Меню
Поиск



рефераты скачать Рыночная экономика в России

Рыночная экономика в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В.И.ЛЕНИНА

ФИЛИАЛ   В  г. НАБ. ЧЕЛНЫ

 

 

 

 

 

МИРАСОВА РОЗА ИРЕКОВНА

 

 

«экономическая теория»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету система экономическая теория

Студентки IV курса эк. фак. гр.2306

Научный руководитель

старш. преподаватель.

Окунь Н.А.

 

 

Набережные Челны

2007г.


Содержание.

 

Введение.

Глава 1. Особенности формирования рыночной экономики в России.

Глава 2. Предприятия в условиях перехода к рынку.

2.1.Проблемы крупных предприятий.

2.2. Условия рыночной адаптации предприятий.

Глава 3. Государственные предприятия в переходной экономике.

3.1. Понятие государственного сектора.

3.2.  Коммерциализация государственных предприятий.

3.3. Состав государственной собственности и особенности управления  ею.

3.4.Масштабы государственного сектора.

Глава 4.Частные предприятия в переходной экономике.

4.1. Типы частных компаний.

4.2. Типы корпоративного управления.

Глава 5.  Реструктуризация в реальном секторе.

5.1.Методы реструктуризации предприятий.

5.2. Роль банков в реструктуризации реального сектора.

Расчетная часть.

Заключение.

Список использованной литературы.


Введение.


После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сло­жившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприят­ными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

•   крайне высокая (даже для стран с административно-команд­ной системой) степень огосударствления экономики, почти пол­ное отсутствие в то время легального частного сектора при неук­лонно расширявшейся «теневой экономике»;

•   длительное (на протяжении жизни трех поколений) сущест­вование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

•   крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была при­нижена;

•        неконкурентоспособность преобладающей части отраслей
промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкрет­ных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному со­циально-политическому кризису.

Стратегическая цель переходного периода в России — это фор­мирование эффективной рыночной экономики с сильной соци­альной ориентацией. Условиями создания такой экономики явля­ются:

а)       преобладание частной собственности;

б)      создание конкурентной среды;

в)       эффективное государство, обеспечивающее надежную защи­ту прав собственности и создающее условия для экономического
роста;

г)       эффективная система социальной защиты;

д)      открытая конкурентоспособная на мировом рынке эконо­мика.

Глава 1. Особенности формирования рыночной экономики

в России.


В России не возникало взаимодействия и разграничения функ­ций между рыночными структурами и государством, которые посто­янно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладаю­щих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизирован­ных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структу­ры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным клима­том в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся пере­ход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промыш­ленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сто­рону топливно-энергетического комплекса и первичной перера­ботки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкуренто­способности российской экономики потребует длительного вре­мени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравно­мерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от админи­стративно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономи­ке в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринима­тельство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательст­ва «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения соб­ственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, про­исходящие в переходной экономике, вызывают превращение не­малой части населения в маргиналов и люмпенов, которые стано­вятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценнос­тей, не сопровождающееся быстрым формированием новой закон­ченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократи­ческих традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, веду­щий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому об­служиванию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной эконо­мической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирую­щей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добы­вающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обра­батывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг впе­ред по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние пол­тора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свобод­ной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (совре­менный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хо­зяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономичес­кого развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых эконо­мических отношений.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной эко­номики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, край­не неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регио­нах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к госу­дарственному патернализму.

Глава 2. Предприятия в условиях перехода к рынку.

2.1. Проблемы крупных предприятий.


К концу 90-х гг. большинство стран с переходной экономикой располагали уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Этот срок оказался в целом достаточным для решения такой основополагающей задачи, как устранение монополии государст­венной собственности и развитие предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

Практические результаты трансформации, прежде всего в ре­альном секторе, не позволяют говорить о завершенности реформ и необратимости перехода экономики к рыночным принципам функционирования. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже после акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям рыночной экономики: они эконо­мически неэффективны, сохраняют избыточную занятость, доро­гую социальную инфраструктуру и при этом остаются монополис­тами на соответствующих сегментах рынка.

Большинство бывших социалистических промышленных ги­гантов оказались в чрезвычайно сложном финансово-экономи­ческом положении, генерируют и умножают взаимную задолжен­ность, не возврат кредитов, не могут платить налоги и взносы в социальные фонды. Так, в России в конце 90-х гг. более половины промышленных предприятий, а в некоторых отраслях и еще боль­ше были убыточными. В Болгарии в первые годы реформ убыточ­ными были до 60% предприятий. В Венгрии серьезные финансовые трудности испытывали 30—40% предприятий, причем на долю предприятий — потенциальных банкротов приходилось до 25 % объемов производства и 16% работников промышленности-В Китае в середине 90-х гг. убыточными были около половины крупных  и средних государственных предприятий, а треть были фактическими банкротами.

Более того, трудно трансформируемые крупные предприятия консервировали те структурные диспропорции, которые как раз и явились главной причиной глубочайшего кризиса переходной экономики. Деградирующие крупные предприятия, составлявшие некогда основу национальной промышленности стран с переход­ной экономикой, стояли перед угрозой утраты наиболее ценных элементов накопленного производственного и научно-техничес­кого потенциала, интеллектуальных ценностей и даже здоровых, но плохо управляемых активов.

Столь негативные тенденции в реальном секторе заставили пересмотреть и уточнить ряд принципиальных положений эконо­мической политики рыночного перехода, казавшихся бесспорны­ми в начале системных реформ. Прежде всего подверглись кор­ректировке первоначальные представления о роли и соотношении государственного и частного секторов экономики, перспективах и особенностях государственных и частных предприятий.

Реальное влияние приватизации, проведенной во всех восточ­ноевропейских странах и большинстве стран — членов СНГ, на реформирование общественных отношений и экономики сильно отличалось от первоначальных концепций и ожидаемых результа­тов. Главный вывод, к которому подводит десятилетний опыт ре­формирования отношений собственности, заключается в том, что смена лишь формы собственности и правового статуса сама по себе не приводит к росту эффективности работы предприятий. А учитывая опыт Китая, где не торопились с приватизацией круп­ных предприятий, можно добавить, что на финансовое положение Объектов реального сектора экономики определяющее воздейст­вие оказывает общая макроэкономическая ситуация, а не форма собственности.

2.2. Условия рыночной адаптации предприятий.


Эффективное функционирование предприятий должно опи­раться на создание вполне определенных предпосылок. При этом акционирование предприятий и их последующая приватизация являются далеко не единственным условием эффективной рыночной адаптации. Помимо этого необходимо:

·           формирование механизмов эффективного современного ул­овления предприятиями;

•   проведение организационной, производственной и финансовой реструктуризации предприятий;

•   привлечение стратегических инвесторов (национальных или иностранных), способных принести с собой не только капитал, но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;

•   запуск необходимых инвестиционных проектов;

•   создание необходимых структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала (организационных, правовых инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.

Создание указанных условий означает, что становление систе­мы эффективно функционирующих предприятий государствен­ной, частной и смешанной форм собственности как основы ры­ночной экономики является сложным и относительно длитель­ным процессом. Этот процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных направления.

1.     Преобразование традиционных государственных предпри­ятий в акционерные и иные общества с разделением функций соб­ственности и управления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро.

2.     Проведение приватизации, т.е. первичное закрепление и последующее перераспределение прав собственности за юриди­ческими и физическими лицами, требующее более длительного времени и соответствующего законодательного обеспечения этих прав.

3.     Формирование параллельно с преобразованием государст­венных предприятий частных предприятий на собственной осно­ве, т.е. за счет капитализации сбережений граждан, а также средств негосударственных предприятий и организаций.

В переходной экономике влияние формы собственности на эффективность деятельности субъектов реального сектора в ко­нечном счете оказывается меньшим, чем воздействие общей на­правленности государственной экономической политики. Функ­ционирование предприятий всех форм собственности в переход­ный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, ва­лютной политикой властей, стабильностью налоговой политики  и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и пос­ледовательностью антимонопольной политики.


Глава 3. Государственные предприятия в переходной экономике.

3.1.Понятие государственного сектора.


Государственный сектор экономики представляет собой сово­купность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономи­ке довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие сме­шанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно ис­ключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государствен­ной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказы­вается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.