Меню
Поиск



рефераты скачать Развитие предпринимательства в Казахстане

Развитие предпринимательства в Казахстане

План


Введение

1 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане

2 Анализ развития предпринимательства в Актюбинской области

3 Оценка экономической эффективности программ малого бизнеса в

  Актюбинской области

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что   стратегическими задачами экономики Казахстана являются развитие отечественного наукоемкого производства, разработка и освоение новых информационных технологий, ориентированных на получение конкурентоспособной продукции и обеспечение интересов национальной экономической безопасности за счет сохранения и развития промышленного и научно-технического потенциала республики.

В экономической,  философской и других видах литературы можно найти различные точки зрения на сущность понятия «предпринимательство». Например, по понятиям американских учёных – это вид деятельности граждан, направленный на организацию и осуществление смелых, важных и трудных проектов.  Предпринимательство – это рискованное дело, осуществляемое добровольно гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется с понятиями сделать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно связано с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость» и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования. В основе, которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы на самых разнообразных источников.

При написании  реферата была поставлена цель – раскрыть  сущность предпринимательской среды, социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики, особенно малого бизнеса, на примере Актюбинской области  Западного Казахстана.

В заключительной части  исследования  отражаются  рекомендации по совершенствованию предпринимательской деятельности  в Республике Казахстан. В работу включены приложения и библиографический список.

Таким образом,   выбранная  тема решает  актуальные проблемы развития предпринимательства в современных условиях.

1.     Состояние и тенденции развития предпринимательства в

Казахстане

Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан» [18]. С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы.  Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Казахстан провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.

В СССР и СНГ в начале 90-х годов отсутствовали единые и четкие критерии, по которым то или иное предприятие могло быть отнесено к малому бизнесу.  Вследствие этого отсутствовали оценки реального вклада предпринимательства в экономику постсоветских государств и адекватные статистические данные.   Первая волна, в виде кооперативов и малых частных предприятий, пользуясь предоставленными льготами и инерционностью государственного сектора экономики, смогла функционировать достаточно успешно.

В это время наблюдались тенденции макроэкономической стабилизации, снижения инфляции и осуществления малой приватизации. Кроме того, решалась проблема занятости населения, что уменьшило уровень безработицы в республике.  Более 40% функционирующих в настоящее время малых предприятий были созданы в 1992 – 1993 гг., когда малые предприятия имели значительные налоговые льготы и возможность кредитования.

Кризис малых предприятий связан с изменением экономической ситуации в стране.  Жесткое денежно-кредитное регулирование, сжатие денежной массы в национальной валюте, неплатежеспособность, общее сокращение платежеспособного спроса – как производственного, так и потребительского, обесценивания оборотных средств, индексация основных производственных фондов обусловили снижение количества субъектов малого бизнеса и создали серьёзные препятствия в его функционировании и развитии.

Новый импульс развитию предпринимательства в определенной степени придали Указы Президента Республики Казахстан от 14 июня 1996 года № 3036 «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности»; от 6 марта  1997 г. №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 г. №3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». [4]

В Приложении 1 приведены  данные о формировании  хозяйствующих субъектов  по типам и формам собственности.

Из приведенных данных можно видеть, что малые предприятия с частной формой собственности имеют небольшие количественные показатели. Так, в 1997 году наблюдается рост количества зарегистрированных субъектов малых предприятий.  По сравнению с 1995 годом наблюдается рост количества зарегистрированных субъектов малых предприятий.  По сравнению с 1995 годом количество функционирующих субъектов малого предпринимательства увеличилось в 2,4 раза, а по сравнению с 1992 годом – в 1,5 раза. Однако в данном случае можно говорить только о тенденции роста. Более детальные данные, предоставляемые отдельными государственными органами, разнятся с данными официальной статистики, так как произошедшие перемены в законодательстве за период обследования обусловили изменение круга обследуемых предприятий.  Так, например, в 1996 году ценз по размерности отличался от последующих. С 1997 г. Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» было определено, что «субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работающих не более 50 человек» и в следующих организационно-правовых формах:

·                   Полное товарищество;

·                   Коммандитное товарищество;

·                   Товарищество с ограниченной ответственностью;

·                   Товарищество с дополнительной ответственностью;

·                   Производственные кооперативы. [12]

Ежеквартальный рейтинг (оценка) малого бизнеса, проводимой Агентством РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, позволила выявить определенную дифференциацию в уровнях развития малого предпринимательства по регионам Казахстана.

К категории регионов с относительно высоким уровнем развития малого бизнеса можно отнести города Алматы и Астана, Костанайскую область.

К категории регионов со средним уровнем развития малого предпринимательства входят Южно-Казахстанская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Атырауская, Жамбылская, Кзыл-Ординская и Мангистауская области.

Регионом с относительно низким уровнем развития этого сектора экономики можно считать Павлодарскую, Актюбинскую, Западно-Казахстанскую и Акмолинскую области.

Мониторинг развития малого бизнеса по регионам второй группы (со средним уровнем) показал, что ведущие позиции по развитию предпринимательской деятельности в отраслях промышленности занимают Атырауская и Алматинская области.

Очевидно, что вклад малого предпринимательства в экономику республики возрастает.

Однако подъем происходит волнообразно, периоды роста сменяются спадом, затем вновь некоторое оживление, имеются существенные неиспользованные резервы.

В рамках содействия установлению благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан путем подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательного режима и системы налогообложения в Совете организованы рабочие группы по следующим вопросам:

·                   Законодательство

·                   Налогообложение

·                   Текущая деятельность инвесторов

·                   Повышение инвестиционного имиджа страны.

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), но все эти проблемы решаемы. [10]

Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Развитого частное предпринимательство  требует предоставление предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.


2 Анализ развития предпринимательства в Актюбинской области


В Актюбинской  области реализация политики по поддержке и развитию малого предпринимательства осуществляется в соответствии с мероприятиями  акимата области. Также выполнение программы Акима Актюбинской области по созданию условий для  подъема экономики и повышения уровня жизни населения, а также путем разработки и реализации кратко- и среднесрочных областных целевых программ государственной поддержки предпринимательства. В 1995-2002 гг. разработаны и реализованы пять областных целевых программ государственной поддержки  предпринимательства. Выполнено свыше 330 мероприятий экономического, правового, организационного, информационного, образовательного характера, на финансирование которых направлено из различных источников свыше 75 млн. тенге, в том числе целевым образом из областного бюджета – более 150 млн. тенге. С организационным и финансовым  участием исполнительных органов государственной власти созданы 24 организации областной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства,  которые только за 6 месяцев 2002 г. оказали свыше 18 тысяч деловых услуг субъектам малого предпринимательства, из них половина бесплатно. Центр содействия предпринимательству, который активно содействовал развитию малого бизнеса, реализуют ряд государственных механизмов финансового, имущественного, организационного и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Развитие предпринимательства настолько актуальна для совершенствования управления на любом уровне, что оно должно найти главное звено для победы в острой конкурентной борьбе.

Так, в соответствии с постановлением Правительства в области (май 1998 г.) создана система  микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в соответствии с которой по состоянию на 1 октября 2002 г. субъектам малого бизнеса, преимущественно индивидуальным предпринимателям, на создание и расширение своего дела предоставлено через 20 муниципальных  фондов свыше 7000 займов на сумму около 85 млн.тг. В 2002 году создан областной фонд поддержки  предпринимательства. Функционируют механизмы предоставления поручительств для привлечения в сферу, особенно малого бизнеса средств коммерческих банков. Также компенсируются   части затрат при участии  в выставках, применяется упрощенный порядок оформления документов и принятия решения о сдаче в аренду  имущества республиканской и областной собственности.

Вместе с тем, темпы создания новых и расширения действующих субъектов особенно малого предпринимательства снизились, а по отдельным показателям начался процесс утраты достигнутых рубежей. С 1998 года не растет число малых предприятий, ежегодно сокращается в среднем на 2-3% число крестьянских (фермерских) хозяйств. Треть малых предприятий убыточны. Из-за слабого менеджмента 35% малых предприятий существуют менее двух лет.  Вклад малых форм хозяйствования в социально-экономическое развитие Актюбинской области и повышение благосостояния населения из-за сдерживающих факторов не соответствуют их потенциальным возможностям.  В хозяйственном комплексе области сформировалось бизнес-сообщество (примерно 260 тыс. чел.), численность которого стабилизировалась  и в 1998-2001 гг. практически оставалась неизменной.

Для того, чтобы выработать меры по улучшению данной деятельности, необходимо определить какие проблемы замедляют темпы его развития.

Важную роль в выяснении вопросов развития предпринимательства играет мониторинг – обследование с целью сбора данных для анализа определенных параметров экономической жизни проводимой в разрезе региона.

Наиболее трудоемкими показателями, как по степени их получения, достоверности, так и по степени их обработки, являются показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Так, на примере данных ТОО «Нур» можно привести основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, рекомендуемые для экспресс-анализа (см. Приложение 2).

Кроме экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в ходе мониторинга большое значение уделяется обработке статистической информации о малых и средних фирмах, а также данных социологического опроса руководителей этих предприятий.

Положительным моментом в развитии предпринимательства Актюбинской области является поворот к производственным видам деятельности. Так, треть предпринимателей занимается производственными видами деятельности, более 20% - работает в сельскохозяйственном секторе национальной экономики. Торгово-закупочная деятельность привлекает каждого десятого респондента, а всего торговлей, посреднической деятельностью и предоставлением услуг занято 40,9% предприятий.

Более половины опрошенных предприятий прогнозируют увеличение объемов выпускаемой продукции (услуг). Но в то же время они ожидают сжатие спроса внутреннего рынка на продукцию малого предпринимательства, объясняя это сокращением госзаказов, дефицитом свободных финансовых ресурсов у партнеров, снижением покупательной способности населения, а также нарастанием конкуренции со стороны зарубежных поставщиков.

Основные направления развития малых предприятий строительного профиля: выполнение государственных и местных заказов в качестве подрядчиков и субподрядчиков на строительстве социальных объектов: школ, больниц, спортивных, бытовых учреждений, а также при выполнении капитального и текущего ремонта жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства.

Для малого предпринимательства торговли и общественного питания наиболее важными направлениями развития являются: организация на территории муниципальных образований широкой сети небольших магазинов местного значения, а в отдаленных и труднодоступных сельских местностях - павильонов, киосков и «магазинов на дому». Малое предпринимательство на селе будет развиваться в рамках формирования многоукладного сельского хозяйства. Усилится тенденция укрупнения фермерских хозяйств и увеличения объемов производства в расчете на одно фермерское хозяйство.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.