Социальная защита в условиях рынка
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛОГОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОЧНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМ. Н.В. ВЕРЕЩАГИНА
Курсовая
работа по предмету «Экономическая теория».
Тема:
«Социальная защита в условиях рынка».
План курсовой работы.
Введение........................................................................................................3
1.
Рынок
и конкуренция, несовершенство системы.......………...4
1.1.
Несовершенство
рынка...........................…………………………4
1.2.
Несовершенство
конкуренции...........……………………………5
2.
Социальная
политика: проблемы и методы их решения……7
2.1.
Социальная
ориентированность, ее противоречие
с
экономической
эффективностью......................................................................7
2.2.
Социальная
политика государства....................................……..9
3.
Реализация
социальной политики в России…………………..12
3.1. Минимальный размер оплаты
труда…………………………..12
3.2. Потребительская корзина и прожиточный
минимум……….13
Заключение................................………………………………………….19
Список использованной
литературы...........................……………….20
Введение.
Рынок не
совершенен и не может полностью обеспечить прогрессивное развитие общества. При
монополизировании его структуры, что неизбежно, создаются неоправданные
привилегии некоторым участникам. Это порождает сильную дифференциацию доходов
населения. Конкуренция же не в состоянии обеспечить ни стабильную занятость, ни
соответствующие права отдельно взятого человека. Решение этих проблем взяло на
себя государство как неотъемлемый участник экономического процесса. Однако,
социальная ориентация экономики, которая подразумевает перераспределение
ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости и т.д., зачастую
вступает в противоречие с экономической эффективностью как способом действия,
обеспечивающим наилучший результат, в вышеуказанных сферах.
Перед Россией, не
так давно вступившей в стадию капитализма, тоже стоят эти проблемы.
Правительство регулярно обновляет законодательство, призванное обеспечить
перераспределение доходов в пользу малоимущих и слабозащищенных слоев
населения. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что это имеет весьма
спорный эффект.
Давайте попробуем
лично убедиться в этом и последовательно рассмотрим все вышезаявленные тезисы.
Глава 1. Рынок и конкуренция,
несовершенство системы.
1.1. Несовершенство рынка
Рынок родился
очень давно и является довольно устойчивой системой. Такой вывод можно сделать
исходя из его гибкости. Чистый капитализм уже отжил свое, но рынок сохранил
свои позиции, преобразовавшись в смешанную экономику с методами
государственного регулирования.
Но все же, не
смотря на свою живучесть, рынок несовершенен и не может во всем обеспечить
прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное
совпадение их интересов, а зачастую и полная их противоположность приводят к
множеству противоречий, затрагивающих все важнейшие сферы жизни общества.
В целом
функционирование рынка основано на стихийном действии экономических
регуляторов. Это порождает неустойчивость рыночной среды, в условиях которой
возникающие диспропорции устраняются не сразу. А восстановление общего
равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
При
бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникает монополизирование
структуры, ограничивающее свободу конкуренции и создающее неоправданные
привилегии для узкого круга участников рынка.
Стихийное
действие механизма рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих
общественных потребностей, изначально не способствует формированию фондов,
идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с
бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсий,
стипендий, пособий), поддержка здравоохранения, образования, науки искусства,
культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.[6, стр.27]
Рынок не может
обеспечить стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный
трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в
обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, делению на богатых и
бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают
благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих
спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антисоциальные
явления.
Однако, далеко не
факт, что общие недостатки рыночной системы могут иметь что-то общее с
недостатками ее отдельных частей и явлений. Попробуем рассмотреть это
утверждение на примере конкуренции.
1.2.
Несовершенство конкуренции
Конкуренция
является неотъемлемой частью рыночной экономики. Под конкуренцией принято
понимать соперничество между участниками рынка за наиболее выгодные условия
производства, купли и продажи товаров. Для подтверждения или опровержения выше
заявленного тезиса рассмотрим вкратце ее основные черты.
К достоинствам
конкурентной борьбы можно отнести:
-
способствование
более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу
товаров;
-
необходимость
гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям
производства;
-
создание
условий для оптимального использования научно-технических достижений в области
создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработки
более совершенных методов организации и управления производством;
-
обеспечение
свободы выбора и действий потребителей и производителей.
Однако для
некоторых групп населения вышеперечисленные достоинства с лихвой перекрываются
следующими недостатками:
-
способствование
растрате невоспроизводимых ресурсов;
-
загрязнение
окружающей среды;
-
отсутствие
гарантий развития производства товаров и услуг коллективного пользования
(дамбы, дороги, общественный транспорт);
-
отсутствие
условий для развития фундаментальной науки, систем общего образования, многих
элементов городского хозяйства;
-
отсутствие
гарантий прав на труд, доход, отдых;
-
отсутствие
механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и
расслоению общества на богатых и бедных.
Как видим,
рыночная экономика не может обеспечить нам ни обязательной занятости, ни
своевременного отпуска, ни сохранности нашего здоровья. По логике капиталиста
мы должны работать, и только работать. Наш труд будет безбожно
эксплуатироваться, уходя практически без остатка на обогащение работодателя.
Однако, эти черты
несовершенства рынка могут быть заметно смягчены, а то и совсем устранены
через проведение разумной экономической политики. В данном случае особое
значение приобретает перераспределение денежных ресурсов в пользу тех сфер,
которые не могут быть профинансированы из чисто рыночных источников. Также
важны и меры социальной политики, применяемые к отдельным группам населения.
Из всего
вышесказанного можно вывести социальную функцию государства. Она включает в
себя обеспечение общего благополучия, создание для граждан равных возможностей
в его достижении, гарантию трудоустройства, справедливого распределения
материальных благ, социальная защита инвалидов, пожилых, беженцев, многодетных
семей и детей в неполных семьях, учащихся, безработных, национальных
меньшинств.[6, стр.32]
К счастью,
обеспечение этих прав (на труд, отдых, доход) взяло на себя государство. Все
права граждан прописаны во множестве доступных для ознакомления законов.
Следует подробнее
остановиться на функциях государства в экономике и механизмах устранения
социальной несправедливости в обществе.
Глава 2. Социальная политика:
проблемы и методы их решения.
2.1. Социальная
ориентированность, ее противоречие с экономической эффективностью.
Социально
ориентированная экономика предполагает подчинение хозяйства задачам развития
личности. Необходимость формирования социально ориентированной экономики
обуславливается следующими факторами:
-
задачами
гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и
преступности;
-
НТР,
главным двигателем которой является творческий труд, немыслимый без
удовлетворения разумных потребностей работника;
-
необходимостью
создания нормальных условий жизнедеятельности людей, когда уровень
экономического развития многих стран позволяет удовлетворять их основные
потребности
Создание
социально ориентированной переходной экономики означает:
-
достижение
рационального уровня потребления для большинства населения, что предполагает в
частности сокращение дифференцированности в уровне потребления благ и услуг до
пределов, при которых сохраняются стимулы к квалифицированному труду и
эффективному предпринимательству;
-
создание
условий для квалифицированного творческого труда, что тесно связано с
качественным изменением структуры экономики (прежде всего сокращение до
минимума применения тяжелого физического труда и экологически вредных
производств);
-
переход
от хронического дефицита потребительских товаров и услуг к широкому предложению
на рынке;
-
формирование
эффективной системы социальной защиты, которая должна включать в себя защиту
от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения,
соединение государственной и страховой систем социальной защиты.[1, стр.541]
Социальная
справедливость в сфере экономики – это соответствие системы экономических
отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям,
потребностям, интересам, которые господствуют в данном обществе. Так, в разные
эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих
критериев: по статусу рождения, по положению по имуществу, по труду, по едокам
и т.д.
Экономическая
эффективность – это способ действия, обеспечивающий получение в результате
осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата.
Экономическая
эффективность в принципе противоречит социальной справедливости в таких сферах,
как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, подержание всеобщей
занятости, решение экологических проблем и других. Противоречие между
экономической эффективностью и социальной справедливостью – это отражение
противоречия между производством и потреблением.
В современных
условиях применяется более широкое понятие социально-экономической
эффективности, включающее в себя категории социальных издержек
(заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ
(здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия
экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу
или хотя бы к смягчению социальных противоречий без чего вообще невозможно
нормальное функционирование экономики.
Экономическая
эффективность, направленная на увеличение общественной доли, достигается
наилучшим образом в рамках рыночной системы с преобладанием частной
собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система
неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней
преобладает распределение по факторам производства, но только в том случае,
если государство устраняется от перераспределения доходов граждан.
Социальная
справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов
между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие
механизмов рыночной экономики. Развитие современной рыночной экономики
предполагает определенную меру выравнивания доходов, создание социальных
гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.
Опыт развитых
стран с рыночной экономикой демонстрирует механизм соединения социальной
справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает
экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет НТП,
применения ресурсо- и трудосберегающих технологий.[1, стр.542]
2.2. Социальная политика
государства.
Социальная
политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в
распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, как, впрочем, и
другим экономическим системам. Социальная политика направлена на ослабление
дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками
рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической
почве.
Поэтому важнейшей
задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для
конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в
первую очередь слабозащищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание
оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и
нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. В
социальной защите беднейших слоев населения имеет место развитая система
денежных и натуральных пособий, социальной помощи. Такая система служит
амортизатором, смягчающим многие негативные последствия развития.[1, стр.544]
Для отнесения
определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной
помощи используются показатели, определяющие уровень бедности. Сама бедность в
социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний
выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный
минимум помимо минимальной нормы удовлетворения физиологических потребностей
включает в себя затраты на минимальные социальные и духовные запросы. Он
представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной
форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество
признает необходимыми для приемлемого уровня жизни; при этом предполагается,
что бедные имеют более-менее нормальные жилищные условия. Физиологический
минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и
оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого промежутка времени
(без приобретения одежды, обуви, и других непродовольственных товаров).
Страницы: 1, 2
|