Меню
Поиск



рефераты скачать Совместные предприятия: проблемы и перспективы

p> За 1994 год Министерство финансов Украины зарегистрировало 3.340 случаев вклада иностранных инвестиций общим объемом около 900 мил. дол.
США, из которых 3.180 случаев инвестиций в СП, а 130 - в предприятия, капитал которых полностью принадлежит иностранному инвестору.

По данным Минстата Украины на 01.01.1997 года в украинскую экономику привлечено около 1,5 млрд. дол. США иностранных инвестиций.

В Донецкой области на 01.01.1996 года зарегистрировано 150 (на начало
1995 - 99) совместных предприятий, а также филиалов совместных предприятий с участием иностранных фирм из 39 стран мира, в том числе с Австралии,
Бельгии, Болгарии, Бразилии и т.д.

Иностранных партнеров интересует в Украине и непосредственно Донбасс, прежде всего сырье, металл, прокат, уголь, кокс, продукция химической промышленности, не использованные отходы и вторичные ресурсы.

Большое значение для привлечения иностранного капитала играет то, что наш потребитель не особо требовательный, поэтому для зарубежных партнеров есть возможность продлить жизнь товарам и технологиям, которые для западных рынков устарели и перестали быть рентабельными.

Чтобы избежать, риска для иностранных партнеров, так как экономическое положение нашего государства не стабильно, они стремятся вкладывать деньги только, в те отрасти, где им гарантирована быстрая отдача. Это компьютерная техника, переработка вторсырья, сфера сервиса, производство товаров народного потребления.

Отечественные предприниматели часто встречаются с нежеланием своих зарубежных партнеров выполнять уставные обязательства, относительно своевременного внесения вкладов в уставной фонд СП. С такой проблемой столкнулось украинско-итальянское СП (г.Славянск), предметом деятельности, которого является производство керамической плитки. И таких случаев много.
Причина заключается в том, что иностранные фирмы, не имея правовых и экономических гарантий инвестиций, не спешат рисковать своим капиталом.

Выход из этого положения можно найти в создании соответственных страховых фондов, источником финансирования которых были бы отчисления
СП, расположенных в том или ином регионе.

Создание страхового фонда и страховой компании, которая заботилась бы о СП, является еще более актуальной для СП, который производит продукцию. Для расширения круга таких предприятий необходимо также предусмотреть им льготы в налогообложении, а местные органы власти должны обеспечить дополнительные благоприятные условия при строительстве производственных площадей, введение их в эксплуатацию, а также способствовать обеспечению СП сырьем и материалами.

Еще одной важной проблемой, связанной с привлечением иностранного капитала, является налогообложение. Действие Украинского правительства в сфере налогообложения сосредоточены на двух противоречивых целях: получении доходов бюджетов и проведение стимулирующей экономической политики, направленной на привлечение иностранного капитала. Политики должны внедрять наиболее привлекательные для иностранных инвесторов налоговые стимулы, чтобы не потерять бюджетные поступления. Для привлечения иностранного капитала введены:

- налоговые каникулы, от которых уже в Украине отказались;

- низкие налоговые ставки, применяемые в широкой базе налогообложения;
- ускоренная амортизация новых фондов, уменьшение облагаемой налогом прибыли на сумму инвестиций или использование налогового инвестиционного кредита.

По расчетам Министерства Финансов, с момента введения налоговых каникул до января 1997 года бюджет не получил 1650 млн. грн.
Планировалось благодаря досрочной отмене каникул получить дополнительно
308 млн. грн. Но расчеты не оправдались. Поскольку эта мера отвернула от
Украины существующих и потенциальных инвесторов, уменьшился приток капитала.

Поощрению прямых иностранных инвестиций способствует общее уменьшение налоговой ставки.
Как определено в новом Законе Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, компании будут рассчитывать налоговую базу, уменьшая валовой доход на величину расходов на оплату труда, амортизации и процентных платежей. В условиях высокой инфляции Закон предусматривает индексацию не всех видов расходов, а только основных фондов и запасов.
Однако индексация не понадобиться, если инфляция будет умеренной.
Базовая ставка налога на прибыль предприятия составляет 30% и не является обременительной. Поступления в государственный бюджет при этом сократятся, зато появится возможность стимулировать активность производства и в перспективе достичь желаемого баланса.

Для привлечения иностранного капитала необходим также стабильный правовой климат. У нас есть базовый декрет Кабинета Министров Украины
“О режиме иностранного инвестирования”. Но наряду с ним действуют и законы “О налогообложении”, “О валютном регулирования”,
“Внешнеэкономической деятельности”, которые распространяются на зарубежных инвесторов. Законы, принимавшиеся на протяжении последних лет, часто противоречат друг другу. Это и отпугивает иностранных инвесторов.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала необходимо создать либеральный режим приема иностранных инвестиций, который будет включать минимизацию из входного контроля, недопущение ограничений в отношении доли иностранных инвестиций в предприятиях.

Польза иностранных инвестиций для перестройки экономики обще признана в большинстве стран мира, но в Украине пока еще ни в законодательных органах, ни в обществе в целом нет должного понимания роли этих финансовых операций для развития экономики.

3.2. ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ СП

Первые итоги функционирования СП свидетельствуют о необходимости более активного содействия государства на этот процесс, в том числе налоговыми методами.

Анализ СП, в которых участвуют фирмы США, свидетельствует о крайне неравномерном распределении капиталов: преобладают мелкие и средние предприятия и очень немного крупных. Так, СП с уставным фондом до 1 млрд. грн. составляют свыше 60% общего числа СП и имеют всего 7.1% капиталов.
При этом доля трех крупнейших СП с уставным фондом свыше 20 млн. грн. составляет почти 36% капиталов. Кроме того, доля иностранного участника в уставном фонде невелика и часто достигает 40%.

Таким образом тенденции, характеризующие функционирование СП, носят довольно противоречивый характер. Причин этого несколько, и одна из них - нестабильность экономической среды (разрыв хозяйственных связей, частые изменения нормативных актов и т.д.), в которой действуют
СП.

Для успешного развития СП необходим баланс интереса нашей экономики и интересов зарубежных инвесторов. Эту задачу, возможно, решить, только разработав комплексную общесоюзную программу функционирования СП, а также создав правовые и экономические мотивации развития совместного предпринимательства. Программа должна реализоваться главным образом при помощи финансовых стимулов. Одним из принципов функционирования рыночных отношений является регулирование государством этих процессов с использованием преимущественно новых рычагов. Именно налоги должны создавать условия, обеспечивающие большую отдачу СП,

Прежде всего, необходимо отметить, что законы направлены на соблюдение экономических интересов нашей страны и предусматривают определенные налоговые льготы для тех СП, которые в наибольшей мере отвечают этим интересам. Например, впервые предусматриваются льготы по налогообложению прибыли СП, в которых доля иностранного участника в уставном капитале превышает 30%.

Существует еще один весьма сильный финансовый стимул, позволяющий повысить инвестиционную активность, который в советской экономике всегда играл незначительную роль. Это амортизация. В условиях централизованном планируемой экономики, когда объемы капиталовложений выделялись из бюджета, а не формировались на предприятиях, амортизация в большей мере выполняла чисто учетную функцию и практически никак не влияла на уровень инвестиционной активности.

В рыночной экономике, когда финансовые взаимоотношения предприятий с государством носят налоговый характер, амортизация является одним из главных факторов, стимулирующих инвестиционную активность, так как увеличивает финансовые ресурсы предприятий. Поэтому в странах с рыночной экономикой нормы амортизации определяются государством одновременно с утверждением налогов.

Таким образом, предлагаемые меры могли бы создать финансовые стимулы для эффективной работы СП.

3.3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В УКРАИНЕ

Украина стоит на пороге большой приватизации. Следует обратиться к поискам опытных специалистов, которые знают правила работы на мировых рынках.

Приватизация означает переход собственности из рук государства в руки индивидуальных или объединенных частных объектов. Но после приватизации некоторые предприятия снова могут стать государственными.
Это может произойти в тех случаях, когда предприятия, будучи приватизированными, не смогли справиться с экономическими трудностями и потеряли финансовую устойчивость, стали банкротами.

Способы приватизации не одинаковы для всех отраслей и объектов.
Малые предприятия подлежат продаже на аукционе по конкурсу. За первое полугодие 1998 года приватизировано 72 тыс. малых предприятий. Самый большой удельный вес действующих приватизированных малых предприятий в торговле и общественном питании.

Крупные предприятия в большей степени акционируются, а затем акции постепенно продаются, причем большая часть акций приобретается работниками предприятий, но эти акции могут приобрести также и иностранные партнеры.

Изменения в отношениях собственности стали стержнем экономической реформы на Украине. Так как приватизация это гарантия прав собственности, финансовая стабилизация налогового законодательства, либерализация торговли и преодоление коррупции.

Весомой представляется роль иностранных инвестиций в процессе приватизации крупных и средних предприятий. Капиталовложения иностранных партнеров в СП будут способствовать их модернизации, внедрению новых технологий, эффективного менеджмента, рыночных навыков. Фактором, обеспечивающим рост экономики, в нашей стране может стать поэтапная приватизация, когда иностранцам будет предоставлено право участия лишь на втором или третьем этапе торговли. Процесс приватизации должен быть быстрым, понятным для всех и конкурентоспособным.

Сегодня украинским предпринимателям следует в целях скорейшей перестройки структуры нашей экономики изучить немецкий опыт приватизации и применять его не слепо, а с учетом ситуации. В бывшей ГДР за три с половиной года приватизации промышленности, было приватизировано более
10% государственной собственности и передано иностранцам.

Из уст иностранных партнеров нередко можно услышать, что на Украине они не могут приобрести землю под строительство заводов, фабрик или магазинов. На сегодня нерешенность этого вопроса делает Украину одной из наименее привлекательных стран с точки зрения вложения капитала.

Таким образом, решая вопрос приватизации объектов собственности на Украине необходимо также решить вопрос о приватизации земли для иностранных инвесторов. Потому как, приобретая земельные участки под производственные объекты, иностранные инвесторы соглашаются идти на риск и вкладывают деньги в реконструкцию нашей промышленности, надеясь получить достаточную прибыль в будущем. Необходимо поощрять те формы приватизации, которые в наибольшей степени способствуют повышению эффективности предпринимательской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая сказанное можно отметить, что совместное предпринимательство как незаменимый элемент рыночной экономики существенно влияет на структурную перестройку экономики страны, вносит определенный вклад в увеличение общих объемов производства, рыночного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает стимулы к высокоэффективному труду.

Предлагая свою продукцию для реализации, СП способствует более полному удовлетворению потребительского спроса населения. Они создают новые рабочие места, привлекают и внедряют прогрессивные технологии, увеличивают запасы свободно-конвертируемой валюты благодаря росту экспорта и замещению импорта. Для государства польза от СП заключается в поступлении доходов в местный и центральный бюджет, по этому первые итоги функционирования СП свидетельствуют о необходимости более активного воздействия государства на процесс их образования.

Так как на Украине инвестиционный климат неблагоприятен, целесообразно не лишать иностранных инвесторов разнообразных льгот.
Необходимо создать либеральный режим приема иностранных инвестиций, который будет включать минимизацию их входного контроля, недопущение ограничений в отношении доли иностранных инвестиций в предприятиях.

Проанализировав развитие и размещение СП на Украине, можно сделать вывод, что наибольшее количество СП образуются в промышленно-развитых районах и городах. Совместное предпринимательство способствует развитию национальной экономики, но в Украине пока ни правительстве, ни в законодательных органах нет должного понимания в создании этих предприятий. Поэтому СП сталкиваются с таким большим количеством проблем, которые необходимо решать. Но, несмотря на все трудности, иностранные бизнесмены считают, что выгодно создавать СП в нашей стране.
Их привлекают наши технологии, так как они отличаются оригинальностью технологического решения и деятельной проработкой. В Украине много талантливых инженеров, ученых, конструкторов, чьи труды и открытия при соответствующем финансировании могли бы внести неоценимый вклад в отечественное производство, способствовать развитию Украинской экономики.
СП могут достаточно быстро и с незначительными издержками доработать и внедрять новые технологии.

Не менее важную роль иностранные партнеры отводят сырьевому фактору Украины. Они имеют цель получить доступ к сырью, к используемым отходам и вторичным ресурсам, дешевым природным ресурсам Украины. Так как на Украине практически отсутствует природоохранные законодательства и экономическая безопасность нашего общества не высока, это дает возможность иностранным бизнесменам экономить до 20% основного капитала и при прочих равных условиях снизить себестоимость продукции на 5-10%.

Иностранных партнеров интересует также возможность выхода и закрепление на Украинском внутреннем рынке, а также сбыт продукции.
Немаловажным фактором является непритязательность потребителей, что позволяет, продлить жизнь товаров и технологий, которые для западных рынков несколько устарели и перестали быть достаточно рентабельными.

Таким образом, образование СП на Украине дело важное и выгодное, как для иностранных партнеров, так и для нашего государства. Иностранные партнеры, внося свой капитал в СП, способствуют выходу экономики Украины из кризиса. Для преодоления трудностей, связанных с образованием СП на
Украине необходимо соответствующее осознание важности создания СП на уровень высшего экономического и политического руководства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балабанов А.В. Добровольский Г.К. Создание СП - один из путей выхода на внешний рынок. - Одесса 1992. с.167-180.
2. Балабанов П.Т. Новая форма организации предприятий /Совместные предприятия. - Киев 1991. с.35-49.
3. Гарнов А. Денисов А. Экономист /Совместное предпринимательство - преимущества и возможности 1993. № 2 - с.66-70.
4. Деловая Украина 1995. № 40 - с.2 1997. № 35 - с.2.
5. Иванов А.Е. Финансы СССР /Финансовые стимулы развития совместных предприятий 1993. № 11 - с.22.
6. Кизима Т. Экономика Украины /Совместное предпринимательство проблемы и пути их решения 1995. № 7 - с.89-91.
7. Макагон Ю.В. Фомичева Н.В. Внешнеэкономическая деятельность Донецк
“Регион” 1998.
8. Миркин Я.М. Деньги и кредит /Советские и иностранные банки: сотрудничество, организация и условия деятельности 1991. - с. 23-32.
9. Ткаченко Т. Экономика Украины /Налог на прибыль предприятий и прямые иностранные инвестиции 1998. № 4
10. Яновский А.Н. Экономика Украины /Совместные предприятия 1996. № 8 - с.189-199.



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.