Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития
Федеральное агентство по образованию
Пермский институт (филиал) государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический
университет
|
|
Кафедра общей экономической теории
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по
дисциплине «Экономическая теория» на тему:
Рынок
информационных услуг в России: проблемы формирования и развития.
|
|
Выполнил – студент I курса заочной формы обучения учетно-финансового
факультета, группы ЭПи - 12
Пепеляев
Михаил Юрьевич
Руководитель – Пфлюг
Вера Павловна
Оценка……………………………………………………….
Дата………………………………………………………….
Подпись……………………………………………………..
|
|
Пермь, 2008
Содержание:
Содержание
Введение
1. Рынок информационных
технологий в России
1.1 Краткий анализ рынка ИТ
1.2 ИТ в России сегодня и завтра
2. Интернет (Рунет)
2.1 Интернет общая характеристика
развития
2.2. Интернет, online – игры
3. Великая «черная дыра»
российской экономики. ИТ в сельскохозяйственном комплексе
3.1. Иностранный опыт применения ИТ в
сельскохозяйственном комплексе
3.2. Российские проекты ИТ в
сельскохозяйственном комплексе
3.3. Национальный проект
«Образование» в сельской местности
4. ИТ в торговле и
общественном питании
4.1. Оптовая торговля
4.2. Розничная торговля
4.3. Предприятия общественного
питания
Заключение
Список используемых
источников
Введение
По оценкам IDC,
объем мирового ИТ-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей на ИТ)
в 2006 году составили порядка 1,16 трлн долларов. В период до 2010 года
эта цифра будет увеличиваться со среднегодовым показателем роста 6,3%, и
в конце декады объем ИТ-рынка достигнет 1,48 трлн долларов [#"1.files/image001.jpg">
Рис.1 Структура
российского рынка ИТ по видам затрат предприятий и организаций в 2005 году.
По оценкам CNА,
российский ИТ-рынок в 2005 году вплотную приблизился к отметке в 300 млрд.руб.
Примерно 250 млрд. руб. было потрачено на закупку нового программного
обеспечения и аппаратных средств, около 46 млрд. руб. израсходовано на оплату
услуг ИТ-аудита и ИТ-консалтинга и, наконец, немногим менее 3 млрд.руб.
предприятия и организации инвестировали в повышение квалификации своих
сотрудников в сфере ИТ (ИТ-обучение), что отчетливо видно на рисунке 1.
Существующий
объем и структура рынка обеспечивается спросом на ИТ со стороны трех основных
групп предприятий. В первую очередь, традиционно стоит отметить спрос со
стороны ограниченного числа гигантов экономики, заказывающих масштабные
дорогостоящие ИТ-проекты. Типичный пример в этом случае — внедрение ERP
стоимостью от $1-2 млн. и до нескольких десятков млн. долларов. 70-80 % этой
суммы, как правило, составляет оплата лицензий и закупка необходимого ПО и АО [#"1.files/image002.jpg">
Рис. 2 Отраслевая
структура рынка ИТ в 2005 году (по отдельным видам экономической деятельности).
Традиционно
присутствующий в тройке лидеров сектор добычи полезных ископаемых, ядро
которого составляет топливная промышленность, в 2005 году занимает 2-е место
после машиностроения по объемам затрат на ИТ. Добывающие отрасли относятся к
первому эшелону предприятий-заказчиков ИТ, насыщение которого современными
информационными технологиями уже полностью произошло и в настоящее время объемы
потребления в этом секторе создаются в основном за счет модернизации ранее
внедренных информационных систем. Примечательно, что по индексу ИТ-емкости,
отражающем затраты предприятий отрасли на ИТ к объему произведенной в отрасли
продукции, добывающая промышленность отстает не только от машиностроения, но и
от экономики в целом.
Сходная ситуация
в металлургии, хотя на протяжении всего своего существования она продолжает
оставаться одной из передовых отраслей российской экономики и, соответственно,
потребителей на рынке ИТ, замыкая тройку лидеров в промышленности. В
отечественном экспорте продукция металлургии занимает второе место после
нефтегазовой промышленности. Ориентация на внешний рынок обязывает предприятия
отрасли удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мировой экономикой к
основным игрокам. Ясно, что это достаточно мощный вынуждающий фактор, ввиду
которого российская металлургия, скорее всего, не выйдет из тройки
отраслей-лидеров информатизации [#"1.files/image003.jpg">
Рис.3 Число
зарегистрированных доменов в зоне .RU, 2001-2005
В тройку самых
посещаемых ресурсов Рунета вошли поисковые сервера Yandex (в апреле 2006 года
его посетили около 23,4 млн человек, с учетом международного трафика) и Rambler
(20,8 млн посетителей), а также почтовый портал mail.ru (18 млн).
Рис.4 Индекс Rambler, 2006 год.
Ожидается, что к
2011 г. общее число фиксированных Интернет-соединений в России достигнет 16,6
млн., что почти вдвое превосходит уровень, достигнутый к концу 2006 г. – 7,3
млн. Согласно недавно опубликованным прогнозам IDC, в 2007 г. в результате
дальнейшего распространения широкополосного доступа и роста числа поставщиков
услуг широкополосного доступа, предлагающих наряду с доступом в Интернет услуги
передачи голоса и видео, широкополосные фиксированные соединения станут
преобладать над соединениями по коммутируемой телефонной линии.
В России
поставщики предлагают новейшие услуги, инвестируя в развитие предоставления
тройных услуг (голос, видео, данные) по широкополосному доступу и используя
различные технологии доступа в Интернет от FTTx до WiMAX.
Наибольший среди
крупнейших российских городов и регионов уровень распространения доступа в
Интернет отмечен в Москве, где в 2006 г., им были обеспечены 42% домохозяйств.
Исторически наибольшее количество Интернет-соединений в России сконцентрировано
в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, по мере роста спроса на доступ в
Интернет в регионах, особенно в жилом секторе, доля городов-лидеров несколько
сокращается [#"1.files/image005.jpg">
Рис. 5
Широкополосный доступ в России.
Специфика России
состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как
в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной
Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 года на долю
Ethernet-провайдеров, по оценке J’son & Partners, приходилось 62 %
«домашних» широкополосных подключений против 32 % у ADSL и 6 % у сетей
кабельного ТВ. По количеству широкополосных подключений, не использующих
технологию ADSL, Россия находится на 8 месте в мире и на 3-м в Европе [#"1.files/image006.jpg">
Рис.6 Технологии
широкополосного доступа в Интернет «домашних» пользователей 2005 год
Как показали
результаты исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV
квартале 2005 г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей,
выходящих в Интернет по модему — с 43 % до 30 %. При этом медленно, но уверенно
растет число интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную
линию Ethernet (с 32 % до 39 %), а также доля тех, кто подключается к Интернету
по широкополосному ADSL-доступу (с 18 % до 23 %). Москвичи наиболее активно (51
%) по сравнению с выборкой в целом используют для выхода в Интернет выделенную
линию. И еще треть жителей столицы используют для выхода в Сеть широкополосный
доступ [#"1.files/image007.jpg">
Рис.7 Российский
рынок услуг доступа в Интернет, млрд. руб.
Тем временем в
столице, по данным Pyramid Research, в декабре 2004 г. проникновение
широкополосного доступа составляло 8,7 %, в сентябре 2005 г. эта цифра
увеличилась до 18,2 %. К 2010 г. быстрым Интернетом, по прогнозам, будут
пользоваться 56,2 % московских домохозяйств. Это более чем на порядок выше, чем
в целом по стране — по оценкам того же источника к 2010 г. услуги
широкополосного Интернета будут доступны 4,8 % жителям российских домохозяйств.
При этом коммутируемый доступ в Интернет к 2008 году, по прогнозам
Мининформсвязи, будет приносить провайдерам 14,1 млрд. руб., в то время как
объем доходов от широкополосного доступа составит почти в два раза больше —
26,5 млрд. руб. Вполне возможно, что в ближайшие годы услуги передачи данных и
доступа в Интернет будут самым быстро растущим сегментом рынка
телекоммуникаций, причем рост будет происходить в основном за счет услуг
широкополосного доступа [#"1.files/image008.jpg">
Рис. 8.
Телекоммуникационная инфраструктура отделений Почты России.
И это несмотря на
то, что преимущества WiMAX общеизвестны — это хорошее покрытие, доступные цены
на оборудование, короткие сроки ввода сети в эксплуатацию (при условии наличия
у оператора разрешений на использование частот) и пр. Построены и адекватные
модели взаимодействия операторов беспроводного широкополосного доступа и
интеграторов. Одну из них предлагает ГК «Синтерра», которая предлагает
развивать региональные мини-сети WiMAX. В рамках такого взаимодействия
магистральный оператор инвестирует в транспортную инфраструктуру и оказывает
услуги связи партнеру, который, в свою очередь, инвестирует в сети
широкополосного беспроводного доступа и оказывает телекоммуникационные услуги
конечным пользователям. Третий участник — интегратор — обеспечивает логистику и
сопровождение проекта. При оптимальном сценарии окупаемость проекта составляет
не более трех лет [#"1.files/image009.jpg">
Рис.9. Динамика
экономических показателей по проекту строительства региональных мини-сетей
WiMax.
В технологическом
плане для использования беспроводных технологий в сельской местности нет ничего
сложного. Один из вариантов создания «беспроводного IP-села», предложенный
компанией IskraTel, подразумевает использовать WiMAX-канал «точка-точка», а на
отрезке непосредственной подачи трафика в дома — технологию Wi-Fi рис. 10.
Рис. 10. Схема
организации беспроводного доступа в сельской местности.
Развитие
беспроводного доступа на селе тормозит как по-прежнему громоздкая процедура
получения операторами разрешений на частоты, так и сам механизм универсальной
услуги. Последний построен таким образом, что в результате операторами
универсальных услуг становятся, как правило, традиционные операторы — компании
«Связьинвеста», а альтернативные операторы, включая провайдеров беспроводной
связи, часто остаются в стороне. Последние и сами не особенно заинтересованы в
предоставлении услуг на селе, ведь операторам будут компенсировать текущие убытки
(включая амортизацию), но сразу капитальные затраты им никто не вернет. С
другой стороны, во многих российских селах проводная связь обходится конечным
абонентам существенно дороже, чем сотовая. Большинство сельских жителей,
которые проживают в районах, охваченных мобильной GSM-связью, просто
отказываются от услуг проводной телефонии, поскольку установка телефона и
абонентская плата за него заметно выше, чем не очень интенсивное использование
мобильного телефона. В качестве технологии доступа в Интернет используется
GPRS/EDGE.
Первый в России
оператор сотовых сетей 3G компания «Скай Линк», предоставляющий услуги на базе
стандартов семейства CDMA 1X, указывает на высокий потенциал этой технологии
для предоставления услуг связи в сельских районах. К преимуществам стандарта, в
частности, относятся возможность подключения до 1000 домохозяйств на 1 сектор
(127 одновременных пользователей в секторе), обеспечение прямого канала с
пиковой скоростью 3,1 Мб/c (обратного — с 1,8 Мб/c), поддержка качества сервиса
(QoS), большой радиус действия базовой станции — до 50 км на открытой местности
(до 7-10 км при сложных рельефах) и пр. Решение на базе CDMA 1X обеспечивает
пользователей комплексом услуг: телефония, доступ в Интернет и передача данных,
организация видеонаблюдения и пр. Оно характеризуется быстротой развертывания
сети и относительно низкими эксплуатационными и капитальными затратами.
Там же, где
сигнал от базовой станции сотовой связи отсутствует, а использование проводной
инфраструктуры и сотовой связи затруднительно или невозможно по техническим и
финансовым причинам, оптимальным решением являются системы спутниковой связи на
основе технологии VSAT. В этом сегменте дела обстоят неплохо. Так, во втором
квартале 2007 года закончился монтаж 743 спутниковых станций, а в третьем
квартале 2007 года планировалось внедрить еще 225 станций. Наибольшее их
количество пришлось на регионы Сибири и Дальнего Востока. Так, в Иркутской
области установлены 179 станций, в Республике Саха (Якутия) — 245, в
Хабаровском крае — 220
[#"1.files/image011.jpg">
Рис.11.
Соотношение подключенных к Интернет городских и сельских образовательных
учреждений, 2006-2007 гг.
Наиболее
распространена при подключении школ к Интернету технология xDSL (с ее
использованием подключено 80% сельских образовательных учреждений), далее
следуют спутниковый доступ VSAT (19%) и наземные радиолинии (1%). При этом в
тех селах, где используется технология VSAT, другая телекоммуникационная
инфраструктура, как правило, полностью отсутствует.
Рис. 12
Технология подключения сельских школ к Интернет.
Потребность
подключения путем использования спутникового канала связи неравномерна в
различных регионах страны. Лидирующие позиции по установке VSAT занимают Чечня
и Дагестан, Иркутская и Читинская области, а также Красноярский край. Меньше
всего в спутниковой связи нуждаются Ярославская, Липецкая и Тульская область,
Чувашия и Кабардино-Балкария [#"1.files/image013.jpg">
Рис. 13 Информатизация
сектора оптовой торговли*.
ИТ-расходы
оптовиков — самые крупные в сравнении с другими отраслями торговли, более 9,6
млрд.руб. в 2006 году. По этому показателю отрасль занимает устойчивую долю в
3-3,5%% в объеме всех ИТ-затрат в экономике. При этом, по показателю доли,
которую составляют ИТ-расходы в валовой прибыли (немногим более 0,6%), сектор
оптовой торговли, напротив, стоит на одном из самых последних мест как среди
прочих секторов торговли, так и в по сравнению с большинством отраслей
российской экономики. При этом в течение последних трех лет оптовые компании
все большую часть прибыли отчисляют на ИТ. Так, в 2004 году доля расходов на ИТ
в секторе была ниже 0,4%.
С точки зрения
динамики информатизации, оптовые компании демонстрируют довольно высокие
результаты, темпы роста ИТ-расходов держатся на уровне 33-35% в год. Исключение
составлял лишь 2004 год, когда спрос на ИТ упал на 7,8%. Однако это было
следствием перегрева рынка годом ранее (рост ИТ-затрат в 2003 году составил
46,5%, что в 20 раз превышало темпы роста по рынку ИТ в целом) и не нарушало
общей картины уверенного наращивания объемов ИТ-расходов. Опережающие темпы
роста ИТ-расходов имели место в секторе оптовой торговли и в 2006 году — 35%
роста против 22,55 по экономике в целом [#"1.files/image014.jpg">
Рис. 14 Темпы
информатизации сектора оптовой торговли*.
Потребности
предприятий оптовой торговли являются более узкопрофильными, чем в остальных
секторах торговли. Эффективность функционирования, с одной стороны, определяется
состоянием и динамикой товарных запасов, с другой — отношениями с поставщиками
(производителями продукции). Поэтому основную роль в информатизации оптовых
предприятий играют информационные системы, управляющие цепочками поставок, а
также системы автоматизации складов (SCM, MRP и WMS-системы).
Страницы: 1, 2
|