Меню
Поиск



рефераты скачать Специализация и кооперирование и их влияние на эффективность производства

p> - насколько быстрой должна быть отдача мероприятия («быстрый» эффект позволяет быстро вернуть затраченные деньги, но увеличивает риск провала и не позволяет занять надежные позиции, например, в производственной сфере);

- сфера деятельности (коммерческая деятельность позволяет быстро
«оборачивать» деньги, реализация производственных программ растягивается во времени, но при успешной реализации позволяет со временем получить стабильный положительный результат);

- отрасль (сектор) деятельности (нелепо было бы ожидать одинаковой скорости отдачи в легкой промышленности и в лесном хозяйстве, где результат нужно ожидать десятки лет);

- значение аналогичных показателей эффективности у возможных конкурентов на рынке;

- показатели эффективности оборота денежных средств в возможных альтернативных сферах использования денежных средств (размещение на депозите в банке, приобретение ценных бумаг, инвестирование в другие направления деятельности);

- конкретных целей деятельности, например, социальных или экологических задач, не подлежащих денежной оценке; тот факт, что лесное хозяйство - менее рентабельная отрасль, не означает, что государство может от неё отказаться совсем; точно так же на каждом предприятии могут быть свои социальные задачи, которые необходимо решать, несмотря на незначительную рентабельность или даже убыточность вложения средств, соответственно эти соображения должны влиять и на значение норматива (не исключено, что в ряде случаев он может быть отрицательным, т.е. давать плановую убыточность).

Каждый из перечисленных подходов имеет свои достоинства и недостатки, а главное — свою специфическую область применения.

Эффективность и жизненный цикл изделия. Любой вид продукции - лишь звено в цепи под названием «жизненный цикл изделия». В общем, виде его можно представить состоящим из следующих основных стадий:


Добыча Переработка Производство сред - Потребление
Переработка Уничтожение ресурсов ресурсов ств производства отходов отходов

Рис. 1 Стадии жизненного цикла изделия

Планируемое мероприятие может быть осуществлено на любой стадии рассматриваемого цикла. Вызванные им изменения затрагивают целый комплекс общественных явлений (социальных, экономических, экологических эффектов).
Чаще всего они не ограничиваются стадией, где было осуществлено мероприятие
(условно - текущая стадия), но распространяются и на другие этапы жизненного цикла. Часть указанных эффектов реализуется на стадиях, следующих за стадией реализации мероприятия (условно — последующие стадии).
Но есть и такие эффекты (хоть на первый взгляд это покажется странным), которые могут возникать на стадиях, предшествующих той, где реализуется мероприятие (условно - предшествующие стадии). Схематично постадийная картина реализации эффектов от осуществляемого мероприятия показана на рис.
1

Суммарная величина экономического эффекта от реализации предполагаемого мероприятия на всем жизненном цикле изделия имеет вид

Эсум = Эпр + Этек + Эпосл (2.4)

где Элр - суммарная величина экономических эффектов, реализуемых на предшествующих стадиях; Этек - суммарная величина экономических эффектов, реализуемых на текущей стадии; Эпосл - суммарная величина экономических эффектов, реализуемых на последующих стадиях.

Пример 5

. Благодаря совершенствованию конструкции изделия (станка, реактора, автомобиля, трактора) удалось сократить его металлоемкость в 1,3 раза, при этом 70% цветных металлов удалось заменить керамикой. Новая конструкция позволяет снизить энергоемкость

. эксплуатации изделия на 20% . Кроме того, благодаря конструктивным решениям удалось добиться полной разборки изделия после завершения срока его эксплуатации, что позволяет на 40% уменьшить количество отходов.

Укрупненная идентификация ожидаемых эффектов по стадиям производства имеет такой вид:

. текущая стадия (снижение себестоимости изготовления изделия за счет уменьшения затрат на материалы);

Текущая стадия
Последующие стадии
Рис. 2 Условная схема постадийной реализации эффектов рассматриваемого мероприятия

Предшествующие стадии

Эпосл

Этек

Эпр

• предшествующие стадии (снижение эколого-экономического ущерба на стадиях производства металлов (дополнительная составляющая эффекта обусловлена снижением необходимости в производстве тяжелых металлов);

• последующие стадии (снижение эксплуатационных издержек благодаря меньшей потребности в энергоресурсах; уменьшение затрат на утилизацию отходов; дополнительный эффект от реализации отходов).

Описанная картина схематично характеризует экономическое пространство реализации экономических эффектов хозяйственного мероприятия. Как правило, лишь часть реально присутствующих в пределах национальной экономики эффектов воспринимается непосредственно экономическим субъектом, осуществляющим данное мероприятие. Выгоду или же убытки от иных эффектов получают возможность (или вынужденную необходимость) воспринимать другие хозяйствующие субъекты.
Необходимая степень детализации расчетов. От функций, которые выполняют показатели экономической эффективности, зависит необходимая степень детализации (точности) расчета. Управленческие решения, принимаемые на уровне национальной экономики или региона (области, района, города), предполагают учет усредненных оценок, что само собой обусловливает укрупненный (приближенный) характер расчета показателей. Принятие же решений на уровне предприятия, наоборот, требует детальных расчетов, учитывающих как можно больше подробностей и нюансов, связанных с рассматриваемым мероприятием и условиями, в которых его предполагается реализовать. Хотя и здесь точность расчета должна соизмеряться с управленческими задачами, но самое главное - объемами инвестирования, которые зависят от данного решения.

2.3 Эффективность и сфера интересов предприятия

В последнее время в отечественную экономическую теорию вошли два новых термина: интерналия и экстерналия. Интерналии (от англ, internal - внутренний) - это экономические явления (эффекты или убытки), воспринимаемые данным предприятием через его экономические показатели (т.е. его издержки или доходы, прибыль). Экстерналии (от англ. external — внешний), наоборот, экономические явления, лежащие вне сферы экономических интересов предприятия, т.е. не воспринимаемые через его издержки или доходы.

Примечание

Появление в отечественной экономической литературе упомянутых терминов
— не только закономерное следствие заимствования англоязычной терминологии в ходе интенсивного научного обмена с Западом в последнее десятилетие.
Использование отечественными экономистами указанных терминов — это еще и естественная необходимость заполнить понятийный вакуум, образовавшийся за долгие годы существования командной экономики. В условиях «единого народнохозяйственного комплекса» и декларировавшихся «единых народнохозяйственных интересов» просто не существовало терминов, чтобы в полной мере обозначить обособленность интересов различных экономических субъектов, присущую условиям рыночной экономики.

Одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики является максимальная ответственность предприятий за результаты своей деятельности (как положительные, так и отрицательные). Это условие отражено в известном принципе интернализации экстерналий. Это означает, что максимальное количество производимых предприятием внешних эффектов - экстерналий - должно быть переведено в ощущаемые предприятием внутренние показатели (издержки, доходы) — интерналии. В свете сказанного все генерируемые предприятием (конкретным хозяйственным мероприятием) эффекты могут условно быть дифференцированы на следующие группы:
• внутренние эффекты предприятия, воспринимаемые его системой хозрасчета (интерналии);

• внешние эффекты (экстерналии), которые предприятие в состоянии превратить во внутренние посредством установления цены на производимые изделия и услуги;

• внешние эффекты (экстерналии), которые предприятие заинтересовано превратить во внутренние, но может это сделать лишь с помощью экономических инструментов (например, налоговых льгот, дотаций, пр.) государства или субъекта территории (муниципалитета); к подобным экстерналиям следует отнести благоприятные эффекты экологического и социального характера, которые могут быть использованы в общественных сферах, а также экономическими субъектами.

• внешние эффекты/издержки (экстерналии), которые предприятие не заинтересовано превращать во внутренние, и об этом должны побеспокоиться государство или субъект территории; это различные негативные последствия нарушения предприятием природной среды, которые воспринимаются всем обществом.

Пример 6

Сумским предприятием «Газмаш» разработана малогабаритная автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС). Использование данных установок позволяет получить ряд технических, социальных и экологических результатов, которые могут быть воплощены в соответствующие экономические эффекты (табл. 1) (Литвиненко и др., 2000).

Любое хозяйственное мероприятие может быть осуществлено лишь при условии его выгодности теми экономическими субъектами, которые принимают участие в реализации мероприятия. Спецификой рассматриваемой акции является ее высокая общественная полезность. Однако значительной проблемой остается воплощение этой полезности в интересы конкретных экономических субъектов.

Основными потенциальными участниками данного хозяйственного мероприятия под названием «Производство и использование газонаполнительных станций
АГНКС» являются предприятие-производитель (завод Газмаш) и предприятия- потребители: автохозяйства, которые, используя установку, смогли бы перевести автомобили с бензинового топлива на газ; предприятия, заправляющие газом частные автомобили. Соответственно условием работы последних является достаточное количество автомобилей, которые можно перевести с бензина на газ.
Заинтересованность автохозяйств заключается, в частности, в реализации эффектов, представленных в табл.1 под номерами 1-3. Эти эффекты
(оцениваемые величиной 1,0-1,2 млн. грн. в год) и составляют экономическую основу цены потребителя, т.е. той цены, по которой потребитель готов приобрести установку. Значительную часть этих же эффектов могут получать и частные автолюбители, перешедшие на газ.

Условия, при которых завод-производитель смог бы освоить выпуск станций и обеспечить их приемлемую цену (не выше 1 млн. грн. за установку), можно сформулировать следующим образом: а) достаточный объем заказов, позволяющий выйти на серийное производство и добиться невысокой себестоимости; б) обеспечение стартового капитала для освоения производства станций (включая научную, конструкторскую и технологическую

Таблица 1. Результаты и экономические эффекты использования АГНКС


|Составляющая результата |Соответствующий экономический |
| |эффект |
|1. Обеспечение использования более |Снижение себестоимости |
|дешевого вида топлива |транспортных перевозок |
|2. Улучшение эксплуатационных |Снижение расходов на ремонт |
|характеристик двигателей |двигателей |
|3. Возможность заправки автомобилей |Экономия на ликвидации |
|непосредственно в автохозяйствах, |холостых пробегов до заправки |
|используя локальные газовые сети |и назад |
|4. Снижение загрязнения атмосферы за |Уменьшение экономического |
|счет разницы удельных выбросов (на |ущерба от загрязнения |
|единицу пути) двигателей, работающих |атмосферы городов |
|на бензине и газе | |
|5. Возможность утилизации шахтного |Снижение импорта |
|метана и попутных газов нефтедобычи |энергоносителей, повышение |
| |экономического потенциала |
| |национальной экономики |

подготовку); в) национальная поддержка (включая субсидирование) освоения месторождений шахтного метана и попутного газа нефтедобычи; г) льготные экономические условия хозяйствования; д) дополнительный экономический прессинг загрязнителей атмосферы со стороны автомобильного транспорта.

В качестве необходимых экономических рычагов для реализации рассматриваемого мероприятия предлагаются следующие инструменты:

• льготное кредитование производителей и потребителей АГНКС;

• льготное налогообложение производителей станций и эксплуатируемых их предприятий;

• информационная (рекламная) поддержка акции на муниципальном уровне;
• ужесточение контроля за выбросами автотранспорта

• муниципальная ресурсная поддержка (выделение земли, снижение цены на землю, пр.) участникам акции;

• субсидирование или дотирование освоения разработок шахтного метана и попутных газов нефтедобычи.

Приведенный выше пример показывает, что экономическая эффективность является одним из ключевых инструментов формирования системы экономических отношений, выполняя ряд важных функций, ведущими среди которых являются:

• регулирование внутрихозяйственной деятельности предприятий (ключевой инструмент принятия решений по использованию ресурсов);

• формирование отношений между производителем и потребителем (основа формирования цены потребителя);

• перевод общеэкономических (общественных) выгод во внутренние интересы
(интерналии) конкретных экономических субъектов (предприятий и отдельных граждан); данная функция достигается в результате применения государством, территориальными органами или общественными организациями системы экономических инструментов: налоговых, кредитных, субсидированных, дотационных и др.

Во всех перечисленных направлениях основу выполнения экономических расчетов составляют доходы и расходы хозяйствующих субъектов.

2.4. Доходы и расходы предприятия как основа формирования показателей экономической эффективности

Любой из рассматриваемых вариантов хозяйственного мероприятия обладает целым рядом достоинств и недостатков. Стоимостные оценки являются единственной основой, т.е. формой показателей, позволяющей соизмерить эти разнородные величины, предполагающие множество технических, социальных и экономических характеристик. Подобная оценка может быть выполнена только через два вида показателей - доходы и расходы.
Доходы характеризуют выгоду, которую получают предприятия от реализации мероприятия. Расходы (затраты) отражают ту экономическую цену (затраты различного вида ресурсов), которую предприятия должны платить за реализацию мероприятия. Разница между доходами и расходами (затратами) составляет тот чистый экономический результат - прибыль, который получает предприятие.

Взаимосвязь между указанными величинами характеризует вышеприведенная формула (Э = Р- 3). В данном случае в качестве эффекта может рассматриваться величина чистой прибыли (Э = П), а в качестве результата - объем валового дохода (Р=Д), т.е.

П=Д-3. (2.5)

Доходы. Величина получаемого предприятием дохода может быть выражена формулой

Д = [pic]Ці

(2.6)

где Qi - объем i-гo вида продукции, реализуемого в единицу времени (сутки, месяц, год); эта величина измеряется натуральными единицами: шт., кг, т, м, условными единицами, пр.; Ці - цена единицы i-го реализуемого вида продукции (грн./шт.; грн./кг; грн./т и т.д.); Ті — период времени, в течение которого реализуется i-й вид продукции (месяцев, лет).

Данная формула является ключом к пониманию механизма реализации эффектов любого внедряемого мероприятия. В частности, привносимые им изменения могут оказывать воздействие на доходы предприятия по следующим трем направлениям:

• через изменение объема реализуемой продукции в единицу времени
(изменение количественных показателей продуктивности);

• через изменение цены единицы продукции (изменение качественных характеристик продукции);

• через изменение временного периода действия экономического процесса.

Следует подчеркнуть, что для обоснования решений расчеты эффективности должны отражать не текущее состояние параметров экономической системы, на их динамику, т.е. степень влияния привносимых мероприятием изменений.

Схематически это может быть выражено формулой

?Д = [pic]2 Ці2 Ті2 - [pic]1 Цш1 Тш1, (2.7)

де показатели с индексом 1 характеризуют экономические параметры системы до проведения мероприятия, а с индексом 2 — после его реализации.

Примечание

В качестве базового варианта, с параметрами которого сравниваются измененные характеристики (в формуле они обозначены индексом 1), могут использоваться и другие решения: лучшие отечественные или зарубежные образцы, значения условных анализируемых альтернативных вариантов.

Расходы (затраты). Другой компонентой, определяющей размер экономического эффекта, является величина расходов, или затрат, связанных с реализацией рассматриваемого мероприятия. В общем виде полную величину указанных затрат за период действия мероприятия можно выразить формулой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.