Сравнительный анализ оплаты труда служащих в государственном и частном секторах
смотреть на рефераты похожие на "Сравнительный анализ оплаты труда служащих в государственном и частном секторах" ИНСТИТУТ «ВЫСШИЕ СТОЛЫПИНСКИЕ КУРСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Р Е Ф Е Р А Т ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЭКОНОМИКА ТРУДА» ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЛАТЫ ТРУДА СЛУЖАЩИХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И чАСТНОМ СЕКТОРАХ. ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА V КУРСА ЧУчУК АЛЛА ИВАНОВНА НИЖНЕВАРТОВСК 1999 СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1.ТАРИФНАя ОПЛАТА ТРУДА.
2.ЕДИНАя ТАРИФНАя СЕТКА И Её ПРИМЕНЕНИЕ.
3.БЕСТАРИФНАя СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА.
4.СИСТЕМА ПЛАВАЮЩИХ ОКЛАДОВ.
5.СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА НА КОМИССИОННОЙ ОСНОВЕ.
6.СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В МАЛЫХ ПРЕДПРИяТИяХ СЕРВИСНОГО ТИПА.
ЗАКЛЮчЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВВЕДЕНИЕ ТРУД, КАК СчИТАЕТ СОВРЕМЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя ТЕОРИИ, яВЛяЕТСя ВАЖНЕЙШЕЙ
чАСТЬЮ ЭКОНОМИКИ — ОН ОДНОВРЕМЕННО ТОВАР (РАБОТНИК ПРОДАЕТ СВОЙ ТРУД,
СОЗДАВАя НОВОЕ КАчЕСТВО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ КОЛИчЕСТВО МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ)
И ПРИчИНА ПОяВЛЕНИя ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ, ТАК КАК ПРЕДМЕТЫ И МАТЕРИАЛЫ ПРИ
ПРИЛОЖЕНИИ К НИМ ТРУДА СТАНОВяТСя ДОРОЖЕ. Отсюда и возникает необходимость оценить и оплатить труд в различных
его проявлениях, включив затем расходы на оплату труда в рамках
установленных государством законов в стоимость продукции. Под системой оплаты труда понимают способ исчисления размеров
вознаграждения, подлежащего выплате работникам предприятия в соответствии с
произведенными ими затратами труда или по результатам труда. Предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают формы и системы
оплаты труда — тарифные ставки и оклады. При этом государственные тарифные
ставки и оклады могут быть использованы руководством в качестве ориентиров
для учета оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников,
сложности условий выполняемых работ. При разработке системы оплаты труда закладываются три базовых
элемента, определяющих в своем сочетании все виды оплаты труда:
тарифная система;
нормы затрат труда;
формы оплаты труда. 1. ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА Для определения справедливого размера оплаты труда с учетом его
сложности, значимости и условий труда различных категорий работников
вводится так называемая тарифная система. Она содержит информацию о размере
оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ и включает в
себя: 4. тарифно-квалификационные справочники; 5. нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания, нормированное задание); 6. тарифные сетки для рабочих и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные); 7. схемы должностных окладов для прочего персонала (т.н. штатное расписание). Тарифно-квалификационные справочники содержат подробные характеристики
основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации
исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы
определяется разрядом (чем сложнее работа, тем выше разряд). В
экономической теории все особенности, влияющие на определение квалификации
исполнителя и сложности работы носят название тарифообразующих факторов. В настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов
для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является
минимальная заработная плата, устанавливаемая Правительством Российской
Федерации. В частности, исходя из минимальной заработной платы и среднемесячной
продолжительности рабочего времени (среднемесячного фонда рабочего
времени), устанавливаемых в законодательном порядке, определяются
минимальные размеры часовых тарифных ставок I разряда. Это связано с тем, что по КЗоТ РФ работник не может получать в месяц
(при полной занятости) менее минимальной заработной платы, поэтому,
разделив сумму минимальной заработной платы на количество часов работы в
месяце при полной занятости, получим минимальную часовую тарифную ставку. Так называемый «заводской» уровень минимальной ставки (он не может
быть ниже государственного, но вполне может быть выше его) фиксируется в
коллективном договоре и является основой для разработки тарифных ставок и
окладов с учетом квалификации работников, видов работ, сложности труда и
т.д. Тарифная сетка представляет собой таблицы с почасовыми или дневными
тарифными ставками, начиная с первого (низшего) разряда. В каждой сетке
предусмотрены тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременных
работников. Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих
на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени (час,
день, месяц — это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как
не всегда за час или день можно оценить ее конечный результат). Они возрастают по мере увеличения разряда работника: понятие «разряд»
вводится для определения квалификации, то есть качества труда, работника,
ее сложности. Каждый разряд (они нумеруются в порядке возрастания) имеет свои
квалификационные характеристики, то есть работник должен в рамках каждого
разряда обладать определенными знаниями и умениями. Определенный разряд
присваивается рабочему решением специальной квалификационной комиссии и
является основанием при расчете заработной платы этого работника. Соотношение тарифных ставок различных разрядов как раз и определяется
с помощью тарифной сетки: коэффициент, стоящий в тарифной сетке напротив
каждого разряда, начиная со второго (первый разряд имеет коэффициент
единицу), показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше
ставки первого разряда. Диапазон тарифной сетки — это соотношение тарифных
ставок крайних разрядов. Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для
бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первые восемь —
для рабочих. Базовой принимается тарифная ставка первого разряда ЕТС, которая
устанавливается решением Правительства Российской Федерации. Подробнее о
работе с ЕТС будет рассказано в соответствующем разделе книги. Следует отметить, что выбор построения тарифной сетки, числа ее
разрядов, размера прогрессивного абсолютного и относительного возрастания
тарифных коэффициентов внутри сетки, в предприятиях внебюджетной сферы
определяется предприятием самостоятельно и в основном зависит от
финансового положения и возможностей предприятия. Штатное расписание (или схема должностных окладов), как правило,
применяется при оплате труда руководителей, специалистов и служащих. В
соответствии со статьей 81 КЗоТ РФ должностные оклады устанавливаются
администрацией предприятия, учреждения или организации исходя из
обязанностей и квалификации работников. Здесь важно заметить, что в этой же статье КЗоТ указано на возможность
установления для этого класса работников и иных видов оплаты труда,
например, в процентах от выручки предприятия или в долях от прибыли.
Решение об этом принимается администрацией предприятия самостоятельно,
исходя из экономической целесообразности. Разряды, присвоенные рабочим, а также конкретные должностные оклады,
установленные работникам, указываются в контрактах, договорах или в
приказах по организации. Эти документы должны быть доведены до сведения
бухгалтера, так как они и дают основание для расчета зарплаты вместе с
документами о выработке работника или табелем. Норма труда — это комплекс норм выработки, времени, объема
обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия
для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии,
технического оснащения и организации производства именно этого предприятия. Очевидно, что в зависимости от состояния станочного парка, например,
на одном предприятии данный заказ будет выполнен быстрее и меньшими силами,
чем на другом, более технически отсталом. Значит, и нормы труда будут на
этих предприятиях различными. В состав норм труда входят следующие показатели: 1. Нормы выработки — это установленный объем работы в натуральных
единицах, который должен быть выполнен в единицу рабочего времени
работником или группой работников определенной квалификации в данных
организационно-технических условиях. Эти нормы разрабатываются для работ по
выпуску продукции, учет которой ведется в количественных показателях, а
работы выполняются в течение всей смены при неизменном количественном
составе исполнителей. 2. Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная
для выполнения единицы работы одним или группой работников определенной
квалификации в данных организационно-технических условиях. Норма времени
является величиной, обратной норме выработки. В случае, когда имеются нормы
времени на отдельные виды работ, нормы времени можно использовать для
расчета комплексной нормы выработки — на бригаду или на производственный
цикл. 3. Нормы обслуживания — это установленный объем работ по обслуживанию
работником или группой работников определенного количества объектов (единиц
оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т.д.) в течение
единицы рабочего времени (смены, месяца) в данных организационно-
технических условиях. Эти нормы предназначены для нормирования труда
работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей,
а также на аппаратных и полностью автоматизированных процессах. 4. Норма численности работников — это установленное их число
соответствующего профессионально-квалификационного состава для выполнения
определенных производственных управленческих функций или объемов работ. По
этим нормам определяется число работников для обслуживания оборудования,
рабочих мест, производственных площадей, а также затраты труда по
профессиям, специальностям, группам или видам работ. Таким образом, каждый вид работы имеет норму, которая позволяет
оценить трудовой вклад работника в производство. 2. Единая тарифная сетка и ее применение При переходе к рыночной экономике актуальной проблемой стала
дифференциация оплаты труда в зависимости от квалификации, сложности и
объема выполняемой работы. Естественно, что сложный и требующий высокой
квалификации труд требует более высокой оплаты, чем труд более простой. В условиях предпринимательства провести такую дифференциацию проще,
так как есть более гибкая возможность манипулировать фондом заработной
платы (разумеется, в рамках соответствующего законодательства). В более
тяжелом положении здесь оказалась бюджетная сфера (просто окладная система
не может адекватно реагировать на рост цен и колебания рынка рабочей силы),
и это потребовало организации новой системы оплаты труда. В целях усиления стимулирующей роли заработной платы и дифференциации
в уровнях оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры,
социальной защиты и других бюджетных учреждений Правительство РФ приняло
постановление «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной
сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.1992 г. № 785, которое
введено в действие с 1 декабря 1992 года. Единая тарифная сетка имеет 18 разрядов, из них для рабочих отведены
разряды с 1 по 8, для служащих — со 2 по 18 разряд. Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Умножая на этот
коэффициент ставку (оклад) первого разряда, устанавливаемую Правительством,
определяют заработную плату по определенной должности. Чем выше разряд, тем
больше коэффициент, а следовательно, и заработная плата. Размер тарифной ставки первого разряда, являющийся базовым,
периодически пересматривается, отслеживая рост потребительских цен и
изменение в соответствии с этим минимального размера оплаты труда, и это
приводит в движение всю тарифную сетку. Ставки и оклады устанавливаются по результатам аттестации и
тарификации каждого работника, так как ему должен быть присвоен
определенный разряд по тарифной сетке. Для ведущих профессий в отраслях оклады установлены в пределах от
минимального до максимального. Общность функций, выполняемых работниками в различных отраслях
непроизводственной сферы, позволила установить для них один и тот же
диапазон тарификации — и это одно из больших достоинств ЕТС. Помимо сопоставления трудовых функций различных групп и категорий
персонала, конкретных должностных обязанностей работников и их
образовательного уровня при аттестации учитываются следующие факторы:
содержание и характер выполняемых работ;
разнообразие (комплексность) работ;
руководство подчиненными;
степень самостоятельности;
уровень ответственности. Такие должности служащих, как бухгалтер, экономист, машинистка или
стенографистка, инженеры, техники, заведующий канцелярией, складом,
хозяйством и другие, протарифицированы одинаково во всех отраслях
непроизводственной сферы. Например, должность бухгалтера имеется во всех учреждениях независимо
от отрасли, но при этом уровень подготовки, образования и квалификации
работников различны, и часто весьма существенно. Это означает, что начинающему бухгалтеру присвоят, скорее всего, более
низкий разряд, чем опытному. Кроме этого, разные должности, а значит, и
разный объем работы и ответственности, должны оплачиваться различно. Не
случайно выделена в отдельную строку тарификации должность «бухгалтер-
ревизор» (это высокая квалификация и большая ответственности). Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных
работах, также могут устанавливаться ставки и оклады исходя и из 9-10
разрядов ЕТС по специальным отраслевым перечням, утверждаемым
Министерствами и ведомствами РФ, а на особо важных и особо ответственных
работах — по перечню, утвержденному Министерством труда и занятости РФ,
исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС, хотя вообще для рабочих предусмотрены
разряды вплоть до восьмого включительно. Должностные оклады заместителей руководителей устанавливаются, как
правило, на 10-20%, а помощников руководителей на 30-40% ниже оклада
руководителя. Следует заметить, что в бюджетных организациях доплата разницы в
окладах, образовавшаяся в результате присвоения рабочим более высоких
окладов, производится за счет экономии фонда заработной платы. Чтобы разряды присваивались не произвольно, а по определенным
критериям, разработаны тарифно-квалификационные требования и продолжает
действовать квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и служащих. Требования этих документов увязаны с разрядами Единой тарифной сетки.
Это основные нормативные документы, по которым производится тарификация. К техническим исполнителям требования простые — это общее среднее
образование и индивидуальное обучение либо специальная подготовка по
установленной программе (курсы и т.п.). В некоторых случаях требуется
среднее специальное образование. Требования к специалистам, естественно, выше — это образование от
общего до высшего соответствующего профиля и стаж работы, т.к. для занятия
определенной должности стаж необходим в пределах нормативов, указанных в
справочнике. Стаж косвенным образом характеризует квалификацию. Как пример, приведем требования к квалификации бухгалтера и самых
массовых профессий образования и здравоохранения. Бухгалтер: 5 разряд (бухгалтер) — среднее специальное (экономическое) образование
без предъявления требований, к стажу работы или специальная подготовка по
установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3-х лет; 6-7 разряд (бухгалтер II категории) — высшее экономическое образование
без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное
(экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3-
х лет; 8-9 разряд (бухгалтер I категории) — высшее экономическое образование
и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3-х лет; 10-11 разряд (ведущий бухгалтер) — высшее экономическое образование и
стаж работы в должности бухгалтера I категории не менее 2-х — 3-х лет. Учитель: 7-й разряд соответствует среднему профессиональному образованию
(педучилище) без предъявления требований к стажу. Это, как правило, молодой
учитель младших классов. 8-й разряд — это высшее профессиональное образование (институт) без
предъявления требований к стажу или среднее профессиональное образование и
стаж педагогической работы от 2-х до 5-ти лет. 9-й разряд — это высшее профессиональное образование и стаж
педагогической работы от 2-х до 5-ти лет или среднее профессиональное
образование и стаж педагогической работы от 5-ти до 10-ти лет. 10-й разряд — это высшее профессиональное образование и стаж
педагогической работы от 5-ти до 10-ти лет или среднее профессиональное
образование и стаж педагогической работы свыше 10-ти лет.
Страницы: 1, 2
|