Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок как экономическая категория

p> 1) устранение глубокой диспропорции в народном хозяйстве между группой
"А" (производство средств производства) и группой "Б" (производство предметов потребления). В 2000 г. соотношение между ними составляло 77 :23
, а в развитых странах Запада - 30: 70;

2) постепенное внедрение современной системы заработной платы. В начале
90-х годов средняя дневная зарплата в Швеци, например, составляла до 30 долл., в ФРГ - 28, в Австри - 24, в Франци - 15, а в Украине в 2000 г. дневная зарплата достигала приблизительно 1,5 долл. Приближение Украины в этой сфере к западноевропейским стандартам возможно прежде всего при условии важного повышения уровня производительности труда, создание мощных стимулов к работе. Но и ныне в Украине существует значительное несоответствие между оплатой рабочей силы и уровнем цен на предметы потребления. Об этом свидетельствует значительное затоваривание продуктами питания, с одной стороны, и низкий уровень потребления - с другой;

3) необходимость на основе радикальной перестройки аграрных отношений, возрождения села, развития аграрно-промышленного комплекса, насытить потребительский рынок продуктами отечественного производства.

Рынок услуг – определенная совокупность экономических отношений по поводу организации и купли-продажи услуг.

Услуга – особая потребительская стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности человека. Особенностью услуги как товара
(сравнительно с обычным товаром) есть то, что она полезная не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуги совпадает с процессом ее создания, с деятельностью, и ее невозможно накапливать, транспортировать и т.п.

Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхование товаров, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные, художественные услуги и др.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультационные, инженерно- строительные, рекреационные, рекламные, информационные т др.) услуги.
Разграничивают также материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и т.п.) услуги, а в пределах последних выделяют внутренние блага (данные человеку самой природой - способности к науке, искусства и др.) и внешние (данные ему внешним миром - деловые связи, репутация и т.п.).В Украине вследствие глубокого экономического кризиса почти 90% семейного бюджета расходуется на питание
(в развитых странах мира - до 20%). Поэтому главное внимание отводится воспроизводству физических возможностей человека, а рынок услуг, направленный на развитие и воспроизводство интеллектуальных, творческих способностей подавляющего большинства населения, оттесняется на задний план. Вместе с тем вследствие значительной дифференциации общества в
Украине появляются престижные детские садики, школы, высшие учебные заведения, больницы и т.п., где привилегированная часть общества имеет возможность развивать все существующие силы человека, его способности, получать дорогие платные услуги.

Главное условие расширения рынка услуг в Украине – возрастание заработной платы и производительности труда в сфере материального производства, насыщение рынка товарами широкого потребления, которое даст возможность увеличить занятость в сфере нематериального производства, значительно расширить ассортимент платных и бесплатных услуг для населения.

Рынок интеллектуальной собственности - подсистема экономических отношений между разными хозяйствующими субъектами по поводу организации, использования и купли-продажи патентов, лицензий и других объектов интеллектуальной собственности.

Первоочередной проблемой в Украине на пути формирования рынка интеллектуальной собственности является ускоренное создание нормативной базы для защиты и внедрения изобретений, новых моделей и образцов промышленного оборудования. Украина достигла мирового уровня в области математики, теоретической физики, физиологии, клеточной и молекулярной биологии, электрохимии, которая дает ей возможность быть активным участником международного рынка идей. Тем не менее количество патентов и лицензий, которые продаются на мировом рынке, незначительная.

В широком понимании "ноу-хау" - форма интеллектуальной собственности, представленная как совокупность технических знаний производственного, коммерческого и другого опыта, воплощенных в значительной мере в технической документации, необходимых для изготовления определенного изделия, воспроизводства производственного процесса и т.п.

Купля-продажа нововведений будет распространяться в Украине с возрастанием количества предприятий, которые работают на основе рыночного и оптимального объединения рыночного и государственного регулирования.

Валютный рынок - важная сфера экономических отношений по поводу купли- продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов, телеграфных и почтовых переводов в иностранной валюте).

На этом рынке осуществляют операции внешней торговли, расчетов, миграции капиталов и рабочей силы, туризма. С точки зрения организационных отношений валютный рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран

Рынок информации – совокупность экономических отношений по поводу купли- продажи информационных услуг, сбора, обработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю.

Этот рынок также тесно связан с развертыванием НТР, в частности второго ее этапа, поскольку в этот период сформировался новый элемент продуктивных сил - информация. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения. Информация есть распространенным благом, для получения которого, однако, нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации существуют посредники, главная задача которых - сбор и продажа информации. Рынки информации различаются степенью проинформированности и возможностью реальных действий таких посредников в реализации товаров и услуг. За этот вид услуг они берут комиссионную плату.
Так, известный аукцион Сотби, на котором реализуют произведения искусства, берет 20% от цены, а дилеры государственных ценных бумаг - 1,32%.
Своеобразной ценой на рынке информации есть плата за рекламу.

Рынок золота – совокупность экономических отношений по поводу организации и купли-продажи золота. Осуществляют ее консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очищением золота и изготовляют слитки, ставят на них клеймо, сохраняют.

Продавцами золота являются золотодобывающие страны, собственники частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара - промышленные компании, которые используют золото в промышленных целях, ювелиры, инвесторы, тезавраторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продают для использования в промышленных целях.

Основными источниками пополнения этого рынка были добыча золота некоторыми странами, централизованные запасы капиталистических стран и др.
Незначительную часть золота золотодобывающие страны продают фирмам (без посредников), а преобладающую часть его покупают и продают с участием специализированных фирм. К этой группе также отнесены те, кто стараются достичь в жизни как можно больше - лидеры бизнеса, высшие менеджеры, высокопоставленные правительственные чиновники. Эта категория составляет почти 68% население страны.

Третья категория - люди, которые по социальному происхождению не могут принадлежать к первых двум категориям. Это люди, захваченные экзотическими и благородными делами, активные защитники окружающей среды, участники общественных движений и т.п. Эта категория охватывает почти 19% население
США.

К четвертой , наименее численной (до 2% население) категории научные работники отнесли людей, в которых объединяются некоторые черты второй и третьей категорий и которые являются своеобразной вершиной этой классификации. В соответствии с ней большинство людей в бывшему СССР (или в условиях "дефицитной экономики") принадлежало к первой категории, которая преимущественно соответствует действительности, в особенности в последние кризисные года. В Украине в конце 90-х годов к этой категории принадлежало свыше 90% населения. Эти категории населения являются участниками разных типов рынков, рассмотренных выше, с точки зрения объектов рынка.

Второй субъект внутреннего рынка - предприятия (фирмы), прежде всего национальные. Существуют разные подходы к классификации фирм. Так, выделяют частнопредпринимательские фирмы, партнерства, корпорации, регулированные фирмы, потребительскую кооперацию, взаимосберегательные банки, неприбыльные организации и фирмы с самоуправлением.

С точки зрения правовых форм в экономической литературе различают индивидуальные предприятия, открытые общества, командитные общества, расширенные командитные общества, негласные общества, акционерные общества, командитные общества на акциях, общества с ограниченной ответственностью, общества, картели, консорциумы, смешанные предприятия (концерн, трест).

Простейшей классификацией этого типа субъектов рынка, который дает возможность количественно оценить их роль в внутреннем рынке, есть деление фирм на мелкие, средние и крупные. В большинстве развитых стран мира количественно преобладают мелкие фирмы (малый бизнес).

В Украине в 1990 г. было зарегистрировано приблизительно 30 тыс., а в начале 2001 г. - свыше 200 тыс. малых предприятий.

Спецификой экономики Украины является и то, что в ней преобладающего развития приобрели промышленность (в особенности тяжелая) и сельское хозяйство. Здесь вырабатывается свыше 80 процентов общественного продукта.

Учитывая то, что Украина имеет могущественный индустриальный и научно- технический потенциал, подготовленные кадры, нам нецелесообразно избирать модель рыночной экономики, в которой преобладает мелкая частная собственность и экономика регулируемая исключительно рыночными законами.
Этот путь был бы не прогрессом, а регрессом и вел бы к временам Адама Смита и соответствующих методов экономической жизни, где все решало свободное ценообразование.

Модным есть так называемый либерализованный подход, сущность которого состоит в том, что если не мешать экономике развиваться самой по себе по присущим ей принципам, то Украина скоро войдет в мировой рынок.

Опыт переходного периода постсоциалистических стран, в том числе
Украины, свидетельствует: путь к рынку в "стихийном режиме", самотеком - не только не эффективный, а и приводит к чрезвычайно большим потерям во всех сферах жизни, отбросит общество назад на десятки лет.

Ориентиром при переходе к рыночной экономике для Украины должны быть современные развитые страны, для которых характерна смешанная экономика, которая основывается на разных формах собственности, доминирующей при этом есть корпоративная собственность, взаимодействие конкуренции и регулирование со стороны государства, высокая социальная защита населения, социальная ориентация экономического развития.

При этом следует учитывать, что рынок нельзя построить, скажем, по шведскому, американскому или еще какому-либо образцу, как к этому кое-кто призывает. Он - неотъемлемый элемент экономики, ее развития, особенностей.
Поэтому и рыночные отношения разные в Японии, Италии, Бразилии, Алжире.
Характерными особенностями современного развитого рынка – высокая организованность, интеллектуальное кадровое обеспечение его институтов, научно-обоснованные правовые основы.

Построение такого рынка заняла значительное время и при этом происходило на хорошо развитых товарно-денежных отношениях.

Украина не должна никого копировать, повторять, а может строить такую модель рыночной экономики, которая наиболее отвечает особенностям нашего развития, структуре экономики, географическому положению, менталитету народа. Для нас наиболее приемлемой является модель социально- ориентированного рынка, который в конечном итоге будет подчинять деятельность своих функциональных структур удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Такая стратегия должна базироваться на четко определенных приоритетах экономического развития, которые оказывали бы содействию достижения указанных целей.

Важно избрать правильный путь перехода к рынку. Наиболее распространенными из них есть эволюционный, ускоренный (или "шоковой терапии"), жесткого регулирования.

Первый основываеться на поэтапном и постепенном введении рыночных отношений на протяжении продолжительного периода (10-15 лет).

Второй путь - ускоренный, или "шоковая терапия", третий поэлементный
(или эволюционно-радикальный). Второй вариант выглядит как простой, так как к рынку можно перейти за короткий срок (были предложения за 400-500 дней, 2-
3 года). Привлекает он тем, что цель достигается быстро. Использовался даже такой образ. Хвост коту можно отрубить частями, а можно сразу. В первом случае животное страдает каждый раз, а в второй - лишь раз, а эффект один и тот же. Такой путь называют "шоковой терапией". Сущность его состоит в том, что на основную массу товаров и услуг сразу вводятся свободные цены.
Возрастание их ограничивается предельно жесткой финансовой и кредитной политикой, которая есть ключевым элементом этого варианта. Максимально сокращается государственный сектор, экономика отделяется от государства.
Социальная поддержка населения устанавливается на минимальном уровне.

Приверженцев "шоковой терапии" в нашей стране было вдоволь, как и пророков и советников разных западных школ, в том числе чикагской
(монетаристской школы), на которую возлагали большие надежды.Тем не менее все они, во-первых, не видят различий не только между Украиной и Россией, а и Украиной и Чили, между крестьянином, сформированным коллективным ведением хозяйства, и фермером, который работает в рыночной среде. Во-вторых, все они без исключения проявляют заботу не об интересах Украины, а о своих собственных интересах, интересах своих компаний, стран. В-третьих, монетаризм в его классическом понимании сводится к свободному рынку, где равновесие в обществе достигается за счет денежной политики, свободного ценообразования. Этот в наших условиях многоуровневый монополизм
(собственность, технологии, управление) может лишь разрушить экономику, дестабилизировать общество.

Вводить рыночную экономику в Украине следует ускоренно, но без "шока".
Таким есть поэлементный, эволюционно-радикальный путь. Он объединяет первый и третий варианты, то есть постепенность, поэтапность и государственное регулирование цен на важнейшие товары, с одной стороны, и прибыли - с другой. Одним прыжком нам не удастся попасть в рынок, так как в стране, в сущности, нет развитой инфраструктуры, без которой не может существовать современный рынок. Экономика требует радикальной структурной перестройки, без чего невозможно наполнить внутренний рынок товарами потребления, занять видное место на международном рынке. Для того чтобы осуществить это, необходимы огромные капитальные ресурсы. Ожидание того, что Запад нам поможет - нереальные, мы должны найти их внутри страны, в ее современной экономике. Острым является дефицит на квалифицированные предпринимательские кадры, для работы в банках, на биржах и т.п.. Именно поэтому для построения эффективной рыночной экономики нам следует идти путем демонтажа старой хозяйственной системы и постепенным введением рыночной системы.

Сложность этой задачи состоит в том, что решение ее требует, с одной стороны, ускоренного перехода к рынку, а с другого - выхода экономики из кризы. Такими являются реальные обстоятельства, с которыми нельзя не считаться, избирая стратегию перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

Главным инструментом создания модели рынка может быть не стихийная игра сил, а активная и последовательная деятельность государства относительно создания необходимых институтов рынка. Регулирующая роль государства может осуществляться не старыми административно-командными, а новыми методами, которые адекватные рыночным формам хозяйствования. Для этого следует разработать целевые программы развития определяющих сфер народного хозяйства; обеспечить поддержку приоритетных направлений экономического развития, выделение для этих целей кредитов, уменьшение налогов; стимулирование развития производства, а не посреднической деятельности, разных социальных форм хозяйства; создать благоприятные условия для привлечения в страну частного иностранного капитала, прежде всего в форме прямых инвестиций в производственную сферу, области, которые вырабатывают товары потребления.

Государство должно регулировать выпуск национальной денежной единицы, осуществлять контролируемую эмиссию, обеспечивать взаимодействие национального рынка с международным на законодательно определенных межправительственных сделках.

Регулирующая роль государства может состоять в обеспечении равновесия в обществе. И чем больше отклонения от равновесия, тем более сильными должны быть регуляторы.

Результаты экономических преобразований, осуществляемых на таких основах, будут необратимыми, ускоренными и, что в особенности важно, достигнуты в условиях социального согласия.

Подведя итоги по выше сказанному ,можно сделать краткие выводы.Для того, чтобы в Украине была построенная рыночная экономика, функционировал эффективный рынок, который выполнял бы присущие ему функции, надо создать предпосылки, испытанные мировой практикой. К ним относятся:

1) наличие субъектов рынка, которые, будучи экономически и юридически независимыми, могут вступать в равноправные партнерские отношения по поводу купли-продажи. Достичь этого можно трансформацией значительной части государственной собственности в разнообразные формы негосударственной собственности - частную, кооперативную, смешанную;

2) эквивалентный обмен товаров. Рынок по своей природе экономическую помощь, льготы и т.п. не признает;

3) конкуренция, которая предоставляет всем субъектам хозяйствования возможность свободной предпринимательской деятельности ,свободу выбора покупателей, поставщиков, любых контрагентов; принуждает предпринимателей применять наиболее современную технику и технологии, и этим оказывать содействие уменьшению затрат производства, повышению эффективности экономики;

4) свободное ценообразование, которое как элемент конкуренции и главный механизм контрольно-регулировочной функции рынка оказывает содействие объединению интересов субъектов экономической жизни, стимулируя их рационально использовать факторы производства;

5) реальная информация о рынке и его субъектах.

Если таких условий не создан, то то, что называют рынком, на самом деле есть псевдоринком, где деньги не выполняют полной мерой своих функций - средства обмена и накопления, меры стоимости.

Законами, декретами, указами любой властной структуры ввести в экономику рынок никому и никогда не удавалось. Он является объективной категорией.
Тем не менее наше общество, в том числе государство, могут создать благоприятные условия для его воспроизводства. Единство специфических экономических и юридических предпосылок - это та среда, в которой формируется и воспроизводится рынок.

ВЫВОД

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой – функционирование товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рынок – это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

На основании предыдущих двух разделов данной курсавой работы можно сделать краткие выводы

1. Рынок представляет собой способ координации действий экономических субъектов, обеспечивающий согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции. Для рыночной связи свойственны равноправное положение участников, применение принципа экономической выгоды, полная экономическая ответственность участников за свои действия.

2. Рынок обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям, распределение ресурсов и конечных товаров.

3. Осуществляя координацию спроса и предложения, рыночный механизм обеспечивает согласование интересов продавца и покупателя путем достижения равновесной цены и равновесного количества. Равновесная цена может изменяться вследствие изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые на графике и перемещающие точку их пересечения.

4. Главными условиями формирования рыночной связи выступают наличие на рынке свободных предпринимателей и конкуренция.

5. Рынки можно классифицировать по географическому фактору, объектам купли-продажи, соотношению спроса и предложения, уровню конкуренции.

6. Рынок выдвигает определенные требования к личным качествам и поведению экономических субъектов: инициативность, самоответственность, умение распорядиться свободой, готовность к риску и др.

Преимущества рынка:

1)Он обеспечивает эффективное распределение ресурсов , т.е. потребности проявляются на рынке и в соответствие с потребностями производители создают необходимые товары.

2)Рынок формирует у фирсы гибкость, адаптивность к окружающей среде, т.е. фирма должна приспосабливаться к рынку.

3)Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, так как для получения максимальной величины прибыли необходимо снизить издержки производства а основным способом снижения издержек производства является использование новых, более совершенных технологий.

4)Рынок обеспечивает удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.

5)Рынок связан со свободой действий предпринимателей, т.е. предприниматель свободен в выборе.

6)Рынок позволяет успешно функционировать даже при наличии неполного объема информации о рыночных процессах.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии.
Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки.

Негативные аспекты рынка:

1)Рынок не ориентирован на сохранение невоспроизводи-мых ресурсов

2)Рынок оказывает негативное воздействие на окружаю-щую среду

3)Рынок не стимулирует производство товаров и услуг коллективного пользования, т.е. услуги здравоохранения, образование, возмещение экологических проблем.

4)Рынок не гарантирует права на труд, соответственно в любой рыночной экономике имеется определенный процент безработицы.

5)Рынок не ориентирован на развитие нации, рыночная экономика снимает национальные особенности.

6)Рынок ориентирован на потребности людей, имеющих деньги.

7)Рынок сопряжен с нестабильностью, то есть с экономи-ческими кризисами.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Опыт развитых стран, а также нашей страны, стран, которые пренебрегали рыночным отношением, доказал: модель безрыночной экономики бесперспективная, она подавляет интересы людей, парализует всяческую инициативу, замедляет экономическое и социальное развитие. Итак,рынок является одним из наибольших достижений цивилизации, общеэкономическим явлением, характерным для любого способа производства, где действуют законы товарного хозяйства.Рыночные отношения динамичны, они несут в себе не только генетическую память экономических преобразований, осуществленных человечеством, а и особенности исторических, экономических, естественных, социально-политических, национальных, культурных и других условий развития разных стран.

Список использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М: Юристъ, 2000.-127с.

2. Гальчинський А.С. Основи Економічної теорії. – К:, 1995.-89с.

3. Задоя А.А. Основы Экономики. – К: Высшая школа, 1998.- 186с.

4. Израєл М.Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство.-М:, 2001.-15-38с.

5. Климко Г.Н. Основи Економічної теорії. – К:Освіта, 1994.-56с.

6. Крупка М.І. Основи Економічної Теорії. –К:Акопіт, 2001.-112с.

7. Мочерний С.В. Економічна теорія. –К:Освіта, 2001.-67с.

8. Основы экономической теории.//ред. Покрытана А.К.-Одесса:АОЗТ ИРЭНТТ,

1999.-17с.

9. Райзберга Б.А. Курс Экономики. – М:Оракул,1997. – 34с.
10. Сакс .Д.Д., Ларрен В.Б. Микроэкономика, глобальный подход.

–М:Дело,1998.-19с.
11. Экономика.//ред. Степаненко С.Б. –К:КНЭУ,2001.-23с.
12. Экономика: Учебник /Под ред. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК,

1997 г.
13. Голошубова Н. Развитие складской сети как компонента инфраструктуры рынка // Экономика Украины. – 1999. - № 3 – с. 62.
14. Гриценко А., Соболев В. Рыночная инфраструктура: сущность, функции, строение // Экономика Украины. – 2000. - № 3 – с. 35.

-----------------------

Санирующая

Функции рынка

Ценообразующая

Регулирующая

Посредническая

Информационная


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.