p> М = m х В,где m - мультипликатор увеличивающего эффекта, при изменении размера
обязательных банковских резервов. m = 1/R, где R норма банковских резервов.
А поэтому возможно применение принципа увеличения денежной массы за
эффектом мультипликатора путем регулирования банковских резервов вместо
простой денежно-кредитной эмиссии. Если политика регулирования банковских
резервов используется сравнительно длительное время, она может в
значительной степени снять потребность в денежной эмиссии, поскольку объем
денежной массы может регулироваться через размер банковских резервов.
(Табл. 5) Таблица 5. Динамика учетной ставки НБУ и темпов инфляции в Украине |Период времени|Учетная ставка НБУ, % |Темп |Соотношение|
| | |инфляции к |между |
| | |предыдущему|учетной |
| | |месяцу, % |ставкой и |
| | | |темпом |
| | | |инфляции, %|
| | | |( +, - ) |
| |на год |на месяц | | |
|1994 | | | | |
|Октябрь: | | | | |
|01.10 25.10 |140.0 |11.7 |122.6 |-10.9 |
|26.10 01.11 |300.0 |25.0 |122.6 |2.4 |
|Ноябрь: |300.0 |25.0 |172.3 |-47.3 |
|Декабрь: | | | | |
|01.12 11.12 |300.0 |25.0 |128.4 |-3.4 |
|12.12 31.12 |252.0 |21.0 |121.2 |-0.2 |
|1995 год | | | | |
|Январь |252.0 |21.0 |118.1 |-2.9 |
|Февраль |252.0 |21.0 |111.4 |9.6 |
|Март | | | | |
|01.03 09.03 |252.0 |21.0 |111.4 |9.6 |
|10.03 28.03 |204.0 |17.0 |111.4 |5.6 |
|29.03 01.04 |170.0 |14.2 |111.4 |2.8 |
|Апрель |170.0 |14.2 |105.7 |8.5 |
|Май |96.0 |8.0 |104.6 |3.4 |
|Июнь |96.0 |8.0 |104.8 |3.2 |
|Июль | | | | |
|01.07 14.07 |96.0 |8.0 |105.2 |2.8 |
|15.07 01.08 |60.0 |5.0 |105.2 |-0.2 |
|Август | | | | |
|01.08 20.08 |60.0 |5.0 |104.2 |0.8 |
|21.08 31.08 |70.0 |5.8 |104.2 |1.6 |
|Сентябрь |70.0 |5.8 |114.2 |-8.4 |
|Октябрь | | | | |
|01.10 09.10 |70.0 |5.8 |109.1 |-3.3 |
|10.10 31.10 |95.0 |7.9 |109.1 |-1.2 |
|Ноябрь |95.0 | | | |
|Декабрь |110.0 | | | | Относительно неэмиссионных источников финансирования расходов государства,
возможно, положительно оценить размещение в 1995 году Государственных
облигаций внутренней ссуды. Начиная со второго транша их размещения, они
нашли спрос среди коммерческих банков благодаря тому, которое
предусматривается предоставление кредитов Национального банка Украины под
их залог, 50,0% ГКО, которые приобрели коммерческие банки, будут
приниматься национальным банком Украины в виде резервов, часть начисленных
процентов по облигациям не облагается. Можно сделать вывод, что в условиях
дальнейшего снижения темпов инфляции спрос на ГКО будет расти. 2. Методы предотвращения инфляции. 2.1 Основные подходы антиинфляционной политики. Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран
проводить определенную антиинфляционную политику.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два
подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное
маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на
платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения
своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к
застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его
расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и
других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую
очередь для получателя средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию,
к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и
налогами. 2. Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое
осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком
страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного
процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для
кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство
должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса,
поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание
заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к
потере контроля над инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к
значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для
снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше
своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный
Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США,
например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд.
долларов.
Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и
доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы.
Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию
борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельной
применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать
экономическое регулирование в целом малоэффективным. 2.2 Антиинфляционная политика Украины в период независимости. Наиболее существенным негативным явлением в экономике Украины на этапе
ее рыночного реформирования оказалась инфляция. Период 1992-1994 гг. характеризовался чрезвычайно высоким уровнем
инфляции, обвальным ростом цен, ослаблением контроля над финансово-
хозяйственной деятельностью предприятий. По данным Мирового банка, уровень инфляции в Украине во второй
половине 1993 г. был наивысшим в мире. Если в1992 г. ее уровень вырос
в 21 раз, то за 1993 г. - в 103 раза. И хотя в 1994 г. уровень инфляции
несколько снизился, однако произошло это не в результате проведения
комплексных реформ и качественных изменений в системе государственных
финансов и внедрения ценовой либерализации, а через отсрочку бюджетных
выплат и небывалый рост задолженности бюджета. К числу инфляционных факторов, которые имели место в течение последних
лет, принадлежат: а) высоковатое поднятие цен на энергоносители и основные виды сырья и
материалов; б) увеличение денежной массы за счет дополнительной эмиссии денег; г) рост безналичного обращения как следствие кредитования низко
рентабельных и убыточных предприятий; д) монопольное ценообразование в условиях монополизации большинства
видов промышленного производства, которое ведет к диктатному повышению цен
производителями, поскольку потребители, лишенные выбору и отсутствующий
сдерживающий контроль по ценам. Сначала экономике Украины была свойственна инфляция расходов, поскольку
опережающими темпами росли цены энергоносителей и сырья, и каждая следующая
волна повышения цен начиналась с топлива и сырья. Периодическое опережающее
повышение цен на энергоносители было импульсом для общего роста цен и
инфляции. Повышение предприятиями цен на собственную продукцию, с целью покрытия
растущих расходов, дало толчок к дальнейшему развитию инфляционных
процессов. При этом типе инфляции роста денежной массы является следствием
повышения цен. Невзирая на и дальше растущую денежную эмиссию, возникла
нехватка оборотных средств предприятий для расчетов со своими поставщиками
(кризис неплатежей) и для выдачи зарплаты. В результате сложилась типовая
инфляционная спираль: цен ведет к увеличению расходов (и в том число
зарплаты), какое требует увеличение денежной массы, а последнее, в свою
очередь, ведет к новому витку роста цен. Таким образом, инфляция в Украине
представляет собой интеграцию инфляции спроса и инфляции расходов, что
значительно усложняет осуществления антиинфляционной политики. К ноябрю 1995 г. уровень цен по сравнению с декабрем 1990 г. вырос в
Украине в 37 тысяч раз. В то же время с ростом цен происходило падение
валютного (долларового) курса украинского карбованца. Динамика инфляции в 1993-1996 гг. ( квартал к кварталу, %) 90
60
30
0 2 5 8 11 2 5 8 11 2 5 8 11 2 5 8 11 1993 1994 1995 1996 Данные графика свидетельствуют о том, как месяц в месяц развивался
инфляционный процесс, и, соответственно, росли средние оптовые и розничные
цены. Это явление превратилось на могущественный катализатор спада
производства, общего роста производственных расходов и себестоимости
товарной продукции, что, в свою очередь, подталкивало производителей к
очередному повышению цен. Оптовые цены особенно быстро росли в топливной и
химической промышленности, электроэнергетике, черной металлургии и
машиностроении, а с розничных этим характеризовались цены на продукты
питания, которые в течение многих десятилетий были искусственно занижены и
поддерживались из госбюджета. Вообще ранее розничные цены в Украине никогда
не росли такими темпами, и это вызвало настоящий шок у основной массы
населения. Опережающий рост оптовых цен разрушает непосредственно производственную
сферу, тормозя или даже прекращая инвестиционные процессы. В то же время,
хотя и более медленные, но также достаточно бурные темпы роста розничных
цен разрушают социальную сферу, удручают экономические интересы людей к
активной предпринимательской и трудовой деятельности, т.е. действуют в том
же самом негативном направлении. Все это вызвало такое явление, как неплатежеспособность большинства
юридических и физических лиц, невзирая на непрерывную накачку денежного
обращения, чем дальше, тем большей массой бумажных денег. По оценке СБРР,
за 1992 г. неплатежи в Украине составляли 40% всего ее ВВП. У 1993 г.
объемы неплатежей продолжали рости, вызывая резкое сокращение и даже
прекращение товарного производства на многих предприятиях. В этих условиях монетарная политика НБУ превратилась на мощный
инфляционный фактор. Государство начало немедленно покрывать растущий
денежный дефицит простейшим путем - эмиссией соответствующей массы денег.
Они были направлены на покрытие наличного спроса, бюджетные дотации,
кредитование производителей и потребителей (включая и явных банкротов).
Только в первом квартале 1993 г. для поддержки АПК было предоставлено
почти 1 трлн. крб. льготных кредитов и около 3 трлн. крб. финансовой
помощи. Большой кредитной помощи требовали и другие отрасли народного
хозяйства - в марте того же года им был предоставлен кредит в 606 млрд.
крб. для проведения зачета взаемо долгов. Общая сумма эмиссии наличности
за январь-апрель 1993 г. достигла 598,3 млрд. крб., что в 10 раз превышало
эмиссию за такой же период 1992 г. В течение 1993 года монетарная масса
увеличилась с 26 до 47,2 трлн. карбованцев, т.е. в 1,8 раза, чем она
составляла в предыдущем году. Денежная эмиссия, как и цены быстро вышла из-
под надлежащего государственного контроля. Денежные знаки (купоно-карбованцы), выпущены в Украине в начале 1992 г.
вместо русского рубля начали катастрофически обесцениваться. Бурное
обесценивание денег подорвало выполнение ими свойственных им рыночных
функций, а главное - стимулирующей. Пожирая фонды накопления и потребления,
гиперинфляция затормозила предпринимательскую и трудовую активность в
страны. Потеряв контроль над эмиссией денег, за движением расходов и цен,
денежного обращения и кредитных ресурсов, правительство тогда так и не
нашло надежных регулирующих механизмов для активного влияния на
инфляционные процессы и погашения их негативного влияния на экономическое и
социальное положение в стране. Ценовая и инфляционная спираль, которая стала раскручиваться с начала
1993 г., во втором полугодии опять пошла вверх. До конца 1993 г., когда
инфляционная спираль раскрутилась к наивысшей фазе, банки вынуждены были
дополнительно выпустить в обращение огромную массу денег. Это автоматически
вызвало очередной прыжок цен. Девальвация карбованца приобрела
катастрофический характер. В ноябре правительство административно внедрило
его фиксированный курс, что подхлестнуло активность теневого валютного
рынка. Следовательно, в 1992-1994 гг. в Украине проводилась ошибочная
экономическая политика, которая фактически имела не антиинфляционное, а
инфляционное влияние на экономическую систему страны. При этом правительство применяло в основном два антиинфляционных
мероприятия-ограничение фондов потребления предприятий и регулирования цен.
Административный контроль цен было введено Указом президента “О мерах
относительно сдерживания темпов роста цен". Согласно ему предприятия всех
форм собственности могли повышать оптовые цены на продукцию только в случае
роста расходов на производство, которое не зависит от их государственной
деятельности. Этим же Указом вводилось ограничение размера надбавки для
торговых и снабженческо-сбытовых предприятий в размере не больше 55% от
цены производителя. Но, как свидетельствуют последствия, эти меры сработали
недостаточно эффективно. В первую очередь, цены тогда уже довольно надежно
вышли из-под государственного контроля, и опять подчинить их системе
жесткого государственного контроля было очень тяжело. Относительно
ограничения фондов потребления, то это имело бы смысл тогда, когда было бы
что ограничивать. Среди наиболее негативных последствий того периода следует отметить: - серьезное нарушение производственной и финансовой систем
функционирования экономики; - подорваность склонности к сбережению практически у всех экономических
агентов; - разрушение на этом основании системы обеспечения воспроизводящих
процессов в экономике; - избыточную дифференциацию населения, отдельных отраслей и регионов по
уровню доходов. Под влиянием инфляции объемы номинальных денежных доходов населения
росли, а его реальные доходы, в связи с опережающим повышением розничных
цен на товары и услуги, наоборот уменьшались. Методы индексации доходов не
обеспечивали компенсации потерь от гиперинфляции. Только в 1993 г. при
росте цен на год более чем в 100 раз реальная зарплата уменьшилась на 52%.
Эффект от внедрения правительством льгот на налогообложение доходов граждан
относительно малообеспеченных, многодетных, чернобыльцев, ветеранов и др.
также был минимальным, поскольку самые облагаемые налогом доходы населения
были мизерны и не успевали за ростом цен. Дилемма, которая предстала перед украинским правительством, заключалась
в том, каким образом, сокращая темпы инфляции, не усилить стагнацию
производства. Но она не была решена должным образом. Возобновить экономику
при условиях избыточных налогов, которые удручают производство, сужают базу
налогообложения и заставляют плательщиков скрывать свои доходы, невозможно.
Следует отметить хотя бы такой факт: к введению налога на прибыль
предприятий с 1993 года, взыскивался налог на доход предприятий. При этом
предприятия, за существование специального налога на фонд зарплаты, были
вынуждены фактически дважды выплачивать его, поскольку фонд зарплаты с
составной частью дохода. Политика усиления государственного контроля и регулирования (сдерживание
цен, завышенный обменный курс, очень высокие налоги) привела к формированию
мощного теневого сектору экономики в Украине. За отсутствия эффективного
контроля над формированием доходов, большинство усилий государства были
сконцентрированы на сокращаемом государственном секторе. В результате на
фоне потери государством значительной части доходов, которые можно было бы
получить путем проведения разумной налоговой политики, основной груз
недофининсирования лег на сектор, который пока что был основой
существования самого государства. Из-за несовершенства нашей налоговой системы спад валового продукта в
Украине и за 1996 год составил около 10%, а в отраслях машиностроения и
легкой промышленности достигает 20%. Следовательно, задания дальнейшего реформирования экономики, которые
стоят перед Украиной, могут быть решены только при условиях реализации
последовательной политики финансовой стабилизации, и восстановление
накоплений населения. Без этого обеспечить стойкий экономический рост на
базе возрождения инвестиционной активности и постепенный подъем жизненного
уровня с невозможным. Современный период с важнейшей фазой реформ. В
последнее временем в этом направлении сделан ряд шагов и важнейшим из них
является введение в сентябре в 1996 году национальной валюты-гривни. Это
дало возможность в значительной мере стабилизировать денежное обращение в
стране. Как мера, что массы предотвратить не обусловленный рост заработной платы
на предприятиях, Кабинетом Министров в 1995 году было принято постановление
о порядке определения сумм, которые вносятся в бюджет в связи с превышением
фонда потребления. Т.е. рост зарплаты может происходить только в границах
индекса месячной инфляции. Также планируется существенно уменьшить размер
налогов и вообще упразднить отчисление в некоторые целевые фонды в составе
бюджета на 1996 г. Время покажет, какие последствия для экономики Украины принесут новые
антиинфляционные мероприятия. Заключение.
Как мы могли увидеть, инфляционные процессы в Украине со времени получения
ею независимости и к сегодняшнему моменту были причинены целым комплексом
факторов. Не разделяя взгляды некоторых экономистов, которые отмечают на
однозначности факторов, которые вызвали инфляцию в нашем государстве, мы
считаем целесообразным рассматривать эти факторы в системе, поскольку их
определение является достаточно условным, а в экономических системах
переходного типа одни факторы инфляции перерастают или действуют
параллельно с другими (инфляция спроса и расходов), а иногда причины и
последствия этого процесса меняются местами (кумулятивная спираль зарплата-
цены-инфляция).
Среди основных факторов, которые повлекли за собой инфляцию в Украине,
начиная с 1991 г. необходимо отметить следующее: . политические трансформации 1991-1992 гг., что фактически спровоцировали резкий экономический спад, хотя его глубинные причины назревали давно и коренились не в политической, а в сугубо экономической, производственной сферах. . разбалансированость экономической системы, избыточная частица базовых отраслей, низкая частица отраслей, которые работают непосредственно на потребителя. . значительная зависимость украинской экономической системы от внешней поставки, в частности энергоносителей, и как следствие огромные потери от роста цен на импортные (в основном русские) энергоносители в 1991 г. . избыточная эмиссия НБУ, которая вызвала «инфляционный разрыв», заострение экономической ситуации и гиперинфляцию, пик которой приходится на 1993 г. . некорректная денежно-кредитная политика со стороны государства. Экспансионная политика с государственным регулированием цен на энергоносителе, поддержки через тарифы на топливо, электроэнергию и газ АПК, предоставлением государственных дотаций в транспортной, жилищно-коммунальной сферах не привела к ожидаемым результатам и была заменена реструктуризационной денежно-кредитной политикой (установлены низкие кредитные потолки для банков, повышены нормы обязательного резерва). Однако реструктуризационная политика позволила преодолеть определенные проявления инфляции, так наз. «пики», однако не уничтожила ее ключевые факторы. При резком росте сбережений у коммерческих банков возникла фактическая нехватка оборотных средств, кризис неплатежей, стагфляция, что опять подталкивало государство к новой эмиссии. . избыточная долларизация экономики, когда параллельно с национальной валютой функционирует другая (доллар). Рост спроса на доллар подрывает доверие к собственной денежной единице, усиливает адаптационные ожидания, содействует переливу капитала со страны на заграничные счета. Как результат кризис неплатежей, низкая инвестиционная активность, бартеризация экономики. Жесткое регулирование валютного курса национальной денежной единицы со стороны государства мало позитивные последствия в краткосрочном плане, однако мешало развитию открытых рыночных отношений в долгосрочной перспективе. . затягивание денежной реформы, которая условно растянулась на 5 лет (1992-1996рр.), но вряд ли может быть названная завершенной на данном этапе. Реформа, которая включила в себя три основной этапа: введение купоно-карбованцев в наличное обращение (январь 1992 г.), введение купоно-карбованцев в безналичное обращение (ноябрь 1992 г.), введение единой национальной валюты- гривны в общее обращение (сентябрь 1996 г.) из-за деноминации в 100 000 раз всех составляющих денежной массы частично содействовали уменьшению темпов инфляции и возрождению доверия к национальной валюте. Однако как доказала последний кризис в сентябре 1998 г. внедрения гривны еще не значило образование независимой, оздоровленной, самостоятельно функционирующей за рыночными механизмами денежной системы в Украине. Значительная зависимость Украины от рынков соседей, в частности России, содействует сегодня усилению инфляционных ожиданий, новому вьющуюся долларизации экономики и падению курса национальной валюты, который за некоторыми прогнозами во втором полугодии достигнет 4- 10 грн./1 дол. Ни детализация целей приобретения долларов коммерческими банками, введенная в ноябре в этом году, ни другие реструктуризационные срочные антиинфляционные меры, принятые правительством в связи с отмеченным финансовым кризисом, пока что не увеличили интерес инвесторов к портфельным инвестициям за счет гособязательств, и не уменьшили адаптационные ожидания населения. . Важную роль в стабилизации экономической ситуации и укрощении инфляционных процессов в экономиках переходного периода играет государство. Среди основных стабилизирующих мероприятий должны быть: . регулирование системы налогообложения (снижение налогов и стимулирование производства) . развитие рынка ценных бумаг . ограничение бартерных операций . отказ НБ от прямого кредитования бюджетного дефицита и неперспективных предприятий (предприятий-банкротов) . внедрение коммерческих платежных инструментов (чеки, векселя) . выплата задолжностей по зарплатам, др. . Именно от реализации этих и других мер зависит успешное развитие той или другой страны и ее интеграции в мировое общество в качестве равноправного члена. Список используемой литературы: 1. «Экономикс», Кемпбелл Г. Макконнел, Стенли Л.Брю, к. 1993 2. «Экономикс», С.Фишер, Д. Дорнбуш, Г. Шмалензи, г. 1993 3. «Основы экономической теории», А.Гальчинський, П. Ещенко, Ю. Палкин, к 1995 4. «О связи инфляции и монетарной массы», В. Присняков, «Финансы Украины», №4 1997, стр. 20-33. 5. «Основные факторы и факторы инфляции в Украине», Ковальчук Т., Кузнец Г., «Финансы Украины», №10 1998. 6. «Проведение денежной реформы», «Финансы Украины», №2 1997. 7. Правительственный курьер. № 160, 15.10.1994 8. «На валютном рынке опять беспокойно. Что ожидает гривну?», «Компаньон», №47, 29 ноября 1998, стр. 36-39 9. «Монетарная политика и денежная реформа в Украине», В.Ющенко, «Экономика Украины и пути ее дальнейшего реформирования (материалы всеукраинского совещания экономистов)», к 1995, стр. 126-128 10. Экономический доклад президента Украины, 1994 год 11. Экономический доклад президента Украины, 1995 год 12. Бюллетень НБУ, 10-1998 13. «Экономическая деградация Украины», «день», 3 марта 1998. 14. «Экономика переходного периода», под ред. Радаева, Бузгалина, м 1995
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|