Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок труда

·        поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педа­гогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;

·        используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию заня­тости при общих, более значительных масштабах финансирова­ния политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. Притом, что в Швеции в три с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на про­граммы политики рынка труда - 2,7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее - 70 против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке тру­па являются одним из главнейших факторов, определявших сло­жившийся уровень занятости населения обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т.ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетво­рение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во мно­гом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.


5.    НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ


Механизм саморегулирования рынка труда

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработ­ной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжитель­ности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различ­ные фонды, что расширяет возможности социальной защищен­ности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значи­тельной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную норму прибыли, которая показы­вает размеры дохода по отношению к затратам. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сфе­ры, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модерни­зирует производство, совершенствует организацию труда, следо­вательно, с учетом повышенных требований усложняется систе­ма образования (т.е. потенциальный рынок труда).

Доход фирмы является экономической основой ее инвестицион­ной активности. Падение доходности фирмы (если не приняты экст­ренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием пер­сонала фирмы на улицу. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специа­листы отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка тру­да, является прибыль предпринимателя. Это тот самый эконо­мический механизм, который регулирует движение нормы при­были, определяющей цену труда. Последняя побуждает наем­ных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т. п.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и пред­ложения труда на рынке, как это уже отмечалось в главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать про­изводство и персонал.

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда при­водит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безрабо­тицы сочетается с ростом удельного веса резерва производствен­ных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порож­дает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безра­ботицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, кон­куренция -   все эти факторы саморегулирования рынка труда фор­мируют доход населения и распределяют общественное богатство.

Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например, в США оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий яв­ляется тот факт, что в европейских странах государство более ши­роко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы пред­принимателей ограничивает средства на внедрение новых техно­логий и новшеств, снижает прибыльность производства и способ­ствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естествен­но углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработи­цы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип есте­ственного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекатель­ная сторона рыночного саморегулирования, так как она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полно­стью не может быть принят.


Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е. политики невмешательства государства в эко­номику, наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Ис­следование о природе и причинах богатства». Согласно его трак­товке, рыночная система способна к саморегулированию, в осно­ве которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связан­ный со стремлением к прибыли.

Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенном конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его рав­новесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за актив­ное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает со­стояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и со­храняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточ­ностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабиль­ность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика, регулирующая влияние государства, не должна препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости насе­ления должна обеспечиваться не сохранением излишней числен­ности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т. п.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более ра­циональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабо­чих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на| предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответству­ющую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адап­тации работников к требованиям рынка труда. Следует также учи­тывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, од­нако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно дол­жно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уяз­вимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высво­бождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при котором возоб­новление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого уве­личением занятости требуется:

·        появление рыночно ориентированного, защищенного госу­дарством и социально ответственного собственника производ­ственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринима­тельской активности;

·        привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

·        обеспечение условий для материальной заинтересованно­сти работников, развития их потребностей, расширения инфра­структуры для их удовлетворения, а также соответствия профес­сионального уровня трудящихся уровню материально-техничес­кой базы.


Реализация этих требований возможна лишь на основе исполь­зования развитого рыночного хозяйственного механизма в соче­тании с государственным регулированием. Прежде всего необхо­димо преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более пол­ное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер со­циальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требу­ющая определенного регулирования.

Для обеспечения занятости населения велико значение сфе­ры услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников урав­нительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и а но­вых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появи­лась необходимость гарантировать выплату заработка, форми­ровать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эк­вивалентно оплачивать Повышенные затраты труда, стимулиро­вать рост его качества. Особой проблемой является целесооб­разность увязки заработка различных категорий работников с рен­табельностью производства.


Правовое регулирование рынка труда

Изменение экономической ситуации в РФ. широкое развитие , негосударственного сектора экономики, утрата государством фун­кции основного работодателя, признание многообразия форм соб­ственности — все это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом зако­нодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995 г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее рефор­мирование всего законодательства о труде.

Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о рав­ной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, по­этому решающую роль здесь играет государственное законода­тельное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сто­рон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конку­ренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регули­рования трудовых отношений других стран, прежде всего с разви­той рыночной экономикой. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее други­ми странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет евро­пейская модель трудового законодательства, отличающаяся го­раздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения. Немаловажным является и психология самих работ­ников, обращающих все свои требования по привычке государ­ству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регу­лирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной по­литики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работо­дателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает бо­лее тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии соци­ально-экономических решений и определении условий труда и пе­редачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

·        признание правового равенства сторон трудовых отноше­ний и выработка механизма защиты более слабой стороны - ра­ботника;

·        учет интересов работников и работодателей, государствен­ная защита их интересов;

·        гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

·        учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

·        установление действенных мер ответственности за наруше­ние трудового законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.