Спрос и его особенности
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Спрос и его
особенности………………………….………………………5
1.1. Спрос: понятие и функции………….…………………………………..5
1.2. Закон и кривая
спроса……………………………………………………6
1.3. Закономерности изменения
спроса …………………………………..11
2. Предложение и его
особенности….…………….………………………15
2.1. Предложение: понятие и
функции………….…………….…………..15
2.2. Закон и кривая предложения…………………………………………..16
2.3. Закономерности изменения
предложения …………………………..17
3. Применение теории спроса и
предложения…………………………….22
Заключение……………………………………………………………………25
Список
литературы…………………………………………………………...27
Введение
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности
перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом
уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные
услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь
решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения
высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения
до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются
бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление –
менеджмент.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной
экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит
требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся
спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при
функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность
моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость
производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.
Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть
ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли
выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно
занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что
такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот
принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз
доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный
спрос.
Экономический анализ спроса является универсальным средством, которое
может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно
назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную
цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по
контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние
налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.
Все это подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Основная цель работы – раскрыть содержание категорий «спрос» и «предложение».
В соответствие с целью можно сформулировать задачи работы:
-
дать понятие и выявить сущность спроса и предложения;
-
рассмотреть функции спроса и предложения;
-
привести и объяснить законы спроса и предложения;
-
рассмотреть закономерности изменения спроса и предложения.
1. Спрос и его особенности
1.1. Спрос: понятие и сущность
Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями
и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера
реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность
средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм,
структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.
Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными
элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей
силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной
экономики.
Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров
и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный
или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между
предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными
— на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают
друг друга,
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса
и предложения
Известно,
что чем выше цена товара, тем меньшее количество его покупают, и, наоборот, чем
ниже цена, тем больше он покупается. Таким образом, между ценой товара и
спросом на него по количеству существует определенная взаимосвязь,
математически выражаемая с помощью обратно пропорционального отношения.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма,
где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных
продавцами (производителями); соотношение между ними складывается
в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие
изменения в уровне цен на товары.
1.2. Закон и кривая спроса
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество
продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой
цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить
в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое
(при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.
Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут
покупать по разным возможным ценам. Цена спроса — максимальная цена,
по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Любая цена,
назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар.
Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса
представлена кривой спроса (рис. 1).
Высокая
Цена
Ц3
Ц2
Цена
Ц2
Ц1
Ц1
Низкая
Малое К2
К1 Большое
К1 К2
А. Для большинства
товаров Б. Для престижных товаров.
Рис. 1 Кривые спроса
Кривая
показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение
конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках
иного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно
пропорциональной зависимости.
Величины спроса должны иметь определенное
значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное
свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих
параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию
величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат
закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение
допущения при прочих равных условиях.
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше
по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “
распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.
Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен,
а путем их снижения.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта
получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой
последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено
действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа,
согласно которому последующая единица данного продукта приносит
все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные
единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно
объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает
на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить
больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо
альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает
покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому
он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде.
Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект
замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека
появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров,
которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять
дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются
и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание
покупать большее количество продукта по более низкой цене.
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса
можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего
величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной
— это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной
оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая
переменная, а величина спроса — зависимая переменная (рис.2).
Рис. 2 График спроса
Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее
количество продукта, которое потребитель решил купить по данной
цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и
величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение
в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко
представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать
различными ее комбинациями.
На любом рынке выступает много покупателей, поэтому
целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального
спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по
средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем
при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального
спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.
Как
спрос, так и предложение могут быть представлены в виде таблиц. Таблица спроса
показывает зависимость между различными возможными уровнями цен и
количествами продукции, покупаемой потребителями по соответствующим ценам .
Изображенная таким образом зависимость между ценами и количествами продукции, на
которую предъявляется спрос, является обратной, или отрицательной. Как правило,
потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких. Эта очевидная
зависимость называется законом спроса. На графике кривая спроса является
нисходящей .
Пересечение
кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и
равновесное количество продукции.
Дефицит,
сопутствующий ценам ниже цены равновесия, подскажет конкурирующим друг с другом
покупателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят
остаться без продукта. Растущая цена будет:
1)
побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного
товара и
2)
вытеснять некоторых потребителей с рынка.
Избыточное
предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия,
будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы
избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:
1)
подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на
производство данной продукции, и
2)
привлекут на рынок дополнительных покупателей.
Изменения
в потребительских вкусах, доходах, ценах взаимосвязанных товаров, ожиданиях
потребителей, а также числе потребителей на рынке - все это будет вызывать
перемещения кривой спроса.
Изменения
в любом из факторов, влияющих на издержки производства, например в технологии
производства или в ценах ресурсов, в величине налогов или субсидий, приведут к
определенным сдвигам в кривой предложения.
Зависимость
между изменениями в спросе и проистекающими отсюда изменениями в цене
равновесия и равновесном количестве продукции является прямой. Обратная
зависимость существует между изменением предложения и последующим изменением
цены. В то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением
в количестве продукции является прямой.
1.3. Закономерности изменения спроса
Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого
продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.
Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно
изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют
факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет
положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание
и способность покупать большее количество данного товара по каждой
из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась
вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в
одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее
количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение
спроса и смещение кривой спроса влево (рис. 3).
Рис. 3 Увеличение и уменьшение спроса
Рассмотрим влияние неценовых детерминант:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного
продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное
рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой
цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут
уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические
изменения в виде проявления нового продукта способны привести к
изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится
все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей
обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей
находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают
импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование,
тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости
уменьшает спрос на образование.
Страницы: 1, 2
|