Меню
Поиск



рефераты скачать Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации

p> - повысить норму обязательных резервов, депонируемых в Банке России, но не более чем на 10 пунктов;

- иные санкции, предусмотренные законодательством.[42]

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

В соответствии с решением Совета директоров Банка России начиная с регулирования на первое мая 1995 года устанавливаются следующие нормы отчислений в фонд обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческого банка до 30 дней - двадцать процентов, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней - четырнадцать процентов, свыше 90 дней - десять процентов, по средствам на счетах в иностранной валюте - один и пять десятых процента.[43]

3) операции на открытом рынке;

Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.[44]

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской
Федерации по обслуживанию, дилера а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает “организационную” сторону функционирования рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций: проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов
Российской Федерации. роме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

4) рефинансирование банков;

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются
Банком России.[45]

Данные аукционов рефинансирования в 1994г.[46]
| |29.0|26.0|24.0|30.0|27.0|31.0|28.0|28.1|29.1|28.1|
| |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |0 |1 |2 |
|Количество | | | | | | | | | | |
|коммерческих |295 |223 |178 |159 |158 |90 |38 |88 |67 |93 |
|банков, принимавших| | | | | | | | | | |
|участие в аукционе | | | | | | | | | | |
|Общий объем | | | | | | | | | | |
|аукционного кредита|175 |190 |150 |160 |120 |100 |100 |150 |50 |70 |
|(млрд. руб.) | | | | | | | | | | |
|Сумма |116.|107.|80.6|114.|120 |73.1|19.8|106.|48.6|66.4|
|предоставленных |0 |0 | |1 | | | |2 | | |
|кредитов (млрд. | | | | | | | | | | |
|руб.) | | | | | | | | | | |
|Средняя |214.|207.|191.|141.|90 |120.|130.|170.|150.|181.|
|окончательная |4 |2 |1 |8 | |5 |4 |1 |2 |6 |
|процентная ставка | | | | | | | | | | |

Объединив эти данные с данными процентной ставки Центрального банка на момент проведения аукциона рефинансирования, взятую из справочной системы “Гарант” можно построить следующий график:

Объемы аукционных кредитов рефинансирования, суммы предоставленных кредитов, средняя окончательная процентная ставка и процентная ставка Банка
России в 1994г.
[pic]

В 1995 году рефинансирование коммерческих банков осуществлялось в соответствии с совместным Заявлением Правительства и ЦБ РФ об экономической политике на 1995 г. Кредиты коммерческим банкам предоставлялись прежде всего путем проведения кредитных аукционов на конкурсной основе. В 1995 г. проведено 12 таких аукционов, в которых участвовало 319 банков[47]. Всего было предоставлено кредитов на сумму 538 млрд. руб. по ставке от 90 до 204% годовых.[48]

Вместе с тем нередки случаи, когда аукционные кредиты погашаются через счета просроченных ссуд, что отрицательно влияет на объем выделяемых кредитов. Размер просроченной задолженности на протяжении года составлял 40-
67 млрд. руб., что составляет объем одного аукциона.[49]

5) валютное регулирование;

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.[50]

Политика Банка России на внутреннем валютном рынке осуществлялась в контексте принципов денежно-кредитного регулирования реализуемых Банком
России в соответствии с Совместным заявлением Правительства и Центрального банка Российской Федерации “Об экономической политике на 1996 г.”

Основными задачами, на решении которых было сосредоточено внимание
Банка России, являлись:

1. Активное использование обменного курса рубля в качестве инструмента корректирования инфляционных ожиданий и влияния на уровень инфляции. Установление границ отклонений валютного курса от согласованных с правительством Российской Федерации пределов, т. е. проведение предсказуемой политики валютного курса (политика “валютного коридора”).

2. Сглаживание резких краткосрочных колебаний в конъюнктуре рыночного спроса и предложения на иностранную валюту.

3. Развитие инфраструктуры межбанковского валютного рынка Российской
Федерации с целью оптимизации формирования рыночного спроса и предложения на иностранную валюту на всех его институциональных и территориальных сегментах, обеспечения гарантии внутренней конвертируемости рубля по текущим валютным операциям.

4. Формирование и управление золотовалютными резервами с целью обеспечения высокого уровня международной ликвидности и гарантирования интервенций Банка России для регулирования динамики валютного курса в пределах заданной траектории.

Отличительной чертой политики Центрального банка явилось введение с июля 1995 г. режима “валютного коридора”, устанавливающего границы колебаний курса рубля к иностранным валютам.

“Валютный коридор в таких условиях, во первых, внес четкую предсказуемость в динамику курса рубля, а следовательно, и конъюнктуру внешней торговли. Это предоставило внешнеторговым фирмам возможность адекватно оценивать и эффективно страховать возникающие валютные риски с помощью операций финансового рынка. Во-вторых, “валютный коридор” ограничил абсолютный уровень повышения номинального курса рубля. По сути,
Банк России во втором полугодии снимал избыточное предложение иностранной валюты, приостанавливая дальнейшее падение реального курса доллара.
“Валютный коридор” в такой ситуации определил границ возможного ухудшения конъюнктуры экспорта.

Динамика торгов ММВБ в период с 01.01.94 по 7.05.96
[pic]

6) установление ориентиров роста денежной массы;
Статья 43. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Правительство и Центральный банк Российской Федерации примут меры необходимые для сокращения темпов роста совокупных кредитно-денежных показателей в 1996 году до уровня соответствующих индикатору инфляции в
1996 году.

Рост денежной базы и денежной массы будут определяться политикой
Банка России в отношения предоставления чистого кредита коммерческим банкам, операций с ценными бумагами на вторичном рынке , а также его интервенций ( продажа и покупка валюты ) на валютных рынках.

Для контроля за денежной массой орган денежно-кредитного регулирования устанавливает максимальные показатели объема своих чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному и расширенному правительствам.

Месячные целевые показатели будут установлены также объема официальных валовых и чистых международных резервов.

Изменения в институциональной и нормативной структуре финансового сектора будут по возможности в максимальной степени нейтральными по отношению к приросту широкого показателя рублевой денежной массы и станут осуществляться только после технической консультации с сотрудниками
Международного Валютного фонда.

7) прямые количественные ограничения
Статья 42. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно- кредитной политики только после консультаций с
Правительством Российской Федерации.
Например:
В соответствии с Законом Российской Федерации "О денежной системе
Российской Федерации" (статья 14) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить предельный размер расчетов наличными деньгами в
Российской Федерации между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу.

Все расчеты в Российской Федерации между юридическими лицами по одному платежу на сумму свыше 2 млн. рублей производить только в безналичном порядке.[51]

Статья 44. Банк России ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики Российской
Федерации; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.

банковское регулирование и надзор

Статья 55. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка
России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

Центральный банк считает, что чем больше у банка собственных денег, тем более он устойчив. Поэтому понятно особое внимание ЦБ к капитализации банков. Введение в действие Инструкции №1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" значительно увеличило эти показатели, которые стали соответствовать требования ЕС к европейским банкам [52].

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций[53]
| | |для кредитных |
|дата |для банков |организаций с |
| | |ограниченным кругом |
| | |деятельности |
|на 1 апреля 1996г. |2,0 млн. ЭКЮ |500 тыс. ЭКЮ |
|на 1 января 1997г. |3,0 млн. ЭКЮ |750 тыс. ЭКЮ |
|на 1 января 1998г. |4,0 млн. ЭКЮ |1 млн. ЭКЮ |
|на 1 июля 1998г. |5,0 млн. ЭКЮ |1млн. 250 тыс. ЭКЮ |

Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, начиная с 1 января 1999 г., определяемых как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, устанавливается в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ (1 млн. ЭКЮ для кредитной организации с ограниченным кругом операций ).[54]

2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации.

При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов, выданных кредитной организацией данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией одному заемщику (группе связанных заемщиков). При расчете используется следующая формула:

Крз

Н6 = ------ х 100%, где

К

К - размер собственных средств (капитал)

Крз - совокупная сумма требований кредитной организации к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков по кредитам в рублях и иностранной валюте и суммы, не взысканные по банковским гарантиям, а также 50 % забалансовых требований (гарантий, поручительств) кредитной организации в отношении данного заемщика (заемщиков), предусматривающих исполнение в денежной форме.

Максимально допустимое значение норматива Н6 устанавливается в размере:[55]
|с баланса на 1.07.96 г. |60% |
|с баланса на 1.02.97 г. |40% |
|с баланса на 1.02.98 г. |20% |

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

Совокупная величина крупных кредитов, выданных кредитной организацией, включая взаимосвязанных заемщиков, с учетом 50% забалансовых требований (гарантий, поручительств) не может превышать размер капитала кредитной организации более чем:

SКркр

Н7 =----------

К
SКркр - совокупная величина крупных кредитов, выданных кредитной организацией .
| 1996 г. |в 12 раз |
| 1997 г. |в 10 раз |
| 1998 г. |в 8 раз |

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

Устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной кредитной организации, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов
(вкладчиков) и собственных средств кредитной организации:

Овкл

Н8 = -------- х 100%, где

К

Овкл - совокупная сумма обязательств кредитной организации

Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается в размере:[56]
| с баланса на 1.07.96 г. | 60 % |
| с баланса на 1.02.97 г. | 40 % |
| с баланса на 1.02.98 г. | 25 % |

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

Под ликвидностью понимается способность кредитной организации обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

В целях контроля за состоянием ликвидности кредитной организации устанавливаются нормативы ликвидности (текущей, мгновенной и долгосрочной).

Норматив текущей ликвидности (Н2) представляет собой отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней:

ЛАт

Н2 = ------ х 100%, где

ОВт

ЛАт - ликвидные активы -

ОВт - обязательства до востребования и на срок до 30 дней.

Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается в размере:[57]
|с баланса на 1.07.96 г. | 20 % |
|с баланса на 1.02.97 г. | 30 % |
|с баланса на 1.02.98 г. | 50 % |
|с баланса на 1.02.99 г. | 70 % |

Норматив мгновенной ликвидности (Н3) представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования:

ЛАм

Н3 = ------ х 100%, где

ОВм

ЛАм - высоколиквидные активы

ОВм - обязательства до востребования

Минимально допустимое значение норматива Н3 устанавливается в размере:[58]
| с баланса на 1.07.96 г. | 10 % |
| с баланса на 1.02.97 г. | 20 % |

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) представляет собой отношение выданных кредитной организацией кредитов сроком погашения свыше года к капиталу кредитной организации, а также обязательствам кредитной организации по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года и рассчитывается по следующей формуле:

Крд

Н4 = -------- х 100%, где

К + ОД

Крд - кредиты, выданные кредитной организацией, в рублях и иностранной валюте, с оставшимся сроком до погашения свыше года, а также
50% гарантий и поручительств, выданных кредитной организацией сроком действия свыше года

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.