Меню
Поиск



рефераты скачать Спрос в системе рыночного механизма

5. Ожи­да­ние. По­тре­би­тель­ские ожи­да­ния от­но­си­тель­но бу­ду­щих цен на то­ва­ры, на­ли­чие то­ва­ров и бу­ду­ще­го до­хо­да спо­соб­ны из­ме­нить спрос. Ожи­да­ние па­де­ния цен и сни­же­ния до­хо­дов  ве­дет к со­кра­ще­нию те­ку­ще­го спро­са на то­ва­ры. Об­рат­ное ут­вер­жде­ние так­же вер­но. При­мер: не­бла­го­при­ят­ная по­го­да в Юж­ной Аме­ри­ке по­ро­ж­да­ет ожи­да­ния  в бу­ду­щем бо­лее вы­со­ких цен на  ко­фе и тем са­мым по­вы­ша­ет те­ку­щий спрос на не­го.[65-66;1]











Рисунок 2.1.№2. Увеличение  и уменьшение спроса

При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка предполагается, что он описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса.[45;1]

2.2. Эластичность спроса


Для того, чтобы боле полно понять взаимосвязь цены и спроса необходимо обратиться к такому понятию как эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

 Ценовая эластичность

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют эластичным (рисунок 2.2.№3).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос неэластичный (рисунок 2.2.№4).

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью (рисунок 2.2.№5).








 

 


Рисунок 2.2.№3 Эластичный спрос











Рисунок 2.2.№4. Неэластичный спрос












Рисунок 2.2.№5. Спрос с единичной эластичностью

 









                         Рисунок 2.2.№6 Совершенно неэластичный спрос

Если изменение цены, не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным (рисунок 2.2.№6).

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным (рисунок 2.2.№7).





 

 

 

 

 


Рисунок 2.2.№7. Совершенно эластичный спрос


Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности, который определяется по формуле:

Существуют факторы ценовой эластичности спроса:

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта  предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того,  насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса  на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

 

2.3. Совокупный спрос.


Изучая такое явление как «спрос», нельзя не обратить внимание на понятие совокупный спрос. Подробно на нем мы останавливаться не будем, но краткую характеристику дадим. Можно сказать, что совокупный спрос   – сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

1)    доход от участия в производстве,

2)    налоги и трансфертные платежи,

3)    размер имущества,

4)    доход с имущества,

5)    степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

6)    численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которые называются «функциями потребления».

Дж.М. Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:

1) Он исходил из так называемой гипотезы абсолютного дохода, в соответствие с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.

2) Величина предельной склонности к потреблению (Су = DС/Dу) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу< 1.

3) По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления (доля потребления в доходе - С/у) (рис. 2.4.№8).    

Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами.

                     С/y

                                                               

                                                          

                                                                 C/y

                                                                                                                  у


Рис. 2.4.№8. График средней нормы потребления как функции от

 дохода

4) С ростом дохода предельная склонность к потреблению падает.

Таким образом, характер Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере,  в какой растёт доход».

Дж.М. Кейнс далее выводит функцию зависимости потребления от величины текущего дохода, но мы ограничимся выше изложенным. [77;19]


2.4. Оценка рыночного механизма


Теперь, когда мы определили и раскрыли основные элементы рыночного механизма (в связи с тематикой работы раскрыли только один элемент), обозначили такие понятия как «Совокупный спрос», «Эластичность спроса», в заключение второй главы работы, в качестве подведения некоторого итога  думаю, необходимо, определить  какие же преимущества и недостатки имеются у рыночной системы. То есть дать ей оценку.

Оценка роли рыночной системы:

Аргументами в пользу рыночной экономики являются:

1)     эффективность в распределении экономических ресурсов;

2)     гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;

3)     организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;

4)     экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

К аргументам против рыночной экономики относятся:

1)     ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;

2)     экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;

3)     социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;

4)     естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции.

Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики – органическое продолжение ее преимуществ, т.е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией – это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем "товар с нагрузкой", что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность, и способствует общественному прогрессу.

III Глава. Краткий обзор информации по реализации произведенной продукции в целях изучения спроса на примере ЗАО «Рюрик»


Для того, чтобы наглядно увидеть влияние цены, а также доходов предприятия на спрос, мы решили показать реальное положение, существующее в действительности, точнее существующее не так давно на примере предприятия ЗАО «Рюрик», которое планировало производить колбасные изделия (данные взяты из бизнес – плана ЗАО «Рюрик»).

Чтобы начать производить продукцию, как уже было сказано выше, необходимо знать, нужен ли продукт в данной местности и имеющиеся рынки сбыта. В связи с этим следует проанализировать конкурентный рынок и цены на данный вид продукции. Для этого приводится таблица 3.№1.

Оптовые и розничные цены на мясную продукцию по состоянию на октябрь 2004 г., руб./кг.

Таблица 3.№1

Производитель

Оптовые цены

Розничные цены

полукопченая

вареная

деликатесы

полукопченая

вареная

деликатесы

ЗАО Краснодонское

90

70

150

110

90

160

Красноармейский МСК

90

80

150

110

95

170

Волжский МСК

110

90

160

130

100

180

Царь-Продукт

125

100

170

140

115

190

АО "Ансей" ВМК

100

80

160

120

100

180


Ведь, если много производителей данного продукта, то по какой причине будут покупать именно твой. Поэтому необходимо, чтобы он чем-либо отличался от всех остальных: упаковка играет большую роль, реклама, качество, цена и др.

Из данных таблицы, мы видим, что наиболее низкую розничную цену, например на полукопченую колбасу, имеют предприятия ЗАО Краснодонское и Красноармейский МСК. Из этого следует по закону спроса, что наиболее покупаемой будет колбаса именно  этих предприятий.

Чтобы колбасные изделия ЗАО «Рюрик» покупались, нужно, хотя бы, на первых этапах в первую очередь снизить цену на товар путем собственных издержек, что и планирует сделать предприятие.


3.1. Производство колбасы на ЗАО «Рюрик»


В настоящее время проект ЗАО «Рюрик» по производству колбасы находится на стадии разработки.

Производственная база фирмы позволяет размест ить мясо­перерабатывающий цех на собственных площадях: в рабочем поселке Средняя Ахтуба (пригород г. Волгограда) имеется производственное помещение с обустроенной системой коммуни­каций и подъездными путями. Это снижает затраты, так как не нужно искать и затем арендовать помещение.

Технологическое оборудование будет поставляться из Голландии по контракту с фирмой MILKING TECHNOLOGY MACHINERY. Срок окупаемости кредитных средств на проектируемый мясоперерабатывающий комплекс – 3 года.

Ассортимент готовой продукции:

полукопченые колбасы —  1100 кг/сутки,

вареные колбасы1190 кг/сутки,

деликатесы — 120 кг/сутки.

В течение первого месяца после ввода в эксплуатацию не планируется полное освоение мощностей; выход на полную мощность планируется осуществить на втором месяце работы мясокомбината и поддерживать достигнутый уровень в течение последующих 4-5 лет работы.

При запуске производства на полную мощность планируется ежегодно производить 334 тн  полукопченых колбас, 360 тн вареных колбас и 36 тн деликатесов (табл. 3.1 №2).

Таблица 3.1. №2

Производственная программа колбасного производства

Наименование продукции

Количество в год, тонн

Количество в мес, тонн

Количество в сутки, тонн

полукопченые колбасы

334

27,8

1,102

вареная колбаса

360

30,0

1,188

деликатесы

36

3,0

0,119

Итого

730

60,8

2,409


Теперь составим сводный план по показателям реализации продукции колбасного производства на 2005-2007 гг. Так каждый месяц прогнозного периода ЗАО «Рюрик» выпускает 27,8 тн вареных колбас, 30 тн -  полукопченых и 3 тн – деликатесов. Цены реализации оптом установлены на уровне 80 руб. за кг вареных колбас, 97 руб. за кг полукопченых, 121 руб. за кг деликатесов. Цены взяты по пессимистическому принципу, т.е. чрезвычайно ниже рыночных. Таким образом, обеспечится гарантия сбыта продукции в полном объеме, произведенным ЗАО «Рюрик». В результате реализации вареных колбас предприятие получит выручку 2226,7 тыс. руб. в месяц, полукопченых – 2910 тыс.руб. в месяц, деликатесов – 363 тыс.руб. в месяц.

При использовании в производстве только покупного сырья (до ноября 2005 года) прибыль от реализации вареных колбас составит 553,3 тыс.руб. в месяц, полукопченых колбас – 200,9 тыс. руб. в месяц, деликатесов – 19,7 тыс.руб. Таким образом, в этом случае общая прибыль от реализации колбасной продукции ЗАО «Рюрик» составит 1061,8  тыс.руб. в месяц. При этом уровень рентабельности продукции составит 14,25%.

При использовании в производстве собственного сырья прибыль от реализации вареных колбас составит 921,9 тыс.руб. в месяц, полукопченых колбас – 731,7 тыс. руб. в месяц, деликатесов – 57,3 тыс.руб. Общая прибыль от реализации колбасной продукции ЗАО «Рюрик» составит 1710,9 тыс.руб. в месяц. При этом уровень рентабельности продукции составит 31,11%.

За этот период будет освоено более 300 тыс. инвестиционных ресурсов, создано более 100 рабочих мест в Среднеахтубинском и Ленинском районах Волгоградской области, в консолидированный бюджет Волгоградской области поступит около 10 млн. рублей. [3;22]

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Таким образом, для того, чтобы создать и реализовать продукцию по максимально возможным выгодным ценам, необходимо учитывать огромное количество факторов, одним из которых является спрос. Также методом ценовой конкуренции можно занять определенное место на рынке сбыта готовой продукции и закрепиться на нем. Так, чтобы сбыт планируемой к выпуску продукции был экономически обоснован и гарантирован.

Кроме того, при создании продукции (пример предприятия ЗАО «Рюрик») мы видим, что появляется огромное количество выгод как для государства (налоги), так и для работоспособного населения. Ведь появляется некоторое количество рабочих мест, вакансий, что в свою очередь может являться плюсом для частичной ликвидации безработицы.

Но при всем при этом необходимо знать основной закон спроса, факторы влияющие на него в полной мере, систему и экономику рыночного механизма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономики данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.

В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и, "перепрыгнув" реформы М.С.Горбачева, целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму.          Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе,  хочется привести следующий тезис из учебника С.Л.Брю, К.Р.Макконела "Экономикс": "Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития... Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим ...сторонникам.

Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника, низок.    Кризис экономики России "переплюнул американскую "великую депрессию" 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба – это кризисы методов регулирования экономики. "Великая депрессия" ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством "встроенных" регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис – кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления.

Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное – найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Спрос: анализ и управление. Учебное пособие. Ильенкова Н.Д. под редакцией Беляевского, М.: “Финансы и статистика”, 1997

2. Как завоевать клиента. Рафель М., Равель Н.. Перевод с немецкого: СП Питер Пресс, 1996

3. Электронные данные с компакт-диска “Всё для студента”

4. Маркетинг: как завоевать рынок? Жих Е.М., Л.:Лениздат,1991

5. Основы маркетинга. Филип Котлер, М.: ”Прогресс”, 1992

6. Казаков А.П. Экономика.  Курс лекций по экономической теории и предприниматьельству; М.: 1997 с. 12-19;

7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс»; М.: Издательство «Республика» 1993, с.62-87;

8. Самуэльсон П. Экономика т.1 М.: НПО «Алгон» ВИИСИ «Машиностроение» 1994; с.51-55;

9. Курс экономической теории; под ред. Чепурина М.Н.,Киселевой Е.А. Издательство «АСА» К.:1994; с.107-151.

10. Макроэкономика. Учебник для ВУЗов/Под ред. Гальперина Е.В. М., 1995.

11. Рыночная экономика. Учебник. Ч.2. /Под ред. Максимовой В.Ф. М., 1992.

12. Хайман Д.Н. Современная макроэкономика: анализ и применение. М., 1992.

13. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Спб., 1997.

14. Липсиц И.В. Закономерности формирования спроса и предложения

/Социально-политический журнал, №№5-6, 1996.

15. Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: «НТЦ АПИ», 1998г.

16. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). –    М.: «ВЛАДОС», 1997г.

17. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики.-    СПб.: ИД «МиМ», 1997г.

18. Общая экономическая теория (политэкономия)/под общей ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. М.: ПРОМО_Медиа, 1995г.

19. П.Хейне "Экономический образ мышления", 1991г.

20. Е.Ф. Борисов, Экономическая теория

21 Экономика сельского хозяйства/ И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под. Ред. И.А. Минакова. – М.: Колос, 2000. – 328 с.

22. Бизне – план ЗАО «Рюрик» «Обоснование параметров вертикально-интегрированного мясоперерабатывающего предприятия в условиях Волгоградского Заволжья» Научно-исследовательский отчет ГНУ ВНИИОЗ, г. Волгоград 2004г., 69с.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.