Рыночная экономика в России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И.ЛЕНИНА
ФИЛИАЛ В г. НАБ. ЧЕЛНЫ
МИРАСОВА
РОЗА ИРЕКОВНА
«экономическая теория»
Курсовая работа
по предмету система экономическая
теория
Студентки IV курса эк. фак. гр.2306
Научный руководитель
старш. преподаватель.
Окунь Н.А.
Набережные
Челны
2007г.
Содержание.
Введение.
Глава
1. Особенности формирования рыночной
экономики в России.
Глава 2. Предприятия в условиях перехода к рынку.
2.1.Проблемы крупных предприятий.
2.2. Условия рыночной адаптации предприятий.
Глава 3. Государственные предприятия в переходной
экономике.
3.1.
Понятие государственного сектора.
3.2. Коммерциализация государственных предприятий.
3.3. Состав государственной собственности и особенности
управления ею.
3.4.Масштабы государственного сектора.
Глава 4.Частные предприятия в переходной экономике.
4.1. Типы частных компаний.
4.2. Типы корпоративного управления.
Глава 5. Реструктуризация в реальном секторе.
5.1.Методы реструктуризации предприятий.
5.2. Роль банков в реструктуризации реального сектора.
Расчетная часть.
Заключение.
Список
использованной литературы.
Введение.
После
длительного господства административно-командной системы в экономике России на
рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.
Исходные
позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в
России, в целом были неблагоприятными по
следующим обстоятельствам (объективные факторы):
• крайне
высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень
огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального
частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;
• длительное (на протяжении
жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что
ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли
государства;
• крайне искаженная структура
национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а
роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
• неконкурентоспособность
преобладающей части отраслей
промышленности и сельского хозяйства.
Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса
по поводу самого
перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что
вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.
Стратегическая цель переходного периода в России — это
формирование
эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями
создания такой экономики являются:
а) преобладание частной
собственности;
б) создание конкурентной среды;
в) эффективное
государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и
создающее условия для экономического
роста;
г) эффективная система
социальной защиты;
д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.
Глава 1. Особенности формирования
рыночной экономики
в России.
В России не возникало взаимодействия и разграничения функций
между рыночными структурами и государством, которые постоянно
конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в
переходной экономике России формы
собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной
экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился
эффективный собственник.
Значительное
влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху
монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды;
нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.
Наряду
с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную
перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил
неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой
структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной
переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности
российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких
десятилетий.
Переход
к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики
осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле
происходит быстрое приближение к уровню
стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в
основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной
системы.
Неравномерным
является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего
этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных
городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство,
тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных
отношений идет крайне медленно.
Присущие
российской модели рыночной экономики высокая криминализация
экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как
факторами, общими для всех стран с переходной
экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост
коррупции), так и российскими особенностями.
Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги,
происходящие в
переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в
маргиналов и люмпенов, которые становятся
легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия,
т.е. разрушение прежних общественных ценностей,
не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы
ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе
является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для
России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к
закону и недоверие к любой власти. Немалую
роль играет и упоминавшийся антагонизм между
государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию
теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают
влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли
государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам
присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это
ведет к сохранению значительной экономической
роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных
факторов в социальной сфере.
Из
сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства
российская модель рыночной экономики опирается
на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей,
неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность
сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных
условиях сдерживают функции свободного рынка.
Такая
переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с
административно-командной системой, со временем
должна будет уступить место зрелой рыночной системе.
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся
в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и
организационно-правовых форм, представляет собой экономическую
систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали
следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции
(чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный
капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В
каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства,
так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и
национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает
особое, переходное состояние экономики.
Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней
функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные
предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых
экономических отношений.
Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель
переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный
сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное
перераспределение прав собственности, преобладание финансового
капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным
отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация
экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.
Глава 2.
Предприятия в условиях перехода к рынку.
2.1. Проблемы
крупных предприятий.
К
концу 90-х гг. большинство стран с переходной экономикой располагали уже
десятилетним опытом рыночной трансформации. Этот срок оказался в целом
достаточным для решения такой основополагающей
задачи, как устранение монополии государственной собственности и
развитие предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.
Практические
результаты трансформации, прежде всего в реальном секторе, не позволяют
говорить о завершенности реформ и необратимости перехода экономики к рыночным
принципам функционирования. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже
после акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям
рыночной экономики: они экономически неэффективны, сохраняют избыточную
занятость, дорогую социальную
инфраструктуру и при этом остаются монополистами на соответствующих
сегментах рынка.
Большинство
бывших социалистических промышленных гигантов оказались в чрезвычайно сложном
финансово-экономическом положении, генерируют
и умножают взаимную задолженность, не возврат кредитов, не могут
платить налоги и взносы в социальные
фонды. Так, в России в конце 90-х гг. более половины промышленных предприятий,
а в некоторых отраслях и еще больше
были убыточными. В Болгарии в первые годы реформ убыточными были до 60%
предприятий. В Венгрии серьезные финансовые
трудности испытывали 30—40% предприятий, причем на долю предприятий —
потенциальных банкротов приходилось до 25 % объемов производства и 16%
работников промышленности-В Китае в середине 90-х гг. убыточными были около
половины крупных и средних государственных предприятий, а треть были фактическими
банкротами.
Более того, трудно
трансформируемые крупные предприятия консервировали те структурные диспропорции,
которые как раз и явились главной причиной глубочайшего кризиса переходной экономики. Деградирующие крупные предприятия,
составлявшие некогда основу национальной промышленности стран с переходной
экономикой, стояли перед угрозой утраты наиболее ценных элементов накопленного
производственного и научно-технического потенциала, интеллектуальных ценностей
и даже здоровых, но плохо управляемых
активов.
Столь негативные тенденции в
реальном секторе заставили пересмотреть и
уточнить ряд принципиальных положений экономической политики рыночного
перехода, казавшихся бесспорными в начале системных реформ. Прежде
всего подверглись корректировке
первоначальные представления о роли и соотношении государственного и частного
секторов экономики, перспективах и особенностях
государственных и частных предприятий.
Реальное
влияние приватизации, проведенной во всех восточноевропейских странах и
большинстве стран — членов СНГ, на реформирование общественных отношений и
экономики сильно отличалось от
первоначальных концепций и ожидаемых результатов. Главный вывод, к которому подводит десятилетний опыт реформирования
отношений собственности, заключается в том, что смена лишь формы собственности
и правового статуса сама по себе не приводит к росту эффективности работы
предприятий. А учитывая опыт Китая, где не
торопились с приватизацией крупных предприятий, можно добавить, что на
финансовое положение Объектов реального сектора экономики определяющее
воздействие оказывает общая макроэкономическая ситуация, а не форма
собственности.
2.2. Условия рыночной адаптации предприятий.
Эффективное функционирование
предприятий должно опираться на создание вполне определенных предпосылок. При
этом акционирование предприятий и их последующая приватизация являются далеко не единственным условием эффективной
рыночной адаптации. Помимо этого необходимо:
·
формирование
механизмов эффективного современного уловления предприятиями;
• проведение организационной,
производственной и финансовой реструктуризации предприятий;
• привлечение стратегических инвесторов
(национальных или иностранных), способных принести с собой не только капитал,
но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;
• запуск необходимых инвестиционных
проектов;
• создание
необходимых структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала
(организационных, правовых инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.
Создание указанных условий означает, что становление
системы
эффективно функционирующих предприятий государственной, частной и смешанной
форм собственности как основы рыночной экономики является сложным и
относительно длительным процессом. Этот
процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных
направления.
1.
Преобразование
традиционных государственных предприятий в
акционерные и иные общества с разделением функций собственности и
управления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро.
2.
Проведение
приватизации, т.е. первичное закрепление и последующее перераспределение прав
собственности за юридическими и физическими лицами, требующее более
длительного времени и соответствующего
законодательного обеспечения этих прав.
3.
Формирование
параллельно с преобразованием государственных предприятий частных предприятий
на собственной основе, т.е. за счет капитализации сбережений граждан, а также
средств негосударственных предприятий и организаций.
В
переходной экономике влияние формы собственности на эффективность деятельности
субъектов реального сектора в конечном счете оказывается меньшим, чем
воздействие общей направленности государственной экономической политики. Функционирование
предприятий всех форм собственности в переходный период определяется
бюджетной, денежно-кредитной, валютной политикой властей, стабильностью
налоговой политики и величиной налогового
бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и
регулирования, характером и последовательностью антимонопольной политики.
Глава 3.
Государственные предприятия в переходной экономике.
3.1.Понятие государственного сектора.
Государственный сектор экономики представляет
собой совокупность
предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и
финансируемых из государственного бюджета.
Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу
корпоратизации и приватизации
предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой
обычно исключает из рамок
госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается
значительной. Поэтому общий объем
государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных
предприятий оказывается гораздо
больше, чем собственно государственный сектор.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|