Предприятия
оптовой торговли крайне заинтересованы в грамотной организации работы складов и
магазинов, оптимизации запасов и поддержании ассортимента. Специфика оптовых
компаний также заключается в применении информационных технологий для
организации быстрой логистики и сбыта скоропортящихся товаров. Склад — явление
довольно тонкое, в условиях интенсивного товарообмена, ускорения и роста числа
сношений с хозяйствующими субъектами разных типов, роста номенклатуры
хранящейся продукции, роста интенсивности отгрузок и прочих внешних факторов,
склад, оставленный на откуп «человеческому фактору», по меткому выражению
одного из экспертов, неотвратимо превращается «черную дыру». Автоматизация
работы складов — единственный способ обуздать эти процессы.
Среди основных
задач, которые решаются в оптовой торговле посредством автоматизации процессов
— это оптимизация использования площади склада, сокращение затрат на хранение
товара на складе, времени проведения всех складских операций, количества
ошибочных складских операций, повышение точности учета товара, снижение потерь,
связанных с ограниченным сроком реализации товара, уменьшение зависимости от
«человеческого фактора».
Оптимизация
взаимоотношений с поставщиками и предприятиями розницы позволяет создавать
цепочки поставок, состоящие из большого числа участников — производителей,
дилеров, дистрибьюторов и потребителей товаров. В данном случае важен акцент на
сокращении общего времени поставки, возможности контроля движения товаров в
цепочке, отслеживании образования добавочной стоимости.
Автоматизация
оптовых предприятий включает и традиционный для современной компании набор ИТ:
кабельные сети, системы безопасности электропитания, кондиционирования,
видеонаблюдения, телекоммуникационную инфраструктуру и проч. Однако, оптовые
компании не столь критичны, как например, розничные предприятия, к
фронт-офисным решениям — к установке программируемых контрольно-кассовых
аппаратов с терминалами, поддержке высокотехнологичных систем оплаты,
применению в работе мобильной связи, спутникового ТВ и т.п. При этом наличие в
сall-центров, корпоративного портала, доступа в Интернет, услуг или поддержки
услуг электронной торговли для оптовых компаний столь же важны, как и для
предприятий других секторов торговли и сферы услуг.
Итак, крупные
российские оптовые компании набирают обороты. Несомненно, влияние
информатизации на торгово-административный процесс растет. Затраты на ИТ
технологии растут с каждым годом. ИТ могут максимально уменьшить «человеческий
фактор». Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг,
маркетинговая политика оптовых сетей все теснее взаимодействуют с рынком
информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская
оптовая сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.
4.2. Розничная
торговля.
Предприятия
торговли вообще и розничной торговли, в частности, не относятся к числу
отраслей, особо чувствительных к информационным технологиям. Тем не менее,
предприятии розницы одни из самых активных ИТ-заказчиков в торговле. По итогам
2006 года затраты на ИТ (включая внутренние ИТ-затраты и расходы на
телекоммуникационные услуги) составили около 4,7 млрд.руб., что соответствует
доле 1,6% в общих затратах на ИТ в экономике и доле в 1,5% в валовой прибыли
отрасли. Предприятия остальных секторов торговли инвестируют в ИТ гораздо
меньшую часть прибыли: предприятия общественного питания — 1,3% от валовой
прибыли, автодиолеры — около 1%, оптовики — чуть более 0,6% [#"1.files/image015.jpg">
Рис. 15.
Информатизация сектора розничной торговли*.
При этом, надо
отдать должное российским предприятиям розницы и в том, что на фоне экономики в
целом, они сохраняют достаточно стабильные позиции по ИТ-развитию — не
опережая, но и не отставая от большинства отраслей. В данном случае можно даже
и не скромничать. Динамика темпов роста ИТ-расходов весьма впечатляет, особенно
для классической капитало- и ресурсоёмкой отрасли. Достаточно рассмотреть
временной отрезок 2003-2006 гг., чтобы убедиться в этом. По данным Росстата, в
2003 году прирост ИТ-затрат в рознице составил 14%, на фоне более чем скромного
роста ИТ-затрат по экономике в целом — 2,7% (розничные операторы нарастили
объем ИТ-затрат почти в 5 раз больше чем вся экономика). 2004 год удивил ещё
больше: прирост ИТ-затрат составил 109% при всё тех же 2,3% прироста в целом по
экономике. В 2005 году ИТ-затраты в рознице сократились на 2,6%, однако в
действительности это означает, что сектор розничной торговли почти не сдал
взятых в предшествующем году позиций, перейдя (с незначительными потерями) на
этот новый уровень инвестиционной политики [#"1.files/image016.jpg">
Рис. 16. Темпы
информатизации сектора розничной торговли*
Относительно
высокий объем и устойчивый рост ИТ-расходов в секторе розничной торговле
является заслугой продолжающих расти торговых сетей, которые аккумулируют в
своих штаб-квартирах огромные финансовые ресурсы. Крупным сетям нужны и
стандартные ИТ (минимально необходимые для торгового павильона современного
уровня), и более «продвинутые» технологии — нормальные для Запада, но
экзотические пока для России.
Потребность в большинстве
стандартных ИТ диктуется расширением сетей, через взаимопоглощения и экспансию
в регионы. В этой связи необходимо внедрение систем, обеспечивающих оперативный
доступ к единой, обновляемой on-line, информационной базе, что позволяло бы
повысить эффективность и эффективность взаимодействия внутри сети, а также в
связях с поставщиками. Для розницы особенно важны технологии хранения данных и
системы аналитической обработки информации, так как данные о состоянии в
различных точках сети и на рынке быть доступны «час-в-час». Отдельный упор в
последнее время делается на внедрении единой (для торговой сети) корпоративной
мультисервисной телекоммуникационной сети, обслуживаемой одним оператором и
обеспечивающей передачу разнородного трафика (звук, видео, Интернет,
количественные данные и т.д.).
Есть и
экзотические технологии, пока не нашедшие ещё применения в отечественных
магазинах — это автоматизированное обслуживание покупателя, когда ИТ, считывая
штрих-код, выбранного покупателем товара, показывает месторасположение в
торговом павильоне аналогичного (близкого по стилю, стоимости, размеру или иным
параметрам) товара. В результате покупателю может быть без особых временных и
трудо- затрат предложен целый набор близких по характеристикам товаров на
выбор. Другой вариант, столь же экзотической пока для российских магазинов и
российского покупателя ИТ, — приложения на базе беспроводного Интернета,
позволяющие покупателям, не покидая места рядом с полкой, на которой лежит
понравившийся товар, выйдя в сеть, сравнить цены на него со средними ценами по
другим торговым сетям, в других магазинах, районах и т.п.
Как бы ни были
экзотичны многие из перечисленных технологий для российской культуры
обслуживания и потребления, динамика ИТ-затрат свидетельствует о том, что предприятия
розницы, похоже, входят во вкус. Затраты на ИТ технологии растут с каждым
годом. Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг,
маркетинговая политика розничных сетей все теснее взаимодействуют с рынком
информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская
розничная сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.
4.3. Предприятия
общественного питания.
В секторе
общественного питания, как и в торговой отрасли в целом, определяющими
факторами конкурентоспособности являются не высокие технологии, а совершенно
другие, никак не связанные с ними вещи. Так, принципиальное значение имеет
наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов. Во
многом конкурентное преимущество ресторана определяет именно месторасположение.
Это в равной степени относится к заведениям общественного питания всех уровней
и типов (ресторанов, кафе, баров, кофеен, фаст-фудов и т.д.). Для предприятий
фаст-фуда и демократичных кафе наиболее выгодным является расположение возле
метро или на пересечении больших улиц и проспектов. Для элитных ресторанов
важно расположение в центральных, элитарных районах города, местах с развитым
комплексом искусств и развлечений и т.п.
Тем не менее,
технологии автоматизации ресторанного бизнеса всё больше начинают
рассматриваться как важный и необходимый компонент успешного бизнеса. Пока о
четких трендах в информатизации сектора общепита говорить нельзя, однако
существуют факты, указывающие на то, что и этот вид бизнеса начинает
приобщаться к высоким технологиям.
Объем ИТ-затрат в
секторе общественного питания (чуть более 500 млн. руб. за 2006-й год и 0,18% в
общих ИТ-расходах по экономике) — самый низкий не только в секторе торговле, но
и в сравнении с подавляющим большинством производящих и обслуживающих отраслей
экономики. При этом в объеме прибыли уровень расходов достаточно высок —
1,27%, что не намного ниже , чем в рознице (1,6%), зато больше, чем у
автодилеров (1%), и в 2 раза больше, чем у оптовиков (0,6%) [#"1.files/image017.jpg">
Рис. 17.
Информатизация сектора услуг общественного питания*.
В 2005 г.
госстатистикой был зафиксирован рост ИТ-расходов в секторе в 566%. На рубеже
2004-2005 гг. ИТ-затраты предприятий общепита выросли с 140 до 950 млн руб. До
этого темпы были ещё более неопределенные — в 2003 году скромные 3% роста, в
2004-м — падение почти на 19%. Таким образом, до 2005 года доля средств,
расходуемых в секторе общественного питания на ИТ составляла 0,6-1% от валовой
прибыли предприятий, что, как уже говорилось, один из самых низких показателей
по экономике. В 2006 году расходы снова резко упали (по предварительным оценкам
— на 45%), и хотя это выглядит закономерным (как правило, за резким «взлетом»
следует «провал»). Следует констатировать, что сегодняшний уровень ИТ-расходов
сопоставим с уровнем 2002 года. Таким образом, на протяжении периода 2002-206
гг. можно говорить скорее о стагнации спроса на ИТ в секторе общественного
питания, нежели о каких-либо тенденциях развития. Скорее всего, внедрения
происходят локальные и большей частью «разовые», без особых усилий по
дальнейшему развитию ИТ-инфраструктуры предприятий
[#"1.files/image018.jpg">
Рис. 18. Темпы
информатизации сектора общественного питания*.
При этом
предложение ИТ для предприятий общественного питания существует, а опыт имевших
место внедрений показывает, что ИТ в ресторанном бизнеса далеко не «пятое
колесо в телеге». Современный ресторан — это не просто место, где продают еду и
выделяют место для её поглощения, это красивый способ времяпрепровождения, один
из основных элементов досуга в современных городах. Организация подобного
процесса крайне сложна по своему содержанию и наполнению, требует соблюдения
санитарных и технологических норм, контроля за стилем и культурой поведения
обслуживающего персонала, за учетным процессом, а также анализа транзакций,
учета поступления продуктов, формирования стоимости блюд и полуфабрикатов,
процедур списания продуктов «под ноль» и т.д. Требование автоматизации всех
этих процессов вытекает, прежде всего, из необходимости учёта большого
количества деталей.
Удобство
автоматизации и информатизации процессов на предприятии общественного питания
очевидно не только с точки зрения «ведения дел», но и с позиций клиентов, так
как ИС позволяют более оперативно работать с расчетами с посетителями,
очередностью обслуживания, обеспеченностью предлагаемого меню всеми
необходимыми ингредиентами, без опасения, что их либо не хватит и всю вторую
половину вечера меню сократится вполовину, либо, наоборот, их окажется в
избытке и они сгниют, так и не попав на стол в составе блюда [http://www.rarus.ru/company/press/rsc074full.asp].
Современные ИТ,
разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют
значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных
повседневных, специфических для этого бизнеса операций.
Во-первых, ИТ
берут на себя процедуру формирования блюда на основе набора ингредиентов ]произвольно
и часто меняющегося во времени) и схемы закупки продуктов (не только от
организаций, но и с рынка по закупочным актам) и т.д. Автоматизируется ведение
списка блюд с учетом нормативов расхода продуктов, сезонных норм закладок
продуктов в блюда, «вложенности блюд» на основе использования справочников
продуктов и блюд (список ингредиентов может включать в себя как продукты, так и
другие блюда — с любой степенью вложенности).
Во-вторых,
современные приложения автоматически определяют расход ингредиентов по каждому
блюду, списывают нужное количество продуктов и рассчитывают себестоимость блюд,
рассчитывают себестоимость блюд, формируют калькуляционные карточки на блюда в
условиях динамического изменения закупочных, учетных и продажных цен. В
большинстве ИС заложены возможности ведение количественно-суммового учета
продуктов и блюд с контролируемым процентом наценки при назначении розничных
цен на блюдо, а также ведение «истории» отпускных цен на блюда и продукты.
В-третьих, ИТ
значительно облегчают и делают более строгим ведение учета продуктов и блюд на
нескольких кухнях и точках реализации. В данном случае ИС позволят
автоматически устанавливать разные цены на блюда и услуги, в зависимости от
места реализации и единиц измерения. За счет автоматизации упрощается процесс
движения товаров, например, организация поступления товаров непосредственно на
кухню или место реализации, минуя кладовую или перемещение продуктов на кухни
для производства блюда, либо в розничную продажу на точки реализации.
Наконец, ИТ
позволяют формировать меню для зала и прейскуранта барной продукции, а также
всего комплекса документов и отчетов по общественному питанию (меню, наряд,
марочный отчет, товарный отчет, заборный лист и проч.).
Подводя итог
можно сказать, что предприятия общественного питания начинают рассматривать
использование ИТ как неотъемлемую часть бизнес-процесса. Расходы на ИТ растут
вместе с развитием инфраструктуры предприятий. Информатизация предприятий
общественного питания — ещё не до конца и не всеми осознанная, но жесткая
необходимость для современного ресторатора. Правда, пока говорить о четких
трендах в информатизации отечественного общепита несколько преждевременно, в
связи с относительной молодостью отрасли для экономики России.
Заключение.
Подводя итоги
отметим, что новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к
существующим силам мирового рынка.
Развитие ИТ в
России в двадцать первом веке – это первый и основной (если не единственный)
шанс России создать массовую производящую отрасль критической важности на базе
частной инициативы и отработать партнерские отношения бизнеса и государства.
Учитывая положение России в мире, она должна иметь высокий уровень
использования ИТ у населения, в бизнесе, сфере образования и у государства, как
всякая крупная цивилизованная страна. Но для великой державы принципиально
важно стать и крупным производителем ИТ высокого уровня на внутренний и внешний
рынок. Экономический эффект от развития производства ИТ будет не столько
сказываться в самой отрасли ИТ, сколько распространяться в остальных сферах
деятельности человека.
Опережающий рост
выпуска информационного и коммуникационного оборудования наблюдается уже
десятилетиями. С начала 90-ых годов две трети прироста общего развития ИТ-комплекса
связано с услугами и ПО. В России именно в этом секторе есть потенциал
развития. Бизнес активно начинается включаться в борьбу за рынок ИТ, что
привлекает не только западные но и отечественные инвестиции в данный сектор
экономики, но пока явно недостаточные.
Новая программа «Электронная
Россия» дает определенные перспективы на будущее (если она будет
профинансирована) для развития спроса на продукцию ИТ в стране. Она лежит в
русле традиционных программ расширения потребления ИТ за счет бюджетных средств
в рамках госуправления и образования. Можно с уверенностью заявить, что
высокотехнологичный комплекс российского рынка не останется без поддержки
государства, для этой надежды у нас есть все основания.
Российская зона
Интернета – Рунет активно растет. Число пользователей и IP-адресов увеличивается с каждым
годом, превосходя все прогнозы аналитиков. И что не мало важно, охватываются не
только крупные мегаполисы и областные, краевые центры, но и провинция, сельская
местность. Сближение города и деревни, на сегодняшний день, напрямую зависит от
использования ИТ технологий, правильной расстановки приоритетов. Бездумное
копирование западного опыта России не нужно.
Все больше и
больше торговых сетей обращаются к современным телекоммуникационным
технологиям. Сегодня это не дань моде, а способ выживания в жесткой
конкурентной борьбе. Торговые сети ведут агрессивную экспансию в регионы, и для
эффективного управления структурными подразделениями им необходимо широко
внедрять ИТ в своей работе. Качество оказания услуг, контроль за спросом и
предложением, расширение сферы влияния, общий контроль за подразделениями – все
это для оптовых и розничных сетей находится в прямой зависимости от
информатизации компании.
Все аналитики
сходятся к тому, что рынок ИТ в России будет развиваться и дальше, для этого у
него есть все предпосылки. Быстро растущий спрос, как на внутреннем, так и на
внешнем рынках, поддержка государства уже не на уровне слов, а конкретных дел и
долгосрочных программ. Уровень информационной грамотности населения также
растет, но существует целый ряд проблем: отдаленность региона, низкий уровень
жизни и т.д. Остается и непонимание использование ИТ и со стороны руководителей
предприятий, что также вредит развитию рынка ИТ.
Однако, ИТ-рынок
в России растет, отрасль для экономики страны в целом, по сравнению с Западным
рынком ИТ, молодая, но очень перспективная. Российские мозги, западные
инвестиции и поддержка государства – вот трио возможного успеха. В ближайшем
будущем мы увидим, во что все это вольется. Но судя по нынешним раскладам, по
текущей расстановке сил, нас явно ожидает что-то грандиозное, к которому стоит
идти навстречу. И мы пойдем...
Список
используемых источников:
1.
Сайт Агентства
CNews, http:// www.cnews.ru.
2.
Сайт ФЦП
(Федеральная целевая программа) «Электронная Россия», http://e-rus.ru.
3.
Сайт
Министерства информационных технологий и связи РФ, http://www.minsvyaz.ru.
4.
Сайт Русский Tom's Hardware Guide, http://www.thg.ru.
5.
Сайт Свободная энциклопедия
«Википедия»,http://ru.wikipedia.org.
6.
Сайт
Федеральный образовательный портал ЭСМ, http://www.ecsocman.edu.ru.
7.
Сайт компании Maximaster Group, http://www.maximaster.ru.
8.
Сайт компании Microsoft, http://www.microsoft.com.
9.
Сайт РИА
ERPNEWS, http://erpnews.ru.
10.
Сайт
Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ),
http://www.nair-it.ru.
11.
Сайт
аналитического агентства IDS Russia/CIS, http://www.idc.com/russia.
12.
Сайт
Российский НИИ развития Общественных Сетей, http://www.ripn.net.
13.
Сайт
компании Rambler, http://www.rambler.ru.
14.
Сайт компании J'son & Partners, http://www.json.ru.
15.
Сайт компании Romir Monitoring, http://romir.ru.
16.
Сайт HabraHabr, http://www.habra.ru.
17.
Сайт Сервисы DirectCod, http://direct.cod.ru.
18.
Сайт
компании Nikitaonline, http://www.nikitaonline.ru.
19.
Сайт компанииWeb Interactiv World, http://wiw.ru.
20.
Сайт компании It-territory
http://www.it-territory.ru.
21.
Сайт
компании GDTeam, http://gdteam.com.
22.
Сайт
РосБизнесКонсалдинг, http://marketing.rbc.ru.
23.
Сайт
Деловой квартал, http://dkvartal.ru.
24.
Сайт межрегионального центра Gis Market Support Association, http://gisa.ru.
25.
Сайт Wimax, http://wimax.livebusiness.ru.
26.
Сайт
Приоритетный национальный проект «Образование», http://rost.ru.
27.
Сайт
издательство Открытые системы, http://www.osp.ru.
28.
Сайт
Внедренческий центр 1С-рарус, http://www.rarus.ru.
29.
Сайт
Федеральная служба государственной статистики, http://www.gks.ru.
30.
Сайт
поисковая система Yandex, http://www.ya.ru.
31.
Сайт
поисковая система Google, http://google.com/ru.
Страницы: 1, 2
|