p> Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими
в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок
ссудных капиталов в целом. Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные
на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или
кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной
торговли). К выборочным методам относятся: . Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки); . Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др. Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или
понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие
на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в
свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень
рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая
соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии
платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует
привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге
активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной
валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс
национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным
результатам. Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно
используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и
обострения валютных кризисов. Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на
их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных
резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств
«заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться
коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются
банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по
банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению
банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента. Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из
старейших и наиболее распространенных методов регулирования (впервые он был
применен в США в 1913 г.), относится к косвенным методам регулирования
денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов. Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих
банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и
определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма
минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования),
их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом
городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В
настоящее время географические и институциональные различия постепенно
стираются. Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение:
с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности
коммерческих банков, с другой – используется как важный инструмент денежно-
кредитной политики центрального банка. В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным
методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом
рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем
имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на
открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и
соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это
приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного
процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный
банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по
выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию
банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных
бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно
применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и
коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их
ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок
процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной
нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них
краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам. Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок
служат операции центрального банка с долгосрочными государственными
обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает
повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них).
Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности,
которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее
рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций
приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа
облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и
повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок.
Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные
ставки через расширение или ограничение банковской наличности. В целом операции на открытом рынке различаются в зависимости от: . Условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО); . Объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами; . Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами; . Сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или на небанковском секторе рынка; . Способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком. Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком
смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и
безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через
регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы,
долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на
достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции,
проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных
процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-
продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном
рынке. Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в
обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на
иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты.
Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то
предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а
курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет. Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации
осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов,
учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами,
установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской систе6мы Банк России
рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей
учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог
различных активов. Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:
минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между
размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки
риска; показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения
между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также
возможности реализации активов; минимальный размер обязательных резервов,
депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам
банков; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного
процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в
понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а
также выданные по его поручению обязательства); ограничение размеров
валютного и курсового рисков; ограничение использования привлеченных
депозитов для приобретения акций юридических лиц. Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за
деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной
системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность
банков. Операции центральных банков. Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его
операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов
банка и активные – операции по их размещению. Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран
является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе
выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое
обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают
действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно
отменено официальное золотое содержание денежных единиц. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании
коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов.
Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот.
Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими
банковскими обязательствами; при кредитовании государства –
государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и
иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе
говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В
этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций
банка. Размеры пассивной операции центрального банка «эмиссия банкнот»
зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству
финансов), покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно
сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по
отношению к пассивным. Сказанное не означает, однако, что любая ссуда центрального банка
кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие
кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства,
открытые в центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, а
депозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсов центрального
банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы,
зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства
госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного
капитала банка. К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-
ссудные операции; банковские инвестиции; операции с золотом и иностранной
валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей
(акцептованных солидными банками), казначейских векселей, государственных
облигаций и других ценных бумаг; учетные операции – покупка центральным банком векселей у государства и
банков. покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так
как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые
коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую
центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой,
которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его
погашения, образует доход банка. Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим
банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой,
или учетной ставкой центрального банка. Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции
центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги.
Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве
промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой
кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е.
предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует
(например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или
ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание
на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная
часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком
на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства
выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные
учреждения, компании, население. Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком
государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской
системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-
кредитной политики. Государственный долг России почти целиком образовался в результате
прямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом о
центральном банке РФ (Банке России) предусмотрено, что последний может
предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него ценных
бумаг. 3. Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне. Впервые сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне
проявилось при создании международного банка центральных банков – Банка
международных расчетов (БМР) в Базеле в 1930 г. Его организаторами были
центральные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и
группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. Все эти
банки подписали конвенцию со Швейцарией, на территории которой
функционирует банк. В настоящее время членами БМР являются центральные банки 33 стран: всех стран Западной Европы, шести стран Восточной Европы, которые вступили в
него в довоенные годы и остались его акционерами, а также США, Японии,
Австралии, ЮАР и др. Одной из задач БМР было облегчение расчетов по репарационным платежам
Германии и военным долгам, а также содействие сотрудничеству центральных
банков и расчетов между ними. Главная же задача Банка – координация
деятельности центральных банков ведущих промышленно развитых стран. В соответствии с Уставом БМР выполняет две главные функции: оказывает
содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает
благоприятные условия для международных финансовых операций; в качестве
доверенного лица или агента проводит международные расчеты со своими
членами. Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне было
продолжено после Второй мировой войны в рамках создания Европейского
платежного союза (1950-1958 гг.), который позволил европейским странам
возобновить товарообмен, несмотря на сохранившуюся неконвертируемость
национальных валют. Европейский платежный союз (ЕПС) был создан для решения
специфических задач и после их решения был распущен, т.е. представлял собой
временный компромисс в сложившихся после войны условиях в Западной Европе. Соглашение о Европейском платежном союзе подписали 17 стран. Деятельность ЕПС состояла в том, что ежемесячно проводился зачет всех
платежей стран-участниц, выводилось сальдо каждой страны, которое
передавалось Банку международных расчетов, и страны вступали уже в
отношения с БМР, который выполнял роль агента или посредника в этом
многостороннем клиринге. Затем БМР осуществлял регулирование пассивных и
активных сальдо по клиринговым счетам стран-участниц в соответствии с их
квотами в ЕПС. Механизм Европейского платежного союза привел к перекачиванию золота и
долларов из стран-должников в страны-кредиторы, в первую очередь в ФРГ. Таким образом, межгосударственное сотрудничество центральных банков
осуществлялось в рамках ЕПС, что привело к значительной либерализации
внешней торговли в западноевропейских странах и введению обратимости валют.
С декабря 1958 г. ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением. После
прекращения деятельности ЕПС все страны-члены ЕПС смогли избежать
дальнейшего роста дефицита платежных балансов и выплатить свои долги. И, наконец, сотрудничество центральных банков на межгосударственном
уровне продолжается в рамках Европейского союза (ЕС), что представляет
собой долгосрочную стратегию, ведущую страны-участницы от элементарного
таможенного союза к сотрудничеству на более высоком уровне в рамках общей
валютной политики.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|