Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития

Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития

Федеральное агентство по образованию

Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет



 
 






Кафедра общей экономической теории

 

 

К У Р С О В А Я      Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Экономическая теория» на  тему:

 

 

Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития.

 

 

 

Выполнил – студент I курса заочной формы обучения учетно-финансового факультета, группы ЭПи - 12

Пепеляев Михаил Юрьевич


Руководитель – Пфлюг Вера Павловна

Оценка……………………………………………………….

Дата………………………………………………………….

Подпись……………………………………………………..

 
 
 
 
 
 
 

 





Пермь, 2008

Содержание:

Содержание

Введение

1. Рынок информационных технологий в России

1.1 Краткий анализ рынка ИТ

1.2 ИТ в России сегодня и завтра

2. Интернет (Рунет)

2.1  Интернет общая характеристика развития

2.2. Интернет, online – игры

3. Великая «черная дыра» российской экономики. ИТ в сельскохозяйственном комплексе

3.1. Иностранный опыт применения ИТ в сельскохозяйственном комплексе

3.2. Российские проекты ИТ в сельскохозяйственном комплексе

3.3. Национальный проект «Образование» в сельской местности

4. ИТ в торговле и общественном питании

4.1. Оптовая торговля

4.2. Розничная торговля

4.3. Предприятия общественного питания

Заключение

Список используемых источников

Введение

По оценкам IDC, объем мирового ИТ-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей  на  ИТ)   в   2006   году   составили порядка 1,16 трлн долларов. В период до 2010 года эта цифра будет увеличиваться со среднегодовым   показателем    роста   6,3%,   и   в   конце декады объем      ИТ-рынка достигнет 1,48 трлн долларов [#"1.files/image001.jpg">

Рис.1 Структура российского рынка ИТ по видам затрат предприятий и организаций в 2005 году.


По оценкам CNА, российский ИТ-рынок в 2005 году вплотную приблизился к отметке в 300 млрд.руб. Примерно 250 млрд. руб. было потрачено на закупку нового программного обеспечения и аппаратных средств, около 46 млрд. руб. израсходовано на оплату услуг ИТ-аудита и ИТ-консалтинга и, наконец, немногим менее 3 млрд.руб. предприятия и организации инвестировали в повышение квалификации своих сотрудников в сфере ИТ (ИТ-обучение), что отчетливо видно на рисунке 1.

Существующий объем и структура рынка обеспечивается спросом на ИТ со стороны трех основных групп предприятий. В первую очередь, традиционно стоит отметить спрос со стороны ограниченного числа гигантов экономики, заказывающих масштабные дорогостоящие ИТ-проекты. Типичный пример в этом случае — внедрение ERP стоимостью от $1-2 млн. и до нескольких десятков млн. долларов. 70-80 % этой суммы, как правило, составляет оплата лицензий и закупка необходимого ПО и АО [#"1.files/image002.jpg">


Рис. 2 Отраслевая структура рынка ИТ в 2005 году (по отдельным видам экономической деятельности).


Традиционно присутствующий в тройке лидеров сектор добычи полезных ископаемых, ядро которого составляет топливная промышленность, в 2005 году занимает 2-е место после машиностроения по объемам затрат на ИТ. Добывающие отрасли относятся к первому эшелону предприятий-заказчиков ИТ, насыщение которого современными информационными технологиями уже полностью произошло и в настоящее время объемы потребления в этом секторе создаются в основном за счет модернизации ранее внедренных информационных систем. Примечательно, что по индексу ИТ-емкости, отражающем затраты предприятий отрасли на ИТ к объему произведенной в отрасли продукции, добывающая промышленность отстает не только от машиностроения, но и от экономики в целом.

Сходная ситуация в металлургии, хотя на протяжении всего своего существования она продолжает оставаться одной из передовых отраслей российской экономики и, соответственно, потребителей на рынке ИТ, замыкая тройку лидеров в промышленности. В отечественном экспорте продукция металлургии занимает второе место после нефтегазовой промышленности. Ориентация на внешний рынок обязывает предприятия отрасли удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мировой экономикой к основным игрокам. Ясно, что это достаточно мощный вынуждающий фактор, ввиду которого российская металлургия, скорее всего, не выйдет из тройки отраслей-лидеров информатизации [#"1.files/image003.jpg">


Рис.3 Число зарегистрированных доменов в зоне .RU, 2001-2005


В тройку самых посещаемых ресурсов Рунета вошли поисковые сервера Yandex (в апреле 2006 года его посетили около 23,4 млн человек, с учетом международного трафика) и Rambler (20,8 млн посетителей), а также почтовый портал mail.ru (18 млн).


Рис.4 Индекс Rambler, 2006 год.


Ожидается, что к 2011 г. общее число фиксированных Интернет-соединений в России достигнет 16,6 млн., что почти вдвое превосходит уровень, достигнутый к концу 2006 г. – 7,3 млн. Согласно недавно опубликованным прогнозам IDC, в 2007 г. в результате дальнейшего распространения широкополосного доступа и роста числа поставщиков услуг широкополосного доступа, предлагающих наряду с доступом в Интернет услуги передачи голоса и видео, широкополосные фиксированные соединения станут преобладать над соединениями по коммутируемой телефонной линии.

В России поставщики предлагают новейшие услуги, инвестируя в развитие предоставления тройных услуг (голос, видео, данные) по широкополосному доступу и используя различные технологии доступа в Интернет от FTTx до WiMAX.

Наибольший среди крупнейших российских городов и регионов уровень распространения доступа в Интернет отмечен в Москве, где в 2006 г., им были обеспечены 42% домохозяйств. Исторически наибольшее количество Интернет-соединений в России сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, по мере роста спроса на доступ в Интернет в регионах, особенно в жилом секторе, доля городов-лидеров несколько сокращается [#"1.files/image005.jpg">


Рис. 5 Широкополосный доступ в России.


Специфика России состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 года на долю Ethernet-провайдеров, по оценке J’son & Partners, приходилось 62 % «домашних» широкополосных подключений против 32 % у ADSL и 6 % у сетей кабельного ТВ. По количеству широкополосных подключений, не использующих технологию ADSL, Россия находится на 8 месте в мире и на 3-м в Европе [#"1.files/image006.jpg">



Рис.6 Технологии широкополосного доступа в Интернет «домашних» пользователей 2005 год


Как показали результаты исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV квартале 2005 г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей, выходящих в Интернет по модему — с 43 % до 30 %. При этом медленно, но уверенно растет число интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию Ethernet (с 32 % до 39 %), а также доля тех, кто подключается к Интернету по широкополосному ADSL-доступу (с 18 % до 23 %). Москвичи наиболее активно (51 %) по сравнению с выборкой в целом используют для выхода в Интернет выделенную линию. И еще треть жителей столицы используют для выхода в Сеть широкополосный доступ [#"1.files/image007.jpg">

Рис.7 Российский рынок услуг доступа в Интернет, млрд. руб.


Тем временем в столице, по данным Pyramid Research, в декабре 2004 г. проникновение широкополосного доступа составляло 8,7 %, в сентябре 2005 г. эта цифра увеличилась до 18,2 %. К 2010 г. быстрым Интернетом, по прогнозам, будут пользоваться 56,2 % московских домохозяйств. Это более чем на порядок выше, чем в целом по стране — по оценкам того же источника к 2010 г. услуги широкополосного Интернета будут доступны 4,8 % жителям российских домохозяйств. При этом коммутируемый доступ в Интернет к 2008 году, по прогнозам Мининформсвязи, будет приносить провайдерам 14,1 млрд. руб., в то время как объем доходов от широкополосного доступа составит почти в два раза больше — 26,5 млрд. руб. Вполне возможно, что в ближайшие годы услуги передачи данных и доступа в Интернет будут самым быстро растущим сегментом рынка телекоммуникаций, причем рост будет происходить в основном за счет услуг широкополосного доступа [#"1.files/image008.jpg">



Рис. 8. Телекоммуникационная инфраструктура отделений Почты России.


И это несмотря на то, что преимущества WiMAX общеизвестны — это хорошее покрытие, доступные цены на оборудование, короткие сроки ввода сети в эксплуатацию (при условии наличия у оператора разрешений на использование частот) и пр. Построены и адекватные модели взаимодействия операторов беспроводного широкополосного доступа и интеграторов. Одну из них предлагает ГК «Синтерра», которая предлагает развивать региональные мини-сети WiMAX. В рамках такого взаимодействия магистральный оператор инвестирует в транспортную инфраструктуру и оказывает услуги связи партнеру, который, в свою очередь, инвестирует в сети широкополосного беспроводного доступа и оказывает телекоммуникационные услуги конечным пользователям. Третий участник — интегратор — обеспечивает логистику и сопровождение проекта. При оптимальном сценарии окупаемость проекта составляет не более трех лет [#"1.files/image009.jpg">

Рис.9. Динамика экономических показателей по проекту строительства региональных мини-сетей WiMax.


В технологическом плане для использования беспроводных технологий в сельской местности нет ничего сложного. Один из вариантов создания «беспроводного IP-села», предложенный компанией IskraTel, подразумевает использовать WiMAX-канал «точка-точка», а на отрезке непосредственной подачи трафика в дома — технологию Wi-Fi рис. 10.



Рис. 10. Схема организации беспроводного доступа в сельской местности.

Развитие беспроводного доступа на селе тормозит как по-прежнему громоздкая процедура получения операторами разрешений на частоты, так и сам механизм универсальной услуги. Последний построен таким образом, что в результате операторами универсальных услуг становятся, как правило, традиционные операторы — компании «Связьинвеста», а альтернативные операторы, включая провайдеров беспроводной связи, часто остаются в стороне. Последние и сами не особенно заинтересованы в предоставлении услуг на селе, ведь операторам будут компенсировать текущие убытки (включая амортизацию), но сразу капитальные затраты им никто не вернет. С другой стороны, во многих российских селах проводная связь обходится конечным абонентам существенно дороже, чем сотовая. Большинство сельских жителей, которые проживают в районах, охваченных мобильной GSM-связью, просто отказываются от услуг проводной телефонии, поскольку установка телефона и абонентская плата за него заметно выше, чем не очень интенсивное использование мобильного телефона. В качестве технологии доступа в Интернет используется GPRS/EDGE.

Первый в России оператор сотовых сетей 3G компания «Скай Линк», предоставляющий услуги на базе стандартов семейства CDMA 1X, указывает на высокий потенциал этой технологии для предоставления услуг связи в сельских районах. К преимуществам стандарта, в частности, относятся возможность подключения до 1000 домохозяйств на 1 сектор (127 одновременных пользователей в секторе), обеспечение прямого канала с пиковой скоростью 3,1 Мб/c (обратного — с 1,8 Мб/c), поддержка качества сервиса (QoS), большой радиус действия базовой станции — до 50 км на открытой местности (до 7-10 км при сложных рельефах) и пр. Решение на базе CDMA 1X обеспечивает пользователей комплексом услуг: телефония, доступ в Интернет и передача данных, организация видеонаблюдения и пр. Оно характеризуется быстротой развертывания сети и относительно низкими эксплуатационными и капитальными затратами.

Там же, где сигнал от базовой станции сотовой связи отсутствует, а использование проводной инфраструктуры и сотовой связи затруднительно или невозможно по техническим и финансовым причинам, оптимальным решением являются системы спутниковой связи на основе технологии VSAT. В этом сегменте дела обстоят неплохо. Так, во втором квартале 2007 года закончился монтаж 743 спутниковых станций, а в третьем квартале 2007 года планировалось внедрить еще 225 станций. Наибольшее их количество пришлось на регионы Сибири и Дальнего Востока. Так, в Иркутской области установлены 179 станций, в Республике Саха (Якутия) — 245, в Хабаровском крае — 220

[#"1.files/image011.jpg">


Рис.11. Соотношение подключенных к Интернет городских и сельских образовательных учреждений, 2006-2007 гг.


Наиболее распространена при подключении школ к Интернету технология xDSL (с ее использованием подключено 80% сельских образовательных учреждений), далее следуют спутниковый доступ VSAT (19%) и наземные радиолинии (1%). При этом в тех селах, где используется технология VSAT, другая телекоммуникационная инфраструктура, как правило, полностью отсутствует.


Рис. 12 Технология подключения сельских школ к Интернет.


Потребность подключения путем использования спутникового канала связи неравномерна в различных регионах страны. Лидирующие позиции по установке VSAT занимают Чечня и Дагестан, Иркутская и Читинская области, а также Красноярский край. Меньше всего в спутниковой связи нуждаются Ярославская, Липецкая и Тульская область, Чувашия и Кабардино-Балкария [#"1.files/image013.jpg">

Рис. 13 Информатизация сектора оптовой торговли*.


ИТ-расходы оптовиков — самые крупные в сравнении с другими отраслями торговли, более 9,6 млрд.руб. в 2006 году. По этому показателю отрасль занимает устойчивую долю в 3-3,5%% в объеме всех ИТ-затрат в экономике. При этом, по показателю доли, которую составляют ИТ-расходы в валовой прибыли (немногим более 0,6%), сектор оптовой торговли, напротив, стоит на одном из самых последних мест как среди прочих секторов торговли, так и в по сравнению с большинством отраслей российской экономики. При этом в течение последних трех лет оптовые компании все большую часть прибыли отчисляют на ИТ. Так, в 2004 году доля расходов на ИТ в секторе была ниже 0,4%.

С точки зрения динамики информатизации, оптовые компании демонстрируют довольно высокие результаты, темпы роста ИТ-расходов держатся на уровне 33-35% в год. Исключение составлял лишь 2004 год, когда спрос на ИТ упал на 7,8%. Однако это было следствием перегрева рынка годом ранее (рост ИТ-затрат в 2003 году составил 46,5%, что в 20 раз превышало темпы роста по рынку ИТ в целом) и не нарушало общей картины уверенного наращивания объемов ИТ-расходов. Опережающие темпы роста ИТ-расходов имели место в секторе оптовой торговли и в 2006 году — 35% роста против 22,55 по экономике в целом [#"1.files/image014.jpg">


Рис. 14 Темпы информатизации сектора оптовой торговли*.


Потребности предприятий оптовой торговли являются более узкопрофильными, чем в остальных секторах торговли. Эффективность функционирования, с одной стороны, определяется состоянием и динамикой товарных запасов, с другой — отношениями с поставщиками (производителями продукции). Поэтому основную роль в информатизации оптовых предприятий играют информационные системы, управляющие цепочками поставок, а также системы автоматизации складов (SCM, MRP и WMS-системы).

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.