В
этих целях намечается осуществить реформу предприятий и в ее рамках провести
реструктуризацию их задолженности. Тем хозяйствующим субъектам, которые
своевременно вносят текущие платежи в бюджет, предоставляется право выпустить
дополнительное количество акций и за счет полученных средств погасить в
течение 2-3 лет образовавшуюся задолженность. По отношению к платежеспособным
предприятиям намечено применять процедуры банкротства и реорганизации.
Не дали пока существенных результатов и многочисленные
постановления об усилении борьбы с экономическими преступлениями и
коррупцией. Это объясняется не только их слабой экономической проработкой, но
и крупными пробелами в законодательстве. Расширение теневой экономики
продолжается, и ее доля в ВВП в 1996 г., по оценке Госкомстата РФ,
увеличилась до 23%.
Таким
образом, система государственного регулирования экономики
хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все
еще не сформирована. Наиболее важными из нерешенных задач являются:
• преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой
просроченной задолженности;
• оздоровление экономического положения предприятий, в том
числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем,
включая улучшение управления принадлежащими государству
пакетами акций акционерных предприятий;
• активизация инвестиционной деятельности, проведение
структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня,
эффективности и конкурентоспособности;
• поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий,
в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие
которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и
безопасности страны;
• перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж,
улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну;
• создание условий, препятствующих расширению теневой
экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее
финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной,
разрешенной законами экономической деятельности.
Таким образом, существующая в настоящее
время система государственного регулирования носит переходный
и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного
развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм
рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там,
где он не срабатывает или приводит к результатам, не
отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ
будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и
восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной
сферы.
Заключение.
Таким
образом, существующая в настоящее время система
государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход
реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме
автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен
инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не
срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего
общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем
определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов
государственного регулирования рынка и социальной сферы.
Прямое
участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех
сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного
капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры отдельных
предприятий легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую
массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, остро необходима
государственная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но
на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно
бессистемно распылять ресурсы.
Исследуя
опыт зарубежных стран, Россия может много полезного почерпнуть из практики
проведения приватизации в развивающихся европейских странах, а правила и методы
руководства государственным сектором экономики – из опыта США, Японии, Франции,
Германии и других высокоразвитых экономически стран. Так, например, очень
быстрое по сравнению с Россией хозяйственное оживление в восточноевропейских
странах связано, по мнению многих российских авторов, с продвинутостью реформ.
В частности, в более развитых странах Восточной Европы прошла не формальная, а
подлинная приватизация, которая привела к возникновению слоя «эффективных
собственников», сложился «новый» частный сектор. Государство занимается не
столько текущим регулированием экономики, сколько регулированием институциональной
ситсемы, в т. ч. развитием рыночного законодательства и контролем за его
соблюдением.
В заключение отметим, что реального перелома в тенденции
снижения государственных инвестиций в экономику до сих пор не
произошло. За последние годы доля затрат на финансирование
промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета
сократилась более чем в 4 раза. В то же время для большинства госпредприятий
кредитные ресурсы по-прежнему недоступны из-за высоких процентных
ставок, превышающих рентабельность вложений. Доля их
собственных средств, направляемых на развитие производства,
незначительна, а стимулирующий потенциал косвенных регуляторов остается
ниже возможного. В этих условиях прямые инвестиции в
госсектор должны сохранять свое значение, а бюджет развития в
ближайшей перспективе может стать одним из основных инструментов,
регулирующих восстановление инвестиционного процесса в его рамках.
Таким
образом, по мнению российских авторов, суть новой социально – экономической
стратегии и стержень концепции реформирования страны – в ее постепенном,
поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с
современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной
экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и
регулировании.
А
функции государства здесь будут следующими:
Ø
Создание
общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц,
действующих в рыночной экономике
Ø
Прямое
государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры
народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом,
экономическом и финансовом отношении производствами;
Ø
Разработка и
проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных,
структурно – технологических программах путем полного или частичного их
финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и
других видов финансовой помощи частного сектору экономики.
Партнерские отношения между частным сектором и государством являются
основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения
включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих
лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские
отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и
знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б)
обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их
предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские
отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный
сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.
В России данный механизм до конца еще не
сформирован.
Список литературы.
Законодательные акты 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 2. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990. 3. Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий". 4. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994. 5. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. 6. 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Учебники, учебные пособия
7. Государственное
регулирование рыночной экономики /под ред. Столярова М. И., МГУ – М.: Дело,
2001 – 279 с.
8.
Государственное
регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Морозовой Т. Г. –
М.: ЮНИТИ, 2001 – 253 с.
9. Ивашковский
С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 200, 470 с.
10. Орешин
В. П. «Государственное регулирование национальной экономики» Учебное пособие –
МГУ им. М. Ю. Ломоносова – М,: ИНФРА- М, 200 – 122 с.
11. Пикулькин А.В., Система государственного управления. Учебник. М.: Закон и право, 1997.
12. Шамхалов
Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.:
Экономика, 200 – 381 с.
Монографии
13. Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект Пресс, 1995. 14. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.И. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб.: Институт управления и экономки, 1996. 15. Гневко В.А., Когут А.Е. Местное самоуправление: основы системного подхода. СПб.: Институт управления и экономики, 1996.
16. Логуа
Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.:
1994. - 272 с.
17. Лузин
С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных
методов экономического регулирования в условиях
переходного периода. - Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. - 178 с.
18. Основы местной социально-экономической политики. Рекомендации по разработке и практической рекомендации. Под ред. Когута А.Е. СПб.: РАН, 1995. 19. Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. – М.: МГУ, 1997. 20. Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)". Институт экономики РАН. - М.: 1996, С. 16-55. 21. Широков А.И., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России. СПб.: Вести, 1995. 22. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., Наука, 1995. 23. Якобсон Л.И. Государственный сектор рыночной экономики. Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000.
Научные статьи
24. Абалкин
Л. «Роль государства и борьба с экономическими догмами» // Экономист, 1998, №
9. с. 3 – 17
25. Андрианов
В. «Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии
(бюрократизация управления экономическим развитием)// Общество и экономика –
2001 - № 11-12, с. 117 – 129
26. Андрианов
В. «Государство и рынок: механизмы взаимодействия» // Маркетинг. – 1999. - №
5.. с. 3 – 20
27. Асаул
А. Н. «Роль государства в смешанной системе хозяйствования» //
«Регион: политика, экономика, социология», 2002, № 1-2
28. Белова
В. Л. «Ввдение в макроэкономику: экономические функци государства» // Социально
– политический журнал. – 1998 - №4, с. 82 – 94
29. Бирюков
В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика
и международные отношения – 2001 – № 12, с. 57 – 64
30. Варнавский
В. Г. «Партнерство государства и частного сектора: теория и практика»// Мировая
экономика и международные отношения, 2002 - № 7, с. 28 – 37
31. Государство
и бизнес: опыт партнерства в условиях рыночной экономики: Обзор международной
практики // Рынок ценных бумаг – 2001. - № 15. с. 15-21
32. Гребенников
В. Г. «Великая монополия (отношения государства и экономики)» // Экономическая
наука современной России. – 1999. – №3 , с. 64-78
33. Демидова
Л. «Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада)
// Проблемы теории и практики управления, 1998. - №4, с. 38 – 43
34. Денисов
Б. А. «Государство – экономический интегратор» // Менеджмент в России и за
рубежом – 2000,. - №4, с. 25-33
35. Денисов
Б. И др. «Современный взгляд на экономическую роль государства» // Маркетинг.
2000. - № 4 , с. 16 – 25.
36. Донцова
Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления
и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 – 40.
37. Дробот
Р. А. «Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века»// Вестник МГУ,
сер. 18, Социология и политология. 2002. - №3, с. 25 – 38
38. Журавлев
С. Государственное регулирование экономики в переходный
период//Экономист, 1991. - N 5. - С. 28-38.
39. Копейкин
М. Ю. «роль государства в регулировании экономики» // Копейкин М. Ю.
«Реформирование экономики в России» (сборник статей), Ярославль, МАПН, 2000, с.
15 – 17
40. Коробов
С. К. «Социальные функции государства с рыночной экономикой»// Государственная
власть и местное самоуправление – 2001. - № 1. с. 10 – 17.
41. Котов
В. В. «Государственное управление рыночной экономикой» // Экономика
строительства. – 1999, № 10, с. 2 – 12.
42. Кудров
В. «Государство и экономика: меняющаяся равновесие»// Проблемы теории и
практики управления», 2002. - №3, с. 8 – 13.
43. Малахов
С. А. «Когда необходимо вмешиваться государству?» // ЭКО. 1998. № 9. с. 123-
137
44. Место и
роль государства в процессе развития // Международные отношения и мировая
экономика, 1998, № 12. с. 59 – 93
45. Мясников
М. В. «Экономическая политика государства в современных условиях» //
Международные отношения и мировая экономика . – 1999. - №1., с. 48 – 52
46. Осадчая
И. «Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией» //
Международные отношения и мировая экономика, 1998. - №1, с. 140 – 147.
47. Осадчая
И. «Государство в постиндустриальной экономике и социал – демократия» //
Мировая экономика и международные отношения. – 1999, № 7, с. 79 – 88
48. Симонян
Н. «О роли государства в общественном развитии: Запад vs.
незападные модели»// Общество и экономика. – 2000, № 3 –4, с. 4 – 17
49. Супян
В. «Роль государства в экономике (на примере США) // Независимая газета. 200 –
26 дек. С. 15
50. Танци
В. «Роль государства в экономике: эволюция концепций» // Международные
отношения и мировая экономика, 1998. - № 10. с. 51 – 62
51. Шишков
Ю. «Экономическая роль государства в современном мире» // Экономист, 1999, № 1.
– с. 25 – 34
52. Штиль Х.
–П. «Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция» // Проблемы теории
и практики управления – 2000. - №5. с. 36-39
53. Эльянов
А. «Место и роль государства в экономическом развитии: опыт развивающихся стран
и Россия» // Общество и экономика – 1999, №12, с. 148 – 174
[1] Шамхалов
Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.:
Экономика, 2000 – 381 с.
[2] Шамхалов
Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.:
Экономика, 2000 – 381 с.
[3]
[4] Так, в рекомендациях проведенной в апреле 1997г. Советом Федерации
(при участии Института Экономики РАН) научно – практической конференции «Роль
государства в становлении и регулировании рыночной экономики» указывалось на
необходимость «сконцентрировать усилия на создании системы индикативного
планирования и прогнозирования экономики», (РЭЖ. – 1997. - №4. – с. 11 – 12).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|