно, исходя из экономической целесообразности.

Разряды, присвоенные рабочим, а также конкретные должностные оклады, установленные работникам, указываются в контрактах, договорах или в приказах по организации. Эти документы должны быть доведены до сведения бухгалтера, так как они и дают основание для расчета зарплаты вместе с документами о выработке работника или табелем.

Норма труда — это комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, технического оснащения и организации производства именно этого предприятия.

Очевидно, что в зависимости от состояния станочного парка, например, на одном предприятии данный заказ будет выполнен быстрее и меньшими силами, чем на другом, более технически отсталом. Значит, и нормы труда будут на этих предприятиях различными.

В состав норм труда входят следующие показатели:

1. Нормы выработки — это установленный объем работы в натуральных единицах, который должен быть выполнен в единицу рабочего времени работником или группой работников определенной квалификации в данных организационно-технических условиях. Эти нормы разрабатываются для работ по выпуску продукции, учет которой ведется в количественных показателях, а работы выполняются в течение всей смены при неизменном количественном составе исполнителей.

2. Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним или группой работников определенной квалификации в данных организационно-технических условиях. Норма времени является величиной, обратной норме выработки. В случае, когда имеются нормы времени на отдельные виды работ, нормы времени можно использовать для расчета комплексной нормы выработки — на бригаду или на производственный цикл.

3. Нормы обслуживания — это установленный объем работ по обслуживанию работником или группой работников определенного количества объектов (единиц оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т.д.) в течение единицы рабочего времени (смены, месяца) в данных организационно- технических условиях. Эти нормы предназначены для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, а также на аппаратных и полностью автоматизированных процессах.

4. Норма численности работников — это установленное их число соответствующего профессионально-квалификационного состава для выполнения определенных производственных управленческих функций или объемов работ. По этим нормам определяется число работников для обслуживания оборудования, рабочих мест, производственных площадей, а также затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ.

Таким образом, каждый вид работы имеет норму, которая позволяет оценить трудовой вклад работника в производство.

2. Единая тарифная сетка и ее применение

При переходе к рыночной экономике актуальной проблемой стала дифференциация оплаты труда в зависимости от квалификации, сложности и объема выполняемой работы. Естественно, что сложный и требующий высокой квалификации труд требует более высокой оплаты, чем труд более простой.

В условиях предпринимательства провести такую дифференциацию проще, так как есть более гибкая возможность манипулировать фондом заработной платы (разумеется, в рамках соответствующего законодательства). В более тяжелом положении здесь оказалась бюджетная сфера (просто окладная система не может адекватно реагировать на рост цен и колебания рынка рабочей силы), и это потребовало организации новой системы оплаты труда.

В целях усиления стимулирующей роли заработной платы и дифференциации в уровнях оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и других бюджетных учреждений Правительство РФ приняло постановление «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.1992 г. № 785, которое введено в действие с 1 декабря 1992 года.

Единая тарифная сетка имеет 18 разрядов, из них для рабочих отведены разряды с 1 по 8, для служащих — со 2 по 18 разряд.

Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Умножая на этот коэффициент ставку (оклад) первого разряда, устанавливаемую Правительством, определяют заработную плату по определенной должности. Чем выше разряд, тем больше коэффициент, а следовательно, и заработная плата.

Размер тарифной ставки первого разряда, являющийся базовым, периодически пересматривается, отслеживая рост потребительских цен и изменение в соответствии с этим минимального размера оплаты труда, и это приводит в движение всю тарифную сетку.

Ставки и оклады устанавливаются по результатам аттестации и тарификации каждого работника, так как ему должен быть присвоен определенный разряд по тарифной сетке.

Для ведущих профессий в отраслях оклады установлены в пределах от минимального до максимального.

Общность функций, выполняемых работниками в различных отраслях непроизводственной сферы, позволила установить для них один и тот же диапазон тарификации — и это одно из больших достоинств ЕТС.

Помимо сопоставления трудовых функций различных групп и категорий персонала, конкретных должностных обязанностей работников и их образовательного уровня при аттестации учитываются следующие факторы: содержание и характер выполняемых работ; разнообразие (комплексность) работ; руководство подчиненными; степень самостоятельности; уровень ответственности.

Такие должности служащих, как бухгалтер, экономист, машинистка или стенографистка, инженеры, техники, заведующий канцелярией, складом, хозяйством и другие, протарифицированы одинаково во всех отраслях непроизводственной сферы.

Например, должность бухгалтера имеется во всех учреждениях независимо от отрасли, но при этом уровень подготовки, образования и квалификации работников различны, и часто весьма существенно.

Это означает, что начинающему бухгалтеру присвоят, скорее всего, более низкий разряд, чем опытному. Кроме этого, разные должности, а значит, и разный объем работы и ответственности, должны оплачиваться различно. Не случайно выделена в отдельную строку тарификации должность «бухгалтер- ревизор» (это высокая квалификация и большая ответственности).

Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, также могут устанавливаться ставки и оклады исходя и из 9-10 разрядов ЕТС по специальным отраслевым перечням, утверждаемым
Министерствами и ведомствами РФ, а на особо важных и особо ответственных работах — по перечню, утвержденному Министерством труда и занятости РФ, исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС, хотя вообще для рабочих предусмотрены разряды вплоть до восьмого включительно.

Должностные оклады заместителей руководителей устанавливаются, как правило, на 10-20%, а помощников руководителей на 30-40% ниже оклада руководителя.

Следует заметить, что в бюджетных организациях доплата разницы в окладах, образовавшаяся в результате присвоения рабочим более высоких окладов, производится за счет экономии фонда заработной платы.

Чтобы разряды присваивались не произвольно, а по определенным критериям, разработаны тарифно-квалификационные требования и продолжает действовать квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Требования этих документов увязаны с разрядами Единой тарифной сетки.
Это основные нормативные документы, по которым производится тарификация.

К техническим исполнителям требования простые — это общее среднее образование и индивидуальное обучение либо специальная подготовка по установленной программе (курсы и т.п.). В некоторых случаях требуется среднее специальное образование.

Требования к специалистам, естественно, выше — это образование от общего до высшего соответствующего профиля и стаж работы, т.к. для занятия определенной должности стаж необходим в пределах нормативов, указанных в справочнике. Стаж косвенным образом характеризует квалификацию.

Как пример, приведем требования к квалификации бухгалтера и самых массовых профессий образования и здравоохранения.

Бухгалтер:

5 разряд (бухгалтер) — среднее специальное (экономическое) образование без предъявления требований, к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3-х лет;

6-7 разряд (бухгалтер II категории) — высшее экономическое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное
(экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3- х лет;

8-9 разряд (бухгалтер I категории) — высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3-х лет;

10-11 разряд (ведущий бухгалтер) — высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера I категории не менее 2-х — 3-х лет.

Учитель:

7-й разряд соответствует среднему профессиональному образованию
(педучилище) без предъявления требований к стажу. Это, как правило, молодой учитель младших классов.

8-й разряд — это высшее профессиональное образование (институт) без предъявления требований к стажу или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2-х до 5-ти лет.

9-й разряд — это высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2-х до 5-ти лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5-ти до 10-ти лет.

10-й разряд — это высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5-ти до 10-ти лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10-ти лет.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.