Регулирование государством рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
…………………………………………………………………………....1
Введение
……………………………………………………………………………….2
1.Необходимость
вмешательства государства в рыночную экономику .………….5
2.Функции
государства в рыночной экономике ……………………………………10
2.1. Принципы и
цели государственного регулирования ………………………….12
2.2. Правовое
регулирование ……………………………………………………......14
2.3. Финансовое
регулирование ……………………………………………………..15
2.4.
Государственное предпринимательство ……………………………………….17
2.5. Социальное
регулирование ……………………………………………………..19
2.6.
Стабилизационная функция государства ………………………………………21
2.7.
Распределительная функция ……………………………………………………22
3. Границы
вмешательства государства в рыночную экономику ………………..23
Список
использованных источников ………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического
образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное
рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу
финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных
проблем.
Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти
полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой
с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце
90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного
регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже
более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в то же время и более
реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая
как негативные, так и позитивные её стороны, пытаются определить какую роль
государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те
общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических
реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах
хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.
Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы
являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и
власти.
В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искаженный
характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка.
Это усложняет изучение проблем государственного регулирования экономики России.
Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в
состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их
зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного
механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование
экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут
сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его «провалов», на более
полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и
социальных отношений.
Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы
государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система
сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и
социальных отношений. Она оказалась неэффективной. Её слабость и порочность
связаны с утверждением криминально - бюрократического режима,
недемократического по существу и нуждающегося в реформировании в направлении,
отвечающем стоящим перед обществом задачам и особенностям положения,
сложившегося в России.
После почти 10 лет радикальных рыночных преобразований стала признаваться
необходимость усиления экономической роли государства. Но это усиление должно
идти не в направлении продолжения прежнего экономического курса и усиления
деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной корректировки
рыночных преобразований.
Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного
укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно
– политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства
только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой
станет всё общество, а не интересы отдельной, пусть даже весьма инициативной
части представителей частного бизнеса. Но, к сожалению, в России гражданское
общество отсутствует, и государственным чиновникам, предоставлена возможность
контролировать самих себя. Если не учитывать этого обстоятельства и предлагать
усилить роль государства в условиях современной России, то в отсутствие структур
гражданского общества это неизбежно означает лишь дальнейшее экономическое и
политическое укрепление позиций политико-финансовых групп и государственной
бюрократии со всеми возможными негативными последствиями.
Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии
своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений
прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти
финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет
существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение
причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.
1.
Причины вмешательства государства в рыночную экономику
Рыночная
система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате
постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало
развитие общественного разделения труда и экономическое обособление
производителей в рамках частной формы собственности на средства производства.
Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между
экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно
такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений
рынка.
«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории
человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает
диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к
потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и
необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества
только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще
не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего
возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.
Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс,
рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать
другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К первой,
прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые
невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В
современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование
абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной
системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны
общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку
речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане
страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров.
«Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство,
финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и
отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные
товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например,
национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая -
лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым
коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного
населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение
потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма,
связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что
деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и
положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние
других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с
загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности,
исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный
оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и
пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти
негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на
постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних
эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это
путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с
целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить
выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных
работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными
результатами пользуются многие).
Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого
администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных
ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг,
наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов
подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды
производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не
одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей,
свободная пресса, институты представительной демократии.
Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного
механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры
рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью
рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами
личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что
теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной
занятостью. Выше уже говорилось о мобильности всех видов ресурсов, включая
трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая
мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение
разных видов безработицы: «технологической» (из-за свёртывания устаревших
производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики),
«региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой»
(из-за разорения части фермеров).
Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы
любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого
рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании
рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат)
людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию
новых рабочих мест и т.п.
Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы,
которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные
инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском,
неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и
монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее
эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с
другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и
должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства
государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной
экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более
или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с
их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.
Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её
многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной
деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной
эффективностью и неодинаков в разных странах.
Для развитых стран наиболее типична акционерная (корпоративная) форма
собственности. Она преобладает в крупных производствах с большими массами
применяемых средств производства и капитала. В сфере же малого и среднего
бизнеса доминирует частная, или индивидуальная, форма собственности. Кроме
названных двух основных форм в большинстве рыночных стран успешно функционирует
кооперативная (коллективная) форма собственности. Как правило, это
производственные кооперативы или небольшие предприятия, выкупленные коллективом
в свою собственность. Очень важную роль во многих отраслях играет и
государственная форма собственности. Госсектор обычно охватывает малодоходные
отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта и т.п.). И социальную
инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение).
Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником независимого
от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором
самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до
поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики).
2. Функции государства в рыночной экономике
Фиаско рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии
обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа
неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
1) монополия;
2) несовершенная информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить
эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование,
ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и
стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными
внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы
нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в
современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе:
развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице,
различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь
небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ.
Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее,
доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых
странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство
проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить
безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в
регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс,
стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к
этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет
очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.
Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи:
обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые
социально-экономические проблемы.
Между тем стремительное увеличение государственного сектора и
государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть
беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства
определённые ограничения.
Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые
разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо
эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно
те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому
государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять
или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы
противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями.
Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что
многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные
стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и
заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и
косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к
огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени
необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.
Страницы: 1, 2
|