Остановились на
втором варианте. Вначале, как и полагается цивилизованному государству,
Норвегия приняла Закон об энергетике, определяющий то правовое поле, в рамках
которого планировалось проводить реструктурирование национального
энергосектора. Затем были разработаны и разосланы всем основным участникам
энергорынка предложения по реформированию предприятия «Статкрафт». Правда, при
этом министерство предупредило всех участников, что в случае неполучения
комментариев и предложений в установленные сроки реформирование будет
проведено, но без учета мнений, поступивших после определенной даты. Кто не
успел – тот опоздал. В основном же столь дорогой для большинства скандинавских
народов принцип «консенсуса» или согласия был соблюден. Теперь о сути самой
реформы.
Предприятие
«Статкрафт» сохраняло статус государственного, исполняя только функции
генерирующей компании. При этом из состава «Статкрафт» выделялись все
транспортные сети и передавались вновь создаваемой государственной компании
«Статнетт», которая получала от государства еще особые полномочия, касающиеся
организации экспорта электроэнергии. Диспетчерский центр, передаваемый компании
«Статнетт», отвечал за энергобаланс страны, а также контролировал
трансграничные сальдо-перетоки (Швеция и Дания). «Статкрафт» все же терял часть
своих генерирующих мощностей, которые передавались местным коммунам (примерно
соответствует российским «районам», но с несколько большими полномочиями).
Речь, как правило, шла о маломощных станциях. Следует отметить, в конце 80-х
годов в Норвегии было достаточно много предприятий коммунальной и
муниципальной, а также отраслевой энергетики. Суммарная выработка
электроэнергии этими производителями в общенациональном энергобалансе страны не
превышала 50%. Тем не менее, чисто формально, условия для создания внутреннего
конкурентного рынка электроэнергии и мощности существовали. Вот, собственно,
вкратце и вся реформа. Ни о какой дополнительной приватизации речь не шла, да и
сейчас эта идея воспринимается в Норвегии без особого энтузиазма.
Важнейшим
стимулом для развития рынка в Норвегии послужила структура национальной
энергосистемы: большая часть производства размещена на севере, а потребителей –
на юге страны. В периоды пикового потребления в транспортной сети возникали
перегрузки, справляться с которыми было поручено диспетчерской службе компании
«Статнетт». Работа по простому перераспределению нагрузок в сети не была столь
финансово эффективной, как хотелось бы. Определенную роль в формировании рынка
сыграла торговля электроэнергией между Норвегией и Швецией, а также Норвегией и
Данией. Как отмечалось выше, норвежская энергосистема в целом избыточна и
позволяет экспортировать значительные объемы электроэнергии в соседние страны,
тем более что транспортная инфраструктура готова к этому. Не вдаваясь в
подробности функционирования рынка «НордПул», отметим, что это по большинству
показателей товарная биржа, на которой, кроме торговли физическими объемами
электроэнергии, ведется торговля форвардными и фьючерсными контрактами.
Единственной особенностью этой биржи является отсутствие возможности торговли
«стоками» и неликвидными объемами, поскольку электроэнергия относится к товарам
немедленного потребления. Большинство энергопоставок осуществляется на
основании долгосрочных двусторонних контрактов между производителем и
потребителем, зарегистрированных и завизированных сетевой транспортной
компанией «Статнетт» и местными дистрибуционными предприятиями, если речь идет
о потребителях, подключенных к сетям низкого напряжения. Кстати, в Норвегии
существует достаточно сильная регулирующая администрация, осуществляющая
контроль за деятельностью рынка и уровнем цен на электроэнергию. Норвежский
Регулятор, впрочем, как и английский, наделен весьма существенными правами. Его
решение практически не может быть оспорено. Интересно также и то, что
норвежский Регулятор утверждается на должность не решением парламента, как,
скажем, большинство министров и глав департаментов, а королевским указом, как
премьер-министр или главнокомандующий.
Примеру Норвегии
довольно скоро последовали и Швеция с Данией, а затем уже и Финляндия, вошедшие
в единый скандинавский энергорынок. Норвежских экспертов стали приглашать к
себе руководители государственных энергетических компаний и соответствующих министерств
в других странах. Идея реформирования энергосектора не обошла стороной и страны
Латинской Америки. К числу государств, наиболее успешно реструктурировавших
свои энергосистемы, чаще всего относят Чили и Аргентину. Пионером
реформирования стала Чили, которая уже к середине 70-х годов, под влиянием
экономических идей «пророка» Мильтона Фридмана, начала процесс общего
реформирования экономики, разгосударствления и приватизации, которые спустя
несколько лет после экономического хаоса, шоковой терапии и застоя привели, в
конце концов, к экономическому росту. Уже почти два десятилетия экономика Чили,
год за годом, характеризуется весьма обнадеживающим и стабильным ростом
(рекордным стал 1992 год, когда прирост ВВП составил более 10 процентов).
Чилийские экономисты стремятся обеспечить более сбалансированный ежегодный
прирост на уровне 5-6 процентов, который считается оптимальным для сдерживания
инфляции и других дестабилизирующих экономику факторов.
Отказ от
государственного регулирования чилийского рынка электроэнергии пришелся не на
первый этап экономической реформы, но был тщательно подготовлен и поддержан
законом об энергетике 1982 года. Вслед за Чили отказалась от чрезмерного
государственного регулирования и управления рынками электроэнергии и природного
газа и Аргентина. До отказа в начале 90-х годов от государственного управления
энергетическим сектором в Аргентине существовало несколько государственных
федеральных предприятий, функционировавших наравне с другими, принадлежавшими
провинциям. В городских районах с высокой плотностью населения имелись
собственные источники энергии, принадлежавшие кооперативам или муниципальным
образованиям, но по сравнению с крупными госпредприятиями роль кооперативов
была невелика. Почти все энергопредприятия были вертикально интегрированы, неся
ответственность как за производство, так и за передачу и распределение
электроэнергии. Следует при этом отметить, что транспортные сети Аргентины
отличаются достаточно большой протяженностью, поскольку генерирующие мощности
зачастую расположены на значительном удалении от крупных населенных пунктов,
таких, как, например, Буэнос-Айрес, потребляющий почти половину электроэнергии,
вырабатываемой в стране.
Экономический
кризис, нехватка капитала, значительный прирост населения, вызвавший
потребность в дополнительных объемах электроэнергии, малоэффективное управление
отраслью, ценовая политика, определяемая более социальными запросами и
политическими сиюминутными интересами, нежели реальным уровнем затрат (Sic!),
субвенции и дотации, развращающие отрасль, лишающие ее стимулов для повышения
собственной экономической и технологической эффективности, то есть в конечном
счете технического обновления, привели к тому, что администрация президента
страны Карлоса Менема в марте 1991года разработала и утвердила программу
долгосрочного реструктурирования и приватизации в энергетическом секторе
аргентинской экономики.
Основу
аргентинского энергетического комплекса составляли гидроэлектростанции (около
40% в энергобалансе страны), некоторое количество атомных станций, а также
станции, работающие на топливе. К началу 90-х годов Аргентина начала
значительно наращивать сеть гидроэлектростанций. В последнее десятилетие
количество вновь строящихся и сдающихся в эксплуатацию станций возросло.
Немалую роль в этом играет приток зарубежных инвестиций.
Реформирование
проводилось с неслыханной доселе быстротой. Еще до того, как новое
энергетическое законодательство вступило в силу в начале 1992 года, в самой
отрасли уже начали происходить изменения. Среди прочего были созданы
предпосылки для развития конкурентного рынка: крупные дистрибуционные компании
и поставщики получили право подписывать прямые контракты с производителями
электроэнергии. В начале 1992 года была принята поправка к Закону об
энергетике, регулирующая конкурентные отношения на аргентинском энергорынке.
Аргентинцы
достаточно радикально реформировали свой энергосектор, полностью отказавшись
как от вертикальной, так и горизонтальной интеграции. Честная конкурентная
борьба, по их мнению, требует полной разобщенности между участниками процесса.
Таким образом, каждое подразделение субъекта энергорынка функционирует так,
словно у него нет и не может быть ни одного союзника или партнера. Например,
предприятие, отвечающее за передачу электроэнергии, не может участвовать в
процессе ее производства или купли-продажи, но лишь несет обязательства по
транспортировке и доставке потребителям электричества по принадлежащим компании
ЛЭП. То же самое касается и производителей или поставщиков электроэнергии.
Столь сильная разобщенность не раз становилась объектом серьезной критики.
По мнению
оппонентов, отсутствие каких-либо партнерских отношений между субъектами рынка,
разделенными по видам деятельности, ведет к серьезной разобщенности, чрезмерной
для ведения приватизации или честной конкуренции, лишь усугубляя раскол в
секторе, делая всю систему трудно управляемой. Более того, по мнению критиков
аргентинской модели, эта разобщенность позволяет участникам уходить от
ответственности в своем секторе и приводит к еще большему дроблению системы.
Тем не менее в Аргентине, как практически ни в одной другой стране, облегчен
доступ всем желающим к транспортной сети на договорной основе, поскольку ни у
транспортной компании, ни у дистрибутора нет интересов в других областях – они
не заняты ни генерацией, ни продажей, ни каким-либо иным видом коммерческой
деятельности. А это уже достаточно большое достижение. Ведь без свободного
доступа к транспортным и распределительным сетям не может быть честной
конкуренции.
Ответственность
за деятельность рынка («МЕМ») лежит на акционерной компании «КАММЕСА»
(«Компания Администрадора дель Меркадо Майориста Электрико СА»), которая
принадлежит следующим владельцам: государству, крупным оптовым покупателям
электроэнергии, транспортным предприятиям и дистрибюторам. Государство,
представленное в компании министерством энергетики, собирается в конечном счете
снизить принадлежащий ему пакет акции до 10%.
«КАММЕСА» - это
сетевая компания, управляющая национальной транспортной сетью ЛЭП и несущая
ответственность за оптимизацию национального энергобаланса, функционирование
спотового рынка электроэнергии, а также транспорт электроэнергии и доставку ее
потребителям в строгом соответствии с заключенными договорами и контрактами и
соблюдением всех требований по нормам безопасности и качества.
Государство
регулирует рынок посредством «ЭНРЭ» («Энте Насьональ Регулядор де
Электрисидад») – органа, на который возложены функции по оказанию поддержки
участникам рынка, контроля за соблюдением принципа равного доступа к сетям, а
также надзора за соблюдением правил «честной» конкурентной борьбы. При этом
Регулятор имеет право разрабатывать и совершенствовать нормы и правила
функционирования энергорынка «МЕМ». Государство, сохранившее за собой часть
генерирующих мощностей, использует собственных производителей электроэнергии
для влияния на уровень рыночных цен, поскольку часть прибыли, получаемой
госпредприятиями, идет в специально созданный для этого национальный фонд,
служащий для регулирования, по необходимости, цен на рынке. То есть государство
может в какой-то момент, дотируя свои станции из этого фонда, снизить уровень
цен, котируемый госпредприятиями на рынке, тем самым принуждая к этому и других
участников, желающих продать электроэнергию. В остальном же аргентинская модель
рынка очень близка к той, которая была выработана в Скандинавии. Достаточно
интересный факт: до отказа от государственного управления энергосектором
аргентинская энергетика, во многом базировавшаяся на устаревших и крайне
неэффективных генерирующих станциях, представляла собой глубоко
зарегулированную и ярко выраженную госмонополию с несколькими вертикально
интегрированными предприятиями. Сразу же после отказа от государственного
управления сектором электроэнергетики (уже к августу 1992 года) в Аргентине
действовали 34 участника энергорынка – 19 дистрибьюторов, 13 производителей
электроэнергии и 2 транспортные компании (в Аргентине изначально существовали
две высоковольтные транспортные сети – одна в Патагонии и одна в остальной
части страны). Спустя год, к августу 1993 года, количество субъектов рынка
увеличилось до 70.
За несколько лет
после реформы цены на электроэнергию упали почти втрое, объем инвестиций в
энергосектор возрос на порядок. При том, что изначально аргентинская
электроэнергетика была избыточной, начали строиться новые электростанции, а
старые, малоэффективные или убыточные начали выводить из эксплуатации. При этом
достаточно успешно решались и сопутствующие социальные проблемы.
Итак, были
рассмотрены несколько вариантов реформирования – успешного и относительно
успешного. Теперь будет небезынтересно рассмотреть опыт страны, решившейся на
проведение наиболее радикальной реформы и создание нерегулируемого (или, как
полагали местные реформаторы, «саморегулируемого») рынка. Такой страной
является Новая Зеландия. В начале 80-х годов ХХ века, следуя примеру своей
бывшей (а формально, и нынешнй) метрополии – Великобритании, новозеландские
консерваторы взяли курс на разгосударствление экономики страны. Однако далеко
продвинуться им не удалось, поскольку в 1984 году к власти в Новой Зеландии
пришли лейбoристы. К всеобщему изумлению, они не только не повернули вспять
раскрученный консерваторами маховик, но и самым решительным образом принялись
реформировать госсектор. При этом темпы реформирования просто поражали. Следует
отметить: к началу реформирования Новая Зеландия, чья экономика считалась
наиболее зарегулированной из всех стран Британского Содружества, стояла по сути
на грани банкротства. Именно поэтому местные реформаторы полагали экономические
реформы и приватизацию экономики единственной панацеей.
Они практически
полностью нейтрализовали профсоюзы, до этого времени игравшие в жизни страны
весьма существенную роль, отправили на пенсию или уволили около 40%
госслужащих, а также приватизировали целый ряд государственных предприятий. При
этом лейбористы демонтировали одну из самых мощных в мире систем социального и
медицинского страхования, поскольку в условиях рыночной экономики, как
известно, «ответственность должна делегироваться из центра на уровень отдельных
граждан, ибо каждый должен нести ответственность и в полной мере оплачивать
объем предоставляемых ему услуг». Безработица в это время возросла до 15%.
Популярность правящей партии и отдельных ее представителей упала почти до нуля.
Тем не менее лейбористы провели национальный референдум и получили всестороннюю
поддержку избирателей на выборах 1990 года. Ведь альтернативой были те же
консерваторы, заварившие всю эту кашу. Однако ни консерваторы, ни лейбористы с
реформированием электроэнергетики особенно не торопились.
Исторически
права на энергопроизводство и энергоснабжение в Новой Зеландии принадлежали с
1884 года «ECNZ» («Электрисити Корпорейшн ов Нью Зиланд»), которая производила
95% всей электроэнергии в стране. Более двух третей всего объема производства
приходится на гидрогенерацию, причем большая часть генерирующих мощностей
располагается на южном, наименее населенном, острове новозеландского
архипелага. Электроэнергия передается на северный остров, в столицу Новой
Зеландии Веллингтон по подводным кабелям в виде постоянного тока. Изначально
как за производство, так и передачу электроэнергии отвечала «ECNZ», но вскоре
транспортные и диспетчерские функции были переданы государственной компании
«Транс Пауэр». Нужно отметить, что имевшийся в стране потенциал для наращивания
объемов генерации был практически исчерпан (экологические законы не позволяют
строить новые станции).
Кроме
гидроэлектростанций, обеспечивавших до 70% производства национальной
электроэнергии, в стране действовали 2 крупных геотермических станции (вот с
кого Камчатке нужно брать пример!) и 3 устаревших тепловых (в стране имеются
запасы угля и ограниченные запасы газа на шельфе). Учитывая изолированное
географическое положение Новой Зеландии, не приходится говорить о возможности
поставок электроэнергии из-за рубежа. В довершение ко всему новозеландская
энергосистема весьма серьезно зависит от засух, поскольку резервуары
гидроэлектростанций позволяют накопить не более 12% требуемого годового
гидроресурса. Такая вот география!
Как уже
говорилось выше, к началу реформирования госсектора страна находилась на грани
банкротства, и единственной надеждой для национального энергосектора был приток
инвестиций со стороны частного капитала. Еще в 1986 году лейбористы заявили о
своих намерениях реформировать энергосектор и к 1987 году провели первый этап,
выделив транспортные функции и передав из компании «Транс Пауэр», оставив за
«ECNZ» только производство электроэнергии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|