p> В первом Уставе Госбанка, принятом IV сессией ВЦИК РСФСР 13 октября
1921 г., говорилось, что задачей банка является “способствовать кредитом и
прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства
и товарооборота”, а так же “концентрации денежных оборотов и проведению
других мер, направленных к установлению правильного денежного
обращения”[14]. Такой статус Госбанка соответствовал многоукладному
хозяйству, воссоздание которого было целью реформ периода новой
экономической политики, исключавших прямое тотальное государственное
планирование экономики. Однако уже в Уставе Госбанка СССР, утвержденном
ЦИК и СНК СССР 12 июня 1929г., говорилось о том, что Госбанк действует “в
соответствии с общим планом развития народного хозяйства”, он “регулирует
денежное обращение и осуществляет краткосрочное кредитование народного
хозяйства”.[15] В банковскую систему СССР накануне реформы входили: Государственный
банк СССР, Всесоюзный Банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк
СССР), Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), Государственные
трудовые кассы СССР (Гострудсберкассы). Систему возглавлял Государственный
банк СССР, который имел в стране развитую систему своих территориальных
подразделений. Но коренные преобразования коснулись банковской сферы лишь в конце 80-
ых. Их начало ознаменовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 17 июля 1987 г. №821 “О совершенствовании системы банков в стране и
усиления их воздействия на повышение эффективности экономики”. С этой
целью вносились структурно-функциональные изменения в банковскую систему,
провозглашалась новая кредитно-денежная политика. Были объявлены
реорганизация действующих и образование новых специализированных банков:
создана новая система банков, определены основные направления и сферы их
деятельности. В систему вошли: Внешторгбанк СССР, Промстройбанк СССР,
Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР и Государственный банк
СССР (Госбанк СССР), который превращался в единый эмиссионно-кассовый и
расчетный центр страны, организатора и координатора кредитных отношений в
народном хозяйстве. Постановление предоставило Госбанку СССР право определять на единой
методологической основе определять обязательные для всех банков СССР
состав объектов кредитования. условия выдачи и погашения кредитов, льготы
при кредитовании, меры кредитного воздействия на ссудозаемщиков и условия
их применения, устанавливать правила расчетов и условия и применения,
устанавливать правила расчетов и ведения кассовых операций в народном
хозяйстве, порядок ведения учета и отчетности в банках, а так же по
согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР - процентные
ставки за пользование кредитами. За Госбанком было сохранено право
установления официальных курсов иностранных валют к советскому рублю. Важное значение, как по силе воздействия на общественное мнение, так
и по последствиям в реальном процессе экономических реформ имели Закон СССР
“О кооперации в СССР” Согласно ст.23 Закона “союзы (объединения) кооперативов имеют право
создавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки
... ...Кооперативный банк является кредитным учреждением, который на
демократических принципах обеспечивает денежными средствами развитие
кооперативов, производит расчетно-кассовое обслуживание, представляет его
интересы в хозяйственных и финансовых органах ... ...Кооперативный банк мобилизует свободные денежные средства на
условиях договоренности. Банки могут привлекать также средства других
предприятий (организаций), граждан и прибегать к займам у
специализированных банков СССР... ...Устав кооперативного банка регистрируется в Государственном банке
СССР”[16] Постановлением Совета Министров СССР “Об утверждении устава Госбанка
СССР” акционерные коммерческие банки были впервые включены в перечень
кредитно-банковских учреждений: “ Госбанк СССР ... регулирует деятельность
специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и
других кредитных учреждений в СССР ... “[17]. В итоге к концу 1990 г., т.
е. всего за полтора года, число коммерческих банков в стране перевалило за
тысячу.[18] Последним этапом перехода к новой двухуровневой банковской системе
было принятие Верховным Советом СССР в декабре 1990 г. Закона “О банках и
банковской деятельности” и “Закона о Государственном банке СССР”. Однако
эти законы не успели оказать реального влияния на банковскую деятельность в
стране. В отличие от них аналогичные законы, принятые Верховным Советом
РСФСР и положили дорогу становлению развитой двухуровневой банковской
системы России. Глава 2
Принципы и структура двухуровневой банковской системы Принципы двухуровневой банковской системы На ранней стадии развития капитализма банки верхнего уровня
назывались эмиссионными банками. Однако к настоящему времени их функции
значительно расширились, поэтому в теории и на практике стали употреблять
понятие центральный банк. Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный
банк. Он выполняет две основные задачи. Первая задача - центральный банк
должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой
систем. В частности он должен предупреждать возникновение финансовой
паники, вероятность которой в финансовой системе с большим набором
посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи
центральный банк играет роль кредитора последней инстанции. Вторая задача центрального банка состоит в осуществлении такой
денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом
денежной массы был бы обеспечен низкий уровень инфляции и при этом не была
б допущена значительная безработица. Центральный банк любого государства прежде всего ответственен за
стабильность национальной валюты. Выпуск наличных денег - основа контроля
расширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческих
банков. Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном
кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под косвенным
контролем и на последующих ступенях Относительно к экономике Российской Федерации целями деятельности
Центрального Банка Российской Федерации являются: [19] защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным
валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Рассмотрим выполнение центральным банком этих функций: Центральный банк любого государства всегда заботится об устойчивости
своей национальной валюты. В этом отношении Российская Федерация избрала
достаточно необычный способ, значительно отличающийся от действий других
государств. Прежде всего это объясняется историческим генезисом развития
как России в целом, так и становления ее банковской системы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня
1992 года №629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи
части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" устанавливался
следующий порядок обязательной продажи части валютной выручки
предприятиями, объединениями, организациями, созданными по
законодательству Российской Федерации и с местонахождением в
Российской Федерации (в дальнейшем именуются "предприятия"), и
проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Настоящий порядок распространялся на обязательную продажу части
экспортной выручки в свободно конвертируемых валютах и операции
на внутреннем валютном рынке в свободно конвертируемых, клиринговых и замкнутых национальных валютах.[20] 1. Предприятия независимо от форм собственности, включая
предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляет
обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта
товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации через уполномоченные банки Российской Федерации по
рыночному курсу рубля.[21] Это было предусмотрено для того, чтобы Центральный Банк мог полнее
контролировать валютный рынок. Но все таки этот указ дал мощные толчок
становлению развитого валютного рынка Российской Федерации. Курс валют
устанавливался соотношением спроса и предложения. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) сообщает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г.
№629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной
выручки и взимания экспортных пошлин", а также в целях дальнейшего
развития валютного рынка в стране с 1 июля 1992 г. изменяется
система котировки курсов иностранных валют к рублю. Устраняется
множественность обменных курсов централизованных операций с иностранной
валютой и вводится единый курс при расчетах доходов и расходов госбюджета
для всех видов платежно-расчетных отношений с предприятиями,
объединениями, организациями и гражданами, а также для целей
налогообложения и бухгалтерского учета. С 3 июля 1992 г. также изменен механизм и порядок установления курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации. Банк России переходит на
установление единого курса непосредственно на валютном рынке. На
основе результатов операций по покупке (продаже) иностранной свободно
конвертируемой валюты на Московской межбанковской валютной бирже
Банк России осуществляет фиксинг, т.е. установление курса доллара США к
рублю Российской Федерации, в результате спроса и предложения на
межбанковском валютном рынке. Банк России воздействует на динамику
рыночного спроса и предложения валюты в направлении, отвечающем
экономическим интересам страны. Курс фиксинга является единым курсом
Банка России. Валютный фиксинг Банка России осуществляется два раза в неделю - по вторникам и четвергам. Курс Банка России вводится в действие
соответственно со среды (сроком действия по Четверг включительно) и с
пятницы (сроком действия по вторник включительно). В день валютного
фиксинга Банк России сообщает курсы ведущих свободно конвертируемых валют к
рублю Российской Федерации по телеграфу своим главным территориальным
управлениям которые доводят эту информацию до уполномоченных коммерческих
банков. Банк России также публикует эти курсы в день их введения в
"Российской газете".[22] Еще один инструмент регулирования курса национальной валюты был
разработан после событий на Московской Межбанковской Валютной Бирже 11
октября 1994г. С 10 до 13 часов так называемого “черного вторника” курс
доллара на торгах ММВБ подскочил сразу на 845 пунктов (27%) . Курс рубля
рухнул до 3926 руб. /$. Ответом на этот резкий скачок было введение валютного коридора. Хотя
фиксирование правительством валютного курса является одним из самых
пагубных видов ценового контроля, поскольку рано или поздно вынуждает
правительство устанавливать административный контроль и над другими
внутренними ценами. Однако Правительство Российской Федерации и Совет
директоров Центрального банка считают, что дело обстоит совсем не так.
Вообще говоря курс рубля не фиксирован, он движется прежде всего рыночными
силами. “Валютный коридор” лишь временный инструмент воздействия. Если
вдруг отменить “зеленый коридор”, то по мнению А. Лившица курс изменится
очень незначительно.[23] Что же экономика страны получила в результате ? Во-первых снижение
инфляции в крупных городах, население которых живет на импорте. Во-вторых,
инфляционные ожидания на валютном рынке практически подавлены. Экспортеры
хотят, чтобы рубль падал, банки устраивают любые колебания рубля ,
совершенно безразлично - вверх или вниз, важно, чтобы покруче и менее
предсказуемо. Но экономика не может жить в таких условиях долго. В конце декабря было принято не то, что сенсационное, а напротив
вполне предсказуемое решение повысить “валютный коридор”. Повышение его
границ с приходом в Центральный банк Сергея Дубинина ждали все. Вопрос был
лишь один: насколько изменится коридор. В течении первой половины 1996г.
курс доллара будет колебаться в пределах 4550-5150 рублей/$. В остальном
механизм валютного коридора не претерпел изменений. Центральный банк любого государства прежде всего ответственен за
стабильность национальной валюты. Выпуск наличных денег - основа контроля
расширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческих
банков. Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном
денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под
косвенным контролем и на последующих ступенях развития денежных средств в
форме текущих счетов или средств безналичного расчета. Банкноты
Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их
количество ограничено. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из
обращения, и в этом смысле становится фактором денежно-кредитного
регулирования. Осуществление кредитной эмиссии Центральным банком является
показателем его независимости. Всякое покрытие бюджетного дефицита,
государственных расходов выпуском денег ограничивает его независимость в
проведении денежно-кредитного регулирования. Центробанк платит банкнотами,
которые он сам же создает, когда расплачивается требованиями на себя. В
современных условиях не существует никакого законодательно установленного
норматива обмена этих обязательств Центральным банком, например на золото. Наличные денежные средства, вместе с резервами коммерческих банков
образуют денежную базу в экономике, составляют пассив в балансе
Центрального банка. Именно по этому балансу эмитента - Центрального банка
можно определить величину денежного агрегата-[pic]-основным компонентом
которого являются наличные деньги. Для более точного расчета агрегата
[pic] следует брать остатки средств коммерческих банков, находящихся на
резервном счете в ЦБР, отражающиеся в активах балансов коммерческих банков.
Для регулирования реальной денежной массы ЦБР, увеличивая норму
резервирования, сокращает объем денежных средств, которыми располагают
коммерческие банки. В развитых странах наиболее ликвидную часть денежной
массы характеризует показатель [pic], который по уровню ликвидности
практически не отличается от, [pic], так как происходит беспрепятственный
перелив отдельных компонентов. В России, между показателями [pic] и [pic]
существует большой разрыв по уровню ликвидности. Это связано с тем, что
общепринятым средством обращения и платежа являются наличные деньги, что
взывает постоянное стремление коммерческих структур максимизировать свою
наличность путем предельно возможного расширения трансформируемых
безналичных остатков на расчетных счетах в наличные или благодаря
формальному занижению выручки от реализации товаров. Предпочтение наличности другим денежным средствам уменьшает денежный
(усложненный вариант депозитного) мультипликатор[24]
[pic] , где [pic] , [pic] m - денежный мультипликатор, отношение общей денежной массы к
денежной. R - обязательные резервы. d - депозиты коммерческих банков. N - наличность. С помощью этого уравнения вводится потенциал наличных денег (эмиссии)
внебанковской системы:
[pic]; [pic] Таким образом помимо определения абсолютных размеров выпуска
эмиссионные функции Центрального банка реализуются путем изменения
норматива минимальных резервов и установления коэффициента наличности
(определенной доли налично-денежного оборота), определяемого отношением
денежного агрегата [pic] к общему объему денежной массы или к наиболее
ликвидной его части. Используя экономико-математические модели функций спроса и
предложения Центральный банк Российской Федерации дает оценку оптимально
необходимой на данном этапе емкости совокупного денежного оборота, так и
потенциального предложения денег. Установка целевых ориентиров прироста
денежной массы в обращении определяет и размер наличных денег. Плановые
показатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно не
устанавливаются. Для каждого коммерческого банка Центральный банк
определяет коэффициент наличности в общем объеме всей денежной массы или в
наиболее ликвидной его части, в зависимости от лимитов оборотной кассы
конкретного банка и структуры платежного оборота в той местности, где он
расположен с учетом удаленности от территориального отделения ЦБ из средств
которого пополняется кассовая наличность При определении размера выпуска наличных денег Центральный банк
устанавливает целевой ориентир прироста денежной массы (таргетирование),
определяемый на контрольный срок, но подлежащий корректированию ЦБ РФ в
лице департамента эмиссионно-кассовых операций и Департамента регулирования
денежного обращения осуществляет эмиссионные операции исходя из
потребностей хозяйственного оборота и государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|