·
поддерживается оптимальное, исходя из
международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов
(7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за
качеством подготовки каждого ученика;
·
используется метод опекунства старшекурсников
над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую
атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.
Чем
крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости при общих, более
значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как
правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности
населения.
Показательно,
в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. Притом,
что в Швеции в три с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы
политики рынка труда - 2,7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры
активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее - 70 против
35%.
Нет
сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к
социальной защите населения на рынке трупа являются одним из главнейших
факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.
Единственная
возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население
16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других
западных странах, в т.ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди
учащихся старших классов школ и студентов.
Трудовое
воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных
стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом
связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение
элементарных жизненных нужд.
Высокий
уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется тем, что в
стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному
обучению.
Механизм
саморегулирования рынка труда
К
основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда,
соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.
На
рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок
труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию.
Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех
сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на
внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и
эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий
уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые
поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные
фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт
развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их
населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.
В
процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли
предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне
естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную норму
прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам.
Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы,
где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму,
предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его
масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он
модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно,
с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е.
потенциальный рынок труда).
Доход
фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности. Падение
доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее
банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Колебания нормы прибыли
в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок
труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают,
что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных
вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает,
повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные
отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.
Из
этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и
определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Это тот
самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли,
определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с
одних фирм на другие, менять профессии и т. п.
Цена
труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на рынке,
как это уже отмечалось в главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на
труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост
доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост
сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение
прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен
сокращать производство и персонал.
Таким
образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому
состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного
веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные
рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает
инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери
деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном
итоге ведут к росту безработицы.
Цена
труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все эти
факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют
общественное богатство.
Существуют
также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например,
в США оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих
различий является тот факт, что в европейских странах государство более широко
использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев,
используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения
неравенства, формируемого рынком.
В этой
связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают
недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства
бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и
замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей
ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает
прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны.
Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и
безработицы, резервирование рабочих мест.
Фактически
такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной
экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на
общество принцип естественного отбора и выживания сильнейшего. Это
привлекательная сторона рыночного саморегулирования, так как она ярко и
образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс.
Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом
применительно к своей жизни полностью не может быть принят.
Государственное регулирование рынка труда
и его необходимость в России
Применительно
к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е. политики
невмешательства государства в экономику, наиболее полно обосновал А. Смит в
своем труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке,
рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит
«невидимая рука» — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.
Но в
работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной
модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенном конкуренции
применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к
его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное
вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая
негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального
дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая
недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность,
присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно
к сегодняшним российским условиям политика, регулирующая влияние государства,
не должна препятствовать реализации требований экономической эффективности,
которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников.
Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не
сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест,
снижением потребности населения в рабочих местах и т. п.
Перспективы
занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности
производства, поэтому более рациональное использование работников является
приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих
мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных
(при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней,
чем сохранение на| предприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Для
решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке
труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику,
регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к
требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства
в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала.
Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно
стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо
ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая
защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях
высвобождение рабочей силы.
Очень
важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста
будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы
занятости в этом случае просто неизбежно.
Для
обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости
требуется:
·
появление рыночно ориентированного, защищенного
государством и социально ответственного собственника производственных и
финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
·
привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
·
обеспечение условий для материальной
заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры
для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня
трудящихся уровню материально-технической базы.
Реализация
этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного
хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде
всего необходимо преодоление неравномерности развития производительных сил по
регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование
местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала,
устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей.
Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая
определенного регулирования.
Для
обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор
развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги.
Значительно
снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся
как в старых, так и а новых формах. Этому способствуют компенсационные
надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда
руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость
гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям
цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать Повышенные затраты труда, стимулировать
рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка
различных категорий работников с рентабельностью производства.
Правовое регулирование рынка труда
Изменение
экономической ситуации в РФ. широкое развитие , негосударственного сектора
экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание
многообразия форм собственности — все это потребовало изменения действующего
законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже
были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных
трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995 г.
Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование
всего законодательства о труде.
Анализ
конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую
(в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность.
Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие,
взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в
юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более
слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает
ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому
работники могут лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может
обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет
государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты
прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся
в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может
игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего
с развитой рыночной экономикой. Освоение этого опыта позволит избежать
повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и
разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских
условиях.
Скорее
всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового
законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства
государства в трудовые отношения. Немаловажным является и психология самих
работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая,
что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе
с тем особенностью современной государственной политики России является
децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь
фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции
всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более
тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических
решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на
уровень конкретных сторон.
С
учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно
отнести следующие:
·
признание правового равенства сторон трудовых
отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;
·
учет интересов работников и работодателей,
государственная защита их интересов;
·
гуманистический характер трудовых отношений,
признание приоритета личности перед интересами производства;
·
учет особенностей специфических категорий
трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма
регулирования трудовых отношений;
·
установление действенных мер ответственности за
нарушение трудового законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|