2.1. Принципы
и цели государственного регулирования
В начале ХХ в.
экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина
нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического
капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного
социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для
ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело
только к возникновению «административно-командной экономики».
Современная
экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или
«капитализм» или «социализм»), является «социально-рыночной» (смешанной). Что
это значит?
Неконтролируемые
рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная
экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего
центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество
и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические
отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее
эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не
разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике
максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение
конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему.
Общая стратегия
государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих
принципах:
1.
При
прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам
организации экономики. На практике это означает, что государство должно
финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный
бизнес (из-за малой прибыли).
2.
Государственное
предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного
бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному
доминированию государственных предприятий над частными.
3.
Государственная
финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому
росту и социальной стабильности.
4.
Государственное
вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму
оно облачено.
5.
Особую
значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных
кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических
отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация
производства, валютные отношения).
Таким образом,
современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более
того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности,
оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное
регулирование рыночной экономики преследует три цели:
·
минимизацию
неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
·
создание
правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования
рыночной экономики;
·
обеспечение
социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной
экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения
названных целей современное государство располагает мощными средствами
регулирующего воздействия на рыночную экономику.
2.2. Правовое
регулирование экономики
Правовое
регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы
функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества),
предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества,
равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и
наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких
регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное
законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольная
политика включает административные и экономические меры, препятствующие
монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
·
жесткий
контроль над ценами предприятий монополистов;
·
поддержку
конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный
рынок иностранных производителей)
·
антимонопольную
экспертизу принимаемых законов
Столь же
актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства,
поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные
процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:
·
или
стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения
прироста денежных доходов населения;
·
или
переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции
всегда означает рост цен;
·
или
увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской
активности.
2.3.Финансовое регулирование
Рыночная
экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей.
Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Уже
одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики.
Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой (безналичной) денежной
эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают
непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину
платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной
единицы и её валютный курс).
Однако понятие
«финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств,
находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и
использование которой есть главный инструмент финансового регулирования
государством рыночной экономики.
Хотя размеры
государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов
растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного
бюджета в современном обществе:
·
субсидии,
дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую
активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку
предприятиям, попадающим в критическую ситуацию
·
финансирование
сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального
обеспечения
·
государственное
потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост
дополнительного спроса
Понятно, что
размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое
влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.
В настоящее время
государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов:
1. Налоги –
обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность
налогообложения придают экономике цивилизационный характер. Маневрируя ставками
налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать
предпринимательскую деятельность.
2. Инвестиции.
Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая
стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам.
Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка
экономики и регулирование темпов экономического роста.
3. Дотации –
денежные суммы, выделяемые из госбюджета для преодоления отраслевых кризисов.
За счёт дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на
отдельные товары.
4. Учётная ставка
– разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты. Назначая
её, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и
предпринимательскую активность.
5. Регулирование
цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию
предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные
ресурсы.
2.4.
Государственное предпринимательство
Объектами
государственной собственности являются предприятия, которые оказываются
экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция
которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства
(энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное
освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует
считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и
производственных ресурсов.
В результате
предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как
внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в
производственно-комерческих операциях.
Государственный
сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных
предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. Государство
позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует
осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное
движение научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные
диспропорции, обеспечивает эффективное развитие международных экономических
отношений.
Механизм рыночной
экономики не в состоянии охватить все сферы экономической системы и подчинить
их функционирование своим законам. В экономике любой страны, как известно,
имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным
законам или эффективность действия последних в таких сферах оказывается
недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству
так называемых общественных товаров и услуг, к регулированию внешних факторов.
Как бы не оценивалась проблема вмешательства государства в экономику,
общепризнано, что функции по регулированию внешних эффектов и снабжению населения
общественными товарами должно выполнять государство. Во всех развитых странах
государство берёт на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана
общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных
потребностей в услугах этих отраслей.
Роль государства
в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах отнюдь не
сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе.
Наряду с собственным производством государство может стимулировать их
производство и на предприятиях частного сектора, закупая их у последних.
Особенно
возрастает в современных условиях роль государства в связи с необходимостью
обеспечения экологической безопасности общества. Вовлекая всё больше природных
ресурсов в хозяйственный оборот, частные предприятия не возмещают всех затрат,
связанных с эксплуатацией природных ресурсов, перекладывая тем самым часть
собственных затрат на общество. Более того, руководствуясь только законами
рынка, они не останавливаются и перед коммерческой эксплуатацией
невоспроизводимых национальных ресурсов. И только вмешательство государства,
во-первых, позволяет обеспечить полное возмещение предприятиями всех затрат,
связанных с использованием природных ресурсов, во-вторых, предотвращает вовлечение
в хозяйственный оборот невоспроизводимых природных богатств, несущее угрозу
здоровью и жизни человека.
2.5.
Социальное регулирование
Особым
направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита
отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные
субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована
неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и
возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.
В развитой
рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной
защиты:
1. Гарантия
минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное
значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня
пенсий и пособий.
2. Обеспечение
занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание
безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически
активного населения).
3. Индексация
фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь
населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.
Экономическая
роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение
несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию
рыночных отношений как таковых.
Например, одно из
наиболее распространенных несовершенств - недостаточная занятость населения.
Эту проблему государство можно решить созданием новых рабочих мест, развитием
малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест
обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая
деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских)
хозяйств).
2.6.
Стабилизационная функция государства
Эта функция
предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его
нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это
достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией,
инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный
механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих
эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации.
Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить
антимонопольную политику, а именно: 1) разработать и принять специальное
антимонопольное законодательство; 2) сформировать системы органов,
осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение
антимонопольного законодательства, используя административно-организационные
методы.
К сожалению,
Россия, которая только приступила к созданию рыночного механизма, уже
испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации. Безработица
также постоянно растёт.
Использование
имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а
часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует
достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция
в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей
общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко.
Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и
доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство
ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем
темп роста производительности труда.
В целях
стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу
выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например,
программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие
задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов
саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора
экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы
рыночного механизма, вместо тотально огосударствлённой рыночной экономики,
действующей в административно-командном режиме.
2.7.
Распределительная функция
Среди функций,
выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой,
большое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию
большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может
возникать, и возникает в результате действия механизмов саморегуляции, присущих
рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть
населения вообще не может обеспечить достойный уровень существования,
сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества.
Законы рынка довольно жестки и жестоки. При этом, как известно, они заставляют
страдать не обязательно и не всегда виноватых. Для обеспечения всем членам
общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы
спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений
государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов
различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем
распределяет их в пользу нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим
слоям населения, выдает беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия
безработным и многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации
безработных, обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату
не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения
и обучения. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое
неравенство. Но государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания
доходов, т.к. неравенство доходов – это обязательное условие эффективного
функционирования рыночной экономики. А государство, в свою очередь, средства
для выплаты этих самых пособий черпает из взимания налогов, например, в США,
около 60% федеральных доходов от акцизного налогообложения дают всего три
товара – алкоголь, табак и бензин. Благотворительные фонды имеют бесспорное
преимущество перед другими способами, т.к. решение богатого поделиться с бедным
продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. Этим благотворителем может
выступить и государство.
3. Границы
вмешательства государства в рыночную экономику
Рыночный механизм
свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же
не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не
срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная
организация денежного обращения.
Во-вторых,
предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка
позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через
спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в
деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования:
национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая
система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного
порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
В-третьих,
устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного
производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие
денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают
рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение ресурсов, что
делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции,
выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению
общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные
границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем
эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального
рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном
воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться к
реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической
жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым
более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких
областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства
в экономику. Обозначим эти сферы.
Перераспределение
доходов.
Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной
конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности
вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом,
ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не
участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся
дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или
иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума
доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях
государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. Здесь минимальная
граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее
состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские
стереотипы. А максимальная граница определяется следующим: размером социальных
выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размеры
налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов
производства; при определении объемов и сроков выплат соц. пособий необходимо
учитывать негативные эффекты рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Занятость. Механизм рынка не реализует
автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для
эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду
причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед
государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование
рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости,
материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти
их.
Развитие
фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными
сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении
прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без
участия государства, которое стимулирует структурную политику и
научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при освоении
перспективных видов новой техники и технологии.
Реализация
национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством
соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией
капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными
балансами и др.
Таковы верхние
максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику.
Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного
регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные
социально-экономические проблемы современного общества.
Если же
государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, -
продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный
контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет
рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить
высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики,
то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое
качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области
научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно
становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от
чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными
последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства.
Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение
ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе
представлениям о справедливости.
В соответствии с
теорией общественного выбора на выработке и реализации управленческих решений
негативно сказываются ограниченность доступной информации, неспособность
государства полностью контролировать реакцию контрагентов на свои действия,
несовершенство политического процесса, ограниченность контроля над
государственным аппаратом и др. На практике выбор оптимальных форм и методов
государственного регулирования оказывается не таким простым, как могло
показаться на первый взгляд.
Например,
принятие решений государственными институтами часто сопровождается
соображениями о личной выгоде. Среди множества факторов, влияющих на
эффективность государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные
внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определённые формы
экономической политики, обусловленные движением рейтинга правительства и тем,
на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания
объёма производства и занятости, связанные с изменением экономической политики
для победы на выборах, назвали политико-экономическим циклом.
Качество
принимаемых решений зависит от квалификации, профессионализма и компетентности
государственных чиновников, их восприимчивости к инновациям. Важную роль при
этом играют относительная автономия аппарата экономического управления,
изоляция его от воздействия чисто политических факторов, преемственность
управленческих кадров и эффективная система их материального стимулирования.
В результате
негативных эффектов правительственные программы не столько устраняют недостатки
рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству
доходов. На практике редко встречаются идеальные решения. Однако наличие
изъянов государства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу
ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны
рынка.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Албегова И. М., Емцов Р.
Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку
/ Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 1998.
2.
Бартлинг Г., Луциус Г.
Основы учения о рыночной экономике / Под ред. И. И. Столярова. М.: Агент, 1997.
3.
Бусыгин В. П., Кокович С.
Г., Цыплаков А. А. Методы микроэкономического анализа: фиаско рынка.
Новосибирск, 1996.
4.
Государственное
регулирование рыночной экономики. Уч. пособие. М.: Дело, 2001.
5.
Государственное
регулирование экономики в современных условиях. М.: ИЭ РАН, 1998.
6.
Долан Э. Д., Линдсей Д. Е.
Рынок: микроэкономическая модель. М.: «Автокомп», 1996.
7.
Государственное
регулирование рыночной экономики. Учебное пособие, 1998.
8.
Колтунова В. М. Основы
рыночной экономики. Ч.2. Новгород, 1998.
9.
Коуз Р. Фирма, рынок и
право. М.: Дело, 1993.
10.
Ламперт Х. Социальная
рыночная экономика. М.: Дело, 1995.
11.
12.
Лившиц А. Ю. Экономика
реформ в России и её цена. М.: Экономика, 1994.
13.
Лившиц А. Ю. Введение в
рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1996.
14.
Луссе А. Микроэкономика.
Краткий курс. С.-П.: «Питер», 2001.
15.
Национальное богатство в
условиях формирования рыночных отношений. М.: Наука, 1995.
16.
Нуреев Р. М. Курс
микроэкономики. М.: Норма, 2001.
17.
Роль государства в
становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997.
18.
Рыночная экономика.
Учебник. Ч.1 /Под ред. В. Ф. Максимова. М.: «Соминтек», 1996.
19.
Современная экономика. /
Под ред. Мамедова О. Ю. – Ростов на Дону: Феникс, 1998.
20.
Юрьева Т. В. Социальная
рыночная экономика. М.: Русская деловая литература, 1999.
Страницы: 1, 2
|