3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода
более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода
приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с
изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории,
или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении,
то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей
категории.
Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные
товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары
низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная
одежда.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли
изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса
на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный
товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром)
или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта
взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует
прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между
ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами,
изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на
спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки
сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые
товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на
видеокассеты.
5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно
будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны
изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению
текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример:
неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем
более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности
предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения
количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект
снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем
прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями
равновесной цены и количества продукта.
Парадокс Гиффена. При росте цен на определенные товары
наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу
товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти
товары получили название благ низшего порядка.
Количество блага должно было бы сократиться с Q1 до Q2, но спрос возрос с
Q1 до Q3.
Изменение величины спроса означает передвижение с одной
точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от
одной комбинации “цена — количество продукта” к другой комбинации.
Причиной изменения величины спроса служит изменение величины
данного продукта.
2.
Предложение и его особенности
2.1. Предложение: понятие,
функции
Предложение
устанавливает зависимость между рыночными ценами и тем количеством товара,
которое производители согласны изготовить и продать. Эта зависимость графически
может быть представлена в виде кривой предложения. Очевидно, чем выше цена
товара, тем большее количество его согласны выбросить на рынок продавцы.
Вследствие этого вместо кривой спроса, плавно опускающейся к оси абсцисс график
предложения будет представлять собой кривую, поднимающуюся от этой оси и
напоминающую параболу.
Объем предложения определяется
общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Поскольку количество
продавцов здесь ничем не ограничивается, повышение или понижение цены отдельным
продавцом заметно не влияет на уровень рыночной цены. При этом предполагается,
что рынок является свободным и поэтому в нем не могут устанавливаться
монопольные цены, хотя в реальной действительности, как правило, имеют дело со
смешанной экономикой, в которой наряду с конкуренцией действуют и монополии.
Тем не менее для теоретического анализа предложения на первых порах необходимо абстрагироваться
от этого обстоятельства и рассматривать процесс предложения в «чистом» виде.
Функция предложения заключается
в общем виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров
с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать
выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а
тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке.
Ценой предложения называют ту
минимальную, или наименьшую, цену, по которой продавец все еще может продать
свой товар. Ниже этой цены он не может его уступить, так как в противном случае
он потерпит убыток и производство товара окажется нерентабельным.
2.2. Закон и кривая предложения
Предложение всегда следует рассматривать с точки зрения
его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться
по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят
производителя предлагать разное количество товара.
Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно
возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и
предложение.
Закон предложения показывает, что производители хотят
изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по
высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Таблица
предложения демонстрирует зависимость между возможными цепами и количествами
продукции, которую предложат на рынке производители по каждой из этих цен . Эта
зависимость, является прямой, или положительной.
На графике прямая зависимость дает восходящую кривую
предложения.
Между ценой и величиной предложения существует прямая
связь.
Аналогично спросу, кривая предложения – графическое
выражение зависимости между ценой товара и количеством предлагаемого товара.
Кривая предложения строится при таких же допущениях, как и
кривая спроса. (Рис. 4).
Предложение
Цена
Рис. 4 Кривая предложения.
Единственное отличие – положительный наклон кривой.
(Прямая пропорциональная зависимость). Она связана с интересами производителя
товара.
2.3. Закономерности изменения предложения
Также как и в случае со спросом влияние изменения цены при
прочих равных условиях может быть показано движением вдоль кривой предложения (изменение
величины предложения).
Изменение какого-либо неценового фактора приводит к сдвигу
кривой предложения. Такой сдвиг называется изменением предложения.
Другим объяснением положительного наклона кривой
предложения может быть закон предельных возможностей фирмы.
Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных
направлениях (Таблица 1). Предположим, что предложение увеличивается,
а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения
цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного
из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит
от относительных параметров изменения предложения и спроса (если
предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается).
Таблица 1
Изменение спроса и предложения
Изменения (при прочих равных условиях)
|
Сдвиг кривой спроса
|
Движение вдоль кривой спроса
|
Сдвиг кривой предложения
|
Движение вдоль кривой предложения
|
1. Изменение цен конкурирующих товаров
|
+
|
|
|
+
|
2. Введение новой технологии
|
|
+
|
+
|
|
3. Изменение моды на товары
|
+
|
|
|
+
|
4. Изменение потребительских доходов
|
+
|
|
|
+
|
5. Изменение цен на сырье
|
|
+
|
+
|
|
Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает.
Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения
больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта
окажется меньше, чем оно было первоначально.
Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в
одном и том же направлении.
Сначала предположим, что и спрос и предложения
увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной цены, нужно
сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения
предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса.
Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится.
Равновесное количество однозначно увеличится.
Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда
масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса,
равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная
цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно
уменьшается.
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения
с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью
нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие
на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.
Чувствительность предложения к изменению цены определяется
эластичностью предложения.
При построении кривой предложения экономист исходит из
допущения, что цена – основная детерминанта величины предложения любого
продукта. Но если одна из неценовых детерминант предложения
претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.
К основным неценовым детерминантам предложения относятся
следующие:
цены на ресурсы;
технология производства;
налоги и дотации;
цены на другие товары;
ожидания изменения цен;
число продавцов на рынке.
Рассмотрим подробнее воздействие на предложение каждой, из
перечисленных детерминант.
Цены на ресурсы. Снижение цен на
ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переметит
кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки
и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.
Технология. Нововведения в
технологии позволяют более эффективно произвести единицу продукции и увеличить
предложение.
Налоги и дотации. Предприятия
рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение
налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив,
дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует
производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает
его предложение.
Цены на другие товары. Изменения цен на
другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Фирма,
выпускающая спортивные товары может сократить предложение баскетбольных мячей,
когда повышается цена на мячи футбольные.
Ожидания. Ожидания
изменений цены продукта в будущем могут повлиять на предложение продукта на
рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения в ближайшем
будущем цен на автомобили может сократить текущее предложение этой продукции
Число продавцов. Чем больше число
производителей, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль
большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше
фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере
выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
Итак, неценовые детерминанты предложения вызывают
изменения в предложении.
Различия между изменением в предложении и изменением
величины предложения такое же, как различие между изменением величины спроса.
Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой
предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение
предложения смещает ее влево.
Причиной изменения предложения служит изменение одной или
более детерминант предложения.
Напротив, изменение величины предложения означает
продвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной
такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
3. Применение теории спроса и предложения
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы.
Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая
одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на
ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение
основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и
предложения. При всей, условности схемы кругооборота она отражает главное — в
развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и
предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос (рис. 5).
Рис. 5 Кругооборот спроса и предложения
Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом
ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в
расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг.
Продажа этих благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов,
необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя
необходимые ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательскую способность),
получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким
образом реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным
потоком доходов и расходов.
Эта модель может быть уточнена при помощи включения оборотов внутри
секторов. Простая модель кругооборота несколько идеализирует реальную
действительность. Во-первых, она не учитывает накопления как экономических
благ, так и денежных ресурсов, а так же то, что какие-то ресурсы могут
выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать
часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается. Такие
обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым
важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема
абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире весьма
многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на
рынки продуктов, факторов производства, кредита (рис.6).
Рис. 6 Кругооборот спроса и предложения
Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая от
него в свою очередь трансфертные платежи и субсидии. Кроме того, правительство
осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и
производственного характера. В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена
путем включения в нее международной торговли.
Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для
понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования
специфики функционирования различных экономических систем.
Заключение
В
заключение работы сделаем основные выводы
Известно,
что чем выше цена товара, тем меньшее количество его покупают, и, наоборот, чем
ниже цена, тем больше он покупается. Таким образом, между ценой товара и
спросом на него по количеству существует определенная взаимосвязь,
математически выражаемая с помощью обратно пропорционального отношения.
Предложение
устанавливает зависимость между рыночными ценами и тем количеством товара,
которое производители согласны изготовить и продать.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы
рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью
покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров,
предложенных продавцами (производителями); соотношение между
ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя
соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В
каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение
товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение
являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат
связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса,
как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы,
которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
На каждом рынке существует множество продавцов и множество
покупателей, каждый из которых планирует свои действия самостоятельно. Когда
они встречаются для торговли, то оказывается, многие не в состоянии выполнить
свои намеченные планы.
Кривые спроса и предложения могут быть использованы для
иллюстрации рыночного равновесия. Рыночное равновесие это та ситуация, когда
планы продавца и покупателя совпадают.
Пересечение кривой спроса и кривой предложения показывает,
что только при одной единственной цене планы покупателей и продавцов совпадают.
Эта цена называется равновесной.
Более высокая цена приводит к возникновению избытка и
оказывает давление на равновесную цену сверху, а более низкая цена приводит к
возникновению дефицита и оказывает давление снизу.
На графике нахождение точки равновесия выглядит
просто, в реальной жизни рыночные условия меняются очень быстро, покупатели и
продавцы пересматривают свои планы.
Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать
большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение
цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.
Также как и в случае со спросом влияние изменения цены при
прочих равных условиях может быть показано движением вдоль кривой предложения (изменение
величины предложения).
Изменение какого-либо неценового фактора приводит к сдвигу
кривой предложения. Такой сдвиг называется изменением предложения.
Другим объяснением положительного наклона кривой
предложения может быть закон предельных возможностей фирмы.
Список использованной литературы
1. Борисов
Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. М., 1994.
2.
Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. СПб., 1994 год.
3. Макконел К., Брю С.
Экономикс. - М.: Республика, 1992.
4.
Макконнелл Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы,
проблемы, политика. М., 1993 год.
5. Маршалл А. Принципы
политической экономии. -М.: Прогресс, 1984
6.
Микро- и макроэкономика, практикум. СПб., 1994 год.
7.
Нуриев Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия.
Вопросы экономики № 11, 1993 год.
8.
Нуриев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной
экономике. Вопросы экономики № 1, 1994 год.
9.
Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.,
1992 год.
10. Пиндайк
Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.
11. Райзберг
Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М., 1995.
12. Рузавин
Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики/Под ред. Г.И. Рузавина. -М. Банки и
биржи, 1994.- 319 с.:ил.
13.
Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. М., 1994 год.
Страницы: 1, 2
|