Малое
инновационное предпринимательство имеет потенциал для развития в приоритетных
для экономики Актюбинской области. Это, такие направления, как: энерго- и
ресурсосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки,
информационные технологии, радиотехника, приборостроение.
Повысится роль
малого бизнеса в развитии социальной сферы. Уже сейчас в здравоохранении,
спорте, социальном обеспечении, образовании, культуре и искусстве функционируют
свыше 800 малых предприятий, на которых занято более 4,5 тыс. человек. В
основных направлениях развития малого предпринимательства предусмотрен
территориальный аспект, учтены потенциальные возможности управленческих округов
и местных образований, их социальные, природно-географические и демографические
особенности.
Важную роль в
развитии малого бизнеса имеет государственная политика по поддержке малого
предпринимательства. Концепция базируется на признании предпринимательской
способности населения как важнейшего ресурса социально-экономического развития
области и, соответственно, изменении приоритетов экономической политики
исполнительных органов государственной власти области на всемерную поддержку
хозяйственной самостоятельности граждан и инновационной энергии
предпринимателей. В Концепции для достижения целей и решения поставленных
задач, предусмотрен комплекс организационных, институциональных, нормативных,
финансовых и имущественных мер и механизмов по государственной поддержке малого
предпринимательства.
В Концепции
намечены меры по вовлечению безработных и незанятых граждан в
предпринимательскую деятельность путем обучения, предоставления бесплатных
консультационных и информационных услуг по вопросам организации своего дела, содействия
в подготовке и экспертизе бизнес-планов, компенсации части затрат за счёт
средств областного бюджета по участию предпринимателей в областных выставках
продукции и др.
В результате этой
работы к 2015 году количество субъектов малого предпринимательства в
Актюбинской области возрастет на 185 тыс.единиц, а общая численность занятых в
сфере малого предпринимательства за эти годы увеличится в 1,8-1,9 раза и
достигнет более 400 тыс. человек.
В экономике
области доля субъектов малого предпринимательства, в общем, объеме выпуска
товаров и услуг, общей численности работающих, объеме налоговых доходов
областного бюджета составит 20-25%. Предусмотренные темпы развития малого
предпринимательства увеличат в обществе слой граждан, самостоятельно
обеспечивающих своё достойное благосостояние, насытят рынок товарами и
услугами, повысят устойчивость, гибкость и адаптивность экономики области,
усилят влияние малого бизнеса на структурные преобразования в экономике,
формирование оптимального отраслевого состава областного хозяйства. Этим
самым, малое предпринимательство Актюбинской области выйдет на качественно
новый уровень.
3 Оценка
экономической эффективности программ малого бизнеса
в Актюбинской
области
На фоне
глобализации мировой экономики экономика Западного Казахстана сталкивается с
рядом проблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность,
незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и
межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий
потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика),
неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и
технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с
производством, низкие расходы на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптации
экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической
экономике.
Основной задачей
для региона на ближайшие годы является привлечение прямых отечественных,
иностранных инвестиций и займов для организации производства качественных
строительных материалов, изделий и конструкций за счет освоения новых
технологий и передовой техники, способных обеспечить в основном внутренний
рынок, способствовать сокращению импорта, созданию экспортных возможностей и
открытию новых рабочих мест.
Следует заметить, что по итогам 2005 года Актюбинская область занимает
передовые позиции в республике по реализации Стратегии
индустриально-инновационного развитии (см. Приложение 3).
Была продолжена
работа по реализации ряда крупных инвестиционных проектов, направленных на
развитие высокотехнологичных производств и внедрение новых переделов в
цепочке добавленных стоимостей (см. Приложение 4).
АО «Актюбинская
медная компания» ведет строительство горно-обогатительного комбината по
добыче и обогащению медной руды месторождения 50 лет Октября мощностью 2,5
млн. тонн руды в год с выпуском 200 тыс. тонн медного концентрата. АО
«СНПС-Актобемунайгаз» ведется строительство третьего газоперерабатывающего
завода на месторождении Жанажол мощностью 2,5 млрд. куб. метров в год. ТОО
«Интергласс Казахстан» начаты работы по строительству завода по выпуску
листового стекла мощностью 22 млн. кв. метров в год. ТОО «Актобе Глас»
начинается строительство завода по выпуску стеклотары производительностью 460
млн. штук в год в г. Кандыагаше. ТОО «Тагам» начало строительство в г. Алга
завода по переработке гипса с выпуском в год 4 млн. кв. м. гипсокартонных
плат, 600 тыс. кв. м. газогребневых плит, 60 тыс. тонн гипсового порошка,
ведутся подготовительные работы по строительству цементного завода.[1]
В течение года
проводилась системная работа совместно с государственными институтами
развития по реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих внедрение
конкурентоспособных и экспортоориентированных производств. Впервые в
Казахстане с участием АО «Банк развития Казахстана» и АО «Инвестиционный
фонд Казахстана» принят к финансированию проект реконструкции завода
железобетонных изделий в г. Актобе с организацией производства ячеистого
бетона мощностью 170,0 тыс. куб. метров в год на общую сумму 19,2 млн. долл.
США. На рассмотрении в финансовых институтах развития находится ряд других
инвестиционных проектов.
По итогам 1
полугодия 2005 года в Актюбинской области сохранены позитивные тенденции в
развитии экономики и высокие темпы роста по основным показателям.
Объем
промышленного производства составил в действующих ценах 267,8 млрд. тенге, что
на 62,6 млрд. тенге больше 6 месяцев 2005г. Индекс физического объема составил
105,6%.
Меры по развитию
обрабатывающей промышленности позволили обеспечить рост объемов производства в
данном секторе на 3,7 млрд.тенге к уровню соответствующего периода 2005 года.
Объем произведенной продукции составил 42,1 млрд. тенге.
В горнодобывающей
промышленности объем производства увеличился на 5,2%.
С начала 2006
года в промышленности обеспечен рост производства по следующим видам
деятельности: производство резиновых и пластмассовых изделий - на 36,7%;
целлюлозно-бумажная промышленность и издательское дело – на 71,8%,
металлургическая промышленность - на 6,7 %.
Легкая промышленность, произвела продукции на 68,7 млн. тенге, что
составило 89,3% к уровню прошлого года. Снижение связано с технической и
технологической отсталостью, отсутствием финансовых средств на модернизацию
основных фондов, и т.д.
На предприятиях
машиностроительной отрасли отмечен рост объемов производства в 1,9 раза к
соответствующему периоду прошлого года и составил 6,6 млрд. тенге.
В химической
отрасли основную долю производимой продукции составляет продукция АО
«АЗХС» объем производенной продукции на котором снизился на 12,9% и составил
3625,3 млн. тенге. Снижение связано с удорожанием себестоимости продукции из-за
роста цен на энергоносители и ограничением поставки серной кислоты с АО
«Казахмыс».
В пищевой отрасли
за отчетный период объем производства составил 7,8 млрд. тенге, по
сравнению с соответствующим периодом 2005 года отмечен рост производства по
всем основным продовольственным товарам.
Строительная
индустрия региона получила достаточно позитивное развитие. Увеличено производство
керамических плит, кирпича, сборных строительных конструкции из бетона и т.д.
В 2006 году
предусмотрены к реализации в добывающей отрасли 5 проектов на сумму 173,6
млн.долл. США (630 раб.мест), в обрабатывающей 23 проекта, 5 инфраструктурных
проектов[2].
В целях
реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, формирования
эффективной инновационной системы создан ТОО «Региональный индустриальный
технопарк «Актобе». Учредителями ТОО «Региональный индустриальный технопарк
«Актобе» (далее Технопарк) выступили ТОО «Батыс Инжиниринг» -60% доли в
уставном капитале, АО «Актобемунайфинанс» -30% и акимат области- 10%. Уставной
капитал на первоначальном этапе составил 100 млн.тенге.
Акиматом области
установлены прямые контакты с институтами развития РК, проводятся
информационно-консультационные работы бизнес структурами области по
финансированию инвестпроектов.
С участием АО
«Банк развития Казахстана» и АО «Инвестиционный фонд Казахстана» принят к
финансированию проект реконструкции завода по выпуску ячеистого бетона
мощностью 180,0 тыс.куб.метров в год. Для реализации проекта образовано новое
АО «АктобеСтройИндустрия», где институциальным инвестором выступает АО «Инвестиционный
фонд Казахстана» (48% акций), ТОО «Фирма «Жигер» (52,0%). Общая сумма проекта
составляет 24836,0 тыс.долл.США. в т.ч. средства: АО «БРК» - 12821,0
тыс.долл.США, АО «ИФК» - 5185,0 тыс.долл.США, собственные средства АО – 6830,0
тыс. долл. США.
АО «БРК» принят к
финансированию проект модернизации производства рентгеновских аппаратов АО
«Актюбрентген», находится на рассмотрении инвестиционный проект по производству
обогащенного каолина (ТОО «Тагам»).
АО «ИФК» приняты
к рассмотрению проект заготовки и переработка кожевенного сырья (ТОО
«Казахстанпроминвест») и проект по производству расснаряжения боеприпасов и
повторного наполнения корпусов боеприпасов ТОО «Казахстанский Центр Комплексной
Утилизации Боеприпасов «Нитрохим».
В настоящее время
с институтами развития хозсубъектами области прорабатываются вопросы по
финансированию следующих инвестиционных проектов: строительство завода по
выпуску грузовых железнодорожных вагонов, полувагонов, платформ,
железнодорожных цистерн; завода железобетонных изделий по производству
фундаментных блоков, опор для линий электропередач.
Совместно с
научно-производственной корпорацией «ДАЛЕМ-АСА» прорабатывается вопрос
организации производства стеклянного волокна, финансирование которой
предполагается через АО ««Национальный инновационный фонд».
В июне 2005 года
акиматом области проведен открытый конкурс по государственным закупкам услуг по
проведению аналитических и маркетинговых исследований по перспективам развития
горно-металлургического комплекса и транспортно-логистических услуг в
Актюбинской области.
В рамках Стратегии индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы предполагается проведение
активной государственной научной и инновационной политики, направленной на
стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения
поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и
совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной
политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые
стандарты во всех отраслях экономики и управления.
Успешная
реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в
структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на
эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала,
выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
Для обоснования
отдельных предложений по совершенствованию методов и механизмов
государственного регулирования экономики в соответствующих разделах Стратегии
приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей и
экспортоориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной
политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного
преимущества на мировых рынках. Приоритетами индустриально-инновационной
политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том
числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики
несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач
особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и
высокотехнологичных производств.
В Приложении 5 представлены
основные направления индустриально-инновационной политики. В Казахстане за последние пять лет объемы финансирования
науки составляют порядка 0,2% ВВП, что является недостаточным. Так, по
итогам исследования за 2005 год наибольшая инновационная активность в
Казахстане (при среднем показателе 2,1%) была характерна для предприятий
иностранной (5%) и частной (3,7%) форм собственности. Между тем на
государственных предприятиях инновационная активность была равна 0,6% (см.
Приложение 6).
Чаще всего
инновационные проекты осуществлялись на промышленных предприятиях (56,8%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение
подведем итоги реферата и предложим перспективы развития предпринимательской
деятельности в Казахстане. Проведенный анализ состояния и тенденций в
развитии бизнеса в Казахстане свидетельствует, что предпринимательство –
важнейшее направление развития экономики, и в настоящий момент его вклад в
экономику республики становится всё более весомым. Однако, несмотря на то, что
в целом, по республике, количество занятых в сфере предпринимательства из года
в год повышается, а, удельный вес к экономически активному населению остаётся
ещё низким по сравнению с государствами с развитыми рыночными отношениями.
Одним из основных
направлений государственной поддержки предпринимательства является реализация
его механизма через созданные инфраструктуры малого предпринимательства (фонды,
кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы и
т.д.). Анализ инфраструктуры показал, что отсутствуют страховые компании;
лизинговые, аудиторские и консалтинговые фирмы. Предприниматели, в основном,
ориентированы на мощную рыночную инфраструктуру таких городов, как Алматы,
Астана и др.
Одной из ключевых
форм совершенствования механизма государственной поддержки предпринимательства
является внедрение в экономику новых форм организации производства и услуг,
способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для
формирования среднего класса.
Поддержку
субъектов предпринимательства, особенно в производственной сфере, лучше
обеспечивать за счёт механизма государственного заказа. Данный механизм может
значительно расширить спектр стимулирующего воздействия государства.
Среди мер
государственной поддержки предпринимательства ключевое значение имеет помощь и
содействие государства в закреплении малого предпринимательства за определенным
рынком. Реализацию данного предложения можно обеспечить путем регулярной
публикации перечня приоритетных видов производств, в развитии которых государство
заинтересовано, и перечня регионов, которые оно хотело бы развивать.
Действенной мерой
государственной поддержки в одном направлении было бы предоставление
преференций при размещении госзаказа на производство определенных видов
товаров, работ и услуг из опубликованного списка.
Задачами
программы поддержки предпринимательства в республике являются:
-определение
приоритетных направлений развития бизнеса в отраслевом и региональном разрезе.
В первую очередь
речь идет о создании частных и коллективных структур рыночной экономики в сфере
производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства товаров
народного потребления, развития инновационной деятельности;
-формирование
всех компонентов рыночной инфраструктуры в Казахстане как суверенном государстве
(товарных, фондовых бирж, холдинговых, маклерских, брокерских, лизинговых,
страховых, аудиторских компаний);
-создание и
активная деятельность государственных и негосударственных органов и организаций
по поддержке новых экономических структур. Образование республиканских и
местных фондов поддержки предпринимательства.
Все перечисленные
меры по совершенствованию государственной поддержки предпринимательства
позволят в конечном итоге расширить сферы его деятельности и увеличить объёмы,
а также окажут позитивное влияние на каждое конкретное предприятие.
Страницы: 1, 2, 3
|