Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок как экономическая категория

p> Рис. 2. Функции Рынка

Конкуренция как необходимый элемент рынка.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Конкуренция в экономике — это соперничество экономических субъектов за лучшую реализацию своих экономических интересов. Соперничающими экономическими субъектами являются продавцы и покупатели товаров (рис. 3).
Лучшая реализация экономических интересов для первых будет означать получение в результате продажи товаров большего денежного дохода, для вторых — получение меньшими денежными затратами большего количества необходимых товаров и услуг. Конкуренция среди продавцов ведется за деньги покупателей, а среди покупателей — за товары продавцов.

Рис. 3. Конкуренция в экономике

Значение конкуренции :

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара.

Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров.

В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур.

В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства.

В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами — чистая конкуренция и чистая монополия — находятся такие типы конкуренции, как монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 4).

Рис. 4. Типы конкуренции

Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием несовершенная конкуренция.

Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную
(стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".

Выделим основные характеристики чистой конкуренции: а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей; б) тождественная, стандартизированная продукция; в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них; г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.

Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосуществимыми.
Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой.

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос”.

К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести: а) относительно большое число некрупных производителей; б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта; в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного,
— относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.; г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести: а) немногочисленность конкурентов. б) предложение стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники. в) сложность входа в отрасль новых предприятий; г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем ресурсного обеспечения
(закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция.
Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными.
Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера.

Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей.

Основные характеристики чистой монополии: а) единственный продавец; б) товарная дифференциация отсутствует; в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

Таким образом конкуренция имеет отрицательные и положительные черты.
Негативные последствия конкуренции: вытеснение мелких производителей большим капиталом, разорение одних и обогащение других, усиление социальной несправедливости, значительное возрастание имущественной дифференциации населения, обострение безработицы, инфляции и т.п.

Конкуренция имеет и положительные черты. Она является движущей силой рыночной экономики. В условиях конкуренции побеждает тот, кто создает высококачественную продукцию при наименьших затратах производства на основе научно-технических достижений, передовой организации работы. Конкуренция приносит пользу обществу: стимулирует экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, принуждает постоянно обновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство.

II Особенности становления и развития рыночных отношений в Украине.

Формирование рыночной экономики в Укране начинается с воспроизведения рыночных институтов, которые существуют лишь в зачаточном состоянии. Это должно происходить по схеме, которая учитывает экономические, политические, исторические и психологические особенности, характерные для нашей страны.

Прежде всего укажем, что Украина никогда не имела высокоразвитых товарно-денежных отношений, ее становление по сути началось после отмены крепосного права в 1861 г. и происходило на фоне значительных феодальных пережитков. Сильным было вмешательство государства в экономику.

После 1917 г. на протяжении почти 70 лет страна шла путем развития экономики,который игнорировал рынок. Результат известный: создано общество с низкой эффективностью производства и отсталым уровнем жизни людей, общим огосударствлением и монополизированной, негибкой экономикой, подчинением личных и коллективных интересов ведомственным, отсутствием демократических институтов.

Одной из главных причин, которая привела к построению такого общества, была господствующая доктрина "безрыночного социализма". Эта теория оказывала содействие экономическому обособлению от мирового рынка. Именно поэтому Украина не занимает соответствующего места в международном разделении труда, в внешнеэкономических связях.

Познание рынка Украины в современных условиях невозможно без глубокого анализа его структуры, то есть элементов, из которых он состоит, и которые взаимодействуют между собою.Наиболее распространенным есть рассмотрение структуры рынка, учитывая экономическое назначение его объектов: рынок предметов потребления и услуг, рынки факторов производства, научно- технических разработок и информации, финансовый и валютный рынки.

Финансовый рынок (в узком значении - денежный рынок, рынок ссудных капиталов) – определенная совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи свободных денежных средств и их преобразование на денежный капитал.

Финансовый рынок, во-первых, направляет в единое русло движение других форм капитала, а также и рыночный механизм. Во-вторых, деньги – наиболее подвижная форма собственности, а ценные бумаги – основная форма богатства.
В-третьих, финансовый рынок (прежде всего денежный) наиболее отвечает требованиям совершенной конкуренции, которая обусловлена однородностью товара, наличием информации об этом объекте торговли и т.п.

Различают такие виды ценных бумаг: а) акции, облигации (предприятий и государственных займов) и ипотечные облигации; б) купоны к облигациям, векселя, чеки, депозитные сертификаты, коносаменты, варранты (складские свидетельства) и др. Субъектами этих отношений есть предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объекты финансового рынка - личные сбережения населения, временно свободные средства, которые образуются в процессе оборота промышленного и торгового капиталов и др. Основные рычаги этого рынка - спрос, предложение на ссудный капитал и его цена.

Важным недостатком финансового рынка есть опережающее развитие денежного рынка сравнительно с рынком капиталов, медленное формирование платежной системы и др.

Рынок рабочей силы - совокупность экономических отношений между занятыми и незанятыми наемными работниками, с одной стороны, предпринимателями и биржами труда (государственными и частными) и с другой – по поводу организации, использования и купли-продажи рабочей силы.

Продажа рабочей силы осуществляется в сфере оборота. В современных условиях результаты этой продажи фиксируют в коллективных и индивидуальных контрактах, в которых отмечают объемы и условия работы, величину заработной платы, продолжительность оплачиваемых отпусков и др. Во время продолжительной работы на предприятии возникают новые обстоятельства, которые не могут полностью найти свое отображение в контракте.

В Украине характерными особенностями рынка рабочей силы есть значительное превышение предложения рабочей силы над ее спросом, ощутимое несоответствие между качеством рабочей силы и уровнем заработной платы, низкая мобильность рабочей силы вследствие несформированности рынка жилья, значительных цен на услуги, связанных с переездом на новое местожительство и др.

Главными условиями формирования рынка рабочей силы есть также создание стабильных и эффективных стимулов к работе, системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства (в развитых странах Запада мелкие и средние компании обеспечивают большинство рабочих мест) и т.п.

Рынок средств производства, или рынок капитала (за терминологией экономики), - определенная совокупность экономических отношений между разными субъектами предпринимательской деятельности по поводу организации, использования и купли-продажи средств и предметов труда.

Спрос на этот тип капитала зависит прежде всего от величины процента
(или эффективности вложений денег в ценные бумаги). С возрастанием процента спрос на средства производства (а также инвестиции и расширение производства) уменьшается, и наоборот. На рынке средств производства выделяют также рынок средств труда и рынок предметов труда. Рынок средств труда подразделяют на рынок нового и использованого оборудования, а также рынок специфического оборудования, которое изготовляют по индивидуальным заказам.

Для создания масштабного и высокоэффективного рынка средств производства в Украине необходимо обеспечить реальный плюрализм форм собственности, который обусловит формирование конкурентной среды, создаст стимулы для нововведений, массового обновления основных производственных фондов. Кроме того, нужна активная амортизационная политика государства, следует предоставлять налоговые, кредитные льготы тем предприятиям, которые внедряют новую технику. Надо также постепенно (с разгосударствлением и приватизацией экономики) уменьшать удельный вес государственных капиталовложений. Важную роль в этом процессе будет отыгрывать формирование венчурного (рискованного) капитала, создание финансово-промышленных групп, консультационных фирм для внедрения новой техники, создание свободных экономических зон и т.п.

Рынок предметов потребления – подсистема экономических отношений между экономическими субъектами (прежде всего продавцами и покупателями) по поводу организации, использования и купли-продажи товаров продолжительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т.п.) и текущего потребления.

Важнейшие направления формирования такого рынка в Украине:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.