p> 4. Центральный банк Российской Федерации. Деятельность Центрального банка РФ регулируется Федеральным законом “О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят
Государственной Думой 12 апреля 1995 г. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности
государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и
исполнительным органам государственной власти. Наряду с этим Банк
самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим
от органов государственного управления экономикой. Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой
подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения,
расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации.
Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на
положении местных органов Центрального банка. Таким образом, ЦБР можно представить как единую систему, имеющую
своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На
местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при
крупных территориальных учреждениях (национальных банках, например
Национальный Банк РБ, областных управлениях) так называемые ЦОУ
(центральные операционные управления). Однако эти территориальные
учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать
нормативные документы. Функции и задачи территориальных органов определяются специальным
Положением, утверждаемым Советом директоров. Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют
экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе,
организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного
контроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные
операции по бюджету и внебюджетным фондам. К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном
подразделении ЦБР, а к крупным банкам в Главном управлении по надзору за
деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого
коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ)
- подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующей
территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению
корреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие
банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать
соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного
платежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого
банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном
управлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся
счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от
привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью
осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в
безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ
на другие счета. Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна
вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на
РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого
может не произойти. Как уже отмечалось, в каждом РКЦ к коммерческому банку, так же как и в
Главном управлении, прикреплен куратор, который следит за соблюдением
коммерческим банком экономических нормативов и своевременной сдачей
отчетности. В начале каждого месяца коммерческие банки сдают отчетность в
РКЦ. Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории коммерческими
банками ежеквартально представляются более подробные отчеты, а в начале
каждого года - подробный отчет за прошлый год. В соответствии с законом актом основными целями деятельности Банка
России являются: . защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам; . развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; . обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Во взаимодействии с Правительством России он разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и
обеспечение устойчивости рубля: . монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; . устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; . осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом; . осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; . регистрируют эмиссию ценных бумаг кредитным организациям в соответствии с федеральными законами; . осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; . определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; . организует и осуществляет валютный контроль как через уполномоченные банки, так и непосредственно. Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса
Российской Федерации и организации составления платежного баланса России. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в
необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как
правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-
кассовом центре Главного территориального управления ЦБР, в котором у них
имеется корреспондентский счет. Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций,
если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь
51% акций Сберегательного банка РФ, участвовать в капитале Внешэкономбанка
и Внешторгбанка РФ. В капитале других коммерческих банков и кредитных
организаций ЦБ России участвовать не имеет права. Получение прибыли не
является целью деятельности Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд. руб.
В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом
расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах
полученных доходов. Высшим органом управления Банка России, как было отмечено выше,
является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцать
членов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаются
Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и
то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд
(12 лет). Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу,
оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в
работе. Федеральным законом от 12 апреля 1995 года установлены основные функции
и операции Центрального Банка Российской Федерации. Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по
развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и
покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту
функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики
правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления
банковской системы, входящие в его компетенцию. Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный банк
возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных
знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в
обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные фонды банков. Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег
является монопольным правом Центрального банка и находится только в его
компетенции. Выпуск денег - главный источник денежных средств Центрального банка,
используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег
производится в размерах, утверждаемых Правительством РФ, и распределяется в
соответствии с предусмотренными целями, она осуществляется в двух формах:
деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные
деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного
хозяйства и бюджета. Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования
портфеля ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что
ЦБР как “банк банков” производит кредитование только банковских учреждений.
Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых
банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей
народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам
рефинансирования, установленным Центральным банком. Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется
установлением маржи или предельного уровня превышения ставок
рефинансирования Центрального банка. Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При
выполнении этой функции “банк банков” устанавливает принципы организации
расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов,
этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций. Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные
средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим
счетам. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации
товаров, работ, услуг. Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов
коммерческих банков в РКЦ Банка России. Эти счета используются для перевода
денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей
страны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются
через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими
банками. Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и
статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк
России создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых
операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам
деятельности кредитных учреждений. Важнейшие из них - правила кредитования предприятий и хозяйственных
организаций коммерческими банками. Правила Центрального банка
предусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременным
возвратом предоставленных средств. Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с
наличными деньгами в хозяйствах и банках. Соблюдение этих правил имеет
большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращения
издержек и ускорения оборота наличных денег. Правила бухгалтерского учета[12] отражают порядок совершения
эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим
счетам Центрального и коммерческих банков. Правила статистической
отчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц о
работе банков применительно к участкам их деятельности. Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение
этой функции Банк России рассматривает пакет документов для открытия нового
кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на
право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным
учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения
возлагаемых на них обязанностей. Функция организации государственного контроля за деятельностью
кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их
операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их
деятельностью. Эта работа производится расчетно-кассовыми центрами банка, в
которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Функция реализации облигации государственных займов и кредитования
расходов федерального бюджета. Центральный Банк - уполномоченный орган
Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов.
Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав
которых формируется Министерством финансов и Центральным Банком. Прямое кредитование бюджета производится Центральным Банком за счет
своего эмиссионного фонда. С 1 января 1995 года прекращено прямое
кредитование ЦБР расходов федерального бюджета. Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк
России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и
организует все операции по покупке и продаже золота и иностранных валют.
Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на
золотых и валютных рынках. Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации
золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой
обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая
товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и
золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс Российской
Федерации. В балансе отражается соотношение платежей и поступление в страну
инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. Соотношение
платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля
по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом
спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении –
падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому
поддержание стабильности платежного баланса – одна из наиболее важных задач
Центрального банка, связанная с регулированием курса рубля. Успешное выполнение функций Центрального банка – необходимое условие
эффективного развития рыночной экономики нашей страны. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка
России в соответствии с законодательством являются: . процентные ставки по операциям Банка России; . нормативы обязательных резервов коммерческих банков; . операции на открытом рынке; . рефинансирование банков; . валютное регулирование; . установление ориентиров роста денежной массы; . прямые количественные ограничения деятельности коммерческих банков. В соответствии с федеральным законом от 12 апреля 1995 года основными
задачами ЦБР являются: . участие в разработке денежно-кредитной политики правительства; . поддержание стабильности денежного обращения; . обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам; . создание государственного фонда золотовалютных резервов; . использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики. Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег,
кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных
валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности
национальной денежной единицы. Заключение Значение банков как важнейшего звена в экономике существенно возросло
после Второй мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала
банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой
прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской
деятельности, привело к расширению международных операций, образованию
новых межбанковских объединений как на национальном, так и на
интернациональном уровне. Роль Центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в
денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения
потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации
совокупного общественного продукта и национального дохода страны. Таким образом, Центральный банк играет ключевую роль в платежной и
банковской системе страны. Литература 1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации. 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 2. Конституция Российской Федерации. 3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)». 4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». 5. Федеральный закон о бухгалтерском учете. 2. Монографии, научная и учебная литература. 1. Банки и банковские операции : Учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков; Л. М.
Максимова, О. М. Маркова и др.; под ред. проф. Е. Ф. Жукова.- М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1997. 2. Банковское дело. Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М.,
Финансы и статистика, 1997 3. Долан Э. Дж., Кемпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-
кредитная политика. – М., – 1992. 4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег// Избранные
произведения. – М.: Экономика, 1993. 5. Курс экономической теории. Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф.
Киселевой Е.А. Киров, АСА, 1995. 6. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ под ред. проф. Е.
Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 7. В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного обращения и кредита»
М., «ИНФРА - М», 1996 8. Самуэльсон П. Экономика. – М.: Алгон, 1992. 9. Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф пресс, 1996. 10. Шепаев В. Н., Наумченко О. В. Центральный банк в процессе
экономического регулирования. М.: Изд-во АО «Консалтингбанкир», 1994. 11. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. Булатова А.С. – М.: БЕК, 1997. 3. Публикации в периодических изданиях. 1. Андрюшин С.А. Банковская система России: либеральные реформы и их
последствия.// Деньги и Кредит, 1997, №4. 2. Джулмухамедова Г.А. Некоторые аспекты независимости ЦБ. // Деньги и
Кредит, 1993, №6. 3. Евстигнеев В. Денежная эмиссия и переходная экономика. // Вопросы
экономики, 1997, №10. 4. Найшуль В. А. Либерализм и экономические реформы. // Мировая
экономика и международные отношения, 1992, №8. 5. Тосунян Г.А. К вопросу о статусе Банка России. // Деньги и Кредит,
1998, №10. 6. King Banaian, Laney Leroy O., Willett Thomas D. Central Bank
Independence: An international Comparison. – Federal Reserve Bank of Dallas
Economic Review, 1983 March. 7. Robin Bade, Parkin Michael. Central Bank Laws and Monetary Policy,
unpublished mimeo, Dept. of Economics, University of Western Ontario, 1980
December. 4. Информация в сети Internet. 1. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ. 2. http://www.gov.ru - сервер органов государственной власти
Российской Федерации. 3. http://www.goverment.gov.ru – официальный сайт Правительства
Российской Федерации. Приложение. Организационная структура Центрального банка. П Р А В Л Е Н И Е Аппарат Правления СЛУЖБЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ -----------------------
[1] Более подробно Центральный банк РФ будет рассмотрен в соответствующем
разделе курсовой работы.
[2] Конституция Российской Федерации (ст. 114, подпункт б)
[3] Конституция Российской Федерации (ст. 103, подпункт в)
[4] Конституция Российской Федерации (ст. 83, подпункт г).
[5] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая (ст. 48).
[6] Тосунян Г.А. К вопросу о статусе Банка России. // Деньги и Кредит,
1998, №10.
[7] Robin Bade, Parkin Michael. Central Bank Laws and Monetary Policy,
unpublished mimeo, Dept. of Economics, University of Western Ontario, 1980
December.
[8] King Banaian, Laney Leroy O., Willett Thomas D. Central Bank
Independence: An international Comparison. – Federal Reserve Bank of Dallas
Economic Review, 1983 March.
[9] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег// Избранные
произведения. – М.: Экономика, 1993. [10] Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф пресс, 1996. [11] Самуэльсон П. Экономика. – М.: Алгон, 1992.
[12] Федеральный закон о бухгалтерском учете. ----------------------- Департамент науч-ных исследований Департамент стратегического планирования Методологичес-кие Департамент бухучета и финансового планирования Юридический департамент Вспомогатель-ные протокольные Операционный департамент Департамент авто-матизации бан-ковских операций Департамент соци-ального развития Административно-хозяйственный департамент Департамент внешних связей Департамент координации деятельности центрального банка Валютно-экономи-ческий департамент Департамент эмис-сионно-кассовых операций Управлен-ческие Операцион-ные Департамент денежно-кредитного регулирования Департамент кас-сового исполнения госбюджета Ревизионный департамент Экономический департамент Департамент банковского надзора Аналитическо-информационные Контрольные Департамент статистики
Страницы: 1, 2, 3, 4
|