p> В нашем случае проблема усугубляется тем, что долгие годы людям
вбивали в голову идею о якобы порочности, неестественности частной
собственности. Внушалась мысль о том, что процесс огосударствления носит
объективный характер, не оставляющий частной собственности никакой
перспективы. На подавление естественного стремления человека к частной
собственности была брошена вся мощь государственной машины. Между тем, имущественные интересы, как бы их порой не пытались
спрятать или замаскировать, стоят за многими общественными процессами.
Более того, они играют решающую роль и в процессе преобразований в нашей
стране. Командно-административная система, если формально и не владела, то
монопольно распоряжалась так называемой общенародной собственностью.
Поэтому не следует ожидать, что она добровольно уступит это право владения.
И это несмотря на то, что собственность в ее руках превратилась на практике
в ничейную и утратила свои важнейшие качества источника доходов для
владельцев как основы их экономической независимости, важнейшего фактора
мотивации трудовой и предпринимательской деятельности. В разрушении и
деформации отношений собственности кроются главные причины банкротства
командно-административной системы. Макроэкономическая стабилизация Движение от командно-административной к рыночной экономике для своего
успешного осуществления должно опираться на мировой опыт в этой области и
иметь логику, сформулированную в шести классических принципах.
Классическими они названы потому, что были положены в основу экономических
реформ во многих странах мира, успешно осуществивших переход от
тоталитарных систем к рыночному хозяйству. 1. - Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита
государственного бюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и
кредитования. 2. Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения. 3. Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве
гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим
надежность выполнения хозяйственных договоров. 4. Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права
частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части
государственной собственности и демонополизацию производств в различных
отраслях. 5. Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые
отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций предоставление
возможности для репатриации, прибылей и конвертируемый рубль. 6. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.
Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра
традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций,
которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной
экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрения
государством большей части инвестиционных проектов, государственное
установление большинства цен и т. . д. Вместо этого в рыночной экономике
главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей
реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров,
содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики,
разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты,
помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры — транспорта и средств
связи и др. Существуют разные точки зрения по вопросу о том, как нужно
реанимировать экономику после утопических экспериментов — медленно, шаг за
шагом, либо через «шоковую терапию». Но важно подчеркнуть, что все главные
действия макроуровневой стабилизации с учетом мирового опыта должны
осуществляться единовременно. «Незначительный косметический ремонт не
поможет излечить болезни экономики. Полумеры только осложняют проблемы».
Необходима срочная «хирургическая операция». «Эта «операция» должна быть
тщательно подготовлена, а разрез сделан решительной рукой» (Корнай Я. Путь
к свободной экономике. М.. 1990. С. 3). Рассмотрим подробнее отдельные проблемы макроэкономической
стабилизации, следуя не только букве, но и духу классической переходной
программы. Среди проблем, требующих немедленного решения в ходе «операции
стабилизации», одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов
инфляции. На макроуровне спрос и предложение должны быть сбалансированы.
Правительству требуется провести либерализацию цен, после которой через
определенный период времени наступает равновесие рынка. Неизбежный «ценовой
скачок», связанный с переводом экономики с режима подавленной инфляции на
режим открытого ее типа, должен сопровождаться жесткой антиинфляционной
политикой. Процесс инфляции, динамично происходящий в триаде цены —
заработная плата — цены необходимо остановить, а триаду разрушить. Антиинфляционная политика невозможна без ликвидации бюджетного
дефицита самым решительным образом. Расходы бюджета необходимо определять
только на основе его доходной части, а это влечет за собой радикальную
реформу ее основного института — налоговой системы. Соответствующая рыночной экономике налоговая система обладает целым
рядом отличительных принципов. Прежде всего, это система может быть только
деидеологизированной и политически нейтральной. Принцип уравнительности, теоретически оформленный и практически
внедрявшийся последователями «единственно верного учения», в налоговой
системе рыночной экономике неприемлем, ибо уравнять материальное
благосостояние различных социальных групп можно только по низшему уровню
(опыт бывших и нынешних социалистических стран наглядно свидельствует об
этом). Принцип социальной справедливости, в трактовке люмпенских[1] слоев
населения, также не может быть воплощен в рассматриваемой реформе налоговой
системы. В рыночной экономике социальная справедливость воплощена в тезисе
«Защита — слабым, Свобода — Сильным!» Принципом «Не навреди!» необходимо во многом руководствоваться при
формулировке налоговых статей и вообще реформы налогообложения. Фактическими налоговыми формами, материализующими принципы налоговой
реформы, могут быть налоги на добавленную стоимость, количество занятых,
налогообложения прибыли, таможенные пошлины, налог на собственность и т. д. Дефицит бюджета можно ликвидировать, не только увеличивая его доходную
часть через налоги, но и уменьшая расходную часть. Правительство должно
максимально уменьшить военные расходы, бюджетные дотирования цен и
различные производственные дотации. Социально-политический аспект макростабилизации связан с тем, что
любое правительство не сможет избежать непопулярных мер в ходе достижения
бюджетной сбалансированности как важного фактора ограничения темпов
инфляции. В процессе стабилизации, наряду с рассмотренными мерами, необходимо и
постоянно наблюдать за макроэкономическим спросом (совокупным спросом). Регулирование спроса на макроуровне в данный период состоит в политике
жестких денежных ограничений. Одним из главных методов проведения подобной
является установление высоких процентных ставок на заемные средства. При
проведении этой политики важно учитывать ее последствия, выражающиеся в
возрастающей неплатежеспособности предприятий и вынужденном
административном установлении предела роста заработной платы на
государственных предприятиях. Выйти за установленный предел повышения
заработной платы государственные предприятия могут, лишь сменив нынешнюю
форму собственности на частную. В процессе проведения «стабилизационной хирургии» необходимо наряду с
вышеперечисленными мерами добиться; введения единого обменного курса; введения конвертируемости национальной валюты. Центральный банк будет
свободно менять национальную валюту на любую конвертируемую валюту всем
физическим и юридическим лицам; либерализации всей внешнеторговой деятельности, независимо от форм
собственности. Перед введением конвертируемости валюты среди прочих условий
необходимо соблюсти два основополагающих. Одним из них является
осуществление жесткого контроля спроса на конвертируемую валюту со стороны
предприятий госсектора. Здесь должна сыграть свою роль жесткая денежная
политика (высокие процентные ставки на кредиты). Другим условием, предваряющим конвертируемость, является наличие осу
дарственных резервов конвертируемой валюты. Осуществление мер по установление единого курса, введению
конвертируемости валюты и либерализации внешней торговли способствует
установлению внешнего и внутреннего равновесия экономики, а следовательно,
положительно влияет на объем и качество выпускаемой продукции. Меры по макроэкономической стабилизации, если проводить их
разновременно, некомплексно, способны принести больше экономического вреда,
чем пользы. Например, либерализация цен без сочетания с жесткой кредитно-
денежной политикой способна вовлечь общество в спираль гиперинфляции с ее
последующим разрушительным эффектом. Все предпринимавшиеся до сих пор в нашей стране попытки рыночных
реформ в виде непоследовательных, инертных, половинчатых мер, определяемых
экономической некомпетентностью, идеологической засоренностью, склонностью
к политическому лавированию «архитекторов реформ», были обречены на провал. Сущностью макроэкономической стабилизации является взаимозависимость
всех проводимых мер. «Прекращение инфляции требует сбалансированного
бюджета. Сбалансированность бюджета в свою очередь может быть достигнута
только на основе новой налоговой системы. Бюджет нельзя сбалансировать при
разгуле инфляции, так как доходы, более подверженные влиянию инфляции, чем
расходы, всегда оказываются меньше. Прекращение дотирования убыточных предприятий связано с ведением новой
системы налогов, а также с возможностью определения рентабельности
предприятий на основе рыночных цен равновесия. Настоящие рыночные цены не
могут, однако, возникнуть в условиях ускоряющейся инфляции. Частичные
изменения цен, не приводя к формированию рациональной системы относительных
цен, сами по себе только подхлестывают инфляционную спираль. Список этих
взаимосвязанных проблем можно было бы продолжить. Все они, вместе взятые,
дают экономическое обоснование необходимости проведения операции сразу
одним ударом». В период проведения макроэкономических мер по стабилизации нельзя
обстрагиваться от мировой реакции на проводимые реформы. 27 апреля 1992 г.
Россия и ряд других государств СНГ были приняты в Международный валютный
фонд (МВФ). Россия получила квоту в 3%, что дает ей возможность получать
ежегодные кредиты приблизительно в 4 млрд. долл. В 1992 г. Большая семерка
и международные организации намерены оказать финансовую помощь России в 24
млрд. долл. Из них 6 млрд. долл. предназначены для формирования
стабилизационного фонда конвертируемости рубля. Эти б млрд. долл. могут
быть использованы только для валютных интервенций, если это будет
необходимо для поддержания курса рубля после введения его конвертируемости.
Интересно, что возможна и такая ситуация: использовать этот фонд
непосредственно для интервенций и не придется. Сам факт существования фонда
может стабилизировать валютный рынок: те, кто проводит на нем свои
операции, уже будут заранее знать, что в случае падения курса рубля
правительство начнет валютную интервенцию. Оставшиеся 18 млрд.— кредиты для поддержки платежного баланса России в
1992 г. В счет этих кредитов могут быть закуплены любые товары на мировом
рынке, в которых общество будет испытывать особо острую необходимость.
Важно подчеркнуть, что оказываемая помощь в 24 млрд. долл., выделяется
России не под конкретных просителей, а под рыночные реформы. Главная задача
— распорядиться предложенными финансовыми ресурсами самым эффективным
образом. Политика и экономика в условиях перехода к рынку С политической точки зрения продвижение к рынку предполагает решение
по крайней мере трех взаимосвязанных задач. Задача первая: как разрешить противоречия между теми, кто декларирует полезность
рынка, но тормозит продвижение к нему на деле, и теми, кто на словах и в
делах формирует рыночные отношения? Внешняя благопристойность при нежелании
действовать во имя рыночных отношений объясняется якобы специфическим
пониманием последних. Так, очевидная для рыночной экономики реформа
отношений собственности, предполагающая существование частной
собственности, преподносится как нечто невероятное для наших отечественных
условий, будто бы невозможное в силу даже прежних, дореволюционных
традиций, усиленных практикой последних десятков лет. Например, на вековые
традиции сельской общины как на нечто положительное ссылаются и политики, и
ученые, и писатели. Между тем, многие из них абсолютизируют значение общины
либо по незнанию, либо по явному корыстному умыслу. Во-первых, в отличие от незнания законов, которое не освобождает от
ответственности, незнание истории, похоже, освобождает от ответственности
за качество проработки социально-экономических программ. Во-вторых,
стремление к односторонней оценке места и роли общины позволяет со ссылкой
на историю народа утверждать, что, например, частная собственность нам не
присуща, а общественная собственность просматривалась еще в общине.
Нетрудно представить, что если в этом противостоянии победили бы противники
частной собственности, настали бы тяжелые времена для новых хозяйственных
форм, альтернативных государственным. Задача вторая. Если вышеуказанное противоречие разрешается, напротив,
в пользу действительных реформаторов, то какие основные мероприятия они
должны выполнить, чтобы придать высокую динамичность процессу продвижения к
рынку? В наших условиях вполне мог оказаться возможным сценарий развития по
формуле: «политический диктат — экономическая свобода». По прошествии
нескольких лет перестройки такой подход нашел бы довольно серьезную
поддержку в массах. Ведь он предполагает быстрое развитие рыночных
отношений под руководством и с активным участием номенклатуры, т.е. своего
рода «прусский», он же «чилийский», путь строительства капитализма. Короче
говоря, речь идет о перестройке авторитарной системы авторитарными
методами. Это — авторитарный модернизм. Остается только найти монарха или
диктатора с рыночными убеждениями. Задача третья. Происходит встречный процесс адаптации противоположных
подходов, продвижение к «золотой середине». Децентрализация экономической и
политической власти приобретает обязательный характер. Это может быть
раздел власти между центром и новыми административно-территориальными
образованьями с предоставлением президенту целого ряда чисто номинальных
функций. При этом переход к рынку становится значительно более динамичным. Итак, по какому из трех возможных путей пойдет страна, время покажет.
Очевидно лишь то, что это не будут легкие пути, да и прохождение не будет
быстрым. Вместе с тем, уже пройденный путь указывает на необходимость
значительно более продуманных, научно обоснованных действий в реформах
переходного этапа, помноженных на решительность и последовательность. Новые
законы, которые появляются в переходный период, должны аккумулировать
прежде всего то положительное, что накоплено обществом к этому моменту, что
фактически закреплено реальными отношениями (между людьми, организациями,
учреждениями), а потом уже то, что должно родиться. Именно в переходный
период важно помнить известную истину: ломать — не строить. С экономической точки зрения, продвижение к рынку предполагает прежде
всего решение проблем, связанных с отношениями собственности и новых
предпринимательских структур. При этом наряду с традиционными формами
собственности (государственной, кооперативной) должна, наконец, реально
утвердиться частная собственность. Всякое желание подискутировать или
постращать наступление эры частной собственности (или капитализма) должно
отвергаться не только ссылками на здравый смысл, но и на существующий опыт
процветающих, именно благодаря частной собственности, государств. Время
дискуссий по этому поводу уже явно прошло. В действительности же неплохо было бы при формировании современной
экономической политики просто опираться на законы человеческой природы.
Разве не был прав А. Смит. когда утверждал, что человек, лишенный
возможности приобрести хоть какую-то собственность, заинтересован только в
одном: как можно больше есть и как можно меньше работать? Реалистический подход к понятию «собственность» по-новому позволяет
оценивать поступки человека. Ведь собственность — это материализация
личности человека, ибо. распоряжаясь собственностью, человек врастает в
общество, вступает в сотрудничество с другими собственниками. Именно здесь
формируется и укрепляется нравственность как язык социальных связей. Более
того, обладание собственностью делает отношения между людьми подлинно
справедливыми. Разве опыт советского народа последних десятков лет не
пример тому, как в условиях ничейной (то бишь общественной) собственности о
справедливости лишь мечтали?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|