Спрос в системе рыночного механизма
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО–ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра:
Экономической теории
и
сельскохозяйственной кооперации
Дисциплина:
Экономическая теория
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Спрос в системе рыночного
механизма
Выполнила: студентка третьего
курса, заочного отделения,
группы 35 ЭМЗ, 04/040
Фастова Надежда Александровна
Волгоград 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
I
Глава. Понятие рынка и его функции.
|
1.1
|
Основные
элементы рынка
|
II
Глава. Спрос в системе рыночного механизма
|
2.1
|
Сущность
рыночных отношений. Закон спроса
|
2.2
|
Эластичность
спроса
|
2.3
|
Совокупный
спрос
|
2.4
|
Оценка
рыночного механизма
|
III
Глава. Краткий обзор информации по реализации произведенной продукции в целях
изучения спроса на примере ЗАО «Рюрик»
|
3.1.
|
Производство
колбасы на ЗАО «Рюрик»
|
ВЫВОДЫ
И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ
Главная
цель любого предприятия – производство продукции не для собственного
потребления, а для обмена, то есть основная масса продукции приобретает форму
товара. Товар – это продукт, произведенный для продажи. Назначение товара
состоит в том, чтобы удовлетворить те или иные материальные и духовные
потребности людей.
Сельскохозяйственное
производство является основной частью товарного производства страны. Товарное
производство – форма общественного производства, при которой продукты
изготавливаются для обмена. Хозяйство, в котором производство ориентировано на
рынок, а связь производителей и потребителей продукции осуществляется через
продажу товаров, называется товарным. Общественные отношения между производителями
и потребителями в процессе производства и обмена товаров называются
товарно-денежными.
Актуальность темы исследования: В
нашей стране долгие годы товарно-денежные отношения регулировались
планово-распределительной системой. В настоящее время происходит ее замена
рыночной системой. Если раньше в формировании отношений между производителем и
потребителем господствовали административные методы, то в условиях рынка –
экономические, основанные на спросе и предложении. А экономическая ситуация,
сложившаяся на рынке под воздействием спроса и предложения, называется конъюнктурой
рынка. Поэтому переход крыночный системе, конечно, для нашей страны является
сложной задачей. Но зарождение именно данной системе позволило стать
актуальными таким понятиям, как «Спрос и предложение», которые необходимо
изучать в целях успешной, не убыточной предпринимательской деятельности.[45;
21]
Целью исследования работы является спрос в
системе рыночного механизма.
Задачи:
–
выяснить сущность рыночных отношений, выявить структуру, элементы рыка;
–
дать определение понятию «спрос» и основной «закон спроса»;
–
обозначить понятия «эластичность спроса» и «совокупный спрос»;
–
произвести оценку рыночного механизма, выявить его положительные и негативные
стороны;
–
произвести краткий обзор информации по реализации произведенной продукции на
предприятии в целях изучения «спроса».
При
изучении данной темы мы также использовали такие методы изучения как:
–
научная абстракция, состоит в отвлечении в процессе познания от мелких явлений,
несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании
сути явления.
–
Графический, позволяет посредством геометрических образов изучаемых явлений
отразить их содержимое, развитие;
–
Аналитический (анализ);
–
Математический (расчеты);
–
синтез (группировка);
–
обобщение.
I. Понятие рынка и его функции
По мнению многих экономистов, система рынка лучше, чем другие системы, приспособлена
для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации
производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения
потребностей общества. Ее преимущество состоит в том, что она содержит стимулы
к высоко эффективной хозяйственной деятельности.
Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений в
сфере обмена, посредством которых осуществляются реализация товаров и
окончательное признание обществом воплощенного в них труда.
То есть рынок представляет собой сферу отношений между людьми, связанных
с обменом товара на деньги и денег на товар.
На рынке обнаруживается, какие условия производства являются общественно
необходимыми и определяют величину стоимости товаров, формируют рыночную цену.
Через рынок происходят возмещение издержек производства каждому нормально
работающему товаропроизводителю и получение им прибыли, создаются стимулы
снижения себестоимости, улучшения качества выпускаемой продукции.
Таким образом, рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все
стороны хозяйственной жизни, выполняют ряд существенных функций. Основными функциями
рынка являются:
Информационная функция заключается в том, что через постоянно
меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства
объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и
качестве тех товаров и услуг, которые поступают на рынок.
Посредническая – экономически обособленные
производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга
и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно
определить, насколько выгодной является та или иная техническая и экономическая
связь между конкретными участниками общественного производства. В условиях
рынка потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавец
– наиболее подходящего покупателя.
Ценообразующая. На рынок поступают продукты и услуги,
содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок
признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить
покупатель. Так формируется общественная стоимость, устанавливается подвижная
связь между стоимостью и ценой, четко реагирующая на изменение в производстве,
потребностях, конъюнктуре.
Регулирующая. Связана с воздействием рынка на все сферы
экономики, и, прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы: что
производить, для кого производить, как производить. Важную роль в рыночном
регулировании играет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на
цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к его
сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к
установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. В странах с
развитой рыночной экономикой важная роль в сбалансированности народного
хозяйства принадлежит государственному регулированию.
Санирующая функция. Рыночной системе присущи социальное
расслоение, беспощадность по отношению к слабым ее участникам. С помощью
конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически
неустойчивых, не жизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый
свет более предприимчивым и эффективным. В результате возникает устойчивость
хозяйства в целом. [43;21]
1.1. Основные элементы рынка
Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех
основных элементах. Во-первых, это цены. Изменение относительных
цен служит для производителя ориентиром при определении необходимости изменения
объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства.
Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный), по
определению Чепурина, - это представленная на рынке потребность в товарах,
определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить
при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение – это количество товара,
которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом
и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены
равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором
обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие
производства и потребления. [55;9]
В-третьих, это конкуренция. Она является необходимым элементом
рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что
существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.[65;9]
II Глава. Спрос в системе рыночного механизма
Так как темой исследования нашей работы является собственно спрос в
рыночной системе, то на нем мы остановимся и подробнее.
В начале нужно
определить, что же такое спрос?
Спрос —
сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на
товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос
характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих —
экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в
том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином
уровне цены.
2.1. Сущность рыночных отношений. Закон спроса.
Изучая, как
покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон
спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно
ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при
прочих равных условиях).
Рисунок
2.1.№1. Кривая спроса.
Таким образом, в
сущности закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, которая заключается
в том, что большие объемы конкретного товара покупаются по более низкой цене,
чем более высокой. Подтверждение этому – кривая спроса (рисунок 2.1.№1).
Во-вторых, подчинения потребления принципу убывающей предельной полезности, в
соответствии с которой последующие единицы конкретного товара приносят все
меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор не так полезен в
доме, как первый, поскольку основные потребности удовлетворены. В-третьих,
действие закона спроса связанно с эффектом дохода, выражающегося в том, что при
прочих равных условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене
может обрести больше данного товара. Напротив, более высокая цена приводит к
снижению покупательского спроса. [9-10;2]
Предположим, на
молочной ферме обеспеченность собственными фуражными кормами ниже нормального
уровня. Произведенных кормов хватит только для того, чтобы удовлетворить
минимальные потребности молочного стада. Руководитель хозяйства считает, что
недостаток фуража в рационе можно компенсировать другими источниками белка. Он
принимает решение купить сено по цене Ц0. Однако если цена на сено увеличится
до уровня Ц1, придется сократить его закупки и докупить другие, более дешевые
корма. Если большинство руководителей хозяйство отреагируют на повышение цен
подобным образом, спрос на сено снизится с К0 до К1.
Как видим,
уровень спроса связан с количеством продукции на рынке и ценами на нее. Кроме
того, на спрос влияют такие факторы, как число потребителей, их доходы и вкусы,
наличие товаров-конкурентов.
Они могу вызывать
изменение спроса, даже если цена на продукцию остается постоянной, и поэтому
называются факторами сдвига спроса.
Если изменение
спроса на товар графически отображается перемещением вдоль кривой спроса «Д»,
то действие факторов сдвига спроса означает перемещение самой кривой влево или
вправо. Возвращаясь к примеру с молочной фермой, предположим, что на рынке
появился продавец, предлагающий сено такого же качества, что и другие продавцы,
но по более низкой цене. Соответственно спрос на товар других продавцов
снизится, и кривая сдвинется влево.
Факторы сдвига
спроса оказывают влияние также на рынки сырья и услуг. Так, перерабатывающие
предприятия приобретают сырье у производителей, перерабатывают его и продают
готовую продукцию розничным торговцам, поэтому рыночные цены на сырье в
значительной степени зависят от рыночных цен на готовую продукцию. Если,
например, повышаются розничные цены на мясные и молочные продукты, то
соответственно сельскохозяйственные предприятия стремятся дороже продать скот и
молоко. [46; 21]
Таким образом, цена
служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого
продукта, но существуют, как уже говорилось выше и другие факторы, которые
влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Рассмотрим
их подробнее:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта
изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать,
что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях
потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса
влево (рис. 2.1 №2). Технологические изменения в виде проявления
нового продукта способны привести к изменению потребительских
вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным
(во всяком случае, на Западе), а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей
обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей
находит отражение в сокращении спроса. Пример: бум рождаемости
после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и
акушерские услуги.
3. Доход. В отношении большинства
товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос
на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного
дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными
товарами.
Товары, спрос
на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает
при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
Пример:
увеличение доходов повышает спрос на такие товары, как сливочное масло, мясо, и
снижает спрос на ношеную одежду.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение
цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый
продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем
нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим
ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы,
между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая
связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой
на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие
пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами,
изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на
спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки
сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены
на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.[67;4]
Страницы: 1, 2
|